Научная статья на тему 'Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основа их профессионального становления'

Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основа их профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Омарова Бучей Керимовна

Целью статьи является изучение процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков в условиях сельскохозяйственного трудового воспитания, как необходимого аспекта профессионального становления. Метод. Анализ методической и психолого-педагогической литературы. Результаты. Рассмотрены подходы решения данной проблемы в условиях средней общей образовательной школы сельской местности. Определены необходимые условия профессионального становления учащихся в процессе обучения и приобщения к сельскохозяйственному труду. Выводы. Анализ литературы и обобщение результатов трудового воспитания в сельской средней общеобразовательной школе позволили авторам выявить подходы решения проблем профессионального становления учащихся. В данной статье обращается внимание на проблемы профессионального становления учащихся в динамично меняющихся социально-экономических условиях сельской местности. Рассмотрены внутренние и внешние факторы, обуславливающие значимость профессионального становления. В статье отмечается, что трудовое воспитание является неотъемлемой функцией развития общества и учебно-воспитательного процесса в средней общей образовательной школе. Раннее вовлечение учащихся в целенаправленно организованный, дифференцированный, посильный труд выполняет образовательную, воспитательную, обучающую функции учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Омарова Бучей Керимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основа их профессионального становления»

(ОЭФиМП), факультет физики, математики и информатики (ФФМиИ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: gasan_mag@mail.ru

Алибегова Сияра Джамалудиновна, аспирант, ОЭФиМП, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: siaradj58@mail.ru

Асилалов Мурад Захарович, учитель физики, Кубачинская средняя общеобразовательная школа, с. Кубачи, Республика Дагестан, Россия; e-mail: fizik.as@yandex.ru

Амиралиев Абудин Джамалудинович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ОЭФиМП, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: abuamiral@mail.ru

Принята в печать 10.04.2017 г.

Physics, Mathematics and Informatics (PMI), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: gasan_mag@ mail.ru

Siyara D. Alibegova, postgraduate, GEPTM, PMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: siaradj 58 @mail.ru

Murad Z. Asilalov, Physics teacher, Kubachi General School, the village of Kubachi, the Republic of Dagestan, Russia; e-mail: fizik.as@yan-dex.ru

Abudin D. Amiraliev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, GEPTM, PMI, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: abuamiral@mail.ru

Received 10.04.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основа их профессионального становления

© 2017 Мирзоев Ш. А. 1 Омарова Б. К. 1 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sixivi@yandex.ru 2 Рутульская средняя общеобразовательная школа № 1, Рутульский район, Республика Дагестан, Россия; e-mail: bina-abdullaeva@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является изучение процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков в условиях сельскохозяйственного трудового воспитания, как необходимого аспекта профессионального становления. Метод. Анализ методической и психолого-педагогической литературы. Результаты. Рассмотрены подходы решения данной проблемы в условиях средней общей образовательной школы сельской местности. Определены необходимые условия профессионального становления учащихся в процессе обучения и приобщения к сельскохозяйственному труду. Выводы. Анализ литературы и обобщение результатов трудового воспитания в сельской средней общеобразовательной школе позволили авторам выявить подходы решения проблем профессионального становления учащихся. В данной статье обращается внимание на проблемы профессионального становления учащихся в динамично меняющихся социально-экономических условиях сельской местности. Рассмотрены внутренние и внешние факторы, обуславливающие значимость профессионального становления. В статье отмечается, что трудовое воспитание является неотъемлемой функцией развития общества и учебно-воспитательного процесса в средней общей образовательной школе. Раннее вовлечение учащихся в целенаправленно организованный, дифференцированный, посильный труд выполняет образовательную, воспитательную, обучающую функции учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: профессиональное становление, трудовое воспитание, сельскохозяйственные профессии.

Формат цитирования: Мирзоев Ш. А., Омарова Б. К. Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основа их профессионального становления // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 62-68.

Introducing the Pupils to the Agricultural Labor as the Basis of Their Professional Development

© 2017 Shaydabeg A. Mirzoev 1, Buchy K. Omarova 1 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sixivi@yandex.ru 2 Rutulskaya Secondary School No. 1, Rutul Region, the Republic of Dagestan, Russia; e-mail: bina-abdullaeva@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the process of formation of professional knowledge of skills in the conditions of agricultural labor education, as a necessary aspect of professional development. Method. Analysis of methodological and psychological-pedagogical literature, the authors of the article examine the approaches of solving this problem in the conditions of the average general educational school in rural district. Results. The authors of the article identify the necessary conditions for the professional development of the pupils in the process of learning and introducing the pupils to the agricultural labor. Conclusions. The analysis of the literature and generalization of the results of labor education in the rural secondary school allow the authors to identify the approaches of solving the problems of pupils' professional development. The authors of the article refer to the problems of pupils' professional development in dynamic social-economical environments of rural district; they consider internal and external factors determining the importance of professional development. Labor education is an integral feature of society development and the educational process in secondary school. Early involvement of students in purposefully organized, differentiated feasible work provides all educational functions of the learning process.

Keywords: professional development, vocational education, agricultural occupations.

For citation: Mirzoev Sh. A., Omarova B. K. Introducing the Pupils to the Agricultural Labor as the Basis of Their Professional Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 62-68. (In Russian)

Введение

В современных условиях социально-экономического развития нашей страны проблема профессиональной ориентации подрастающего поколения приобретает особое значение и как никогда становится актуальной. Возникает необходимость ориентировать молодое поколение с максимальным учетом изменившихся экономических условий, исторически оправданных российских, прогрессивных национальных трудовых традиций, жизнедеятельных региональных профессий, ремесел, способностей и возможностей учащихся.

Проблема профессионального становления как «формообразование личности» состоит из нескольких этапов:

- формирование профессиональных намерений и интересов;

- профессиональная подготовка;

- профессионализация и мастерство.

Как известно, профессиональное становление является динамичным процессом, который зависит, во-первых, от внешних условий: человек с первого дня «прикосновения» к профессии должен осознавать не только смысловую значимость профессии, но и требования общества к ней; соотношение данной профессии с другими профессиями; менталитет народа, духовные ценности, окружающие и поддерживающие данную профессию. Во-вторых, профессиональное становление зависит от внутренних условий: от представлений человека о профессии, критерия оценки человеком и его окружающими самой профессии. Понимание и раннее осмысление этих динамичных процессов - первые благоприятные ростки к профессиональному становлению. Очевидно, что эти качества необходимо формировать в самом начале профессионального становления личности.

Профессиональное становление - сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление, учет своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями к профессиональной деятельности. Мы считаем, что в современных условиях объявления зарубежных экономических санкций России особо важным представляется приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду как основе их профессионального становления в сельской местности.

Республика Дагестан - один из уникальных регионов Российской Федерации, где преобладает сельскохозяйственная деятельность, способная решать значительные социально-экономические проблемы страны. Однако в последние десятилетия именно в сельских районах отмечается большой отток населения, отсутствие у большинства молодого поколения соответствующих знаний, умений и навыков эффективного воспроизведения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Зачастую большинство учащихся, да и молодые педагоги школ смутно представляют элементарные требования к земледельческим, животноводческим и ремесленным профессиям, ориентируют себя на рентабельные промышленные профессии.

В связи с этими изменениями возникает необходимость обратить особое внимание на приобретаемые учащимися в средней общей образовательной школе знания, умения и навыки сельскохозяйственного труда. Именно современные учащиеся являются экономическим оплотом нашей страны, от них зависит социально-экономическое и

демографическое развитие и процветание села.

В последние 5-10 лет различные преобразования в образовательной системе страны привели к минимуму трудового воспитания учащихся как в школе, так и в семье. Учащиеся на уроках труда обрабатывают древесину, изготавливают изделия, девочки вышивают, вяжут, но этого совершенно недостаточно для оптимального обеспечения жизнедеятельности человека, особенно в сельской местности. Заканчивая учебу в школе, затем продолжая обучение в вузе, в дальнейшем лишь малый процент молодежи возвращается обратно в село. Проблема состоит в том, что в последнее время и многие родители пренебрегают сельскохозяйственным трудом. У большинства учащихся нет даже элементарных знаний, умений и навыков, касающихся сельскохозяйственного труда (табл.).

Приобщение детей к сельскохозяйственному труду, раннее вовлечение их в разновидности сельскохозяйственного производства становятся актуальными проблемами потому, что все это представляет возможность реального возрождения социально-экономической стабильности наших сел, обеспечения населения страны и республики экологически чистыми здоровьесбе-регающими продуктами питания, и, самое главное, прививает навыки общественно полезной деятельности, что является важнейшим ключевым фактором профессионального становления личности. Профессиональное становление в сельскохозяйственном труде гарантирует учащимся не только повседневно необходимые для сельского жителя знания, умения и навыки, но и формирует у них духовно-нравственные социально приемлемые поведенческие установки личности.

Таблица

Элементарные знания умения и навыки, необходимые в сельскохозяйственном труде

Знания Умения Навыки

1. Разновидности почвы. 2. Особенности съедобных, лекарственных и кормовых растений. 3. Правила обмолота семян. 4. Разновидности орудий труда, используемых при посевных работах. 1. Выбор оптимальных видов сортов, форм и методов выращивания растений в зависимости от природных условий. 2. Способы уборки и хранения урожая. 3. Способы выбора оптимальных орудий труда при выполнении сельскохозяйственных работ. 1. Обработка и удобрение почвы в различные периоды года. 2. Посадка и посев саженцев, кустарников, овощных и плодово-ягодных растений. 3. Уход и использование естественных видов удобрений для плодородного урожая. 4. Осуществление мер по борьбе и защите урожая от вредителей.

Цель и методы

Основной целью исследования является разработка и обоснование пути решения проблем формирования знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального становления учащихся посредством приобщения к сельскохозяйственному труду. В соответствии с целью исследования для ее достижения необходимо решить следующие задачи а) выявить индивидуальные способности и склонности учащихся в процессе трудового воспитания; б) обосновать необходимость связи процесса обучения с трудовым воспитанием в условиях сельской местности; в) создать необходимые условия для формирования знаний, умений и навыков в процессе приобщения к сельскохозяйственному труду. В качестве методов исследования использовались анкетирование, беседа и теоретический анализ научных работ исследователей педагогов-психологов.

Пути приобщения учащихся к сельскохозяйственной производительной деятельности рассматриваются в трудах А. И. Астахова, К. Ш. Ахиярова, В. В. Вейца, Д. С. Золотухина, И. Ю. Кривдиной и других. Проблемы профессионального самоопределения рассматриваются Е. А Климовым, Н. С. Пряжниковым. Необходимость трудового воспитания подтверждают труды великих отечественных педагогов К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского. Разные аспекты трудового воспитания и профессиональной ориентации человека на традициях народной педагогики Дагестана рассматриваются в фундаментальных исследованиях дагестанских ученых педагогов Б. Ш. Алиевой, Б. К. Ма-гарамовой, А. М. Магомедова, З. М. Маго-медовой, Ш. А. Мирзоева, С. М. Омарова, Т. Г. Саидова, З. Я. Якубова и других. Однако при всей изученности проблемы, профессиональная ориентация сельских детей на сельскохозяйственные профессии не была еще предметом специального педагогического исследования.

Периодизация материала Изучение сложившейся социально-экономической ситуации позволило выявить некоторые сложности в приобщении учащихся к сельскохозяйственному труду, которые выражаются в том, что:

- на сегодняшний день в социуме отсутствуют достаточные мотивы субъективной значимости как умственного, так и физического труда;

- отсутствуют и аргументированные мотивации к сельскохозяйственному труду;

- характерна слабая деятельность педагогического коллектива и семьи, направленная на развитие знаний, умений и навыков, необходимых в сельскохозяйственном труде;

- характерна слабая оснащенность в сельских общеобразовательных учебных заведениях кабинетов труда методическими пособиями, которые могли бы сообщить всю необходимую информацию о разновидностях и специфических особенностях сельскохозяйственного труда.

Основную подготовку учащихся к профессиональному становлению выполняет школа. Педагогический коллектив, организуя для учащихся целенаправленно продуманный посильный труд на пришкольных участках, сможет выявить индивидуальные способности и склонности учащихся уже с младших классов. Эти условия дадут, на наш взгляд, реальную возможность привития детям любви к труду и формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых в сельскохозяйственном труде, а затем и в профессиональной подготовке.

При решении задач профессионального становления учащихся путем приобщения к сельскохозяйственному труду выявляются некоторые противоречия:

- между необходимостью связи трудовой деятельности с учебной и отсутствием содержательных учебных рабочих программ, отражающих специфику сельскохозяйственных профессий;

- между созданием условий для применения полученных знаний на практике и отсутствием необходимых технических средств обучения сельскохозяйственному труду;

- между значимостью участия учащихся в сельскохозяйственном труде и воздействием современных технологий на мотивации учащихся.

Основными видами сельскохозяйственной трудовой деятельности в сельской местности являются земледелие и животноводство. Такие профессии как пахарь, садовод, чабан, пастух требуют не только необходимых знаний, умений и навыков от учащихся, но и физической подготовки с раннего возраста. Наиболее благоприятные условия приобщения учащихся с раннего возраста к сельскохозяйственным профессиям создаются в сельской местности, когда

к трудовому воспитанию нужно относиться творчески, когда труд приносит детям морально, а может и материально ощутимую пользу, когда труд становится производительным, начинается с простых ролевых игр, которые дают основу для дальнейшей трудовой деятельности.

Учащихся 1 -4 классов можно обучать базовым основам растениеводства, что даст знания о разновидностях съедобных, лекарственных, кормовых растений, о посевных работах, знания о разновидностях почвы и семенного материала, об орудиях труда, применяемых в посевных работах [1]. С последующим обучением учащиеся будут понимать, что завершающим циклом является обработка, хранение и рациональное применение полученного урожая. Используя, такие формы обучения трудовой деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки о формах и сроках обработки почвы, о выращивании растений и проблемах, возникающих при выращивании (болезни растений, борьба с вредителями почвы и растений, удобрении и подкормка), что позволит им организовать свою жизнедеятельность в сельской местности, самостоятельно выращивать овощи, плодово-ягодные растения, позволяющие дальнейшее накопление опыта сельскохозяйственной деятельности.

Еще одной из важных сфер сельскохозяйственной деятельности является животноводство, что требует больших специфических знаний, умений и навыков, усидчивости и терпения. Прививать детям любовь к животноводческому труду возможно при проведении тематических занятий, экскурсий на животноводческие, птицеводческие фермы, с тщательным ознакомлением учащихся с оптимальными условиями содержания, кормления, ухода, выращивания крупнорогатого скота, овец, птиц, что позволит учащимся получить новые и закрепить имеющиеся знания на практике [2]. Учащиеся в процессе наблюдения и участия смогут научиться:

- различать породы крупнорогатого скота;

- методам и формам ухода за животными и птицами;

- подготовке и приготовлению разновидных корм;

- кормлению крупнорогатого скота в различные периоды года;

- доению и соблюдению гигиены вымени;

- содержанию и правильному прикармливанию молодняка и т. д.

Более того, знакомство с животноводческим производством позволяет научить детей технологии изготовления молочных продуктов: сыра, кефира, сметаны, масла, сыворотки и т. д. Национально-региональная технология приготовления этих продуктов связана с максимальным проявлением специфических знаний, опыта, сноровки и терпения. Например, так как от рациона коров во многом зависит вкус и ценность молока, то нужно знать и учитывать, какие луга подходят и безопасны для отгона крупнорогатого скота. В процессе обучения выявляются индивидуальные особенности каждого учащегося, которые становятся в будущем толчком для развития профессиональных качеств.

Все эти умения, знания необходимо передавать постепенно, начиная с теоретического усвоения и закрепления знаний на практике. Следует отметить, что учебно-воспитательный процесс имеет также немаловажное значение при теоретическом ознакомлении учащихся с особенностями сельскохозяйственного труда. Такие предметы как география, история страны и республики, несут важную информацию, касающуюся истории социально-экономического развития народного хозяйства края; биология передает знания о разновидностях почвы, растений, о формах и видах размножения и способах выращивания; законы физики вооружают знаниями, применяемыми при использовании различных орудий в сельскохозяйственном труде. Таким образом, теоретические знания в школе, подкрепленные умениями и навыками на практических занятиях - это гарантия успешной подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду, а затем и будущих специалистов-профессионалов, компетентных земледельцев и животноводов родного края.

При проведении опроса и различных дискуссий с учащимися в Рутульской средней школе на тему: «Различия и особенности состава почвы и растений, животноводческие профессии. Содержание и уход за крупнорогатым скотом» показали, что лишь 30 % учащихся владеют необходимыми знаниями, а остальные учащиеся вла-

деют лишь небольшой информацией о составе почвы, о съедобных и лекарственных растениях, которые растут в родном крае, о необходимых условиях содержания и ухода за крупнорогатыми животными. Родители школьников считают необходимо важным получение высшего образования для своих детей, но забыли о том, что сам процесс трудового обучения и воспитания это основа формирования знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального самоопределения.

Изучение и анализ различных тематических исследований, трудов отечественных педагогов, психологов [1; 3; 6] показывают, а все демократические преобразования социально-экономических условий страны рассчитывают, что раннее приобщение к сельскохозяйственному труду не только обеспечит профессиональное становление учащихся, но и сформирует у них социально значимые нравственные качества, такие как патриотизм, уважение и любовь к старшим, труду и труженикам, бережное и рациональное отношение к орудиям труда и многое другое.

Целенаправленно организованные методы, формы и приемы трудового воспитания учащихся с целью профессионального становления будут иметь эффективный процесс оптимизации знаний учащихся в сельскохозяйственном труде. При проведении внеклассных мероприятий, кружковых работ, элективных уроков, содержащих элементы экспериментальной, самостоятельной работы в учебных программах средней общеобразовательной школы, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками сельскохозяйственного труда, дадут возможность развить у учащихся чувства значимости собственного созидательного труда, самостоятельности и ответственности. Будет иметь большое значение особенность ведения учащимися дневников наблюдения по уходу за животными и растениями, проведения домашнего экспериментального задания. После заполнения дневников и проведения различных экспериментальных трудовых работ, целесообразно выявить индивидуаль-

1. Астахов А. И. О школе, земле и хлебе. М. : Педагогика, 1984. 112 с.

2. Золотухин Д. С. Трудовое воспитание сельских школьников. М. : Просвещение, 1990. 107 с.

ные способности учеников, включить самих учащихся в оценочную деятельность. В связи со всеми этими методами углубится познавательный интерес учащихся к сельскохозяйственному труду, повысится качество необходимых знаний.

На основе всего рассмотренного считаем необходимым, что для оптимального приобщения учащихся к сельскохозяйственному труду целесообразно:

- регулярно поддерживать тесную связь с тружениками и специалистами сельского хозяйства;

- систематически организовать уроки трудового обучения в естественных условиях;

- для закрепления умений и навыков постоянно учитывать систематичность выполнения элементарных трудовых операций;

- для ограничения перегрузок учащихся осуществлять дифференциацию при организации трудового обучения школьников

Выводы

В целях профессионального становления учащихся через приобщение к сельскохозяйственному труду особенно важно:

1) во-первых, активизировать познавательный интерес к сельскохозяйственному труду;

2) во-вторых, учитывать межпредметные связи учебных дисциплин, которые передают необходимые теоретические знания ведения сельского хозяйства;

3) в-третьих, необходимо проводить различные внеклассные мероприятия, плановые экскурсии в естественных природных условиях, что позволит выявить и развивать индивидуальные профессиональные способности каждого учащегося.

Социально-экономические условия и демократические преобразования в системе образования требуют неотлагательного решения проблем, связанных с приобщением учащихся к сельскохозяйственному труду и развития знаний, умений и навыков этого труда, что является неотъемлемой частью профессионального становления учащихся и воспитания будущих специалистов сельского хозяйства.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

4. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 128 с.

Литература

5. Мирзоев Ш. А., Магарамова Б. К. Формирование труженика в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана. Монография. Махачкала: Алеф, 2011. 188 с.

1. Astakhov A. I. O shkole, zemle i hlebe [About school, land and bread]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 112 p. (In Russian)

2. Zolotukhin D. S. Trudovoe vospitanie sel'skih shkol'nikov [Labor education of rural schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 107 p. (In Russian)

3. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996. 512 p. (In Russian)

4. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Dage-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail sixivi@yandex.ru

Омарова Бучей Керимовна, учитель физики, Рутульская средняя общеобразовательная школа № 1, Рутульский район, Республика Дагестан, Россия; аспирант, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: bina-abdullaeva@mail.ru

Принята в печать 12.04.2017 г.

6. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2007. 503 с.

stana [National pedagogy of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1992. 128 p. (In Russian)

5. Mirzoev Sh. A., Magaramova B. K. Formirovanie truzhenika v pedagogicheskoy kul'ture lezginoyazych-nykh narodov Yuzhnogo Dagestana [Formation of the worker in the pedagogical culture of lezginian nation of Southern Dagestan]. Monograph. Makhachkala, Aleph Publ., 2011. 188 p. (In Russian)

6. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoo-predelenie: teoriya ipraktika [Professional identity: theory and practice]. Moscow, Academiya Publ., 2007. 503 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Shaidabeg A. Mirzoev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: sixivi@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Buchey K. Omarovna, teacher of Physics, Rutulskaya Secondary School No. 1, Rutul Region, the Republic of Dagestan, Russia; postgraduate, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: bina-abdul-laeva@mail.ru

Received 12.04.2017 г.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.