Научная статья на тему 'Принципы рационального ресурсопотребления при утилизации нефтесодержащих отходов на железнодорожном транспорте'

Принципы рационального ресурсопотребления при утилизации нефтесодержащих отходов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зеленько Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы рационального ресурсопотребления при утилизации нефтесодержащих отходов на железнодорожном транспорте»

Схщно-Свропейський журнал передових технологiй. - Харюв, 2007. - № 5/2(29). - С. 54-58.

3. Огар О.М. Сфери застосування нових пркових горловин / О.М. Огар, О.В. Розсоха // Зб. наук. праць. - Донецьк: Дон1ЗТ, 2009. - Вип. 17. - С. 5-8.

4. Литвиненко А.Е. Метод направленного перебора в системах управления и диагностирования / А.Е. Литвиненко. - К., 2007. - 328 с.

УДК 628.477:656.2

Зеленько Ю.В., к.т.н., доцент (ДНУЖТ)

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСОПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Введение. Одними из важнейших принципов устойчивого экономического и социального развития Украины являются рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности населения.

Постановка задачи. Наряду с отраслями, которые традиционно оказывают негативное влияние на окружающую среду, такими как энергетика, металлургия, и др. - значительное влияние оказывают различные виды транспорта, в том числе железнодорожный транспорт. Среди основных факторов обуславливающих влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку в Украине выделяются:

- загрязнение окружающей среды в результате аварий при перевозках экологически опасных грузов;

- низкая топливная экономичность, большой объем потребления энергетических ресурсов;

- потребление невозобновляемых природных ресурсов при эксплуатации железнодорожного транспорта (топливо, масло, вода, воздух, металл, древесина и т.д.);

- загрязнение природной среды различными сыпучими грузами при их погрузке, выгрузке и транспортировке, мусором и отходами предприятий железнодорожного транспорта.

В последнее время на железнодорожном транспорте активизировалась работа по снижению вредного воздействия на

окружающую воздушную и водную среду, улучшению использования природных ресурсов, соблюдению природоохранного законодательства. Однако эта работа не в полной мере отвечает современным требованиям, так как не обеспечивает комплексный подход к решению природоохранных проблем.

Источниками образования отходов на железнодорожном транспорте являются все его структурные подразделения. Крупные транспортные предприятия, к числу которых можно отнести, в частности, локомотивные, вагонные депо, железнодорожные станции, заводы по ремонту железнодорожной техники и обеспечивающие их базы, как правило, создают и аккумулируют твердые отходы.

Причиной загрязненности территорий железнодорожных путей и предприятий являются утечки нефтепродуктов на пути и междупутья из цистерн во время перевозок, по причине неисправности котлов и сливных приборов цистерн и неплотности люков, попадания масла при экипировке локомотивов, разлива нефтепродуктов на территориях складов горючесмазочных материалов.

В процессе производственной деятельности предприятия железных дорог образуют широкий спектр отходов ЫУ классов:

I - твердые отходы люминесцентных ламп, кислотных и щелочных аккумуляторов (никель, свинец);

II - твердые и жидкие отходы нефтепродуктов, кислотных и щелочных аккумуляторов (электролиты);

III - твердые и жидкие отходы (шламы, трихлорэтилен, замазученные грунты, масляные фильтры);

IV - твердые и жидкие отходы (отходы растворителей, отходы древесные и металлические, шламы угольные, отходы красок, лом черных металлов, отходы строительных материалов, отходы смывок, шины, бытовой мусор, промасляная ветошь и т.д.[1].

Отходы I и II классов относятся к токсическим, утилизация или захоронение которых регламентируется соответственными нормативными документами, утвержденными санитарноэпидемиологической службой. Что касается отходов III и IV классов, то очень часто на местах они используются по усмотрению администрации. Например - сжигание отходов древесины, масляной ветоши, отработанных шин в топках котельных и кузниц; нейтрализация электролитов с последующим образованием малорастворимых шламов; использование отходов в качестве строительных материалов, в том числе, угольной золы и замазученных грунтов. Эти факты свидетельствуют об отсутствии нормативных документов и необходимости выработки отраслевых

методических указаний по дальнейшему использованию или утилизации отходов, в частности: отработанных масел, смазок и замазученных грунтов.

Отходы нефтепродуктов необходимо утилизировать в зависимости от фракционного состава:

- тяжелые фракции сжигаются в теплогенераторах;

- легкие фракции утилизируются для получения бензина, керосина, солярки.

Накопленные нефтесодержащие отходы могут быть подвержены

о

термической обработке в газовом факеле при температуре выше 300 С. При этом легкие фракции нефтепродуктов сгорая переходят в газообразное состояние N0 и С02. Тяжелые фракции осмоляются в виде сажи, которая

о

при температуре выше 600 С окисляется до СО2, выделяющегося в атмосферу. Этот процесс необходимо вести в обжиговой печи при соблюдении нормативов по выделению вредных веществ в атмосферу. В результате образуются нейтральные отходы, содержащие песок и глину, которые могут быть использованы при различных планировочных работах на территории предприятия, при этом необходим постоянный аналитический контроль состава.

Отработанные масла используются для смазки стрелочных переводов и форм в строительстве.

Незначительная часть смазочных материалов (порядка 15%), используемых при эксплуатации подвижного состава безвозвратно теряется на образование нагара, испарение и утечки. С основной частью эксплуатационных топливно-смазочных материалов в условиях эксплуатации происходят существенные изменения: от простого загрязнения внешними примесями и внутренними продуктами износа до глубоких химических превращений.

Утилизация отработанных масел является важной научно-технической проблемой, потому. Что они являются техногенными отходами, негативно влияющими на все объекты биосферы. Например загрязнение вод отработанными маслами составляют 20% от общего техногенного загрязнения и 60% от загрязнения воды нефтепродуктами в целом.

Захоронение и уничтожение отработанных масел (термические методы) порождают еще более существенное негативное влияние на окружающую среду.

Экологически безопасная утилизация отработанных масел предполагает их использование для получения вторичных товарных продуктов различного назначения: пластичных масел, МОТЗ,

консервационных топливно-смазочных материалов и т.д. Основное место в решении проблемы занимают отработанные нефтяные масла, ресурсы которых оценивают в 50% от общего употребления свежих продуктов, при этом при этом отработанные нефтяные масла составляют 30% всех нефтяных отходов. Одновременно с этим развиваются и технологии очистки и регенерации отработанных синтетических и минеральных масел. Процессы регенерации отработанных масел осложняются по причине целого ряда факторов и пока еще реализована только на железнодорожном транспорте для натриевых и натриево-кальциевых масел.[2]

Помимо снижения уровня вредных выбросов в окружающую среду, регенерация и повторное использования отработанных масел позволяет получать дополнительный доход. При условии правильной организации процесса стоимость регенерированных масел будет на 40-70% ниже стоимости свежих масел при практически одинаковом их качестве. В индустриально развитых странах часть регенерированных масел составляет приблизительно 30% от общего объема их производства.[2]

Выводы. На основании проведенного ряда исследований нами предложен ряд технологий позволяющих регенерировать масла марок М-14В2, М-14Г2ЦС до товарного продукта высокого качества, с минимальными затратами и потерями (при полном соблюдении технологии) непосредственно на предприятии, где образуются отработанные масла.[3]

Список литературы.

1. Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте Украины: проблемы и решения / Плахотник В.Н., Ярышкина Л.А., Сираков В.И., Таньшин В.Т., Савина Т.Л., Бойченко А.Н. / Под ред. Кирпы Г.Н. - К.: Транспорт Украины, 2001.- 244 с.

2. Бойченко С.В., Стркш В.Г. / Вступ до хiмотолоrii палив та олив: навчальний поабник: у 2-х ч. - Одеса: Астропринт, 2009. -Ч.1. - 236 с.

3. М.С. Безовська, Ю.В. Зеленько, Л.О. Яришкша, О.Б. Бабенко Уташзащя нафтошламiв та мастил, утворених у структурних тдроздшв залiзниць. // Залiзничний транспорт Украши. -Кшв, 2008, №1, С. 36-38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.