Научная статья на тему 'Приобретение дворянства лицами духовного званияв Российской империи в XVIII — начале XX века:историко-правовой аспект'

Приобретение дворянства лицами духовного званияв Российской империи в XVIII — начале XX века:историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1799
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ДУХОВЕНСТВО / НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНОМ / ДВОРЯНСКОЕ ДОСТОИНСТВО / ЭЛИТА / SOCIAL STATUS / ANOBLE RANK / ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лушин Александр Николаевич

В статье рассматривается вопрос о повышении социального статуса православного духовенства в Российской империи через награждение орденом, который доставлял дворянское достоинство. Таким образом, высшее духовенство последовательно включалось в состав российской элиты.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author examines thea warding orders of priests of the Russian Orthodox Church, which improved their social status and gave them anoble rank. Appointees to the order are included to the higher clergy of the Russian elite.

Текст научной работы на тему «Приобретение дворянства лицами духовного званияв Российской империи в XVIII — начале XX века:историко-правовой аспект»

A.H. Лушин

Лушин Александр Николаевич — доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: aleksr.lushin@pochta.ru

Приобретение дворянства лицами духовного звания в Российской империи в XVIII — начале XX века: историко-правовой аспект

В статье рассматривается вопрос о повышении социального статуса православного духовенства в Российской империи через награждение орденом, который доставлял дворянское достоинство. Таким образом, высшее духовенство последовательно включалось в состав российской элиты.

In article the author examines thea warding orders of priests of the Russian Orthodox Church, which improved their social status and gave them anoble rank. Appointees to the order are included to the higher clergy of the Russian elite.

В последние годы с заметным повышением роли Русской православной церкви в современной общественной жизни нашей страны значительно обострился научный интерес к проблеме исторического развития статуса православного духовенства в Российской империи, когда после проведения в XVIII веке коренной церковной реформы наступил длительный синодальный период, характеризовавшийся тесным сближением государственных и церковных структур. В настоящее время также возникает подобное сближение, поощряемое властью и частью российского общества. Русская православная церковь имеет свою наградную систему, которую активно использует для поощрения не только духовных, но и светских лиц, оказывающих различную поддержку церковным структурам. В то же время власть отмечает правительственными и ведомственными наградами священнослужителей, имеющих определенные заслуги в общественной жизни (прежде всего, в духовно-просветительской сфере), что, несомненно, повышает социальный статус православного духовенства и включает его в современную российскую элиту. Следует признать, что это соответствует отечественным историческим традициям, сложившимся еще в XVIII веке.

В первой половине XVIII века православное духовенство пережило достаточно трагическую полосу пренебрежительного отношения со стороны светской власти и части высшего дворянства, близкого к монархам-реформаторам. Исключение в сложившейся ситуации составляли в основном правящие архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты), а также некоторые архимандриты и игумены (настоятели крупных монастырей), нередко принадлежащие по рождению к родовитому российскому дворянству1. В это же время в составе священнослужителей пребывало значительное количество «белого» (приходского) духовенства, которое не принадлежало к дворянскому сословию

и было весьма заинтересовано в существенном повышении сословного статуса, дающего большие преимущества, привилегии и льготы.

Прохладное отношение власти к Русской православной церкви стало меняться в лучшую сторону во второй половине XVIII века, когда стала очевидной и признанной ее важная идеологическая и просветительская роль, и возникла ситуация, связанная с достойным вознаграждением монархами наиболее отличившихся на духовном поприще священнослужителей, доставивших несомненную пользу Отечеству.

В соответствии с российским законодательством возведение подданных в дворянское достоинство производилось либо путем его высочайшего пожалования монархом, либо выслугой соответствующего чина по Табели о рангах, либо через награждение одним из российских орденов. Наверное, можно привести всего лишь один известный историкам права случай высочайшего пожалования священнослужителя дворянским достоинством, который произошел во время царствования императрицы Елизаветы Петровны, когда в 1761 году она возвела в потомственное дворянское состояние семью своего духовника, настоятеля Благовещенского собора в Москве протоиерея Ф.Я. Дубянского, сыновья которого сделали затем блестящую придворную и военную карьеру2. Высшие духовные лица государства только весьма условно приравнивались соответственно к первым классам военных (генералитет) и гражданских чинов (действительный тайный советник, тайный советник), так как в Табель о рангах 1722 года священнослужительские саны не были включены, и, кроме того, относящиеся к монашеству лица духовного звания в дворянское достоинство высочайше не возводились.

Император Павел I, который очень благожелательно относился к Русской православной церкви и

Лушин А.Н. Приобретение дворянства лицами духовного звания в Российской империи в XVIII — начале XX века: историко-правовой аспект

Лушин А.Н. Приобретение дворянства лицами духовного звания в Российской империи в XVIII — начале XX века: историко-правовой аспект

высоко оценивал ее роль в государственной жизни, высочайшим указом от 5 апреля 1797 года установил награждение духовных лиц орденами Российской империи, которые носились на облачении вне храма в торжественные дни3. Примечательно, что с пожалованием ордена священнослужители (исключая монашеского звания) возводились в дворянское потомственное достоинство4. Историк Русской православной церкви Н.М. Никольский данную привилегию духовенства расценивал как результат службы не только церковной, но также государственной и полагал, что представители духовенства превратились в государственных должностных лиц5.

Привилегия в награждении орденами начинала постепенно расширять права духовенства: сыновья награжденных священнослужителей получали возможность не следовать по стопам отцов в церковном служении, а могли получить светское образование и избрать гражданскую службу. Уже в начале XIX века возник любопытный прецедент в связи с обращением к власти награжденных при императоре Павле I орденами священников по поводу возведения их детей в дворянское достоинство. Жалованная грамота 1785 года давала право на потомственное дворянство чиновникам VIII класса и их детям, но священнослужители классных чинов не имели, зато подчас награждались орденами высоких степеней, соответствующих генералитету. В таких случаях полагалось, что дети обладателей таких наград, например ордена Святой Анны I степени, имеют прав больше на потомственное дворянство по сравнению с детьми чиновников VIII класса. Поэтому в дальнейшем дети священнослужителей беспрепятственно утверждались в дворянском достоинстве с пожалованием им диплома и герба.

Статья 28 IX тома Свода законов Российской империи издания 1832 года прямо указывала на то, что лица духовного звания, сопричисленные к кавалерам орденов всех степеней, получают потомственное дворянство, передаваемое своим детям6. В Своде законов Российской империи в статье 35 IX тома сообщается, что «потомственное дворянство за служебные отличия приобретается лицами, удостоенными пожалования Российскими орденами первых степеней или орденом Святого Георгия всех степеней, а святого Владимира первых трех степеней, лицами же духовного звания при их причислении7 к одному из поименованных орденов»8. Статья 42 говорит о том, что «лица духовного состояния, принадлежащие к потомственному дворянству, пользуются всеми правами, ему дарованному»9. Получившие права потомственного дворянства через высочайшее пожалование российским орденом после оформления соответствующих документов вносились в часть 3 Дворянской родословной книги.

Военное духовенство (сухопутное и морское) за участие в боевых действиях по соответствующим указам императора Павла I получило право награждения российскими орденами строго в соответствии с их статутами. Тем не менее, следует отметить, что еще во время царствования императрицы

Екатерины II сложилась ситуация, когда прославленный военачальник А.В. Суворов ходатайствовал перед императрицей о пожаловании ордена Святого Георгия IV степени священнику Полоцкого пехотного полка ТЕ. Куцинскому, заменившему в бою при штурме Измаила тяжелораненого командира. Но даже всесильная императрица не решилась нарушить установленный орденский статут, который не упоминал о лицах духовного звания, и потому высочайше пожаловала герою-священнику наперсный золотой крест с бриллиантами на ленте ордена Святого Георгия, который священнику дворянского достоинства не доставил10.

Однако в начале XIX века вопрос о награждении священнослужителей военным орденом Святого Георгия IV степени, дающим право на потомственное дворянство, был вновь поднят в связи с героизмом полковых священников в Отечественной войне 1812 года. Когда священник егерского полка В. Васильковский в сражении под Малоярославцем повел солдат на неприятеля, проявил мужество и был тяжело ранен, император Александр I впервые с момента учреждения ордена Святого Георгия удостоил лицо духовного звания награждением данным орденом IV степени, позволившим сыну священника приобрести дворянское достоинство11.

Проблемой, связанной с основаниями сообщения дворянского состояния родовым способом (потомственно), являлось наличие детей, рожденных до пожалования духовного лица орденом. В российском законодательстве конца XVIII — начала XIX веков не существовало статей о сословном юридическом положении детей, родившихся прежде высочайшего пожалования отцам соответствующих орденов. В 1816 году в департамент герольдии Правительствующего сената поступило прошение сыновей умершего известного церковного историка и проповедника настоятеля Успенского собора в Москве протоиерея А.Г. Левшина, пожалованного орденом Святой Анны I степени до их рождения, об утверждении их в дворянском сословии. Дело было передано на рассмотрение в Государственный совет, который вынес решение об утверждении детей священника в дворянском достоинстве с пожалованием им соответствующих диплома и герба12.

Тем не менее, до февраля 1830 года не было узаконено распространение прав потомственного дворянства на детей, рожденных до получения священниками российских орденов, поэтому таковые случаи были единичны и касались обычно священнослужителей, имевших большие заслуги перед монархом или государством. Так, в конце 1825 года священник кавалергардского полка протоиерей Н.И. Цветницкий, пожалованный годом ранее орденом святой Анны II степени, ходатайствовал о возведении в потомственное дворянское достоинство взрослых сыновей. Государственный совет удовлетворил его прошение, исходя из того, что оно было поддержано на весьма высоком уровне13. Таким образом, следует указать на то, что возведение в дворянское достоинство через пожалование

38

Юридическая наука и практика

орденом распространялось в основном на столичное и придворное духовенство.

Что касается личного дворянства, не распространявшегося на потомство, до июля 1845 года лица духовного звания получали права дворянства при награждении орденом любой степени (кроме ордена Святого Станислава), а с указанного времени личное дворянство давалось священнослужителям при пожаловании орденом Святой Анны II и III степеней. В статуте ордена Святой Анны конкретно указано, что им могут быть награждены священники (иереи и протоиереи), исполнявшие с особенным усердием беспрерывно в течение 12 лет должности благочинных, членов духовных консисторий и духовных правлений, правлений духовных семинарий, а также священники, прослужившие 25 лет в народных училищах. Кроме того, к награжденным указанным орденом причислялись диаконы, находящиеся на военной службе с выслугой не менее 35 лет14.

С мая 1900 года права личного дворянства распространялись на священнослужителей, пожалованных орденом Святого Владимира IV степени15. В статуте ордена Святого Владимира указывается на сопричисление к названному ордену IV степени священнослужителей, прослуживших 35 лет в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства, и священнослужителей, в течение 25-летней беспорочной службы бывших в военных походах и находившихся по крайней мере в одном сражении16. Личные дворяне в родословную книгу не вносились. Естественно, что вдовы таковых священнослужителей сохраняли права личного дворянства.

В 1870-е годы складывается законодательно не утвержденная практика высочайшего пожалования орденом Святого Владимира IV степени протоиереев за 50-летнюю службу в священническом сане, коснувшаяся в большей мере придворного духовенства, ключарей и настоятелей кафедральных соборов, ректоров духовных семинарий и членов духовных консисторий, то есть духовных лиц, имевших значительные заслуги в общественной жизни17. Однако с мая 1900 года, как мы уже отмечали, причисление священников, награжденных данным орденом указанной степени, к потомственному дворянству отменяется. Орден Святого Владимира высших степеней, дающий право на причисление к потомственному дворянству, мог получить отныне только священнослужитель, уже награжденный данным орденом IV степени и имеющий сан протоиерея, а также академическое образование с учеными степенями магистра либо кандидата богословия. Таким образом, был значительно усложнен доступ к получению потомственного дворянства для лиц духовного звания, даже подчас награжденных разными орденами. Например, настоятель одного из кафедральных соборов был последовательно награжден орденами Святой Анны III и II степеней, затем орденом Святого Владимира IV степени, но последнее по времени награждение состоялось в

1903 году, что не доставило священнослужителю, имевшему сан протоиерея, академическое образование и весомое положение в церковной иерархии, потомственное дворянское состояние.

Изучение фактического материала о награждении лиц духовного звания орденами (государственными наградами), повышавшими сословный статус и дававшими права дворянского состояния, раскрывает один из механизмов формирования национальной элиты, оставившей заметный след в культурно-просветительской жизни Российской империи.

Примечания

1. См.: Кириченков О.В. Дворянское благочестие. XVIII век. М., 2002. С. 406—414.

2. См.: Дубянский Федор Яковлевич: Биография. URL: http://wikipedia.org/wiki

3. См.: ПСЗРИ с 1649 года. Т. XXIV. С ноября 1796 по 1798 год. СПб., 1830. С. 570.

4. См.: Российские императорские и царские ордена: Краткий исторический очерк, выдержки из орденских статутов и правила ношения орденов. СПб., 1901. С. 10.

5. См.: Никольский Н.М. История Русской церкви. М.,1983. С. 205.

6. См.: Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи. М., 1992. С. 26.

7. В соответствии с юридической терминологией XVIII — начала XX веков награждение священнослужителя каким-либо орденом называлось причислением к этому ордену, так как термин «кавалер» представлялся по отношению к лицам духовного звания не вполне уместным.

8. Свод законов Российской империи: В 5 кн. / под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1912. Т. IX: Свод законов о состоянии. Раздел I: О дворянстве. С. 6.

9. Там же. С. 400.

10. См.: Костин Б.А. Священник полковой. URL: http:// gosudarstvo. voskres.ru/army/kostin5.htm

11. См.: Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории: в 2 т. СПб., 2004. Т. 1. С. 112.

12. См.: Рикман В.Ю. Указ. соч. С. 27; Козлов Д.А. Права и обязанности кавалеров орденов Российской империи. Н. Новгород, 2009. С. 15.

13. См.: Сборник биографий кавалергардов. 1724— 1899 / сост. С.А. Панчулидзев. СПб., 1908. С. 390—391.

14. См.: Статут императорского ордена Святой Анны // Свод учреждений государственных. 1892. Кн. VIII: Учреждение орденов и других знаков отличия. Раздел II: Статуты орденов и орденских знаков отличия. Гл. VIII. Ст. 459 URL: http://George-orden.ru/statut1892s07.html

15. См.: Рикман В.Ю. Указ. соч. С. 32.

16. См.: Статут императорского ордена Святого равноапостольного князя Владимира // Свод учреждений государственных. 1892. Кн. VIII: Учреждение орденов и других знаков отличия. Раздел II: Статуты орденов и орденских знаков отличия. Гл. VII. Ст. 396. URL: http://George-orden.ru/statut1892s07.html

17. См.: Матисон А.В. Возведение православных священнослужителей в дворянское достоинство в XVIII — начале XX в. // Генеалогический вестник. СПб., 2001. № 5. С. 40—46.

Лушин А.Н. Приобретение дворянства лицами духовного звания в Российской империи в XVIII — начале XX века: историко-правовой аспект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.