Научная статья на тему 'Приобщение дошкольников к искусству балета как педагогическая проблема'

Приобщение дошкольников к искусству балета как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА / ДЕТСКИЙ ДОСУГ / СУБЪЕКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСКУССТВО БАЛЕТА / CHILDREN''S LEISURE / THE SUBJECT OF CHILDREN''S ACTIVITY / THE CULTUROLOGICAL APPROACH / HOLISTIC DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / CULTURE OF THE PRE-SCHOOLER / BALLET ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищиц Татьяна Гарриевна

В статье раскрывается педагогический потенциал детского досуга, который рассматривается в форме приобщения старших дошкольников к искусству балета в условиях взаимодействия детского сада и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-school Children’s Introduction to Ballet Art as a Pedagogical Problem

The article reveals the pedagogical potential of children's leisure that is considered in the form of pre-school children’s introduction to the art of ballet in the conditions of the interaction between kindergarten and family.

Текст научной работы на тему «Приобщение дошкольников к искусству балета как педагогическая проблема»

Приобщение дошкольников к искусству балета как педагогическая проблема

Т. Г. Пищиц

(Московский ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

В статье раскрывается педагогический потенциал детского досуга, который рассматривается в форме приобщения старших дошкольников к искусству балета в условиях взаимодействия детского сада и семьи.

Ключевые слова: культурологический подход, целостное развитие личности, культура дошкольника, детский досуг, субъект детской деятельности, искусство балета.

Воспитание человека в пространстве культуры — актуальная проблема современности (Бондаревская, 1993). Дошкольное детство рассматривается как период первоначального «врастания в культуру»; развитие современного дошкольника происходит в пространстве культуры. Культура дошкольника — это «интегральное качество личности, которое воспитывается в детстве и способствует потреблению духовных ценностей» (Крулехт, 2012: 290).

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что дошкольный период считается сензитивным для приобщения ребенка к искусству, об этом пишут Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Э. И. Ильенков, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Д. Б. Эльконин и др. Необходимо насыщать жизнь ребенка

искусством, вводить его в мир музыки, литературы, живописи, театра, танца. Синтезом различных видов искусства является искусство балета. Знакомство детей с этим видом театрального искусства открывает большие возможности для развития художественной культуры дошкольника.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром и балетом. С помощью педагога искусство может стать для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством даст возможность каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для не-

го средствами: звуками, красками, движениями, словом.

В современной дошкольной педагогике (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, О. П. Радыно-ва, Т. Г. Рубан, Н. Ф. Сорокина, К. В. Тарасова и др.) разработаны методики знакомства детей старшего дошкольного возраста с различными видами искусств. Однако нам не удалось найти современных педагогических технологий приобщения детей к искусству балета как синтетическому виду театрального искусства, что и определило цель нашего исследования — теоретически и экспериментально изучить возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству балета средствами культурно-досуговой деятельности.

В исследованиях последних лет (Крулехт, 2011; Созинова, 2004) досуг рассматривается как вид детской интегративной деятельности, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. При этом творчество считается наиболее высоким уровнем, поднимающим ребенка на новую ступень — от потребителя до создателя духовных ценностей (Зацепина, 2009). Доказана возможность освоения старшими дошкольниками позиции субъекта детского досуга; определены условия целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, установлена взаимосвязь между освоением ребенком позиции субъекта и возможностью его творческого самоутверждения, самореализации (Кру-лехт, 2011).

Вместе с тем в традиционной практике детского сада и семьи досуг дошкольника рассматривается только с позиции развлечений, праздника, отдыха. Содержание досуга часто навязывается взрослыми, что противоречит идеям педагогики ненасилия (Ситаров, 2012).

Констатирующий этап исследования показывает, что у детей пяти-шести лет стихийно начинает формироваться интерес к искусству балета, отдельные представления и интерес к нему дети приобретают дома. Детские представления о балете носят отрывочный и бессистемный характер, что связано с отсутствием систематической работы педагогов детского

сада, в практике которых знакомство с искусством балета не осуществляется.

Результаты, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента, позволяют утверждать, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать балет. Искусство балета соответствует возрастным особенностям старших дошкольников, дети с интересом смотрят спектакли, доступные восприятию (детские балеты, либретто которых основано на сказках). Игнорируя балет, взрослые тем самым обедняют детский досуг.

Таким образом, можно полагать, что детская досуговая деятельность в условиях детского сада и семьи является эффективным средством приобщения старших дошкольников к искусству балета при соблюдении следующих педагогических условий: содержание работы соответствует возрастным особенностям познания мира искусства детьми старшего дошкольного возраста; педагогическая технология ориентирована на освоение ребенком позиции субъекта детской творческой деятельности; взаимосвязь детского сада и семьи обеспечивает расширение культурно-досугового пространства ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бондаревская, Е. В. (1993) Воспитание как возрождение человека культуры. Ростов н/Д : РГПИ.

Зацепина, М. Б. (2009) Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез.

Крулехт, М. В. (2011) Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Saarbrflcken : Lambert Academic Publishing.

Крулехт, М. В. (2012) Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 289-294.

Ситаров, В. А. (2012) Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 261-265.

Созинова, М. В. (2004) Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников : автореф. дис....

канд. пед. наук. СПб.

Дата поступления: 15.08.2013 г.

PRE-SCHOOL CHILDREN’S INTRODUCTION TO BALLET ART AS A PEDAGOGICAL PROBLEM T. G. Pishchits (Moscow University for the Humanities)

The article reveals the pedagogical potential of children’s leisure that is considered in the form of pre-school children’s introduction to the art of ballet in the conditions of the interaction between kindergarten and family.

Keywords: the culturological approach, holistic development of the personality, culture of the preschooler, children’s leisure, the subject of children’s activity, ballet art.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Bondarevskaia, E. V. (1993) Vospitanie kak vozrozhdenie cheloveka kul’tury. Rostov n/D : RGPI.

Zatsepina, M. B. (2009) Kul’turno-dosugovaia deiatel’nost’ v detskom sadu. M. : Mozaika-Sintez.

Krulekht, M. V. (2011) Problema tselostnogo razvitiia rebenka-doshkol’nika kak sub’ekta detskoi deiatel’nosti. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing.

Krulekht, M. V. (2012) Pedagogicheskii po-tentsial detskogo dosuga v vospitanii Cheloveka Kul’tury // Znanie. Ponimanie. Umenie. №4. S. 289-294.

Sitarov, V. A. (2012) Nenasil’stvennye tek-hnologii organizatsii obucheniia i vospitaniia detei v obrazovatel’nykh uchrezhdeniiakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. №3. S. 261-265.

Sozinova, M. V. (2004) Dosugovaia deiatel’nost’ kak sredstvo razvitiia tvorcheskogo potentsiala

starshikh doshkol’nikov : avtoref. dis...kand. ped.

nauk. SPb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.