Научная статья на тему 'Принципы социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе'

Принципы социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе»

В. М. Рябков

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Определение и раскрытие принципов - один из центральных вопросов теоретико-методологической основы социально-культурной деятельности. Развитие и раскрытие сущности и целостной системы этого явления способствует не только теоретическому осмыслению всех сторон социально-культурной деятельности, но и совершенствованию ее практики и управления. Несмотря на то большое значение, которое имеет разработка принципов в теории культурнопросветительной работы (КПР), - в литературе до сих пор они не получили однозначного, полного и всестороннего освещения и осмысления.

Методологическую основу выяснения природы и содержания понятия «принцип» следует понимать как «первоначало, руководящую идею, основное правило поведения» [42, с. 294], т. е. исходные, фундаментальные положения, отражающие существенные стороны познавательной и практически преобразующей деятельности общества.

Эти положения являются методологической предпосылкой выяснения природы и содержания понятия «принципы социально-культурной деятельности». С данных позиций мы будем рассматривать и анализировать имеющиеся в литературе определения этого понятия.

Для изучения системы выявленных принципов, понимания их сущности и классификации важно рассмотреть понятие «принципы культурно-просветительной работы» (принципы КПР), которое отражено в историко-педагогической литературе. Несмотря на то, что к этим принципам обращались многочисленные исследователи, лишь отдельные

83

авторы попытались рассмотреть данное понятие.

Одно из первых определений принципов дано Л. С. Фрид, которая рассматривает их как «руководящие начала, обязательные для всех, кто работает в этой области» [43, с. 16]. Данное определение подчеркивает, что принципами КПР надо руководствоваться в практической работе, но оно не выражает сути понятия. Автор дает широкое толкование. В такой трактовке его можно применять к любому явлению.

Другое определение дано в учебном пособии по клубоведению С. А. Беляковым и 3. А. Петровой: «Под принципами КПР принято понимать важнейшие качества, которыми она должна обладать, или иначе - основные требования, которые она должна удовлетворять...» [3, с. 117]. Предложенное определение не может быть принято как основное, так как оно ориентировано на качественную сторону, а не на методологические основы деятельности. Точнее выражает суть понятия вторая часть определения: «Принципы КПР - это теоретические социально-политические основы деятельности ... культурнопросветительных учреждений» [3, с.

117].

Следующий этап в определении понятия «принципы КПР» относится к 1977-1978 гг. В этот период было дано новое, более точное определение. Так, Г. Г. Карпов писал: «Принципы КПР -это руководящие положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы работы учреждений культуры» [20, с. 20]. Признавая значимость этого определе ния, характе-

ризующего новую ступень в осмыслении понятия, необходимо отметить, что автор отождествляет деятельность культурно-просветительных учреждений с работой всех учреждений культуры, с чем трудно согласиться.

В 1978 г. Г. М. Бирженюк дал следующее определение: «Принципы

КПР - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи социальнокультурной деятельности, определяют ее направленность, характер, содержание и формы» [5, с. 107]. Это определение и было взято за основу при уточнении понятия в последующие годы другими авторами.

Разрабатывая программу курса «Культурно-просветительная работа»,

внес уточнения М. А. Ариарский: «Принципы КПР как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи социально-культурной деятельности в условиях свободного времени, определяют ее направленность, характер, содержание и формы» [2, с. 260]. В этом определении М. А. Ариарский делает акцент на то, что КПР осуществляется в условиях свободного времени. Согласиться с таким утверждением трудно, ибо абсолютизация данного явления ведет к сужению рамок КПР.

Абсолютизация свободного времени как условия для ведения КПР произошла потому, что ее часто сводили к клубной деятельности, осуществляемой, как правило, именно в свободное время.

В 1981 г. М. А. Ариарский подготовил впервые «Основные понятия теории культурно-просветительной работы». Среди определений предложено следующее, значительно уточняющее

84

ранее высказанное им суждение. «Принципы культурно-просветительной работы - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи в отношении педагогического процесса организации социально-культурной деятельности в условиях свободного времени и определяют ее направленность, характер, содержание и формы» [29, с. 6-7]. В этом определении, по сравнению с понятием, данным в 1978 г., особо выделено отношение к педагогическому процессу в организации социально-культурной деятельности.

Завершающим определением понятия «принципы КПР» можно считать изложенное Ю. Д. Красильниковым: «КПР руководствуется принципами, которые отражают объективно существующие закономерности идеологической работы и педагогики, являются ведущими и определяют направленность, характер, содержание и формы деятельности культурно-просветительных учрежде-

ний» [25, с. 23].

Недостатком этого определения является, на наш взгляд, то, что принципы определены не как главные положения, а лишь как руководства, отражающие закономерности идеологической работы.

Анализируя изложенные выше определения понятия «принципы КПР», следует отметить, что авторы, как правило, не изучают достигнутого в данной области, за исключением Г. М. Бирже-нюка, не делают историографического обзора литературы, в результате чего дублируют друг друга, не проникая глубоко в суть проблемы. Исключением является исследование В. М. Рябкова, посвященное историографии культурнопросветительной работы [35].

Совершенно иной подход к определению понятия «принципы социальнокультурной деятельности» дан Т. Г. Киселевой [21, с. 95-109]. «Важнейшими методологическими категориями, - отмечает она, - характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности. В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социальнокультурной деятельности» [21, с. 104105]. Данное утверждение не расходится с нашим определением понятия.

Исходя из вышеизложенного, учитывая исторический опыт развития социально-культурной деятельности, а также позиции ученых, исследовавших данное явление, можно дать следующее определение. Принципы социальнокультурной деятельности - это основополагающие, фундаментальные исходные идеи и положения, лежащие в основе закономерностей и законов социально-культурной деятельности,

определяющие ее содержание, направления, технологию и формы, реализующиеся учреждениями социально-культурной сферы.

Несмотря на важность разработки принципов социально-культурной деятельности для ее теории и практики, в литературе они не получили пока еще полного, всестороннего и однозначного освещения, не были выработаны единая система и единые требования к их определению. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ научных исследований в историко-педагогической литературе по данной проблеме.

Вся изучаемая литература разделена на два периода:

первый период - литература 20-80-х гг. ХХ в.;

85

второй период - литература 90-х гг. ХХ в. - начала ХХ1 в.

Разделение обусловлено целями и задачами, которые решались системой культурно-просветительных учреждений на данных исторических этапах в соответствии с политическими и экономическими задачами общества.

Рассмотрим принципы КПР, изложенные в литературе 20-80-х гг.

Особенностью данного периода явилось решение задач, выдвинутых государством и партией, по созданию системы КПР и ее участию в построении нового общества, так как она считалась одним из главных средств в идеологической работе с массами.

Естественно, это нашло отражение и во всей системе подходов, в определении принципов КПР исследуемого периода.

Первые определения принципов КПР встречаются в трудах авторов 20-х гг., в частности, в исследованиях Е. Н. Медынского [27, с. 14] и Е. А. Звягинцева [15, с. 9]. Е. Н. Медынский, исходя из задач данного периода, выдвинутых государством в области внешкольного образования, выделил следующие принципы организации КПР: общественности, самостоятельности,

общедоступности, полноты отдельных ячеек, бесплатного пользования учреждениями внешкольного образования; систематичности и плановости; принцип районной организации внешкольного образования [27, с. 14].

Исследований 30-40-х гг., рассматривающих принципы КПР, не выявлено.

Литературу 50-80-х гг. ХХ в., рассматривающую систему принципов КПР, можно разделить на пять групп:

1) литература, раскрывающая принципы КПР в целом;

2) отдельные принципы КПР;

3) принципы клубной работы;

4) принципы организации библиотечного строительства и деятельности библиотек;

5) принципы управления деятельностью культурно-просветительных учреждений.

Одной из первых рассматривая принципы КПР, Л. С. Фрид относит к ним следующие: идейность; неразрывную связь всей КПР с борьбой трудящихся нашей страны за построение нового общества; государственный характер КПР в нашей стране; всемерную поддержку инициативы и самодеятельности широких масс населения и организаций трудящихся в области КПР; осуществление советской национальной политики в области КПР; многообразие и гибкость форм и методов КПР; дифференцированный подход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запросов; общедоступность и территориально-производственный прин-

цип размещения сети культурнопросветительных учреждений [43, с. 1617].

Анализ предложенных сведений показывает, что в данной классификации допущено смешение понятий принципов, признаков и качеств КПР. Мы не можем считать принципами КПР ее «государственный характер» и «территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений», так как это признаки системы культурно-просветительных

учреждений. В эту систему, как известно, входят наряду с государственными профсоюзные и ведомственные культурно-просветительные учреждения, а также досуговые учреждения других форм собственности.

Дальнейшее изучение и обоснование принципов КПР продолжено в работах Г. Г. Карпова и Н. Д. Синцова, А. П. Виноградова [18, с. 22-23; 7], вышедших в 1959 и 1961 гг. Г. Г. Карпов и Н. Д. Синцов предложили пять принципов КПР: идейность; тесная связь с практикой строительства нового общества; развитие общественной инициативы и самодеятельности масс; организация клубной работы в соответствии с национальной формой культуры местного населения; дифференцированный подход к различным группам населения с учетом их производственных задач, образовательного уровня, возрастного состава, условий труда и быта, запросов и интересов [18, с. 22-23].

А. П. Виноградов выделяет четыре принципа: идейность, тесную связь с практикой строительства народного общества, развитие творческой энергии трудящихся, инициативы и самодеятельности масс, дифференцированный подход к массам [7, с. 3-14].

Авторы, углубив и расширив трактовку принципов, все-таки продублировали основные понятия, предложенные Л. С. Фрид.

В 1964 г. вышло учебное пособие М. Н. Зеленецкого и Г. Г. Карпова «Основы культурного строительства», в котором авторы добавили к уже известным принципам два новых: боевой, наступательный характер; популярность и увлекательность КПР [16, с. 51-55]. Однако считать их принципами вряд ли целесообразно. Боевой, наступательный характер КПР - это качественная сторона реализации принципа идейности. Что касается принципа «популярность и увлекательность КПР», то его следует отнести к критериям качества КПР, а не к ее принципам.

86

В 1967 г. изданы три учебных программы, в каждой из них выделена тема, раскрывающая принципы КПР. Программа курса «Культурно-просветительная работа», подготовленная преподавателями Высшей профсоюзной школы ВЦСПС (в настоящее время - Гуманитарный университет профсоюзов,

г. Санкт-Петербург), под общей редакцией И. Г. Шлемиса, предлагает семь принципов: идейность; действенный характер культурно-просветитель-ной работы, ее неразрывная связь с практикой строительства нового общества; боевой, наступательный характер КПР, ее непримиримость к буржуазной идеологии; творческая инициатива и самостоятельность трудящихся в организации КПР; популярность и увлекательность; дифференцированный характер КПР с различными слоями и группами населения; учет национальной специфики культуры [31, с. 13-14].

Составители программы для учащихся культурно-просветительных училищ «Организация и методика клубной работы» Н. Хаймович и А. Филиппова выдвинули тоже семь принципов: идейность; неразрывная связь с жизнью; боевой, наступательный характер культурно-просветительной работы; непримиримость к реакционной буржуазной идеологии; дифференцированный подход к различным группам населения; всемерное развитие самодеятельности и инициативы трудящихся; многообразие средств и методов воздействия на людей [41, с. 3-4].

В «Клубоведении» - программе курса для студентов, подготовленной преподавателями кафедр КПР Московского и Ленинградского институтов культуры, выделены следующие семь принципов: идейность; неразрывная

связь КПР с жизнью производственных

87

коллективов; конкретность, оперативность и системность; ее наступательный, боевой характер; дифференцированный характер клубной работы среди различных групп населения на основе изучения условий труда и быта, возрастных и национальных особенностей, производственных и культурных интересов рабочих, колхозников, интеллигенции и членов семей трудящихся; сочетание массовости с индивидуальным подходом к людям, заботой о формировании и удовлетворении их личных духовных запросов и склонностей; высокая требовательность к содержанию клубных мероприятий, их идейному, научному и художественному уровню; общедоступность и всестороннее развитие культурной самодеятельности трудящихся [23, с. 3-4].

В первой и второй программах все предложенные принципы КПР уже известны и встречались у других авторов, а недостатки, присущие им, анализировались нами выше. В программе по курсу «Клубоведение» выдвинуты три новых принципа: 1) конкретность, оперативность, системность; 2) сочетание массовости с индивидуальным подходом к людям, заботой о формировании и удовлетворении их личных духовных запросов и склонностей; 3) высокая требовательность к содержанию клубных мероприятий, их идейному, научному, художественному уровню. Здесь если первый «принцип» - это критерий качества КПР, второй как бы продолжает развитие принципа дифференцированного подхода, то третий, на наш взгляд, является одной из главных задач, определяющих содержание деятельности культурно-просветительных учреждений.

Исследования 1968-1977 гг. не вносят каких-либо изменений в сложившуюся структуру принципов КПР. Из-

менения касаются лишь количественной стороны, от 3 до 11 принципов, их сочетания по содержанию и вариантам формулировок. Это исследования В. Носова [28], И. Г. Шлемиса [44], М. Н. Зеленец-кого [16], М. С. Андреевой, А. П. Виноградова, С. А. Пиналова, Г. И. Чернявского [1], Г, Г. Карпова [18-20], Н. С. Скударновой [37], С. А. Белякова и 3. А. Петровой [3], Н. Ф. Родиной [3334], Л. Л. Тарасовой [39], Д. И. Гусева и Т. А. Ремизовой [10], А. М. Филипповой [41].

В данной группе литературы следует отметить раздел «Принципы культурно-просветительной работы» в учебном пособии «Культурно-просветительная работа» [44], подготовленный И. Г. Шлемисом. Из принципов, предложенных автором, один, вернее, вторая его часть, выдвигается впервые - «принцип использования многообразных форм и методов воспитательной работы, обязательного сочетания идейно-политического воспитания трудящихся с организацией культурного отдыха, с удовлетворением их потребностей в разумных развлечениях» [44, с. 90]. Думается, что включение второй его части в число принципов КПР было ошибочным. Во-первых, это не принцип, а требование к совершенствованию качества идейнополитического воспитания в практике деятельности культурно-просветительных учреждений. Во-вторых, внедрение в практику КПР этого требования в 2030-е гг. вызвало к жизни целую группу форм под названием «политигры» (по-литбой, политаукцион, политрулетка, политудочка, политхоровод и др.), сутью которых было идейно-политическое воспитание через развлечение, игру. Такая практика приводила к упрощению, выхолащиванию и схематизму и была осуждена в 1934 г. [13; 17].

С 1977 г. в литературе начинается новый подход к изучению принципов КПР. Он вызван рядом обстоятельств: теория КПР стала изучаться на стыке двух наук - педагогики и теории идеологической работы; КПР стали рассматривать не только как идеологическую, но и к ак педагогическую деятельность; в научных исследованиях проблем КПР постепенно стал устраняться недостаток, когда ее понимали в большей степени как клубную деятельность, а не как работу культурно-просветительных учреждений. Кроме того, появился целый отряд научных работников, преимущественно в вузах культуры, по специальности «Культурно-просветительная работа».

Среди исследований этого нового направления, в первую очередь, надо назвать работы Г. М. Бирженюка. В статье «Специфические принципы культурнопросветительной работы» [4], сделав

краткий обзор литературы, определив понятие «принципы КПР» и место теории КПР в системе наук - теории педагогики и теории идеологической работы, Г. М. Бирженюк переходит к рассмотрению принципов. Рассматриваемые принципы КПР он делит на две группы. К первой автор относит принципы теории идеологической работы, имеющие универсальный характер, но не утратившие своего значения и для КПР. Это принципы: идейности; боевого наступательного характера; связи с жизнью; дифференцированного подхода к массам. Ко второй группе отнесены специфические, характерные только для КПР принципы: комплексность; самодеятельный характер деятельности людей в клубе; ситуатив-ность; художественность. Рассмотрев классификацию по группам, Г. М. Бир-женюк дает обоснование каждому принципу.

88

Дальнейшее развитие принципов мы находим в его статье «Преломление общеидеологических, общепедагогических принципов в идейно-воспитательной работе клубных учреждений» [5], опубликованной в 1978 г. В данной работе автор рассматривает уже не два, а три вида принципов КПР: общеидеологические и общепедагогические (одна группа) и специфические принципы (вторая группа). В первую группу вошли принципы: идейность; научность; комплексность; принцип дифференцированного подхода; гуманистическая направленность; коллективизм; последовательность и систематичность; единство просвещения и идейно-нравственная закалка; принцип связи с жизнью и практикой. К группе специфических отнесены такие принципы, как добровольное участие в социально-культурной деятельности; развитие общественной инициативы и самодеятельности масс; обеспечение соответствия содержания и форм работы по уровню духовного развития личности; единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение; эстетизация досуга.

Делая заключение по указанным принципам, автор утверждает, что «каждый из принципов и вся система в целом пронизывает деятельность любого института КПР и проявляется в характерных для него массовых, групповых и индивидуальных формах работы» [5,

с. 107].

Анализ принципов, выдвинутых Г. М. Бирженюком, свидетельствует о том, что предложенная система принципов КПР интересна и перспективна. Предлагая второй вариант системы, автор почти не обосновывает ни общеидеологические, ни общепедагогические, ни специфические принципы.

89

Странно, на наш взгляд, то, что принцип комплексности, обозначенный как специфический в первой статье, без обоснования становится общеидеологическим во второй. Специфический принцип си-туативности, обоснованию которого в первой статье уделено много внимания, во второй не упоминается вообще. Принципы научности, гуманистичности, коллективизма, последовательности,

систематичности, единства просвещения и идейно-нравственной закалки, представленные как общеидеологические и педагогические, и такие специфические, как добровольное участие в социальнокультурной деятельности, обеспечение соответствия содержания и форм работы интересам и уровню духовного развития личности, единства информационнологического и эмоционально-образного воздействия на сознание и чувства, на поведение не получили никакого обоснования. Причины замены принципа художественности принципом эстетизации досуга неизвестны. Это, очевидно, можно объяснить лишь регламентированным объемом статьи, что не позволило дать развернутое обоснование. Надо отметить, что в автореферате диссертации Г. М. Бирженюка обоснование специфических принципов дано более детально [6].

Дальнейшее развитие системы принципов предпринято М. А. Ариар-ским. Разрабатывая программу курса «Культурно-просветительная работа» [2] для студентов отделения «Методист-организатор культурно-просветительной работы», ученый углубляет систему принципов КПР, четко разделяя общеидеологические, педагогические и специфические принципы. В число общеидеологических включены принципы идейности, научности, комплексности, дифференцированности, связи с

жизнью и с практикой. В число педагогических - принципы гуманистической направленности, коллективизма, преемственности, систематичности и последовательности, единства просвещения и идейно-нравственной закалки путем включения в социально мотивированную деятельность.

Среди специфических выделяются принципы: добровольности; общедоступности социально-культурной деятельности; развития общественной инициативы и самодеятельности; добавления и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в сферах социальной жизни; обеспечения соответствия содержания и форм КПР интересам и уровню духовного развития личности; единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение; эстетизации досуга [2, с. 258-261].

Взяв за основу систему принципов КПР, предложенную Г. М. Бирже-нюком, М. А. Ариарский расширяет ее рамки. В число педагогических принципов он включает принцип преемственности, а в число специфических - принцип общедоступности социально-культурной деятельности и принцип дополнения и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в различных сферах социальной жизни.

Однако система принципов, разработанная Г. М. Бирженюком и углубленная М. А. Ариарским, не нашла отражения в учебном пособии «Клубове-дение», изданном в 1980 г. В разделе, посвященном принципам КПР, который написан Д. М. Генкиным и М. А. Ариар-ским, авторы отказались от структуры принципов, определенной в 1977 г., т. е. общеидеологических, педагогических и специфических, а назвали 9 принципов из 17 в единой группе, дав им обоснова-

90

ние. Это принципы: идейности; научности; комплексности; дифференцированного подхода к различным группам населения; связи с жизнью и с практикой; гуманистической направленности; коллективизма; последовательности и систематичности; единства просвещения и идейно-политического воспитания [9, с. 26-39].

В 1981 г. издана программа по курсу «Клубоведение» для институтов культуры и искусств, подготовленная А. Г. Соломоником и К. К. Овшиным. Разрабатывая раздел о принципах КПР, авторы частично разделяют систему, предложенную Г. М. Бирженюком и М.

А. Ариарским. Однако, определяя общеидеологические (идейность, научность, комплексность, дифференцированный подход к различным группам населения, злободневность, оперативный наступательный характер, связь с жизнью и с практикой) и специфические принципы (добровольность, общедоступность социально-культурной деятельности, опора на общественную инициативу и самодеятельность, учет интересов и запросов населения в сфере свободного времени), авторы отказались от педагогических принципов [24, с. 17-18].

Практический вклад в развитие теории КПР внесло исследование «Основные понятия теории культурнопросветительной работы». Оно подготовлено М. А. Ариарским под научной редакцией Д. М. Генкина в 1981 г. [29]. Исследование важно, в первую очередь, потому, что утверждение единых исходных терминов выступает здесь как «актуальнейшее и непреложное требование теории КПР, дальнейшее развитие и утверждение которой находится в прямой зависимости от того, насколько органично ее понятийный аппарат отразит

современное понимание этой формы духовной жизни» [29, с. 3].

Среди основных понятий теории КПР в исследовании выделены и принципы КПР, в основу которых положена система, разработанная Г. М. Бирженю-ком и М. А. Ариарским. В данную систему внесены существенные изменения по всем трем группам принципов. Во-первых, дано определение общеидеологических принципов и откорректировано количество и содержание самих принципов.

Общеидеологические принципы, обусловливающие направленность и идейно-тематический уровень содержания культурно-просветительной работы, включают принципы: идейности; научности; связи с жизнью и практикой.

Общепедагогические принципы, предопределяющие методику отбора средств, методов и форм воспитательного воздействия и обеспечивающие эффективность культурно-просветитель-

ного процесса, включают принципы комплексности; дифференцированного

подхода к объекту воздействия; преемственности, последовательности и систематичности; единства просвещения и включения личности в социально мотивированную деятельность.

Специфические принципы, отражающие особенности социальнокультурной деятельности масс в условиях свободного времени, включают: принцип добровольности и общедоступности участия в социально-культурной деятельности; развития общественной инициативы и самодеятельности; дополнения и обогащения духовных ценностей, усваиваемых личностью в различных сферах социальной жизни; единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на созна-

91

ние, чувства и поведение; эстетизации досуга [29, с. 7].

Данная система легла в основу теории, изложенной в программе «Культурно-просветительная работа» 1985 г., подготовленной М. А. Ариарским и

В. С. Аксеновым [26].

Принципы, разработанные

Г. М. Бирженюком и М. А. Ариарским, легли в основу принципов культурнопросветительной работы, предложенной Ю. Д. Красильниковым в книге «Основы теории культурно-просветительной работы» [25, с. 23-31], а также Е. Я. Зазер-ским в книге «Требования времени» [14, с. 22-39].

Анализируя систему принципов КПР, изложенную в работах Г. М. Бир-женюка, М. А. Ариарского, Ю. Д. Красильникова, необходимо отметить, что, если идеологические принципы выражают основополагающие, исходные положения теории КПР, то педагогические и специфические принципы ориентируют, главным образом, на деятельность клубных учреждений. Не случайно в статьях Г. М. Бирженюка все обоснование педагогических и специфических принципов дано на материалах деятельности клуба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ряд исследователей - А. В. Воронцов [8], С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов [30], А. М. Филиппова [41] - в работах 1978-1983 гг., раскрывающих принципы КПР после разработки системы принципов в 1977 г., не взяли ее для руководства, а разрабатывали, как правило, общеидеологические принципы КПР. Однако методика разработки и структура предложенных принципов позволяют другим авторам развивать и совершенствовать данную систему.

Вторая группа литературы посвящена исследованию отдельных прин-

ципов КПР. Д. М. Генкин, рассматривая идеи о специфике КПР, частично раскрывает принцип идейности. Принципы идейности и воспитания работников культурно-просветительных учреждений исследуются в статьях П. В. Шумакова [45] и Б. И. Рашраговича [32]. Л. И. Татарчук [40] выявляет принципы культурного шефства, В. П. Догаев [11] и Е. И. Смирнова [38] исследуют основные принципы дифференцированного подхода в КПР. А. З. Свердлов [36] рассмотрел пути осуществления принципа демократизации культуры средствами КПР.

Как свидетельствует анализ научных исследований в историкопедагогической литературе 20-80-х гг.

ХХ в., учеными не была выработана единая, всеми принятая система принципов социально-культурной деятельности. Анализируя данную ситуацию, Т. Г. Киселева пишет, что «они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены... социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей» [21, с. 105].

Выявляя причины такого явления,

Т. Г. Киселева отмечает, что «как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также раз-

92

ными позициями и точками зрения авторов на социально-культурную ситуацию в обществе и состояние социальнокультурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.

д.» [21, с. 105].

Рассмотрим историко-педагогическую литературу второго периода -90-е гг. ХХ в. - начало ХХ1 в. Это период крушения коммунистической идеологии и развала СССР, перехода к рыночным отношениям, смены социальноэкономической формации и движения по капиталистическому пути развития. Это привело к обнищанию значительной части населения, социальному расслоению в обществе, появлению богатых и бедных, детской беспризорности, преступности, незащищенности значительных социальных групп, на улицах городов появились тысячи нищих. Естественно, все это повлияло и на развитие социально-культурной деятельности. Государство было не в состоянии финансировать в полном объеме эту систему. Стали закрываться тысячи клубов. Чтобы как-то выжить, учреждения культуры повсеместно и многократно стали внедрять систему платных досуговых услуг. Кризис в социально-экономической сфере породил и кризис в социальнокультурной деятельности, из которого страна постепенно стала выходить в конце ХХ - начале ХХ1 в., но уже более раскрепощенной, на волне нового культурного подъема.

Т. Г. Киселева, рассматривая данный период, отмечает, что «рубеж ХХ-

ХХ1 вв. характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образова-

ния, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социальнокультурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о “вечной дружбе и братстве”, “свободе творчества”, “свободе слова” к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности» [22, с. 5-6].

Процессы социально-экономи-

ческого и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социальнокультурной деятельности. Принципы, разработанные учеными в период

20-80-х гг. ХХ в., в особенности идеологические, частично общепедагогические и специфические, оказались не действующими в новых социально-

экономических условиях на рубеже веков. В литературе появились новые научные исследования принципов социально-культурной деятельности, отражающие специфику работы культурнодосуговых учреждений.

Одним из первых в этом направлении стало исследование Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова «Социальнокультурная деятельность», посвященное теоретическим, методическим и технологическим основам социально-культурной деятельности и работе культурнодосуговых учреждений в новых социально-экономических условиях.

93

Т. Г. Киселева предлагает следующие общие принципы социальнокультурной деятельности: педагогизации окружающей социально-культурной

среды; личностного подхода; учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов; ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества; культуросообразности технологического процесса; приоритета общечеловеческих интересов в содержании социальнокультурных проектов и программ; диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-

этнического опыта, традиций и инноваций; общественно-государственного со-управления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере [21, с. 107-108].

Автор не только называет принципы, но и дает детальную характеристику каждого из них, их соподчинен-ность и роль как основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности.

В педагогической литературе параллельно с термином «социальнокультурная деятельность» зачастую как однопорядковый используется и термин «культурно-досуговая деятельность». Эти термины по сути находятся в отношении «общее - частное»: культурно-досуговая деятельность является составной частью социально-культурной деятельности, ее структурным элементом. Т. Г. Киселева по этому поводу отмечает, что термин «культурно-досуговая деятельность», как и «педагогика досуга», «культурология досуга», и др., сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, т. е. непрофессиональной культурной деятельностью в часы досуга, отдыха [25, с. 48-49]. На наш

взгляд, термин «культурно-досуговая деятельность» не может в полном объеме обозначать понятие, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социальнокультурной практики]. По мнению авторов Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей «социально-культурной деятельности» [22,

с. 49].

А. Д. Жарков в учебнике «Культурно-досуговая деятельность», вышедшем в 1998 г., обосновывая принципы культурно-досуговой деятельности, утверждает, что «раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности - это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о культурно-досуговой деятельности. Знание и глубокое понимание принципов культурно-досуговой деятельности - необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры» [12, с. 87]. Как следует из этого определения, принципы культурнодосуговой деятельности переносятся на деятельность всех учреждений культуры, т. е. социально-культурной деятельности, а

не только культурно-досуговых учреждений.

Автор называет следующие принципы культурно-досуговой деятельности: принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества; дифференцированный подход к различным слоям населения; опора на самодеятельность; принцип индивидуализации культурно-досуговой деятельности; доступности; последовательности; системного подхода к решению культурнодосуговых задач. А. Д. Жарков не только называет принципы культурнодосуговой деятельности, но дает их научное обоснование по структуре и содержанию.

Таким образом, в исследованиях ученых, в опыте различных научнопедагогических школ мы находим разнообразные принципиальные подходы к содержанию и организации «культурнопросветительной», «культурно-досуговой» и «социально-культурной» деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках в историко-педагогических исследованиях, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.

1. Андреева, М. С. История культурно-просветительной работы в СССР: учеб. пособие / М. С. Андреева,

А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. Ч. 2: Советский период (19171969). - 298 с.

2. Ариарский, М. А. Культурно-просветительная работа: темат. планы, программа / М. А. Ариарский // Методист-организатор культурно-просветительной работы: метод. материалы по орг. учеб. процесса. -Л., 1978. - С. 245-292.

3. Беляков, С. А. Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной работы в СССР / С. А. Беляков, З. А. Петрова. - М.: МГИК, 1972. - 222 с.

4. Бирженюк, Г. М. Специфические принципы культурно-просветительной работы / Г. М. Бирженюк // Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание трудящихся. - Л., 1977. - С. 8-24.

94

5. Бирженюк, Г. М. Преломление общеидеологических и педагогических принципов в идейно-

воспитательной работе клубных учреждений / Г. М. Бирженюк // Труды ЛГИК. - Л., 1978. - Т. 40: Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание. - С. 105-113.

6. Бирженюк, Г. М. Единство общих и специфических принципов деятельности культурно-

просветительных учреждений: автореф. дис... канд. пед. наук / Г. М. Бирженюк; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. - Л., 1980. - 19 с.

7. Виноградов, А. П. В. И. Ленин о культурно-просветительной работе / А. П. Виноградов. - Харьков,

1961.

8. Воронцов, А. В. Система культурно-просветительной работы на селе / А. В. Воронцов // Духовная культура современного села: межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т. - Л., 1982. - С. 11-44.

9. Генкин, Д. М. Принципы культурно-просветительной работы / Д. М. Генкин, М. А. Ариарский // Клу-боведение: учеб. пособие. - М., 1980. - С. 26-39.

10. Гусев, Д. И. Введение / Д. И. Гусев, Т. А. Ремизова // Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1974. - С. 3-10.

11. Догаев, В. П. Дифференцированный подход в культурно-просветительной работе / В. П. Догаев // Труды НИИК. - М.,1979. - Т. 82: Некоторые вопросы клубоведения. - С. 92-102.

12. Жарков, А. Д. Принципы культурно-досуговой деятельности /А. Д. Жарков // Культурно-досуговая деятельность / под науч. ред. акад. А. Д. Жаркова, проф. В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. -С. 86-94.

13. За большевистское изучение решений ХУЛ съезда! // Большевик. - 1934. - № 7. - С. 1-6.

14. Зазерский, Е. Я. Требование времени: обогащение содержания и формы культурно-просветительной работы в развитом социалистическом обществе / Е. Я. Зазерский. - М.: Совет. Россия, 1982. - 112 с.

15. Звягинцев, Е. Я. Принципы внешкольного образования и его живые силы / Е. Я. Звягинцев. - М.: Кооперат. изд-во, 1919. - 75 с.

16. Зеленецкий, М. Н. Основы культурного строительства / М. Н. Зеленецкий, Г. Г. Карпов. - Л.: ЛГИК, 1964. - 106 с.

17. Зеймаль, В. О партийно-пропагандистской работе / В. Зеймаль // Большевик. - 1935. - № 19. -С. 63-76.

18. Карпов, Г. Г. Клубное дело / Г. Г. Карпов, Н. Д. Синцов. - М.: Сов. Россия, 1959. - 320 с.

19. Карпов, Г. Г. Ленин о культурной революции / Г. Г. Карпов. - Л.: Лениздат, 1970. - 407 с.

20. Карпов, Г. Г. Принципы культурно-просветительной работы / Г. Г. Карпов // Теория и методика культурно-просветительной работы: учеб. пособие. - Л.: ВПШК, 1977. - С. 20-29.

21. Киселева, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева // Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУК, 2004. - С. 95-109.

22. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

23. Клубоведение: программа для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры. - М., 1967. - 62 с.

24. Клубоведение: программа для институтов культуры и искусств / сост. А. Г. Соломоник, К. К. Овшин. -М., 1981. - 67 с.

25. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы / Ю. Д. Красильников. - М.: МГИК, 1982. - 80 с.

26. Культурно-просветительная работа: программа для институтов культуры и искусств / сост. М. А. Ариарский, В. С. Аксенов / науч. ред. Д. М. Генкин. - М., 1985. - 54 с.

27. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е. Н. Медынский. - М.: Наука, 1918. - 322 с.

28. Носов, В. Программа действий - заветы Ильича. В. И. Ленин о культурно-просветительной работе /

В. Носов // Клуб и худож. самодеятельность. - 1968. - № 20. - С. 3-4.

29. Основные понятия теории культурно-просветительной работы / материал подгот. М. А. Ариарским; науч. ред. Д. М. Генкин. - Л.: ЛГИК, 1981. - 12 с.

30. Пиналов, С. А. История культурно-просветительной работы в СССР: учеб. пособие / С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов. - Харьков: Выща шк., 1983. - 263 с.

31. Программа курса «Культурно-просветительная работа» / под ред. И. Г. Шлемиса. - М., 1967. - 85 с.

95

32. Рашрагович, В. И. Принцип партийности и политическое воспитание работников культурнопросветительных учреждений / В. И. Рашрагович // Труды ЛГИК. - Л., 1982. - Т. 72: Проблемы партийности в развитии духовной культуры. - С. 36-41.

33. Родина, Н. Ф. А. В. Луначарский о некоторых принципах культурно-просветительной работы / Н. Ф. Родина // Тезисы докладов аспирантов VI научной конференции 24-25 февр. 1972 г. - М.: МГИК, 1972. - С. 89-91.

34. Родина, Н. Ф. Развитие А.В. Луначарским ленинских принципов культурно-просветительной работы / Н. Ф. Родина. // Труды МГИК. - М.,1973. - Вып. 23. - С. 21-41.

35. Рябков, В. М. Советская историография культурно-просветительной работы в СССР (1961-1985) /

B. М. Рябков. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. - 200 с.

36. Свердлов, А. З. Осуществление ленинского принципа демократизации культуры средствами культурно-просветительной работы: автореф. дис.канд. пед. наук / А. З. Свердлов; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. - Л., 1976. - 24 с.

37. Скударнова, Н. А. В. И. Ленин о роли культурно-просветительных учреждений в коммунистическом воспитании трудящихся / Н. А. Скударнова // Вопр. науч. коммунизма. - Свердловск, 1970. -

C. 60-68.

38. Смирнова, Е. И. Культурно-просветительная работа и ее роль в формировании общественнополитической активности трудящихся / Е. И. Смирнова. - Л.: ЛГИК, 1980. - 64 с.

39. Тарасова, Л. Л. К исследованию теоретических основ культурно-просветительной работы в социалистическом обществе: автореф. дис... канд. филос. наук / Л. Л. Тарасова; Харьков. гос. ун-т. - Харьков,

1974. - 23 с.

40. Татарчук, Л. И. Ленинские принципы культурного шефства / Л. И. Татарчук // Науч. тр. МГИК. - М.,

1975. - Вып. 24: Вопр. культур.-просветит. работы. - С. 1-25.

41. Филиппова, А. М. Принципы культурно-просветительной работы / А. М. Филиппова, Н. П. Хаймович // Организация и методика клубной работы. - М.: Просвещение, 1975. - С. 36-38.

42. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

43. Фрид, Л. С. Основные принципы культурно-просветительной работы / Л. С. Фрид. - М.: Госкультпрос-ветиздат, 1954. - 28 с.

44. Шлемис, И. Г. Принципы культурно-просветительной работы / И. Г. Шлемис // Культурнопросветительная работа. - М.: Профиздат, 1969. - С. 86-93.

45. Шумаков, В. П. Ленинский принцип партийности - основа совершенствования деятельности клубных работников / В. П. Шумаков // Актуальные проблемы клубной работы. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 277280.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.