Научная статья на тему 'Принципы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований по противодействию правонарушениям'

Принципы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований по противодействию правонарушениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5171
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОВД / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРИНЦИП / ПРАВОПОРЯДОК / POLICE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / COMMUNITY GROUPS / INTERACTION / PREVENTION / COUNTERACTION / CRIME / OFFENCES / PRINCIPLE / LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панов Сергей Леонидович, Тимко Светлана Александровна, Тимко Вероника Павловна

В статье характеризуются ключевые принципы, лежащие в основе совместной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) и общественных формирований по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панов Сергей Леонидович, Тимко Светлана Александровна, Тимко Вероника Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the key principles underlying the mutual activity of law enforcement agencies (police) and community groups aimed at counteraction of crimes and administrative offences.

Текст научной работы на тему «Принципы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований по противодействию правонарушениям»

7 Ефимова Е. О. Личность водителя и ситуация в механизме совершения дорожно-транспортных преступлений : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 20 ; Обоймова С. М. К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5(36). С. 114-116 ; Стешич Е. С., Красненкова С. А. Криминальная предиспозиция как фактор дорожно-транспортного преступления (по материалам конкретного исследования) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2(40). С. 17-23.

8 Коняев С. А., Золотарев И. И. Об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении ДТП и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 136.

9 Кильдеев М. В. Автоматический контроль скоростного режима на автомобильных дорогах Республики Татарстан // Вестник НЦ БЖД. 2012. № 4(14). С. 11.

10 Кузнецов А. В. Привлечение к административной ответственности за нарушения ПДД при использовании средств автоматической фиксации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 72.

11 Баранчикова М. В., Седова А. А. Контроль над превышением скорости движения транспорта средствами фотови-деофиксации как направление предупреждения дорожно-транспортных преступлений на дорогах местного значения // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 2. С. 18-22.

12 Подчерняев А. Н. Особенности внедрения технических средств фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Вестник Орловского государственного университета. 2014. № 1(36). С. 38-39.

13 Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: обзорная информация. Вып. 18. М., 2006. С. 42-45.

14 Воробьев А. И., Гаврилюк М. В. Методика определения мест установки системы фото- и видеофиксации и дополнительных элементов инфраструктуры // Вестник МАДИ. 2013. № 2(33). С. 83.

15 Баранчикова М. В., Кузнецова И. И. Пропаганда безопасности дорожного движения: криминологические и психолого-педагогические аспекты // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 4. С. 23.

16 Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность : монография. М., 2015. С. 51.

УДК 343.9

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

С. Л. Панов, С. А. Тимко, В. П. Тимко

В статье характеризуются ключевые принципы, лежащие в основе совместной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) и общественных формирований по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

Ключевые слова: полиция, ОВД, общественные формирования, взаимодействие, профилактика, противодействие, преступность, правонарушения, принцип, правопорядок.

Изменения в социально-экономической обстановке в России в первом десятилетии XXI в., существенный уровень криминогенности общества потребовали от органов внутренних дел (далее — ОВД) активизации и расширения деятельности по предупреждению административных правонарушений и преступлений. Значительный акцент делается на сотрудничестве с населением и общественными формированиями. В этих целях созданы и активно работают добровольные народные дружины по охране общественного порядка, студенческие отряды правоохранительной направленности, казачьи формирования, общественные советы при МВД, координационные советы при мэрах городов по вопросам общественной безопасности, межведомственные комиссии по профилактике правонарушений в ад-

министративных округах городов, общественные пункты охраны порядка, советы общественности при участковых пунктах полиции, объединения самоохраны жилых домов и пр.

Взаимодействие ОВД и общественных формирований по противодействию правонарушениям и преступлениям должно основываться на соблюдении неких основополагающих принципов. При этом определяются цели и задачи, характер и виды мер, круг субъектов и объектов деятельности в указанной сфере.

«Принцип — основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. д.» '. Другими словами, принципы — это выработанные практикой, закрепленные или отраженные в специальных нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие ОВД и общественных формирований правоохранительной направленности в сфере предупреждения противоправного поведения. Среди основных принципов выделим следующие.

Принцип широкого участия граждан в охране правопорядка и в обеспечении общественной безопасности. Проявляется в том, что объединения граждан правоохранительной направленности участвуют в осуществлении разноплановых профилактических мероприятий 2. Например:

— охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений в общественных местах;

— поддержание порядка во время проведения массовых мероприятий; выявление лиц, склонных к совершению противоправных деяний, проведение с ними профилактической и воспитательной работы;

— предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

— предупреждение дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности движения;

— оказание помощи правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях;

— оказание неотложной медицинской помощи лицам, пострадавшим от правонарушений, находящимся в беспомощном состоянии;

— обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка на территории муниципального образования, доведение ее до сведения органов местного самоуправления;

— внесение предложений по укреплению правопорядка, устранению детерминант, способствующих совершению правонарушений, и пр.

Принцип законности подразумевает исполнение членами общественных формирований правоохранительной направленности законодательства Российской Федерации. Деятельность членов данных общественных формирований должна строиться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами. Члены общественных формирований должны действовать лишь в рамках делегированных им прав и полномочий. Они не вправе самостоятельно досматривать граждан, изымать у них что-либо, они могут лишь оказывать помощь полицейским в доставлении лиц, совершивших преступления и другие правонарушения, в помещения органов внутренних дел, оказывать помощь сотрудникам ОВД в изъятии у лиц, совершивших правонарушения, вещей и документов и т. д.3

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам неправомерными действиями членов общественного формирования по охране правопорядка, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Неправомерные действия членов общественного формирования правоохранительной направленности при исполнении обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Принцип соблюдения прав и законных интересов

проявляется в том, что право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Граждане России имеют право создавать по своему выбору общественные объединения (в том числе правоохранительной направленности) без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Россияне обеспечены защитой от произвола при осуществлении права на объединение: никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Согласно Конституции РФ общественные объединения равны перед законом.

При осуществлении взаимодействия ОВД и общественности важно соблюдение принципа гармонизации законодательства. В настоящее время возможность привлечения общественности к обеспечению правопорядка закреплена в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Часть 7 ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» предусматривает создание при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах общественных советов, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Кроме того, согласно ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности общественных формирований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; оказывать им содействие в обеспечении защиты прав и свобод граждан, в соблюдении законности и правопорядка, а общественные объединения и организации должны оказывать содействие полиции.

Пункт 34 ч. 1 ст. 13 предоставляет полицейским право привлекать граждан (с их согласия) к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, пожелавшими конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплачивать его гражданам; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы); поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей, возложенных на нее.

Многие указанные положения отсутствовали в действовавшем ранее аналогичном нормативном правовом акте — законе «О милиции» 4. Акцент на общественное доверие и поддержку, возведенный в принцип деятельности полиции, отвечает требованиям государственной политики современного периода. Среди прав сотрудников милиции закон предусматривал:

— привлечение граждан (с их согласия) к сотрудничеству, не конкретизируя последнее;

— объявление о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплату поощрения гражданам, оказавшим помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

В Уставе ППС также отмечается, что к охране общественного порядка на добровольной основе могут привлекаться как граждане, так и представители организаций и общественных формирований правоохранительной направленности 5 . Более того, приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов вну-

тренних дел по предупреждению преступлений» указывает, что одна из основных задач органов внутренних дел по предупреждению преступлений — привлечение к названной работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Принцип демократизма проявляется в:

1) наличии у населения права участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся профилактической деятельности ОВД;

2) возможности контроля за проводимыми мероприятиями по воздействию на противоправное поведение (например, участковые уполномоченные полиции регулярно выступают перед населением с сообщениями о результатах совместной работы по охране общественного порядка) 6. Россияне вправе наблюдать, анализировать, производить общественную оценку деятельности полиции, издаваемых органами внутренних дел актов и принимаемых решений 7.

Соблюдение принципа гласности обязывает ОВД информировать население о деятельности общественных формирований по охране правопорядка. Такое информирование должно быть полным, всесторонним, охватывающим разные вопросы профилактической деятельности ОВД и общественности. Это помогает своевременно принимать меры по недопущению нарушений законности, пропагандирует участие общественности в обеспечении общественного порядка и профилактике правонарушений, позволяет увеличить число лиц, желающих участвовать в правоохранительной деятельности 8.

Принцип гласности в профилактической деятельности ОВД реализуется с помощью ряда гарантий:

а) пункт 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает правило: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения;

б) ОВД регулярно и оперативно проводят встречи и предоставляют информацию в СМИ о задачах в сфере охраны порядка и принятых решениях.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции» полиция систематически информирует граждан о своей деятельности через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Данная норма устанавливает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации.

Общественные формирования и граждане вправе в установленном порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также сведения, непосредственно затрагивающие их права (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством).

Принцип научности заключается в создании системы регулярного мониторинга деятельности общественных формирований по противодействию правонарушениям. Мониторинг должен осуществляться на

нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами в целях очерчивания круга проблем, касающихся взаимодействия ОВД и общественности по противодействию правонарушающе-му поведению, по выявлению недостатков и возможностей повышения эффективности совместных действий, по внедрению новых форм взаимодействия, по совершенствованию существующих и в части разработки новых нормативных правовых актов в указанном направлении. Одним из законных оснований является ч. 5 ст. 9 Закона «О полиции», обязывающая федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводить постоянный мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Принцип вариантности (разноплановости форм) 9 характеризуется тем, что организационные формы общественных формирований по охране правопорядка разнообразны. Среди общественных формирований правоохранительной направленности, действующих на территории России в современный период, особо выделяются следующие. Добровольные народные дружины по охране общественного порядка, создающиеся преимущественно по территориальному принципу соответствующим распорядительным актом местного самоуправления либо региональным нормативным актом. Студенческие отряды охраны общественного порядка, формирующиеся в высших и средних специальных учебных заведениях под руководством их администраций при содействии студенческих общественных организаций и органов внутренних дел. Советы общественности при участковом пункте полиции и Советы профилактики общественного пункта охраны порядка, тесно сотрудничающие с участковым уполномоченным, инспектором по делам несовершеннолетних, социальным педагогом, отделом социальной защиты, другими объединениями граждан. Казачьи формирования, принимающие участие в охране общественного порядка, в борьбе с терроризмом.

В некоторых регионах успешно работают социально-профилактические центры; объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, автостоянок; родительские патрули и др.

Реализация принципа общественно-государственного поощрения выражается в стимулировании (материальное поощрение, награждение ценным подарком, объявление благодарности, награждение Почетной грамотой или нагрудным знаком, занесение на Доску почета, публикация в средствах массовой информации) со стороны органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, штабов народных дружин или других субъектов деятельности участников общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих мероприятия по противодействию преступлениям и административным правонарушениям. Возможно и представление к награждению государственными орденами и медалями, учрежденными Указом Президента Российской Федерации 10.

Принцип системности и комплексности во взаимодействии ОВД и общественных формирований правоохранительной направленности обеспечивается:

1) единством целей и направлений деятельности;

2) сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой взаимодействия;

3) всесторонним изучением субъектов, с которыми предстоит взаимодействовать;

4) координацией и согласованностью действий по взаимодействию;

5) контролем за процессом взаимодействия.

Принцип планомерности и непрерывности осуществляется путем разработки комплексных планов, направленных на укрепление правопорядка, которые должны воплощаться не время от времени, не в форме отдельных мероприятий или изолированных краткосрочных решений, а постоянно и непрерывно. При этом в них должна учитываться роль населения (общественных объединений и граждан) и негосударственных субъектов правоохранительной деятельности.

Соблюдение принципа преемственности предполагает изучение опыта, накопленного в области взаимодействия. Реализуемые мероприятия по взаимодействию должны соответствовать не только социальным, экономическим, политическим отношениям, но и учитывать национальные традиции, исторический опыт России. Например, привлечение населения к работе в качестве народных дружинников очень активно осуществлялось именно в годы советской власти, причем во всех республиках СССР. Отказ от советской (коммунистической) идеологии в обществе резко изменил отношение к формам и направлениям работы, в том числе и в правоохранительных органах, хотя эффективность деятельности народных дружин была очень высокой. Важно использовать их богатый опыт работы, адаптировав к современным условиям.

В силу ряда объективных и субъективных факторов не все указанные выше принципы сотрудничества органов внутренних дел и формирований общественности реализуются успешно и в полном объеме. Серьезными проблемами в привлечении населения к обеспечению правопорядка остаются:

— недостаточное моральное и материальное стимулирование наиболее активных участников формирований, проявивших себя в профилактической деятельности;

— слабая техническая оснащенность общественных формирований правоохранительной направленности;

— неурегулированность вопросов страховых выплат их членам в случае причинения ущерба здоровью при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка;

— отсутствие особой уголовно-правовой защиты представителей рассматриваемых формирований (как это было в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г., предусматривающем квалифицированные составы преступлений в случае посягательств на лиц, выполняющих общественный долг, — п. «в» ст. 102, ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 109).

Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» прописывает некоторые ор-

ганизационные основы деятельности граждан и общественных объединений правоохранительной направленности по противодействию правонарушениям, но не обеспечивает эффективного их сотрудничества с полицейскими, не решает указанных проблем.

Мониторинг общественного мнения свидетельствует о перманентном росте социальной потребности участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка, в поддержании правопорядка 11, но в большинстве своем россияне остаются пассивны: они редко участвуют в обсуждении нормативных актов, не желают посещать собрания, которые проводят для них сотрудники полиции, не спешат вступать в ряды народных дружинников. И среди полицейских нередко встречается формальное отношение к своим обязанностям (например, всю работу с общественностью участковые уполномоченные часто сводят к совместному приему граждан по различным вопросам).

В настоящее время сложившаяся в России криминологическая ситуация предопределяет необходимость поиска новых решений по выработке эффективной государственной политики в борьбе с преступностью.

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 174.

2 Чекалин А. А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями — важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 3. С. 14.

3 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газета. 2014. 4 апр.

4 О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. № 16, ст. 503.

5 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (в ред. приказа МВД России от 12 февраля 2015 г. № 253). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Рос. газета. 2013. 27 марта.

7 Об основах общественного контроля в РФ : федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Рос. газета. 2014. 23 июля ; О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

8 Тимко С. А., Жайворонок А. В. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4. С. 43-47.

9 Степанов О. А., Захаров И. А. О формах привлечения российских граждан к охране общественного порядка // Общественная безопасность. 2000. № 4. С. 38.

10 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 : в ред. Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 674 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 37, ст. 4643.

11 Янбухтин Р. М. Перспективы социальной направленности деятельности российской полиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 11. Ч. I. С. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.