2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лу-бышева // Спортивно-ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология ХХ1 в.: материалы V Всероссийской научнопрактической конференции. - М., 2009. - С. 17-23.
3. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-7.
4. Рабочая программа по спортивно-ориентированному физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ обучающихся в 5-11 классах (лыжная подготовка) / авт.-сост. М.Р. Гибадуллин, В.В. Павлов. -Набережные Челны, 2006. - 100 с.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГОРОДА КРАЙНЕГО СЕВЕРА
© Торяник В.В.*
Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,
г. Ноябрьск
В статье рассматриваются принципы здоровьесберагающего обучения в условиях города Крайнего Севера. Автором предлагается программа, направленная на обучение подростков методам конструктивного переживания внутренних конфликтов и реализуемая на основе разработанных принципов.
Здоровье человека рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни. Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.
Эксперты ВОЗ выделяют четыре группы факторов, приводящих к нарушению нормального процесса формирования здоровья как системы:
- индивидуальная предрасположенность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, несчастные случаи или заболевания в прошлом, характер воспитания в детском возрасте и т.п.);
* Преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.
- социальная предрасположенность к нарушению здоровья (ценностная ориентация общества, социальный образ человека, индивидуальный образ жизни, особенности поведения, характерные для определенной группы, воспитание и образование в подростковом возрасте и т.п.);
- обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (доход, стиль семейной жизни, жилищные условия, возможность получить работу, стрессы и кризисные ситуации и т.п.);
- имеющиеся возможности по сохранению здоровья (наличие свободного доступа к службам здравоохранения, характер питания, санитарно-профилактические мероприятия, образование в области сохранения и укрепления здоровья и т.п.) [1].
Вместе с тем основным фактором, влияющим на здоровье подростков в переходных обществах (к их числу относится и наше государство), являются трудности эмоционального характера, вызванные различными стрессовыми ситуациями, и неготовность подростков к их позитивному разрешению.
Одновременное воздействие на современных молодых людей двух видов стресса» индивидуального и социального происхождения» обусловливает необходимость принятия мер по предотвращение их вреда и использованию эффективны способов их преодоления.
Особую роль в этом случае играют образовательные учреждения и опора на принципы здоровьесберегающего обучения. В основе здоровьесберегающей деятельности учебного заведения должна лежать позитивная концепция здоровья, которая подразумевает развитие у индивидуума способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. Это означает также, что индивидуум должен учиться подходить к решению проблем и перенесению трудностей в жизни в конструктивном духе, а не просто защищать себя от них.
Меры по обеспечению более здорового образа жизни не должны сводиться лишь к предупреждению тех или иных факторов риска или к пропаганде конкретных способов изменения стереотипов поведения. Деятельность в области укрепления здоровья должна основываться на принципах здоровьесберегающего обучения.
Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания следует понимать как «руководящее положение», «основное правило», «установка» [6, с. 128]. Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
Мы предлагаем принципы здоровьесберегающего обучения в колледже города Крайнего Севера, которые должны включать следующие правила:
1. образование в области здоровья как необходимую составляющую общей культуры человека;
2. физическое воспитание на основе последовательно спланированной программы колледжа на весь курс обучения, пригодной для всех студентов;
3. медицинскую службу коллежа, ориентированную на профилактику и заранее вмешательство, включая оказание неотложной медицинской помощи, постойное взаимодействие с медицинскими учреждениями по месту жительства студентов, профилактическую работу с хронически больными подростками;
4. организацию системы питания, обеспечивающей детей разнообразной, разнообразной и полезной пищей, а также способствующей формированию у студентов выбирать здоровую пищу;
5. психолого-диагностическую службу, которая призвана систематически оценивать состояние здоровья всех участников образовательного процесса (студентов, педагогического и технического персонала), уровень их компетентности по данному вопросу, готовность к совместным действиям по сохранению здоровья студентов;
6. организацию психологического консультирования всех участников образовательного процесса и служб колледжа по вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов и педагогов;
7. формирование здоровой среды, предполагающей обеспечение позитивного физического и психологического климата в колледже;
8. вовлечение родителей и широкой общественности в работу по сохранению и укреплению здоровья студентов.
9. учитывая специфику пребывания в условиях Крайнего Севера, приоритет в выборе занятий физической культурой и спортом, отдавать зимним и циклическим (аэробным) видам спорта.
Разработанная на основе принципов здоровьесбережения программа направлена на обучение подростков методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Исходя из этой общей цели, можно сформулировать те образовательные задачи, которые, можно решить с внедрением программы в учебный процесс: содействовать сохранению здоровья студента; продемонстрировать многогранную природу здоровья; сформировать у студентов представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечить студентов необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Основой для структурирования программы выступил системный подход, при котором система знаний и умений, представленная в виде отдельных модулей с определенными связями между ними.
Можно выделить семь обучающих модулей:
1. самопознание через знание своего тела и через ощущения чувства и образы;
2. самопознание через осознание межличностных отношений;
3. гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболевание (гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний);
4. питание и здоровье;
5. основы личной безопасности и профилактика травматизма (безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм, поведение в экстремальных ситуациях);
6. культура потребления медицинских услуг (выбор медицинских услуг, обращение с лекарственными препаратами);
7. предупреждение употребления психоактивных веществ.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья студентов в процессе учебной деятельности по существу заключается в том, как переструктурировать всю образовательную деятельность колледжа, чтобы достичь соответствия медицинским нормам («здоровье в узком смысле»), с одной стороны, и общественной востребованности («здоровье в широком смысле»), с другой. Здоровьеформирующая деятельность в процессе образования должна вестись по четырем взаимосвязанным направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому, психологическому и физкультурно-оздоровительному.
Педагогическое направление включает в себя: разумную, с учетом существующих реалий валеологизацию культуры колледжа (организационно-педагогических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, эстетических, пространственных и темпоритмических условий, отражающих типичный ритм жизни колледжа, темп ее жизнедеятельности и объем нагрузок в работе педагогов и студентов); изменение образовательной политики (переход на широкую дифференциацию процесса обучения с целью предоставления широких возможностей дли индивидуального обучения всех студентов в условиях совместной учебной деятельности в типичной для них группе студентов с учетом валеологических требований к организации занятий); системное валеологическое образование на всех ступенях; организацию подросткового самоуправления и внедрение программ социализации студентов и профилактики риска социальной дезадаптации с привлечением социального педагога [3].
Психологическое направление предполагает создание специальной психологической службы, которая, во-первых, проводила бы развивающую работу со всеми студентами во всех ее формах, а также осуществляла психологическое консультирование и сопровождение семей детей, психологическую поддержку учебно-воспитательного процесса; во-вторых, могла бы оказать целостную помощь детям группы риска; и, в-третьих,
содействовала бы гуманизации психологического микроклимата образовательного учреждения на всех уровнях.
Медицинское (физиолого-валеологическое) направление должно обеспечивать гигиенические условия образовательного процесса; широкую просветительскую работу среди студентов и их родителей, а также педагогов; системную реабилитационную работу по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Физкультурно-оздоровительное направление должно включать: развитие и совершенствование физических качеств; овладение студентами специально прикладными навыками; воспитание целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности; формирование навыков ЗОЖ.
Задачи медико-психологической службы в колледже должны быть так же подчинены идее адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу (его требованиям, технологиям и т.п.), а учебно-воспитательного процесса»к психофизическим особенностям студентов и включать: 1) контроль за гигиеническими нормами и требованиями к организации учебновоспитательного процесса в целом и за соблюдением валеологических требований к организации занятий; 2) раннюю диагностику и профилактику заболеваний; 3) выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса во всех его аспектах и организацию его коррекции на уровне педагога; 4) выявление скрытых психофизиологических причин неуспешности студента, всевозможных отклонений в когнитивной и поведенческой сферах и организацию профилактических и реабилитационных мероприятий с учетом возможностей колледжа.
В качестве базовой модели здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения следует выбирать комплексное применение всех выше перечисленных принципов, как наиболее полно охватывающее весь набор здоровьесберегающих технологий, в основе которой лежало бы социально-культурное содержание символа «Здоровье» и новое психологическое понимание роли здоровья в личностном развитии человека.
Список литературы:
1. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В.Науменко // Педагогика. - 2005. - № 6.
2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - Ярославль, 2003.
3. Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И.В. Кузнецовой. - М., 1999.
4. Капустин ЕЛ. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М., 2001.
5. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / И. С Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. Ред. Н.Н.Маликова. - М.: «Акаемия», 2006.
6. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2001.
7. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). - М., 1996.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© Фитина Л.Н.*
Уральский государственный технический университет - УПИ им. Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Развитие муниципального образования имеет динамичный и конкретно-временной характер, который проявляется как быстроменяющиеся свойства экономического объекта. В этой связи с целью усиления позиций муниципалитета повышается значимость разработки четко налаженного, оперативного механизма его информационного обеспечения [2, 6].
В условиях рыночной экономики происходит интенсификация процесса взаимодействия рыночных субъектов, усложняются их взаимосвязи, что влечет за собой увеличение объемов информации, служащей основой принятия управленческих решений. Возрастает роль случайного фактора как неотъемлемого компонента рыночных процессов [1, 2, 6 и др.].
В этой связи возникает необходимость совершенствования действующих механизмов принятия управленческих решений по разрешению социально-экономических проблем в муниципальных образованиях. Одним из элементов такого механизма является организация мониторинга. Мониторинг позволяет дать комплексную сравнительную оценку социальноэкономического развития территориальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов РФ, горо-
* Профессор кафедры Управления в сфере физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.