Научная статья на тему 'Принципы спекулятивного развития истории философии в постгегелевский период и их рецепция в философской концепции истории'

Принципы спекулятивного развития истории философии в постгегелевский период и их рецепция в философской концепции истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ / КОНЦЕПТ / АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ / ЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / ПОСТМОДЕРН / ИММАНЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Делёза Ж., Гваттари И. Ф., Авсеев А. Л.

В статье показана преемственность гегелевского положения о форме исторического развития в философской концепции истории Ж.Делёза и Ф. Гваттари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы спекулятивного развития истории философии в постгегелевский период и их рецепция в философской концепции истории»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

УДК 1. 491

ПРИНЦИПЫ СПЕКУЛЯТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В ПОСТГЕГЕЛЕВСКИЙ ПЕРИОД И ИХ РЕЦЕПЦИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ

Ж.ДЕЛЁЗА И Ф.ГВАТТАРИ

В статье показана преемственность гегелевского положения о форме исторического развития в философской концепции истории Ж.Делёза и Ф. Гваттари.

Ключевые слова: спекулятивный, концепт, абсолютная идея, логическая идея, постмодерн, имманенция.

А.А. АВСЕЕВ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (ГУСЭ)

e-mail alexavseev@gmail.com

Предметом статьи стала гегелевская концепция спекулятивности, а также её авторская интерпретация. Обозначен формальный и содержательный аспекты спекулятивной, абсолютной идеи, намечены контуры анализа истории философии в аспекте спекулятивной концепции Гегеля в постгегелевский период.

Актуальность обращения к тематике спекулятивного1 мышления как специфического способа философствования очевидно обусловлена тем, что назрело время логического обоснования онтологических форм философских теорий современности, а также осознания закономерности развития истории философии на современном этапе.

Автор поставил задачу осмысления содержания и формы, принимаемой абсолютной идей в своем дальнейшем послегегелевском развитии, а также её действительности на современном этапе. Гегелевский подход к истории философии, который утверждает, что категории в науке логики и философские системы в их поступательном движении следуют синхронно, достаточно распространен. Но разные авторы его воплощают по-разному. Очень важный анализ связи логического и исторического дает Е.П. Ситковский во вступительной статье к «Энциклопедии философских наук»: «Эту мысль о единстве логиче-

^Абсолютной формой рефлексии является спекуляция (лат. speculum— зеркало, speculor— созерцать, species— вид)— феноменологическое постижение сущего на пересечении его отражений от тотально окружающих и направленных на него поверхностей других сущих, обладающих свойством зеркальности. В спекуляции совпадает начальный и завершительный моменты рефлексивного движения. Стадия спекуляции наступает тогда, когда познание направляется на такое сущее, которое само способно познавать. В спекуляции достигается взаимоотражение познающего и познаваемого друг в друге, своеобразная рефлексия рефлексии, перераспределяющяя функции «активности-пассивности», благодаря чему осуществляется творчески саморазвивающееся философское знание. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. СПб., 2000. - С. 3.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25

ского и исторического методов Гегель конкретизирует следующим образом: категории бытия раскрываются в философии Парменида, впервые сформулировавшего понятие бытия в смысле чистого мышления, что послужило начальным этапом развития логической науки; категория ничто разработана в китайской и индийской философии; категория становления связана с философией Гераклита; категория для-себя-бытия - с атомистикой Демокрита; количества - Пифагора; меры - Протагора; категория сущности раскрывается в философии Платона; категория понятия - в философии Аристотеля; философия стоиков, скептиков, эпикурейцев соответствует понятию субъективности; философия Плотина - категории конкретной идеи; новая философия - основным разделам гегелевской «Феноменологии духа»; философия Декарта соответсвует сознанию; философия Канта и Фихте - самосознанию; философия Шеллинга соответствует разуму; в философии самого Гегеля раскрывается абсолютное знание»2. Не менее интересная интерпретация такого подхода представлена в статье А.Н. Муравьева «История философии как философская наука». Суть его в том, что автор статьи полагает, что: «порядок становления понятия конкретного тождества бытия и мышления лежит в основе необходимого различия исторических эпох развития философии как науки. Поскольку созерцание, представление и мышление являются стихиями, т.е. особенными формами генезиса понятия всеобщего предмета во времени истории философии, то античная философия от Парменида и Гераклита до Плотина и Прокла есть созерцающее понятие непосредственного тождества бытия и мышления. Средневековое философствование есть представляющее понятие различия бытия и мышления. Философия Нового времени от Бэкона до Шеллинга - мыслящее понятие противоположности бытия и мышления, а философия Гегеля есть, наконец, понятие конкретного тождества бытия и мышления и как таковое -необходимый результат истории философии и начало логического развития философии как науки»3.

Эти концепции фиксируют соответствие, как философии Гегеля, так и до гегелевских систем истории философии, категориям логики (точка зрения Е.П. Ситковского) или моментам тождества бытия и мышления (А.Н. Муравьев). Благодаря такому подходу, история философии в своем поступательном движении представляет собой наличное бытие, имманентно действующего и проявляющегося принципа исторического развития. Однако, с другой стороны, на наш взгляд, в этих построениях не нашла отражение закономерность и не представлена модель дальнейшего развития истории философии после Гегеля несмотря на то, что интенции этого развития имманентно содержатся в гегелевском логическом учении. По мнению автора, логическим основанием истории философии служит абсолютная идея в её конкретных определениях, а не категории бытия (Е.П.Ситковский), или тождество бытия и мышления (А.Н. Муравьёв). «История философии по своему существенному содержанию имеет дело не с прошедшим, а с вечным и вполне наличным и должна быть сравниваема в своем результате не с галереей заблуждений человеческого духа, а скорее с пантеоном божественных образов - утверждает Гегель. Но эти божественные образы суть различные ступени идеи, как они выступают друг за другом в диалектическом развитии»4. Задачей самой истории философии, полагал Гегель, остается более точно выяснить, в какой мере имеющее место в истории философии развитие ее содержания, с одной стороны, согласуется с диалектическим развитием чистой логической идеи, а с другой стороны отступает от него. Следовательно, историю философии следует понимать как онто-гносео-этическое выражение имманентно действующей и развивающейся логической идеи. Чтобы постигнуть смысл тех или иных систем философии, необходимо знать характерную особенность момента логической идеи его презентирующего.

2 Ситковский Е.П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. - С.36.

3 Муравьев А.Н. История философии как философская наука//Философский век. Альманах 24 ч.1. СПб., 2003. - С.47.

4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 М., Мысль, 1974. - С.219.

Обращаясь к теме рецепции5 концепции спекулятивного мышления в современной философии, отметим: гегелевский анализ, изложенный в «Истории философии» не потерял своей актуальности. Но необходимо, также изучить и онто-гносеологические формы современного этапа развития логической идеи, нашедшие своё адекватное отражение в истории западной философии двадцатого столетия.

Поскольку сам философ концепции спекулятивного явным образом не эксплицировал, то автор статьи, используя выделенные им характеристики спекулятивного в учении Гегеля, сконструировал из элементов гегелевской науки логики диалектическую концепцию спекулятивного мышления и применил ее для исследования современной рационалистической философии. По форме она - спекулятивное мышление, включающее снятие, единство субъективного и объективного, логическое тождество и движение своих моментов. Абсолютной формой спекулятивного мышления выступает развитая форма понятия или идея. Содержанием диалектической концепции спекулятивного мышления служат определения абсолютной идеи. В этом аспекте она представляет доказательство бытия абсолютной идеи и возможность его спекулятивного познания как блага. В своем абстрактном моменте спекулятивное содержание мышления выступает как онтологическое (жизнь), в диалектическом моменте - как гносеологическое (истина), а в спекулятивном -как этическое (благо). Диалектическая концепция спекулятивного мышления выражена спекулятивным методом философии, конституирующим как форму абсолютной идеи, так и постигающим ее абсолютное содержание. Моменты этого единства формы и содержания представлены качественным умозаключением, умозаключениями рефлексии и необходимости.

Несмотря на спекулятивную гегелевскую реконструкцию генезиса искусства, религии и философии, очевидна потребность дальнейшей разработки интенций спекулятивного мышления из философии Гегеля и в соответствии с ней необходимость продолжения реконструкции моментов самопознания абсолютной идеи, включая и историю философии. Диалектическая концепция свидетельствует о том, что найден всеобщий имманентный принцип развития этих важнейших направлений культуры, в том числе, и в постгегелевский период. На основе исследования воплощения принципа конкретного тождества логического и исторического автор выдвигает тезис о том, что различные исторические формы современного рационального философствования внутренне связаны между собой по логическому закону, открытому Гегелем. Как вся философия в целом, так и её современный этап есть онто-гносео-этическое выражение логической идеи. А философские школы, направления и теории в истории философии представляют отражение конституирующихся моментов абсолютной, логической идеи.

Так что представляет собой логическая идея как таковая? Из философии Гегеля следует, что идея как таковая есть тождество субъективности и объективности, в котором субъективность выступает в виде субъективного понятия, а объективность - в виде его объективации. Субъективное понятие включает в себя понятие как таковое, суждение, и формальное умозаключение, Понятие как таковое есть конкретное единство всеобщего момента, особенного и единичного. Объективное понятие представляет собой умозаключение качества, как объективацию понятия как такового (или всеобщего момента субъективного понятия), умозаключение рефлексии, как объективацию суждения (или особенного момента), умозаключения необходимости (как единичного момента субъективного понятия). Понятие как таковое есть презентация онтологического момента идеи, суждение- гносеологического, умозаключения - этического момента. Таким образом, субъективное понятие включает онтологический и гносеологический момент идеи, а объективное понятие идеи - этический момент идеи в виде трёх умозаключений или в качестве механизма, по Гегелю, химизма, и телеологии, которые в данном контексте выступают не в качестве физических, а качестве духовных понятий. Такова общая экспозиция идеи как таковой. Возникает вопрос, чем тогда отличаются друг от друга идея жизни, истины и блага? Тем, какой момент субъективного понятия объективируется. В идее жизни объективируется понятие как таковое субъективного понятия, которое в объективном понятии

5 В данном аспекте под рецепцией понимается восприятие и преобразование логического значения в онто-гносеологическое.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25

этой идеи выражается умозаключением качества, представляя собой, всеобщий момент объективного понятия идеи жизни или всеобщий момент этического раздела идеи. В результате единства субъективного и объективного понятия конституировалась идея жизни. Дальнейшее исследование идеи жизни, свидетельствует о том, что всеобщий момент объективности идеи жизни, являющийся результатом объективации субъективного понятия, представлен в истории философии всеобщими этическими теориями ценностей баден-ской и марбургской школ.

В идее истины объективируется момент суждения субъективного понятия, или гносеологический момент идеи, который в объективном понятии выражен умозаключением рефлексии и особенным моментом объективности в этическом разделе идеи истины. В истории философии этот момент представлен коммуникативной теорией общества Ю. Хабермаса. Эта ступень абсолютной идеи, выражая этический, или аксиологический момент идеи истины, выступает в виде морали. В ней единичному субъекту открываются всеобщие и абсолютные этические ценности, постигаемые в процессе их продуцирования. Единство субъективности и объективности идеи истины конституирует идею знания как таковую, но современный этап развития философии не заканчивается теорией коммуникативности.

Последующий генезис абсолютной идеи будет обусловлен интенцией, цель которой - реализация идеи блага. В нем будет объективироваться субъективное понятие в целом, а выражаться умозаключением необходимости в этическом разделе идеи блага6. По своему характеру эта идея представляет этический момент абсолютной идеи. Начнётся её конституирование с «понятия как такового». Оно выражается умозаключением, включающим «всеобщее», «особенное» и «единичное». Анализ концепций трансверсальной философии В. Вельша и Ф. Гваттари, свидетельствует о том, что её имманентной сутью является реализация начального этапа идеи блага.

Приведем пример применения диалектической концепции относительно к современному периоду истории философии, а конкретно к философии постмодерна.

Сторонники постмодернизма определяли этап развития истории конца 20-го и начала 21-го веков как эпоху постмодерна. Его идеями фундирован весь жизненный мир современного человека - культура, наука, общество, философия. Мир постмодерна включает в себя постмодернистское общество, или, в конечном счете, постмодернистский глобальный порядок. В философии постмодерна на место упорядоченным, иерархическим структурам бытия приходит хаос. Рационализм видоизменяется. Сознание в нем уже интерпретируется в качестве средства осознания хаоса, а философия стала радикально деон-тологизированной и деаксиологизированной. Наиболее явно это положение воплотилось в работах Делёза и Гваттари, исследовавших особенности, которые определили суть философии в эпоху постмодерна.

Исходным пунктом философии, по их мнению, является концепт. Классическое понимание концепта заключается в том, что он есть понятие, в котором семантическая составляющая коррелируема с семиотической формой его представления. В постмодерне концепт теряет свою всеобщую и самостоятельную форму. Он включен в философский дискурс, а философия у Делеза и Гваттари есть творчество концептов. «Ибо, согласно вердикту Ницше, - полагали они - вы ничего не познаете с помощью концептов, если сначала сами их не сотворите, то есть не сконструируете их в свойственной каждому из них интуиции»7. Философия не сводится ни к созерцанию, ни к рефлексии, ни к коммуникации. Специфика концепта заключается в его сотворённости, множествененности, не телесности. Концепт это событие. С одной стороны концепт автономен, но с другой он включен в план имманенции, который есть мышление. Он (план) объективен и постольку он выражает пред-философию. План имманенции воссоздает хаос, а философия посредством концепта его осознает. «Философия - это конструирование, а конструирование включает два взаимодополнительных и разноприродных аспекта - создание концептов и

6 Следует сделать существенное замечание, заключающееся в том, что, в процессе конституиро-вания абсолютная идея выступает во временном единстве своих моментов, (т.е. одновременно) - онтологическом, гносеологическом и этическом.

7 Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998. - С.16-17.

начертание плана»8. Философия имеет значение, в трактовке Делеза и Гваттари, единства объективности плана имманенции и субъективности концепта. Событие конструирования философией концептов согласно плану имманенции, наводит на мысль об аналогии с гегелевским единством субъективного и объективного. Однако необходимо иметь в виду, что у Делеза событие творения концептов в философии, отличается от гегелевского тем, что осуществляется только в рамках рационализма. У Гегеля объективность онтологич-на, у Делеза рациональна. ''Событие'' выступает как всеобще-конкретное единство объективного плана имманенции и субъективного постижения в мышлении. В предельно схематизированном виде оно условно аналогично гегелевскому субъективному понятию, результатом, которого служит специфицированная единичность в форме всеобщности. При некоторой схожести структур конституирования всеобщего понятия, радикальное отличие развития гегелевского субъективного понятия от ''события'' Делёза в том, что у Гегеля понятие есть процесс установления тождества бытия и мышления, у Делёза ''событие'' ограничено рамками рациональности.

В трактовке понятия философии Делёзом в качестве ''события'' как конкретной единичности, проявляется подтверждение, выдвинутой автором исследования гипотезы, о том, что философия постмодерна есть выражение момента единичности субъективного понятия идеи истины.

Делез и Гваттари высоко оценивают роль классической философии и, в частности, Гегеля, в понимании сути концептов. ''Гегель - полагали Делёз и Гваттари - дает концепту мощное определение через Фигуры творчества и Моменты его самополагания: фигуры стали принадлежностями концепта, так как они образуют тот его аспект, в котором он творится сознанием и в сознании, через преемственность умов, тогда как моменты образуют другой аспект, в котором концепт сам себя полагает и объединяет разные умы в абсолюте Самости. Тем самым Гегель показал, что концепт не имеет ничего общего с общей или абстрактной идеей, а равно и с несотворенной Мудростью, которая не зависела бы от самой философии. Но это было достигнуто ценой ничем не ограниченного расширения самой философии, которая уже почти не оставляла места для самостоятельного развития наук и искусств, потому что с помощью своих собственных моментов воссоздавала универсалии, а персонажей своего собственного творчества рассматривала просто как призрачных фигурантов''9. Через понятия ''момент'' и ''фигура'' авторы выразили суть философии Гегеля, заключающуюся в том, что она есть постижение самополагания объективно развивающейся субстанции. Классическая немецкая философия отразила этап в развитии концепта, который они называли энциклопедией. Концепты в ней приобретали всеобщий характер. Их самополагание объективно, а, следовательно, они выступали в роли преданных универсалий, а не в качестве сотворенных единичными персонажами в процессе философского дискурса.

Критики Делеза называют его отношение к истории философии парадоксальным, якобы, отрицающим историю философии. Но на самом деле Делез в подходе к этому вопросу последователен, поскольку, с одной стороны, акцентирует момент автономности концепта, с другой, его включенность в общий план имманенции: ''Философия не может быть сведена к своей истории, потому что философия - утверждал Делёз - постоянно отрывается от этой истории, дабы творить новые концепты, которые вливаются в историю, а не проистекают из нее. Как нечто может проистечь из истории? Без истории становление оставалось бы неопределенным, необусловленным, однако само становление не исто-рично''10. В этом смысле его позиция близка гегелевскому пониманию истории философии, согласно которому, последующая философская система не вытекает непосредственно из предыдущей, а есть момент (т.е. принципиально другое по сравнению с предыдущим развитием), включенный, однако, в единую ткань эволюции спекулятивной идеи. Например, если сравнивать философию жизни и предшествовавшую ей немецкую классическую философию, то станет очевидным, что они фундированы совершенно различными субстанциальными предпосылками бытия сущего. В первом случае - разумом, во

8 Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998. - С.49.

9 Там же. С.22.

10 Там же. С.124-125.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 16 (159). Выпуск 25

втором - волей. В то же время эти философские системы есть необходимые моменты в развитии единой абсолютной идеи. "Сегодня - писал Делёз - толкуют о крахе философских систем, тогда как просто изменился концепт системы. Пока есть время и место для творчества концептов, соответствующая операция всегда будет именоваться философи-ей"11. Воззрения Делеза, несмотря на переосмысление роли философии в смысле ее радикальной деонтологизации и деаксиологизации, сохраняют некоторую преемственность с классической философией, за что подверглись острой критике Ж. Деррида.

1. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии //

Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. СПб., 2000

2.Ситковский Е.П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974

3. Муравьев А.Н. История философии как философская наука//Философский век. Альманах 24 ч.1.СПб 2003

4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 М., Мысль, 1974.

5. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998.

Список литературы

SPECULATIVE PRINCIPLES OF PHILOSOPHY OF HISTORY IN POST-HEGEL PERIOD AND THEIR RECEPTION IN PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF HISTORY OF G. DELEUZE AND F. GUATTARI

A.A. AVSEEV

The article shows the continuity of Hegel's position in the form of historical development in the philosophical conception of history of G. Deleuze and F. Guattari.

St. Petersburg

State University

Service and Economy (GUSE)

Key words: speculative concept, absolute idea, logical idea, postmodernism, immanence.

e-mail alexavseev@gmail.com

11 Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998. - С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.