Научная статья на тему 'Приобщение к деловой прессе как способ обеспечения медиабезопасности будущих менеджеров'

Приобщение к деловой прессе как способ обеспечения медиабезопасности будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
306
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / МЕНЕДЖЕРЫ / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА / MEDIASAFETY / MANAGERS / BUSINESS PRESS / CORPORATE PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

Ставится вопрос об обеспечении медиабезопасности будущих менеджеров и предлагается вариант решения данной педагогической задачи. Предлагается использовать систематическое приобщение будущих управленцев к потреблению деловой прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being Included in the Business Press as an Instrument of Nedia Security of Future Managers

The article raises the question of ensuring media security future managers and offers solution to this educational task. The author proposes to use for this purpose the systematic initiation of future managers to consume the business press.

Текст научной работы на тему «Приобщение к деловой прессе как способ обеспечения медиабезопасности будущих менеджеров»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 212-215.

В. Н. Фатеев

ПРИОБЩЕНИЕ К ДЕЛОВОЙ ПРЕССЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Ставится вопрос об обеспечении медиабезопасности будущих менеджеров и предлагается вариант решения данной педагогической задачи. Предлагается использовать систематическое приобщение будущих управленцев к потреблению деловой прессы.

Ключевые слова: медиабезопасность, менеджеры, деловая пресса, корпоративная пресса.

Медиабезопасность личности - это состояние отсутствия медиаугроз для нее или умение человека действенно противостоять им. Для обеспечения медиабезопасности необходимо учитывать не только общекультурный контекст медиажизни и медиапотребления человека, но и специфику его профессиональной деятельности в ее отношении к системе средств массовой информации и коммуникации. Данное обстоятельство верно для всех специалистов, в том числе для менеджеров.

Менеджер - это специалист по менеджменту, то есть человек, освоивший «совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности» [4. С. 371]. Считается, что именно менеджеры являются ведущим классом нынешнего общества, поэтому совершенный менеджмент есть острая потребность и важнейшее условие эффективности любого коммерческого предприятия. Таким образом, проблема медиабезопасности менеджера не является только его личным делом, а приобретает масштабный характер в соответствии с масштабом предприятия, в котором работает или будет работать данный специалист.

На наш взгляд, содержательным ядром обеспечения медиабезопасности любого человека, решаемой в системе образования, является приобщение его к качественной прессе, а медиабезопасности менеджера - к такой ее разновидности, как деловая пресса, релевантной для представителей данной профессии.

В теории существует несколько подходов к пониманию деловой прессы. В широком смысле - это освещение в СМИ вопросов, связанных с какими-либо процессами и тенденциями в бизнесе, экономике, промышленности, финансовой сфере. Исследователь Е. И. Мордовская определяет деловую журналистику как вид журналистской деятельности, направленный на создание и обеспечение функционирования

средства массовой информации, «призванного обслуживать главным образом категорию людей, причастных к экономике и бизнесу» [2].

Большинство теоретиков прессы, полагают, что деловая журналистика возможна только в рамках своей реализации в качественных СМИ. Под качественной прессой (quality paper - англ. солидная газета) в теории журналистики принято понимать печатные и электронные издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами, потребляющего медиапродукцию для принятия жизненно важных решений; главными принципами качественных СМИ являются объективность, достоверность, независимость суждений, представительность мнений и неукоснительное соблюдение самых строгих журналистских профессионально-этических стандартов.

Качественная пресса в своей профессиональной деятельности опирается на доктрину социально ответственной журналистики. Этой прессе противостоит бульварная (или массовая, «желтая») пресса; она не столь щепетильна в вопросах профессиональной этики и готова жертвовать достоверностью и объективностью в угоду сугубо финансовым соображениям. На наш взгляд, привычка систематически потреблять бульварную прессу и представляет основную медиаугрозу для аудитории, в том числе для управленцев.

Релевантность деловой прессы как объективного для менеджера источника информации объясняется ее неангажированностью. Освещение деятельности агентов рынка может быть, при определенных условиях, воспринято как реклама фирм и компаний. Чтобы исключить такое восприятие, деловая пресса вырабатывает особую методологию работы с бизнес-информацией и профессиональные стандарты, позволяющие избежать предвзятости и обеспечить независимость суждений.

Используя обзор как основной способ знакомства студентов с качественными СМИ, пе-

дагог должен исходить из посылки, что в наше время выделяются четыре отличающихся по технологии коммуникации класса СМИ: печать, радио, телевидение, компьютерные сети. Деловая пресса в той или иной форме присутствует во всех классах. Так, например, на ТВ существуют такие специализированные каналы, как «РБК-ТВ», «Эксперт-ТВ» и «Успех». Ежедневно в эфире этих каналов освещается ситуация на российском и международном финансовых рынках. На каналах представлены экономические, финансовые и политические новости России и зарубежных стран; аналитические обзоры, прогнозы и комментарии экспертов; интервью с ведущими политиками и бизнесменами; обзоры деловой прессы; специальные программы, посвященные актуальным проблемам российского бизнеса.

На радио деловая информация сосредоточена в основном на трех ресурсах: это московские радиостанции «Business FM» (функционирует с 1 марта 2007 г., на сегодняшний день вещает в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Калининграде, Екатеринбурге, Красноярске и Челябинске - на волне радио ОТВ), «Эхо Москвы» (первое негосударственное радио России, вещает с 22 августа 1990 г.) и недавно появившееся информационное радио «Коммерсант ФМ» (начало вещание 15 марта 2010 г., его слоганом стало выражение «Информация по делу»). Формат «Эхо Москвы» - «news&talk», остальных двух - «all news». Целевая аудитория всех деловых радиостанций с точки зрения демографических характеристик - в принципе та же, что и канала «РБК-ТВ». По определению генерального продюсера радиостанции «Business FM» Сергея Корзуна, это люди, которые по пути на работу временно лишены возможности сидеть в интернете и которым информация нужна для принятия решений по своему бизнесу. И, конечно, все те, кто стремится стать деловым человеком. Соответственно прайм-тайм на этих радиостанциях - с 8 до11 часов утра.

Родоначальницей деловой прессы, разумеется, была печатная пресса. В России она возникла еще во второй половине XIX в. («Биржевые ведомости», 1861-1917, основатель и редактор-издатель К. Трубников), особый расцвет пережила в 1912-1914 гг. в разгар эмиссионной деятельности, когда деловая пресса («биржевая», по терминологии того времени) стала посредником в сделках по покупке и продаже ценных бумаг капиталистических

предприятий («Банки и биржа», «Банки и акционерное дело», «Банковая и торговая газета», «Биржа», «Биржа за неделю», «Биржевые и банковские новости», «Деловой Петербург», «Торгово-промышленная жизнь и биржа», «Биржевая спекуляция и акционерное дело»). Главными темами изданий были эмиссия, реализация и котировки ценных бумаг.

В новую, постсоветскую эпоху деловая пресса развивается очень активно, причем как газеты, так и журналы, в том числе региональные. Некоторые из них имеют несколько местных вариантов, то есть в том или ином городе они не просто перепечатываются, а имеют свои редакции, выпускающие местные версии. Так, например, в регионах активно развиваются такие журналы, как «National Business» (издается в 14 городах, в том числе в Челябинске), «Деловой квартал» (издается в 6 городах, в том числе в Челябинске). Особую ценность имеют для челябинских бизнесменов журналы, учрежденные и выпускаемые в столице Южного Урала, такие как «Бизнес-ключъ» (издается с 2006 г.), «Бизнесмен» (издается с декабря 2005 г.), «Курс дела» (издается с 2001 г.), «Миссия» (издается с декабря 2003 г.), «City-бизнес (City-гид)» (издается с 2003 г.).

В Интернете жанр деловой прессы представлен биржевой, статистической, экономической информацией. Например, в Челябинске Информационной группой 74.ru выпускаются сайты Сhel.ru, ^elfi^m, специализирующиеся на деловой и финансовой информации. Кроме того, деловую информацию размещает сайт Dchel.ru.

По объему тематики в секторе деловых СМИ известный исследователь этого медиасектора Д. Мурзин [3] предлагает выделять пять видов прессы:

- универсальная;

- специализированная;

- узкоспециализированная;

- профессиональная;

- «точечная».

Сегодня в рейтинге ежедневных универсальных деловых газет лидируют «Ведомости», «Коммерсант», «РБК daily», «Бизнес». В качестве деловых универсальных журналов позиционируют себя на рынке такие российские журналы, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и другие.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе можно отнести «Финансовую газету», «Финансовую Россию»,

214

В. Н. Фатеев

«Торговую газету», «Торгово-промышленные ведомости».

Узкоспециализированные деловые издания широко представлены прежде всего ежемесячными журналами «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник».

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул. Например, журналы «Финансист», «Банкир» и другие. На первый взгляд, такого рода издания можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по объему тематики профессиональные издания универсальны - они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы.

Наконец, есть издания, тематика которых предельно сжата. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике - бюллетень. В качестве рабочего термина для классификации таких изданий можно принять определение «точечные издания». К их числу можно отнести, например, реферативный и аналитический журнал «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

В классификации Д. Мурзина, к сожалению, не отражено существование такой важной и востребованной в образовательном процессе группы периодики, как научные журналы. Научные деловые журналы довольно специфичны. Эта группа обладает своей разветвленной тематической и целевой матрицей, отражающей множественность объектов научно-экономического интереса и различие подходов к его изучению. Данный тип изданий предоставляет релевантную для студентов информацию, и не случайно ФГОС по направлению «Менеджмент» [5] содержит требование для вузов, реализующих данные программы, обеспечить каждому обучающемуся доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 30 наименований отечественных и не менее 10 наименований зарубежных журналов из огромного перечня, одобренного научно-образовательным сообществом (всего в стандарте перечислено 80 изданий).

Резкий рост специализированных изданий начался в нашей стране после финансового кризиса 1998 г. За последние годы количество специализированных, узкоспециализированных, профессиональных и «точечных» изданий выросло в десятки раз. В результате только по бухгалтерскому учету выпускается порядка десяти изданий. При этом, в отличие от универсальных деловых СМИ, больше половины доходов которых приходится на рекламу, специализированные СМИ живут в массе своей за счет подписчиков. Понятно, что стоит такая подписка намного дороже, чем на общеэкономическое издание [1. С. 27].

Спускаясь на подвидовый уровень типологии, мы вынуждены признать, что единый признак для подвидовых различий деловой прессы пока не найден. В качестве подвида некоторые исследователи рассматривают корпоративные издания, то есть такие, учредителями и издателями которых являются различные корпорации (предприятия, фирмы, учебные заведения и т. д.). Например, в нашем городе «Трубник»

- газета Челябинского трубопрокатного завода, или «Челябинский металлург» - издание ЧМК. Рост числа корпоративных изданий поражает воображение, что позволяет выделить их в теории в специфическую категорию деловой прессы, имеющую собственную классификацию. Более того, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что развитие корпоративных изданий - это устойчивый и долгосрочный процесс, обусловленный целым рядом причин.

Мы считаем корпоративные издания объектом PR, поскольку они полностью финансируются и контролируются руководителями кор-пораций-издателей и регулируются не столько законом о СМИ, сколько корпоративными документами. Иначе говоря, корпоративная пресса не может быть отнесена к качественной и, соответственно, деловой прессе. Тем не менее в контексте нашей темы считаем безусловно необходимым знакомство будущих менеджеров с данным сегментом СМИ, особенно тематически связанным с той отраслью, для которой обучается студент. Что же касается понимания принципиального отличия информации, размещенной в «полноправных» СМИ, от информации, публикуемой в корпоративных СМИ (равно как в партийной прессе, официальной прессе государственных и муниципальных структур, прессе религиозных организаций и других так называемых «иных», или

инструментальных, СМИ [6]), то это, на наш взгляд, одна из задач медиаобразования, которая и должна решаться в процессе знакомства с прессой будущих менеджеров.

Таким образом, приобщение к деловой прессе вкупе с корпоративной, тематически связанной с той отраслью, для которой обучаются студенты, мы считаем содержательной доминантой медиаобразования менеджеров. Превращение потребления деловой прессы в привычку обеспечит их релевантным источником профессионально-ориентированной информации, а также станет преградой для устойчивого обращения к бульварной прессе, что в свою очередь является необходимым условием обеспечения их медиабезопасности и как личностей и как профессионалов.

Список литературы

1. Головко, С. Б. Дизайн деловых периодических изданий : учеб. пособие для студентов ву-

зов, обучающихся по специальностям «Графика», «Журналистика», «Информационные технологии в дизайне», «Реклама». М., 2008. 423 с.

2. Мордовская, Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 5.

3. Мурзин, Д. А. Деловая пресса // Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 236 с.

4. Современный словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина. М., 1992. 740 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.edu.ru/ db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_62b.pdf

6. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ как часть «другой прессы» // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе : материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.). Челябинск, 2010. С. 430-435.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 215-218.

И. А. Фатеева

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ...» КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Анализируется регулятивная роль Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в плане обеспечения медиабезопасности несовершеннолетних граждан России. Рассматривается как сам закон, так и поправки к нему, принятые в июле 2012 г. и получившие название закона о «черных списках».

Ключевые слова: медиабезопасность, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», закон о «черных списках».

Вступление 1 сентября 2012 г. в силу Фе- (Роскомнадзора) Александра Жарова, позитив-дерального закона № 436-Ф3 от 29 декабря ная сторона закона состоит в том, что он резко 2010 г. - значительное событие, уже оказавшее сдвинул ситуацию с мертвой точки. Практика огромное влияние как на функционирование отнесения информационной продукции к од-системы средств массовой информации и ком- ной из пяти категорий по принципу соответ-муникации в России, так и на сознание субъ- ствия / несоответствия особенностям детской ектов образовательной деятельности, в первую психики и запрет на распространение некото-очередь педагогов и родителей. По справедли- рых ее образцов (18+) в местах, доступных для вому замечанию руководителя Федеральной детей, - это решительный шаг к режиму циви-службы по надзору в сфере связи, информаци- лизованного механизма циркулирования мас-онных технологий и массовых коммуникаций совой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.