Китайские и украинские гимнастки достигли максимальной A-оценки (6,5) на брусьях разной высоты, однако, команда Украины оказывалась на девятом месте из-за низкой В-оценки.
Отношение средних A и B оценок на брусьях разной высоты в квалификационных соревнованиях, соответственно, A - 42% и B - 58%
Все составляющие A-оценок являются важными для определения ранга гимнасток в упражнениях на бревне. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что при относительно одинаковой средней оценке за исполнение предпочтение отдается тем, у кого выше сложность упражнения.
Отношение средних A и B оценок в упражнениях на бревне в квалификационных соревнованиях, соответственно, равны 41% и 59%. .
В вольных упражнениях китайские гимнастки продемонстрировали максимальный результат в трудности элементов - 3,38 (таблица 1). Следует заметить, что надбавка за специальные соединения в вольных упражнениях у всех команд низкая. Это свидетельствует о том, что надбавку за специальные соединения в вольных упражнениях получить сложнее, чем на других снарядах.
Отношение A и B оценок в вольных упражнениях в квалификационных соревнованиях составляет: оценок B - 60% и A - 40%.
Таким образом, анализ результатов чемпионата мира в Штутгарте выявил уровень всех компонентов исполнительского мастерства гимнасток. Необходимо подчеркнуть, что управляющий развитием гимнастики документ (Code of points 20062008) не ограничивает рост уровня сложности упражнений, выполняемых гимнастками, и направлен на совершенствование качества исполнения соревновательных программ.
Исследования, проведенные нами на протяжении этого олимпийского цикла, показали, что данный подход позволяет отразить более объективную оценку сложности соревновательных программ.
ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Мурат Магомедович Эбзеев, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер
России
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,
г. Карачаевск
Аннотация
Рассматриваются потребность регионализации отечественного образования как основной противоположности глобализации, единство и борьба которых должна обеспечить решение проблем интеграции России в экономическое и образовательное пространство Европы при сохранении национальных интересов, а также некоторые аспекты ее реализации в области подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: Болонская декларация, регионализации образования, содержание подготовки специалистов по физической культуре и спорту, профилизация, региональный компонент содержания подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
REGIONALIZATION AND SPECIALIZATION PRINCIPLES OF THE SPECIALISTS' TRAINING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Murat Magomedovich Ebzeev, the candidate of the pedagogical sciences, the deserved
trainer of Russia
Karachaevo-Circassian the state university of a name of U.D.Aliev,
Karachaevsk
Abstract
Necessity of regionalization of the domestic education is considered as basic counterpart to globalization, unity and contradiction of which ensures resolving Russia's problems of integration into economical and educational european space alongside with reservation of national interests as well as several aspects of its realization in the field of training of specialists in physical culture and sports.
Keywords: Bolon’s declaration, regions educations, the contents of preparation of experts on physical training and sports, a regional component of the contents of preparation of experts on physical training and sports.
С 90-х годов XX века ведущие станы мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем с целью придания им свойств открытости и обеспечения всесторонних интеграционных процессов. Наиболее широкомасштабные изменения происходят в Европе, где формируется общеевропейская система образования. Направления и идеи такой системы выработаны и закреплены Маастрихским договором и Болонской декларацией.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, взяв на себя, тем самым, обязательства по сокращению нормативных сроков обучения, переходу национальной системы на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр-магистр), введению системы зачётных единиц, приближению приложения к диплому к европейским образцам, созданию условий для академической мобильности.
Безусловно, реализация Болонского договора создаёт условия для того, чтобы Россия осталась в образовательном и культурном контексте Европы. Вероятно, более целесообразным образом может быть обеспечена реализация личностных потребностей студентов, достижение качественной профессиональной подготовки.
Вместе с тем, противодействие педагогической общественности внедрению новшеств, связанных с вхождением в Болонский процесс, остаётся значительным. И это, на наш взгляд, в первую очередь, связано не с их консерватизмом, а с опасениями потери самобытности и самостоятельности отечественной системы образования.
Создание условий для академической мобильности студентов и преподавателей может привести к уничтожению системы воспитания гражданственности и патриотизма, к оттоку из страны наиболее талантливой и подготовленной молодёжи. В этой связи следует подчеркнуть, что глобализационные процессы используются в интересах тех государств, кому принадлежат основные технические средства глобализации, к сожалению, к числу которых вряд ли можно причислить Россию. Увеличение реальной свободы социально-профессионального и культурного самоопределения личности не обеспечивает реального учёта общественных интересов. Следует согласиться с тем фактом, что формальное расширение возможностей и свободы самоопределения личности на основе доминирования рыночных отношений обернулось необходимостью для многих людей определять свой социально-профессиональный выбор, исходя не из интересов отечества и внутренних потребностей, а из диктата конъюнктуры на рынке труда.
Преодоление этих негативных явлений, на наш взгляд, связано с потребностью регионализации отечественного образования как основной противоположности глобализации, единство и борьба которых призваны обеспечить решение проблем интеграции России в экономическое и образовательное пространство Европы при сохранении национальных интересов.
Из определения понятия «профессиональная подготовка» (совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии) вытекает тот факт, что содержание образования в процессе профессиональной подготовки определяется задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта следует выдерживать принцип профилизации. Иначе, содержание профессиональной подготовки в соответствии с принципом профилизации оп-
ределяется возможностью формирования системы педагогического воздействия, учитывающей особенности ученика. Данная позиция в отношении физического воспитания теоретически выдержана быть не может, если специалист не будет владеть технологией учета регионально и национально детерминируемых свойств детей.
При подготовке специалистов в сфере физической культуры применяются два уровня педагогической технологии:
1. Система обучения и воспитания самих специалистов.
2. Педагогическая технология как объект познания в силу ее значимости для профессиональной деятельности.
В первом случае потенциал региональной среды должен использоваться для формирования цели, задач, ориентации процесса обучения, то есть обеспечения достижений цели профессиональной и личностной подготовки.
Во втором случае сам потенциал региональной и национальной среды превращается в используемый специалистом фактор достижения профессиональных задач.
То есть разделение базового содержания государственного образовательного стандарта на федеральный и национально-региональный компоненты должно оставаться, но при этом реализовываться и взаимодействовать в целостном образовательном процессе.
Реализация профилизации как принципа профессиональной подготовки специалистов предполагает соответствие содержания и технологии вузовского обучения специальным и психолого-педагогическим дисциплинам - тем профессиональноличностным потребностям, которые обусловлены своеобразием деятельности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта.
Взаимодействие всех вузовских преподавателей в реализации данного принципа является одной из наиболее существенных предпосылок эффективной подготовки, т.е. достижения профессиональной подготовки выпускников на этапе вузовского образования.
Профилизация существенно отличается от специализации. Последняя, как правило, связана со сколь угодно глубокой (и необходимой!), но, прежде всего, «узкой», конкретной, сугубо специальной, инструментальной подготовкой, и поэтому реализующейся на уровне магистратуры. Профилизация же, решая те же, безусловно, значимые задачи профессиональной подготовки, выходит за пределы собственно специализации, обеспечивая широкую общеобразовательную, общекультурную подготовку будущего специалиста, системное, целостное видение им своей деятельности, ее пространства, механизмов, причинно-следственных связей. И поэтому этот принцип должен определять содержание подготовки бакалавров.
Данная позиция определяет, с одной стороны, гуманистичность профилизации (она сама ориентируется и ориентирует на личность специалиста), с другой - подчеркивает необходимость изучения пространства деятельности (поддерживая тем самым принцип регионализации).
С этой точки зрения, особенно существенна и сложна профилизация психологопедагогической и специальной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта. Значение такой подготовки универсально: она необходима всем и каждому, причем в единстве общего, особенного и единичного. Общего - тех общепедагогических и общепсихологических знаний, которые составляют одну из основ профессионального мировоззрения (понимание категорий этих наук, закономерностей целостного процесса воспитания, обучения и развития человека, владение исследовательскими методами и т.д.); особенного - тех специальных содержаний и технологий, которые связаны с предстоящей профессиональной деятельностью (знание возрастных особенностей детей, регионально-национальных особенностей физического развития, владение методикой физического воспитания детей с разным уровнем миропонимания и мироощущения). Профилизация предполагает не формальную сумму, механическое сочетание профессиональных знаний, навыков и умений, но их взаимопроникновение.
Проблема эта несводима к традиционным межпредметным связям. Она сложней и глубже, чем только согласование учебных программ по различным дисциплинам, предусмотренным государственным стандартом. Один из путей ее решения - профилиза-ция самих программ, т. е. акцентирование в них аспектов, которые специфичны для специалистов того или иного профиля.
В то же время очевидна целесообразность встречного движения: использования конкретных знаний как материала для выявления, как повода для подтверждения общепедагогических или общепсихологических закономерностей, как бы их конкретного представления.
Профилизация требует и еще одной составляющей, существенной для успеха профессионального обучения специалиста, наряду с общим и особенным, - единичного, т.е. индивидуального. В данном случае речь идет об учете особенностей физического состояния, миропонимания и мироощущения, сформированных определенными условиями территории проживания и социального окружения.
Индивидуальный подход к профилизации ставит еще одну чрезвычайно важную проблему. Прошедший процесс обучения специалист не только должен знать технологию физического воспитания, но и лично обладать рядом ценностных компонентов физической культуры.
Т.е. специфика высшего физкультурного образования заключается в формировании личности, где физическая культура выступает его наполняющей частью, способной превратить мотивы профессионального поведения в устойчивую систему образа жизни личности. В таком случае фактическое состояние здоровья, смысловые, эмоциональные и поведенческие компоненты будущих работников сферы физической культуры анализируются и соотносятся с основными тенденциями развития современного общества (стремительностью изменений общественных отношений, связью физического состояния и уровня подготовленности с профессиональной карьерой и т.д.), с конкретными требованиями, приводя к повышение конкурентоспособности завершившего обучение, вообще, и на рынке труда региона, в частности.