Научная статья на тему 'Принципы разработки автоматизированной системы управления медицинским учреждением «Legacy»'

Принципы разработки автоматизированной системы управления медицинским учреждением «Legacy» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Радостева Л. В., Шевелев И. А., Копяк В. А.

Разработку систем управления медицинским учреждением необходимо проводить с использованием международных и национальных стандартов. Это позволит обеспечить обмен формализованной информацией с внешними организациями. Внедрение подобной системы приведет к формированию единого информационного пространства, что в свою очередь обеспе чит обоснованность и гибкость решения задач управления, высокий уровень культуры медицинского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Радостева Л. В., Шевелев И. А., Копяк В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки автоматизированной системы управления медицинским учреждением «Legacy»»

Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Л.В.РАДОСТЕВА, И.А.ШЕВЕЛЕВ, В.А.КОПЯК,

ООО «Актуальные медицинские поставки», г. Москва

www.idmz.ru S007, № 4

■■■■

рчвв

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «LEGACY»

Разработку систем управления медицинским учреждением необходимо проводить с использованием международных и национальных стандартов. Это позволит обеспечить обмен формализованной информацией с внешними организациями. Внедрение подобной системы приведет к формированию единого информационного пространства, что в свою очередь обеспечит обоснованность и гибкость решения задач управления, высокий уровень культуры медицинского обслуживания.

Авторы исследования, проведенного в РГМУ, полагают, что наиболее востребованными для медицинских учреждений лечебного профиля являются технологические информационные системы и ресурсные информационные системы. Оба класса систем обладают наибольшими среди остальных коэффициентами широты потенциальных пользователей, однако, имеют разные объекты описания, решаемые социальные задачи, пользователей, степень агрегации информации [1]. В этой связи при создании автоматизированной системы управления медицинским учреждением необходимо соотносить заинтересованность пользователей в медицинской, социальной и экономической составляющих системы с рентабельностью их реализации [2].

В своей разработке мы постарались объединить задачи обоих классов систем: учесть интересы администрации поликлиники, отделов статистики, экономики и планирования, практических врачей, то есть оказать помощь в решении внутренних проблем управления учреждением, а также предоставить возможность обмена формализованной информацией с базами данных и регистрами внешних учреждений (внешних лабораторий, страховых медицинских компаний, других сторонних организаций).

Масштабируемость системы позволяет использовать ее и в рамках одного рабочего места амбулаторного пункта, и в виде автономной локальной системы лабораторных отделений поликлиник и стационаров, и на уровне крупной ведомственной поликлиники с использованием выделенного SQL-сервера базы данных. Принципы, положенные в основу структуризации данных, позволяют создавать рабочие места по методологии, близкой к CASE-технологии; при создании структуры базы данных использовались международные и национальные стандарты HL 7, ASTM 1394, LOINC, МКБ 10, ISO 7498. Работа системы разделена на функциональные режимы: регистратор, клиника, диагностика, лаборатория, госпитализация, неотложная помощь,

© Л.В.Радостева, И.А.Шевелев, В.А.Копяк, 2007 г.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 63" !!!!!!!!!!!!! ! ! !

РЧН

~бШ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи

Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координвции и информеционного обмене»

> экономист, кассир, администратор. Система открыта для разработки и подключения новых режимов.

Интересы врачей представлены режимами Клиника, Диагностика и Лаборатория. Это формализация, хранение и оперативный доступ к диагностической информации о пациенте, возможность использования накопленной информации для научной деятельности, связь с диагностическими приборами и лабораторными анализаторами, учет и анализ диспансерного наблюдения за пациентами, возможность использования шаблонов осмотров, заключений, протоколов, других документов. Использование системы значительно сокращает количество ошибок ввода, время врачей на составление статистической медицинской отчетности, учета расходных материалов, условных единиц труда.

Административные функции системы реализованы в режимах Регистратор, Неотложная помощь, Госпитализация. Ведение регистра пациентов, быстрый доступ к информации по числу и структуре обслуживаемого контингента, территориальным участкам обслуживания и т.п., формирование очередей на госпитализацию разной степени срочности и списков на амбулаторное медицинское обслуживание, фиксирование вызовов структурного подразделения поликлиники отделения неотложной помощи, формирование очередей на выезд, контроль за исполнением указанных функций позволяют администрации оперативно и обоснованно принимать решения по управлению работой учреждения.

Объем внесенных врачами-практиками данных, а также система правил проверки правильности внесенной информации позволяют автоматически формировать медицинскую статистическую отчетность отделения и учреждения в целом.

Финансово-экономические функции системы (режимы Экономист, Кассир) позволяют вести персонифицированный учет услуг по пациентам и договорам, получать сведения о рентабельности работы учреждения, облегчить обмен формализованной информацией с внешними организациями в части заключаемых договоров.

Таким образом, внедрение подобной системы, в комплексе учитывающей задачи администрации поликлиники, экономистов, медицинских статистиков, врачей, врачей-ла-борантов и медицинских регистраторов, приведет к формированию единого информационного пространства учреждения, что в свою очередь обеспечит обоснованность и гибкость решения задач управления; эффективно хранить архивную информацию и использовать ее для научных целей и обучения; высокий уровень культуры медицинского обслуживания.

Использование международных и национальных стандартов позволит обеспечить обмен формализованной информацией с автоматизированной системой внешней организации (страховой компанией, внешней лабораторией, медико-статистическими учреждениями).

ЛИТЕРАТУРА

1. ГаспарянС.А. Классификация медицинских информационных систем//Врач и информационные технологии. — 2005. — №3. — C.21-28.

2. Зарубина Т.В. Целевое использование информационных технологий — неотъемлемое условие эффективного здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2005. — № 3. — C.11-14.

' 64 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.