Научная статья на тему 'Принятие инвестиционных решений в строительстве при неполной информации о функционировании объекта'

Принятие инвестиционных решений в строительстве при неполной информации о функционировании объекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / РИСК / UNCERTAINTY / CONSTRUCTION / INVESTMENT / INNOVATION / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсепян К.С., Сергеев М.М., Приветкина А.М.

При инвестировании, проектировании и строительстве объекта лицо, принимающее решение, может иметь неполную информацию условий строительства или эксплуатации объекта. В этих условиях недостаток информации затрудняет принятие решения, а ошибочное решение может привести к существенным потерям. Поэтому в статье особое внимание уделено проблеме реализации инновационно-инвестиционных проектов в рисковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овсепян К.С., Сергеев М.М., Приветкина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT DECISIONS IN THE CONSTRUCTION WITH INCOMPLETE INFORMATION ABOUT THE OPERATION OF THE FACILITY

When investing, design and construction of the facility, the decision maker may have incomplete information conditions of the construction or operation of the facility. In these circumstances, the lack of information hinders decision-making and incorrect decision can lead to substantial losses. Therefore, in the article special attention is paid to the problem of implementation of innovative-investment projects in a risky environment.

Текст научной работы на тему «Принятие инвестиционных решений в строительстве при неполной информации о функционировании объекта»

УДК 332.082

К.С. Овсепян

студент,

ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

М.М. Сергеев

студент,

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

А.М. Приветкина

студент,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

ПРИНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИ НЕПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОБЪЕКТА

Аннотация. При инвестировании, проектировании и строительстве объекта лицо, принимающее решение, может иметь неполную информацию условий строительства или эксплуатации объекта. В этих условиях недостаток информации затрудняет принятие решения, а ошибочное решение может привести к существенным потерям. Поэтому в статье особое внимание уделено проблеме реализации инновационно-инвестиционных проектов в рисковой среде.

Ключевые слова: неопределенность, строительство, инвестирование, инновации, риск.

K.S. Ovsepyan, Petersburg State Transport University Emperor Alexander I

M.M. Sergeev, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University

A.M. Privetkina, Saint-Petersburg State University of Economics

INVESTMENT DECISIONS IN THE CONSTRUCTION WITH INCOMPLETE INFORMATION ABOUT THE

OPERATION OF THE FACILITY

Abstract. When investing, design and construction of the facility, the decision maker may have incomplete information conditions of the construction or operation of the facility. In these circumstances, the lack of information hinders decision-making and incorrect decision can lead to substantial losses. Therefore, in the article special attention is paid to the problem of implementation of innovative-investment projects in a risky environment.

Keywords: uncertainty, construction, investment, innovation, risk.

Строительство - сложный и длительный процесс, который включает в себя ряд этапов от разработки проекта до сдачи объекта в эксплуатацию и последующего его содержания. На любом из этапов имеется опасность возникновения потерь из-за окружающих нас рисков. Необходимость, а в равной степени и актуальность анализа и прогнозирования рисков строительными организациями продиктована частотой проявления риска в процессе строительства объекта [1; 2]. Особого внимания заслуживают риски, связанные с инновациями в строительстве.

Следует отметить, что ситуация с инновациями в отрасли достаточно неоднозначна, т.к. существуют как положительные тенденции в развитии и применении инноваций, так и факторы, сдерживающие эти процессы [3; 4]. Повышают уровень неопределенности и некоторые особенности строительной продукции: во-первых, длительный производственный цикл, поскольку планирование на долгосрочную перспективу представляется более сложным, вследствие необходимости учета множества факторов, непредсказуемости их проявления, а также возможности случайных событий [5]; во-вторых, необходимость больших капитальных вложений, финансирование которых большинством компаний осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет заемных средств, а также с привлечением денежных средств дольщиков, а это повышает ответственность компании перед участниками строительства и количество показателей требующих мониторинга и оптимизации [6]; в-третьих, большое количество участников, преследующих собственные цели, в определенных случаях, отличных от целей строительной организации, что требует их детальной проверки, контроля и координации с целью обеспечения эффективной единонаправленной деятельности [7; 8; 9].

Рассмотрим практический аспект проявления рисков при реализации инновационных

проектов строительства крупных объектов. В качестве примера рассмотрим строительство стадиона «Зенит-Арена». По оценкам экспертов, выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» не соответствует требованиям FIFA, при этом отмечается отсутствие стандартов по вибрации. Это наглядный пример риска, связанного со строительством инновационного объекта, в частности, риска несоответствия требуемым характеристикам готового объекта вследствие отсутствия стандартов, на которые можно было бы ориентироваться в процессе строительства [10]. Положительным моментов в этой ситуации является возможность доработки поля до необходимого уровня качества, а отрицательным - то, что на это потребуются дополнительные временные, трудовые и финансовые затраты. Реализация другого проекта строительства трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург», также сопровождается организационными и производственными рисками. Некоторые участки трассы уже эксплуатируются, а по некоторым только проводится конкурс на строительство.

Важно отметить, что при строительстве данного объекта используется множество новых для российской практики материалов и технологических систем, среди которых - щебеночно-мастичный асфальтобетон, инновационная система дренажа, автоматическая система управления дорожным движением, автоматическая система фиксации дорожно-транспортных происшествий и другие. Проявление риска на данном объекте заключается в том, что данная трасса на сегодняшний день не в той мере востребована, в какой прогнозировалось при проектировании. Как отмечают специалисты, подобная ситуация сложилась по причине того, что с точки зрения потребителей тариф проезда завышен, поэтому водители выбирают альтернативный вариант проезда к пункту назначения [11; 12]. При сохранении такой ситуации возникает риск того, что подрядчик не сможет, окупить свои расходы или не сможет достигнуть запланированного уровня прибыли. При этом важно отметить, что впервые в российской практике на два завершающих участка трассы компания «Автодор» закладывает так называемые риски спроса на сумму более 144 млрд руб. [13]. Этот факт свидетельствует о том, что риск недостаточного спроса является прогнозируемым и компания предприняла соответствующие меры для снижения влияния его негативного эффекта. Данный пример показывает, что риски возможно прогнозировать, оценивать, а также предпринимать меры для уменьшения их влияния на результаты деятельности компании или снижения вероятности их наступления. Существуют и более современные подходы к снижению риска, например, использование информационных технологий моделирования, в частности BIM-технологий [14]. Снижение рисков в случае применения информационных технологий моделирования достигается за счет более детальной проработки объекта строительства, как его визуальных и конструктивных характеристик, так и временных и стоимостных параметров, а при необходимости и многих других. Помимо этого данные технологии позволяют обеспечить синхронизацию процессов ресурсного снабжения и интеграцию всех участников, что в свою очередь способствует соблюдению сроков реализации проекта, а также повышению информированности участников и их ответственности. Важно подчеркнуть особенность данного метода, которая препятствует его широкому распространению: использование информационных технологий моделирования увеличивает стоимость и временные рамки стадии проектирования, но данные расходы компенсируются за счет значительного сокращения затрат на стадии строительства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что применяемые методы оценки и снижения рисков в инновационно-инвестиционных проектах в строительстве недостаточно эффективны, поскольку не позволяют достигнуть желаемого результата. Но на сегодняшний день ведется активная работа как государственными и муниципальными органами, так и частными компаниями по формированию решений, рассмотренных выше проблем, а также разработке и реализации эффективной политики в данном направлении, способствующей созданию и внедрению новых методов и инструментов оценки и снижения рисков в строительстве.

Список литературы:

1. Тамасханов З.И., Скворцов А.Н. Стандарты управления рисками инновационных проектов в России и за рубежом // Инновационная наука. - 2016. - № 11-1. - С. 176-177.

2. Селютина Л.Г., Булгакова К.О. Выявление рисковых зон и систематизация рисков, возникающих при реализации инвестиционных программ при строительстве социального жилья // Научное обозрение. - 2015. - № 22. - С. 366-369.

3. Шипилов Е.Ю. Особенности определения конкурентоспособности строительного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. Ижевск, 2015. № 8 (48). С. 34-37.

4. Селютина Л.Г. Учет рисков при формировании системы управления инновационно-инвестиционными процессами на строительных предприятиях // Управление рисками в экономике: проблемы и решения: труды научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2016. С. 233-236.

5. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ., 2012. - 534 с.

6. Селютина Л.Г. Развитие реконструктивно-строительной деятельности по формированию инвестиционного предложения на российском рынке жилья // Kant. - 2016. - № 3 (20). -С.126-129.

7. Келешян А.А. Инвестиционные риски и пути их снижения // Проблемы современной экономики. - Новосибирск, 2015. - № 25. - С. 165-169.

8. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2013. - № 1 (60). - С. 101-106.

9. Кириченко К.Р. Актуальные вопросы организации строительной деятельности в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента. - Ижевск, 2015. - № 7 (47). -С. 31-34.

10. Переведенцева М.А. Современные проблемы развития транспортной системы России // Молодой ученый. - 2016. - №25 (129). - С. 339-342.

11. Верескун В.В. Влияние рисков на эффективность предпринимательской деятельности // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 12.

12. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. - 2015. - № 2 (15). - С. 71-72.

13. Воробьева М.М. Управление рисками в инвестиционной деятельности // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: материалы II Межд. студенческой науч.-практ. конф. - Нижний Новгород, 2016. - С. 95-100.

14. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. - 2015. - № 1. - С. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.