Научная статья на тему 'Принципы разработки региональных схем санитарной очистки территории (на примере республики Дагестан)'

Принципы разработки региональных схем санитарной очистки территории (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
600
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / SOLID HOUSEHOLD WASTE / СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ / PLAN OF WASTE MANAGEMENT FOR A TERRITORY / ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / HOUSEHOLD WASTE TREATMENT SYSTEMS / КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПЕРЕРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТХОДОВ / LAND USE PLANNING

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Корецкий Владимир Евгеньевич, Мальцева Светлана Сергеевна

Дана объективная оценка системы обращения с твердыми бытовыми отходами на региональном уровне, представлены варианты решения проблемы на основе анализа и сравнения технологий сбора, транспортировки и переработки отходов по экономическим и экологическим критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Корецкий Владимир Евгеньевич, Мальцева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of waste management planning exemplifiedby the actions implemented in the Republic of Dagestan

Solid household waste management plans are developed to provide for the vital needs of local residents, to take care of the environment, and to save natural resources. A waste management plan designated for an extensive territory is a project comprising the following elements: the sequence of actions, the scope of waste collection and treatment actions; systems and methods of household waste collection, decontamination and processing; the number of collectors, collection procedure, and items of treatment machinery; the expediency of design, construction, reconstruction or expansion of waste management facilities, their basic specifications and location, as well as the capital investments to be made into construction, purchase and installation of waste management facilities.A waste management plan may be designated for a separate inhabited locality and the whole region. Despite the above, regional plans are preferable. The regional waste management plan analyzed in this article is designated for the territory of the Republic of Dagestan. It was developed by the specialists of MosvodokanalNIIproject in furtherance of the decree issued by the Ministry of Natural Resources of the Republic of Dagestan.The top-priority objectives underlying the plan development included reduction of the overall amount of waste, its toxicity (and other harmful properties), increase in the share of waste recyclable into secondary raw materials, and phasedown of land-filling.Identification of tentative locations of waste processing facilities requires preliminary land use planning, so that several municipal units or a group of settlements were serviced by a certain waste processing facility with account for the local terrain and climate, as well as reasonable waste transfer routes.Waste handling scenarios embrace various advanced technologies and their combinations, as they consider the projected increase in the municipal waste production rate for the term of up to ten years. Selection of the optimum option is to be based on the principle that any waste handling system is to comply with local standards of living and potential fundraising efforts.Any waste management plan designated for a region shall not exceed a term of five years, while projections may embrace up to 10 – 20 years. Any waste management plan developed for a territory may only be implemented in case of a well-coordinated cooperation between waste handling enterprises, local authorities and the local population.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки региональных схем санитарной очистки территории (на примере республики Дагестан)»

УЕБТЫНС

мвви

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

ГЕОЭКОЛОГИЯ

УДК 628.4

В.Е. Корецкий, С.С. Мальцева

ОАО «МосводоканалНИИпроект»

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СХЕМ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Дана объективная оценка системы обращения с твердыми бытовыми отходами на региональном уровне, представлены варианты решения проблемы на основе анализа и сравнения технологий сбора, транспортировки и переработки отходов по экономическим и экологическим критериям.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, схема санитарной очистки территории, зонирование территории, системы обращения с муниципальными отходами, критерии выбора оптимального варианта переработки муниципальных отходов.

Отходы производства и потребления являются одним из основных антропогенных источников загрязнения окружающей природной среды. При этом особое место занимают твердые бытовые отходы (ТБО), поскольку они являются конечными продуктами любой деятельности человека и образуются всюду (в жилом и нежилом секторе), а их количество непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения. Отсутствие эффективной системы обращения с ТБО ведет к постоянному увеличению объема накопления отходов. При этом ухудшается состояние окружающей природной среды и, соответственно, санитарно-гигиеническое состояние территорий проживания.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, охраны окружающей среды и ресурсосбережения разрабатываются схемы санитарной очистки территории от ТБО. Генеральная схема санитарной очистки территории — проект, определяющий очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств и удовлетворяющий требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690—88) [1].

Объектами санитарной очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения к объ-

ектам санитарной очистки также следует отнести: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические и туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты [2].

Схема санитарной очистки территории может разрабатываться как для отдельного крупного населенного пункта, так и для целого региона. Однако предпочтение нужно отдать региональным схемам по следующим причинам:

необходимость полного охвата всех населенных пунктов планово-регулярной очисткой;

возможность реализации комплексного подхода к санитарной очистке всего региона (сбор, транспортировка, переработка, захоронение);

возможность оптимального размещения мусороперерабатывающих предприятий с учетом маршрутов движения спецавтотранспорта;

необходимость создания не только системы обращения с отходами, но и мощностей по переработке вторичных материальных ресурсов на уровне региона;

возможность принятия региональных законодательных актов, позволяющих решать актуальные проблемы в области обращения с отходами, в частности снижения количества образующихся ТБО;

необходимость реализации региональных и федеральных целевых программ в области обращения с отходами [3].

Для разработки схемы санитарной очистки региона необходимы следующие исходные данные:

численность и плотность населения;

уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);

климатические характеристики и природные условия региона; общее состояние окружающей среды; архитектурно-планировочная композиция; состояние и перспектива развития жилой застройки; экономические и финансовые возможности региона [1]. В процессе разработки схемы в дополнение к исходным данным по существующему состоянию санитарной очистки и уборки проводятся работы по обследованию системы очистки. Обследованию подлежат все существующие сооружения системы санитарной очистки и уборки, а также выборочно по районам с различной степенью благоустройства — мусоропроводы, мусоропри-емные камеры, мусоросборные (контейнерные) площадки и выгребные ямы в неканализованной жилой застройке.

Как правило, схема санитарной очистки региона разрабатывается на срок до 5 лет, а прогноз может охватывать срок до 10.. .20 лет.

В данной работе в качестве примера региональной схемы используется Генеральная схема санитарной очистки территории Республики Дагестан, разработанная специалистами ОАО «МосводоканалНИИпроект» по заказу Министерства природных ресурсов Республики Дагестан.

Генеральная схема санитарной очистки представлена следующими основными разделами:

краткая характеристика региона и природно-климатические условия;

существующее состояние и развитие региона на перспективу; современное состояние системы санитарной очистки и уборки; твердые бытовые отходы; жидкие бытовые отходы;

содержание и уборка придомовых и обособленных территорий; транспортно-производственная база;

капиталовложения на мероприятия по очистке территорий [1]. Результаты комплексного обследования объектов санитарной очистки территории Республики Дагестан показали, что сложившаяся ситуация в сфере обращения с бытовыми отходами на данный момент представляет реальную угрозу санитарно-эпидемеологическому и экологическому состоянию региона. В республике не налажена система контроля и учета отходов производства и потребления, отсутствуют производства по переработке и обезвреживанию отходов. В результате этого отходы различного класса опасности вывозятся на несанкционированные свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов. Данные объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов: отсутствуют санитарно-защитные зоны, нет ограждений, не ведется учет поступающих отходов, отсутствует контроль их влияния на окружающую среду (рис. 1). Кроме того, огромное количество несанкционированных свалок раскинулось вдоль автомобильных и железных дорог, в курортных зонах, вокруг дачных и садовых товариществ (рис. 2). Контроль за ними практически отсутствует, не разработаны принципы и условия, препятствующие их образованию.

Рис. 1. Свалка отходов при отсут- Рис. 2. Несанкционированная свалка ТБО ствии надлежащего контроля за ее санитарным сосотоянием

Среди прочих экологических проблем республики остается загрязнение Каспийского моря. Очистные сооружения канализации крупных городов требуют расширения и реконструкции. Для Республики Дагестан, как и для большинства субъектов Российской Федерации, характерно неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей.

Загрязнение территории бытовыми отходами является серьезной проблемой, решение которой связано с постановкой и решением целого ряда научно-технических и социально-экономических задач. Негативные проявления экологических проблем накапливались в течение десятилетий, и их невозможно

устранить путем реализации отдельных краткосрочных мероприятий [4]. Разработанная схема санитарной очистки территории основана на комплексном подходе, охватывающем все стадии жизненного цикла отходов (возникновение, сбор, сортировка, транспортирование, переработка, утилизация, захоронение), и предусматривает мероприятия научно-технического, организационного, финансового, экономического, правового и экологического характера [5].

Приоритетными являются мероприятия, направленные на уменьшение общего количества отходов, их токсичности (и иных вредных свойств), увеличение доли отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья [6]. Сокращение отходов в первую очередь достигается путем усовершенствования технологий и переориентации производителей и потребителей на действия, приводящие к образованию меньшего количества отходов (более четкое планирование ресурсов, повышение качества и срока жизни продукции, использование предметов многоразового пользования, отказ от излишней упаковки и др.) [7]. К сожалению, полностью решить проблему сокращения количества отходов на региональном уровне не представляется возможным, поскольку здесь требуется согласованная и целенаправленная политика федеральной власти.

Предлагаемые способы сбора и транспортировки отходов должны учитывать возможность сокращения полигонного захоронения отходов. Для этого требуется внедрять селективный сбор отходов и использовать различные варианты сортировки, т.е. при выборе технологии обращения с отходами следует ориентироваться на возможность получения вторичного сырья и производство из него товарной продукции. А те отходы, которые не подлежат повторному использованию или переработке, могут быть использованы в качестве вторичных энергетических ресурсов (термическая переработка или получение биогаза) [8].

Отдельного рассмотрения требует категория отходов упаковки, короткий цикл потребительского использования и широчайшее разнообразие которой усложняют ее сбор и утилизацию и существенно замедляют процесс биоразложения отходов на полигонах. Во многом, именно бурное развитие упаковочной отрасли в последние десятилетия привело к тому, что объем ТБО на душу населения существенно увеличился и продолжает расти. Отходы упаковки представляют собой ценные вторичные ресурсы (бумага, картон, стекло, пластмассы и др.), которые после сортировки и последующей переработки могут быть снова вовлечены в хозяйственный оборот. В России, в отличие от стран ЕС, до сих пор нет целостной системы организации сбора и утилизации упаковочных отходов, что является одной из основных причин ресурсопотерь. Проблема сложившейся ситуации заключается в отсутствии экономических рычагов, заставляющих производителей упаковки платить за переработку отходов упаковки в качественное вторичное сырье [7].

Вторичная переработка бытовых отходов позволяет не только сохранить природные ресурсы, сократить площади, необходимые под захоронение отходов на полигонах, улучшить в целом экологическую ситуацию, но и получить экономический эффект от реализации данной продукции потребителям, что способствует привлечению инвестиций в экономику региона.

Разработка генеральной схемы санитарной очистки осуществляется поэтапно.

На первом этапе уточняется морфологический состав бытовых отходов, проводится анализ сложившейся в регионе системы управления отходами, определяются ее достоинства и недостатки, выявляются источники финансирования, правовая основа функционирования системы.

Второй этап посвящен техническим аспектам создания системы управления отходами. Это анализ и сравнение технологий сбора, транспортировки и переработки отходов по экономическим и экологическим критериям, в результате которого выбираются наиболее подходящие для данного региона технологии. Кроме того, проводится выбор мест расположения объектов санитарной очистки и составление маршрутов движения транспорта.

Для определения ориентировочного расположения объектов переработки отходов проводится зонирование территории региона по принципу отнесения нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному от-ходоперерабатывающему комплексу (межмуниципальное зонирование), основанное на существующих социально-экономических зонах, природно-климатических особенностях данного региона, рациональных плечах вывоза отходов.

В состав каждого зонального центра должны войти:

участок переработки отходов (мусоросортировочный комплекс, участок компостирования, мусоросжигательный завод);

участок захоронения неутилизируемой части ТБО (современный полигон);

участок термического обезвреживания опасных медицинских и биологических отходов.

Одному или нескольким зональным центрам присваивается статус регионального экологического отходоперерабатывающего комплекса «Технопарк». Кроме уже обозначенных участков для зональных центров, здесь создается производственная база, обеспечивающая переработку вторичных материальных ресурсов, образуемых на территории региона.

Выбор технологии переработки муниципальных отходов должен отвечать следующим критериям:

1) экологическая приемлемость, обеспечение снижения или полного отсутствия загрязнения окружающей среды;

2) надежность технологических и конструктивных решений;

3) экономическая эффективность капитальных вложений [9].

Современные технологии переработки муниципальных отходов представлены следующими основными технологическими переделами:

сортировка общего потока отходов на мусоросортировочных станциях с извлечением вторичных материальных ресурсов (бумага, картон, текстиль, черный и цветной металл, стекло, пластик) (рис. 3);

компостирование органической части отходов с получением готового продукта (компоста) (рис. 4);

переработка органической фракции методами гидросепарации с получением биогаза;

термическая переработка с выработкой электроэнергии и тепла (рис. 5);

захоронение неутилизируемой части отходов на полигоне ТБО (рис. 6) [10].

ВЕСТНИК

МГСУ-

Рис. 3. Мусоросортировочная станция

Рис. 4. Участок компостирования органической части отходов

Рис. 5. Мусоросжигательный завод

Рис. 6. Полигон для складирования ТБО

Сценарии обращения с отходами охватывают возможные варианты использования отдельных технологических переделов и их комбинации. Расчет проводился с учетом увеличения прогнозируемого количества муниципальных отходов сроком до 10 лет. На основе проведенных расчетов и анализа полученных результатов выбраны оптимальные варианты переработки бытовых отходов по каждой зоне отходообразования. Выбор оптимального варианта основан на том, что система обращения с отходами должна соответствовать уровню благосостояния региона и не быть финансово обременительной для жителей. Сбор с населения за удаление отходов не должен превышать 0,3.. .0,5 % от среднедушевого дохода согласно «Методическим рекомендациям по формированию тарифов на слуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» [1]. С другой стороны, выбор оптимального варианта не может быть осуществлен без оценки возврата капитальных вложений в строительство мусороперерабатывающих предприятий при различных тарифах с учетом привлекательности для возможных инвесторов [9].

В генеральной схеме санитарной очистки территории Республики Дагестан было рассмотрено три сценария обращения с отходами: мусоросортировочная станция + полигон, мусоросортировочная станция + компостирование + полигон, мусоросжигательный завод. Краткое описание сценариев представлено в таблице.

Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология УЕБТЫНС

_мвви

Описание сценариев системы обращения с муниципальными отходами

Сценарий - 1 «МСС + полигон» Строится мусоросортировочная станция, обеспечивающая переработку всего потока отходов. Строится новый санитарный полигон, где складируются «хвосты» от переработки ТБО. Готовый продукт (вторсырье) отправляется потребителю. После рекультивации полигона возможно получение биогаза с последующей утилизацией (сжигание или получение электроэнергии)

Сценарий - 2 «МСС+ компостирование + полигон» Строится комплекс переработки отходов (мусоросортировоч-ная станция, участок компостирования органической части отходов), обеспечивающий переработку всего потока отходов. Строится новый санитарный полигон, где складируются «хвосты» от переработки ТБО. Готовый продукт (вторсырье, компост) отправляется потребителю

Сценарий - 3 «МСЗ» Строится мусоросжигательный завод, обеспечивающий переработку всего потока отходов. В составе МСЗ предусматривается участок по переработке зо-лошлаковых отходов с получением готового продукта 4 класса опасности (с последующим применением его в качестве перекрывающего слоя на существующих полигонах/свалках), возможно извлечение металла из шлака. Готовый продукт (металл) отправляется потребителю. При сжигании получаем тепло с последующей выработкой электроэнергии

На основе проведенных расчетов и оценок были выбраны тип и количество мусороперерабатывающих комплексов, отвечающих следующим требованиям: обеспечение необходимой производительности в зависимости от прогнозируемого количества бытовых отходов, возможность реализации вторсырья, самоокупаемость предприятия при допустимом уровне тарифа для населения, возможность привлечения частных инвесторов, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение экологически безопасного хранения, переработки и уничтожения отходов. Таким образом, для решения проблемы переработки бытовых отходов Республики Дагестан потребуется 8 комплексов на основе мусоросортировочной станции и 4 комплекса с участком компостирования.

По результатам предыдущего этапа разрабатывается примерная смета расходов. Расчет стоимости строительства предприятий выполняется по укрупненным показателям с использованием смет типовых объектов или объектов-аналогов с учетом затрат на привязку к местным условиям. Затраты на приобретение машин, механизмов, оборудования и инвентаря принимаются по ценам соответствующих прейскурантов.

Важно отметить, что захоронение на полигонах является необходимым и неизбежным элементом в системе управления отходами. Даже при условии максимального перехода к малоотходным технологиям, захоронение на полигонах сохранится для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несго-

раемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Однако это не противоречит экологическим требованиям. Современные полигоны представляют собой инженерные сооружения, оборудованные системами, препятствующими загрязнению атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод, распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

В рамках генеральной схемы очистки предусматриваются мероприятия по комплексной уборке городских покрытий в летнее и зимнее время: объемы, методы и технология работ; расчет необходимого количества технологических материалов, спецмашин и оборудования, выбор расположения сооружений по механизированной уборке (водозаправочные пункты, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов, места складирования снежно-ледяных образований и т.п.); рассматриваются мероприятия по организации вывоза загрязненного снега и возможности применения пунктов утилизации снега (снегоплавильные пункты и снегосвалки) [1].

Для Республики Дагестан были предложены пункты утилизации снега только для городов, расположенных в центральной части республики. Это связано с тем, что большая часть городов республики расположены на побережье Каспийского моря. Данная территория характеризуется субтропическим полусухим климатом, что обеспечивает поступление значительного количества солнечного тепла. Соответственно, в связи с интенсивным процессом сублимации снега проблемы сбора снега с городских территорий в данных городах не возникает.

При разработке Генеральной схемы предлагаются мероприятия по рекультивации санкционированных, ликвидации несанкционированных свалок и восстановлению нарушенных земель. Данный раздел был одним из приоритетных при разработке схемы санитарной очистки Республики Дагестан. На сегодняшний день общая площадь объектов размещения отходов на территории республики превышает 330 га.

Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся очистных сооружений бытовых сточных вод и канализации, однако в рамках схемы санитарной очистки территории они носят рекомендательный характер, более подробно рассматриваются варианты сбора и переработки жидких бытовых отходов, образующихся в неканализованном фонде.

На заключительном этапе разработки представлены интегральные капитальные затраты на реализацию Генеральной схемы санитарной очистки территории.

Подводя итоги, необходимо отметить, что существующая проблема бытовых отходов может быть эффективно решена только на основе комбинации технологий и мероприятий, которые должны разрабатываться в комплексе, дополняя друг друга и учитывая местные особенности конкретного региона. Причем решение не сводится к выбору «правильной» технологии, а требует комплексного вмешательства во все аспекты проблемы (экологические, социальные, экономические и организационные) и предусматривает наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков. Реализация разработанной схемы санитарной очистки возможна только при скоординированном взаимодействии предприятий, работающих в сфере обращения с отходами, и активном участии местных властей и местного населения.

Библиографический список

1. МДК 7-01.2003. Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации / утв. постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152. М., 2003.

2. Федоров М.П., Негуляева Е.Ю. Экологическая безопасность при обращении с отходами // IV Международная конференция «Акватерра» : сб. материалов конф. 13—16 ноября 2001 г. С. 176.

3. Гонопольский А.М., Рукина И.М., Федоров О.Л. Региональная экономическая стратегия обращения с отходами. М. : МГУИЭ, 2005. 164 с.

4. Глухов В.В. Региональная экологическая ситуация (Состояние и методика оценки). Петербург : Институт проблем региональной экономики РАН, 2000. 51 с.

5. Пупырев Е.И., Кремер А.А. Системный подход к решению проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами // Чистый город. 2011. № 4(56), С. 13—18.

6. МДС 13-8.2000. Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации / утв. постановлением Госстроя РФ от 22.12.1999 № 17. М., 2000.

7. Мирный А.Н., Мурашов В.Е., Корецкий В.Е. Государственное управление отходами в рамках концепции устойчивого развития. М. : АКХ им. К.Д. Памфилова, 2012. 351 с.

8. Необходимость развития основных технологий по переработке промышленных и бытовых отходов и пути их реализации / Е.И. Пупырев, Г.Б. Перельштейн, С.М. Ис-хакова, А.А. Максимова // Проекты развития инфраструктуры города. Вып. 5. Моделирование и анализ объектов городских инженерных систем : сб. науч. тр. М. : Прима-пресс Экспо, 2005. С. 148—152.

9. Яковлев В.А., Семин Е.Г. Концептуальные основы выбора технологии переработки твердых бытовых отходов // Городское хозяйство и экология. 1999. № 1. С. 50—56.

10. Пупырев Е.И., Перельштейн Г.Б. Городские инженерные заводы // Проекты развития инфраструктуры города. Вып. 7. Технологии развития городского водохозяйственного комплекса : сб. науч. тр. М. : Прима-пресс Экспо, 2007. С. 195—202.

Поступила в редакцию в январе 2013 г.

Об авторах: Корецкий Владимир Евгеньевич — доктор технических наук, заместитель генерального директора, ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект» (ОАО «МосводоканалНИИпроект»), 105005, г. Москва, Плетешковский переулок, д. 22, 8(499) 263-01-39, post@mvkniipr.ru;

Мальцева Светлана Сергеевна — заведующая группой отдела по проектированию объектов санитарной очистки, ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект» (ОАО «МосводоканалНИИпроект»), 105005, г. Москва, Плетешковский переулок, д. 22, 8(499) 261-77-62, post@mvkniipr.ru.

Для цитирования: Корецкий В.Е., Мальцева С.С. Принципы разработки региональных схем санитарной очистки территории (на примере Республики Дагестан) // Вестник МГСУ 2013. № 3. С. 163—173.

V.E. Koretskiy, S.S. Mal'tseva

PRINCIPLES OF WASTE MANAGEMENT PLANNING EXEMPLIFIED BY THE ACTIONS IMPLEMENTED IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Solid household waste management plans are developed to provide for the vital needs of local residents, to take care of the environment, and to save natural resources. A waste management plan designated for an extensive territory is a project compris-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ing the following elements: the sequence of actions, the scope of waste collection and treatment actions; systems and methods of household waste collection, decontamination and processing; the number of collectors, collection procedure, and items of treatment machinery; the expediency of design, construction, reconstruction or expansion of waste management facilities, their basic specifications and location, as well as the capital investments to be made into construction, purchase and installation of waste management facilities.

A waste management plan may be designated for a separate inhabited locality and the whole region. Despite the above, regional plans are preferable. The regional waste management plan analyzed in this article is designated for the territory of the Republic of Dagestan. It was developed by the specialists of MosvodokanalNIIproject in furtherance of the decree issued by the Ministry of Natural Resources of the Republic of Dagestan.

The top-priority objectives underlying the plan development included reduction of the overall amount of waste, its toxicity (and other harmful properties), increase in the share of waste recyclable into secondary raw materials, and phasedown of land-filling.

Identification of tentative locations of waste processing facilities requires preliminary land use planning, so that several municipal units or a group of settlements were serviced by a certain waste processing facility with account for the local terrain and climate, as well as reasonable waste transfer routes.

Waste handling scenarios embrace various advanced technologies and their combinations, as they consider the projected increase in the municipal waste production rate for the term of up to ten years. Selection of the optimum option is to be based on the principle that any waste handling system is to comply with local standards of living and potential fundraising efforts.

Any waste management plan designated for a region shall not exceed a term of five years, while projections may embrace up to 10 - 20 years. Any waste management plan developed for a territory may only be implemented in case of a well-coordinated cooperation between waste handling enterprises, local authorities and the local population.

Key words: solid household waste, plan of waste management for a territory, land use planning, household waste treatment systems.

References

1. MDK 7-01.2003. Metodicheskie rekomendatsii o poryadke razrabotki general'nykh skhem ochistki territoriy naselennykh punktov Rossiyskoy Federatsii [MDK 7-01.2003. Methodological Recommendations for the Procedure of Development of Master Plans for Waste Management in the Territories of Populated Areas in the Russian Federation]. Moscow, 2003.

2. Fedorov M.P., Negulyaeva E.Yu. Ekologicheskaya bezopasnost' pri obrashchenii s otkhodami [Environmental Safety of Waste Management]. IV Mezhdunarodnaya konferen-tsiya «Akvaterra». [Aquaterra, 4th International Conference]. Sb. materialov konf.[Collected conference works]. November 13—16, 2001, p. 176.

3. Gonopol'skiy A.M., Rukina I.M., Fedorov O.L. Regional'naya ekonomicheskaya strate-giya obrashcheniya s otkhodami [Regional Economic Strategy for Waste Management]. Moscow, MGUIE Publ., 2005, 164 p.

4. Glukhov V.V. Regional'naya ekologicheskaya situatsiya (Sostoyanie i metodika ot-senki) [Regional Economic Situation (Status and Assessment Methodology)]. St.Petersburg, Institut problem regional'noy ekonomiki RAN [Institute of Problems of Regional Economies of the Russian Academy of Sciences]. 2000, 51 p.

5. Pupyrev E.I., Kremer A.A. Sistemnyy podkhod k resheniyu problemy obrashcheniya s tverdymi bytovymi otkhodami [Systemic Concept of Solid Waste Management]. Chistyy gorod [Clean City]. 2011, no. 4(56), pp. 13—18.

6. mDs 13-8.2000. Kontseptsiya obrashcheniya s tverdymi bytovymi otkhodami v Rossiyskoy Federatsii [MDS 13-8.2000. Concept for Solid Household Waste Management in the Russian Federation]. Moscow, 2000.

7. Mirnyy A.N., Murashov V.E., Koretskiy V.E. Gosudarstvennoe upravlenie otkhodami v ramkakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Waste Management by the Government Authorities within the Framework of Sustainable Development Concept]. Moscow, AKKh im. K.D. Pamfilova Publ., 2012, 351 p.

8. Pupyrev E.I., Perel'shteyn G.B., Iskhakova S.M., Maksimova A.A. Neobkhodimost' razvitiya osnovnykh tekhnologiy po pererabotke promyshlennykh i bytovykh otkhodov i puti ikh realizatsii [The Need to Develop Principal Industrial and Household Waste Processing Technologies and Methods of Their Implementation]. Proekty razvitiya infrastruktury goroda. Vyp. 5. Modelirovanie i analiz ob"ektov gorodskikh inzhenernykh system. Sb. nauch. tr. [Urban Infrastructure Development Projects. No. 5. Modeling and Analysis of Items of Urban Engineering Infrastructure. Collection of Scientific Works]. Moscow, Prima-press Ekspo Publ., 2005, pp. 148—152.

9. Yakovlev V.A., Semin E.G. Kontseptual'nye osnovy vybora tekhnologii pererabotki tverdykh bytovykh otkhodov [Conceptual Fundamentals for Selection of the Solid Household Waste Treatment Technology]. Gorodskoe khozyaystvo i ekologiya [Urban Economy and Ecology]. 1999, no. 1, pp. 50—56.

10. Pupyrev E.I., Perel'shteyn G.B. Gorodskie inzhenernye zavody [Urban Engineering Facilities]. Proekty razvitiya infrastruktury goroda. Vyp. 7. Tekhnologii razvitiya gorodskogo vodokhozyaystvennogo kompleksa. Sb. nauch. tr. [Urban Infrastructure Development Projects. No. 7. Technologies for Development of Urban Water Treatment Facilities. Collection of Scientific Works.]. Moscow, Prima-press Ekspo Publ., 2007, pp. 195—202.

About the authors: Koretskiy Vladimir Evgen'evich — Doctor of Technical Sciences, Deputy General Director, MosvodokanalNIIproject Institute (MosvodokanalNIIproject),

22 Pleteshkovskiy Pereulok, Moscow, 105005, Russian Federation; post@mvkniipr.ru; +7 (499) 263-01-39;

Mal'tseva Svetlana Sergeevna — Group Leader, Department for Waste Management Facilities Design, MosvodokanalNIIproject Institute (MosvodokanalNIIproject),

22 Pleteshkovskiy Pereulok, Moscow, 105005, Russian Federation; post@mvkniipr.ru; +7 (499) 261-77-62.

For citation: Koretskiy V.E., Mal'tseva S.S. Printsipy razrabotki regional'nykh skhem sani-tarnoy ochistki territorii (na primere Respubliki Dagestan) [Principles of Waste Management Planning Exemplified by the Actions Implemented in the Republic of Dagestan]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 163—173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.