Научная статья на тему 'Принципы выбора вариантов стратегии развития предприятия'

Принципы выбора вариантов стратегии развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ВАРИАНТЫ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗВИТИЕ / PRINCIPLES / VARIANTS / STRATEGY / ENTERPRISE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царикаев Алан Юрьевич

Статья посвящена исследованию принципов выборов вариантов стратегии развития предприятия на основе оценки стартовых условий функционирования организации и предвидения сценариев ее будущего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of a choice of variants of strategy of DEVELOPMENT of the enterprise

The article is devoted to research of principles of elections of variants of strategy of development of the enterprise on the basis of an estimation of starting conditions of functioning of the organization and a prediction of scripts of her future behavior.

Текст научной работы на тему «Принципы выбора вариантов стратегии развития предприятия»

Бизнес в законе

5'2009

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Царикаев Алан Юрьевич, заместитель начальника отдела обеспечения процедуры банкротства инспекции ФНС России № 6 по г. Москве.

Контакты автора: svraevsky@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию принципов выборов вариантов стратегии развития предприятия на основе оценки стартовых условий функционирования организации и предвидения сценариев ее будущего поведения.

Ключевые слова: принципы, варианты, стратегия, предприятие, развитие.

PRINCIPLES OF A CHOICE OF VARIANTS OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Tsarikaev A.Yu.

Annotation. The article is devoted to research of principles of elections of variants of strategy of development of the enterprise on the basis of an estimation of starting conditions of functioning of the organization and a prediction of scripts of her future behavior.

Keywords: principles, variants, strategy, enterprise, development.

Выбор стратегии развития предприятия целесообразно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Выбор стратегии в узком смысле - это принятие решения о практической реализации избранного направления развития предприятия. В широком смысле выбор стратегии - это итеративный процесс формирования, анализа и оценки эффективности, который также завершается принятием решения. Выбор стратегии предприятия предусматривает определение генерального направления развития. Выбором стратегии организация определяет цели и средства для обеспечения реализации ее миссии1.

Выбор стратегии на основе организационного обеспечения предприятия заключается в последовательном формировании системы целей, множеств обеспечивающих их подцелей (задач), типовых и специальных комплексов мероприятий, системы критериев оценки эффективности, ограничений при принятии

обоснованных управленческих экономических реше-

’-'2

ний2.

Представляется, что процесс выбора стратегии должен базироваться на основе оценки стартовых условий функционирования организации и предвидения сценариев будущего поведения организации в рамках целей стратегии. Принципиально этот процесс может состоять из двух основных частей:

- исследования и формирования совокупности возможных стратегий в зависимости от реального состояния предприятия и от сценариев его будущего развития;

1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

2 Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия

предприятия: Учебник. - М.: ФИЛИНЪ, 2001

- выбора определенной стратегии.

Рассмотрим в укрупненном виде основные концептуальные этапы выбора стратегии, отмечая их основное содержание и ключевые позиции.

Этап 1. Определение вида возможных стратегий.

На этом этапе определяется один из трех основных видов возможных стратегий - стратегия ускоренного роста, стратегия стабилизации развития или стратегия санации и финансового оздоровления. При этом следует учесть, разрабатывала ли организация раньше экономическую и общую стратегию, или приходится начинать заново. Если предприятие впервые разрабатывает свою стратегию, то сначала происходит оценка текущего положения, а затем осуществляется весь комплекс мероприятий по выбору стратегии согласно предлагаемому далее алгоритму, приведенному ниже. Если же предприятие функционирует в рамках ранее принятой стратегии, то оно имеет возможность использовать действующую стратегию с небольшими изменениями и дополнениями или провести концептуальный пересмотр действующей стратегии.

В этом случае на первоначальном этапе, наряду с оценкой текущего положения организации, происходит оценка текущей стратегии, исследуются последние действия руководства по реализации ранее принятой стратегии. В дальнейшем выбор стратегии осуществляется по предложенной методике через анализ накопившихся стратегических проблем. И в том, и в другом случае учитываются социальная ориентация организации, структура, система и стиль управления, культура и духовные ценности, стандарты и традиции поведения, другие факторы нефинансового характера. На этом этапе определяется система целей с выделением генеральной цели и проводится предварительный стратегический анализ с построением системы показателей.

Этап 2. Анализ возможных стратегий.

На этом этапе на основе сценариев будущего поведения организации и внешней среды, полученных в процессе моделирования, формируется набор возможных стратегий. Здесь осуществляется более глубинный стратегический анализ. В ходе такого анализа происходит рассмотрение широкой совокупности возможных гипотез поведения организации, осуществляется учет лимитирующих факторов, в том числе установленных государством ограничений, учет многокри-териальности оценки результатов применения рассматриваемых стратегий, производится структуризация возможных стратегий:

- во-первых, выявление целей, средств и индикаторов;

- во-вторых, определение структурных компонент по внешним функциям с помощью классификационной модели экономической стратегии.

Выработка эффективной интегральной стратегии происходит на основе непрерывного учета и анализа взаимосвязей и взаимозависимости всех частных субстратегий (налоговой, инвестиционной, дивидендной, ценовой, учетной, стратегии финансирования)3. Проведение данных исследований административными органами управления организации осуществляется при параллельном консультировании с руководителями производственных звеньев. Возможно внешнее консультирование с использованием услуг специалистов аудиторских и консалтинговых фирм. В результа-

3 Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Царикаев А.Ю.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРДПРИЯТИЯ

те на данном этапе определяется совокупность сочетаний возможных стратегий поведения организации с возможными значениями показателей финансовохозяйственной деятельности в стратегическом временном периоде.

Этап 3. Выбор стратегии.

На этом этапе осуществляется собственно выбор стратегии организации. Из совокупности возможных стратегий выбирается наиболее приемлемая стратегия и уточняются ее цели, средства и индикаторы. Выбор стратегии осуществляется при помощи сравнительного анализа на основе принципов и критериев.

Отметим наиболее принципиальные моменты.

Во-первых, на этом этапе следует комплексно, глубоко и детально исследовать взаимосвязь стратегии с собственным капиталом, качеством, прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском.

Во-вторых, при выборе не следует ограничиваться рассмотрением одного наиболее вероятного сценария будущего поведения организации.

В-третьих, не следует ограничиваться рассмотрением только легко достижимой стратегии. Хотя несомненно, что, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдать стратегии, наиболее подходящей для реализации в данной организации в данный момент. В результате определяется рекомендуемая к реализации экономическая стратегия.

Процесс выбора стратегии должен, по нашему мнению, подчиняться следующим основным принципам:

1. Стратегия согласуется с организацией:

- с ее уставными целями и нормами;

- не противоречит стратегическим финансовым целям филиалов и дочерних фирм;

- реализуется и контролируется силами организации, соответствует ожидаемому потенциалу;

- сохраняет эволюционный характер экономической деятельности;

- концентрируется на ключевых проблемах экономической деятельности.

2. Стратегия имеет внутреннюю согласованность своих структурных компонентов:

- является единством экономических целей, средств и индикаторов степени их достижения;

- является единством своих функциональных элементов (компонентов);

- осуществляется в процессе научно-аналитического исследования, когда оценка финансового риска интегрирована в экономическую стратегию организации;

- строится и реализуется на единой информационной базе, основу которой составляют данные бухгалтерского учета и отчетности;

- является единством содержательного и формализованного описания;

- согласуется с экономической политикой и с экономической тактикой.

3. Стратегия согласуется с внешней средой:

- с потенциалом изменения окружающей среды;

- основывается как на законах макроэкономики, так и на законах микроэкономики.

Указанные основные группы принципов позволяют подойти к процессу формирования стратегии всесторонне и обоснованно.

В общем случае основополагающим является принцип аналитического характера выбора экономической стратегии.

Стратегия должна предусматривать возможность целенаправленного совершенствования отдельных функциональных блоков, элементов системы и любой

ее совокупности. Особое место в процессе выбора стратегии, как уже отмечалось ранее, отводится рассмотрению взаимосвязи между следующими основными параметрами - собственным капиталом, качеством продукции, процессов и деятельности, чистой прибылью, портфелем заказов, ликвидностью и риском. Стратегическая взаимосвязь перечисленных параметров составляет сущность совокупного критерия выбора экономической стратегии.

Список литературы:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Питер, 1999.

2. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник. - М.: ФИЛИНЪ, 2001.

3. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.