Научная статья на тему 'Принципы противодействия коррупции'

Принципы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13112
1762
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / CORRUPTION CRIME / THE SUBJECTS OF COUNTERACTION TO CORRUPTION / THE PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPT ACTIVITY / ANTI-CORRUPT LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Векленко Сергей Владимирович, Панов Сергей Леонидович

В статье рассматриваются принципы деятельности правоохранительных органов и государственных структур по противодействию коррупции и коррупционной преступности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the authors consider the principles of the activity of law enforcement agencies and state structures directed at counteraction to corruption and corruption crime in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Принципы противодействия коррупции»

С.В. Векленко,

доктор юридических наук, профессор

С.Л. Панов,

кандидат юридических наук, Омская академия МВД Росси

ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ THE PRINCIPLES OF COUNTERACTION TO CORRUPTION

В статье рассматриваются принципы деятельности правоохранительных органов и государственных структур по противодействию коррупции и коррупционной преступности в Российской Федерации.

In the article the authors consider the principles of the activity of law enforcement agencies and state structures directed at counteraction to corruption and corruption crime in the Russian Federation.

Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие. Коррупция в России является системным явлением, поэтому эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических правовых, социальных и информационно-пропагандистских и иных мер.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществ-ляться указанная деятельность. В связи с этим в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности представляется необходи-мым уточнение общей характеристики принципов и определение их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции [1].

Согласно словарю русского языка С.И. Оже -гова, «принцип — это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.д.» [2]. Таким образом, можно утверждать, что принципы в данном случае это основополагающие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции.

Основные принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»:

1) признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с института -ми гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [3].

Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. К сожалению, законом перечисленные принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по противодействию коррупции может основываться и на иных принци -пах в зависимости от субъектов и видов воздей -ствия, а также интерпретации уже имеющихся.

В с вязи с э тим нами предпринята попытка как раскрыть содержание перечисленных в Зако -не принципов, так и обсудить значение иных оснований [4, 5]в деятельности различных структур и формирований в борьбе с коррупционными проявлениями в обществе.

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблю-дение законодательства с целью более эффек-

тивного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предска -зуемых процедур и мер.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватывает развитие почти всей системы права. В связи с этим является актуальной идея Национального антикоррупционного комитета России о выработке законодательных стандартов антикоррупционного характера по каждой отрасли права, что позволит через сравнение действующего законодательства страны, региона или муниципального образования с названными стандартами давать оценку степени благоприятности юридического климата на этой территории для коррупции [6].

При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и дру -гих нормативных актов в сфере антикоррупци -онной политики. Кроме того, недопустимо установление антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами.

Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер:

- обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики;

- введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых до -кументов на коррупциогенность;

- совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными;

- разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации;

- разработка и принятие этических кодексов поведения для всех ветвей и уровней власти в Российской Федерации (по примеру Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [7]);

- поддержка и поощрение тех средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране;

- постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом;

- публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране [8].

Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений — несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к кате -гории высоколатентных деяний, правоохранительным органам в своей деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.

С этой целью необходимо дальнейшее со -вершенствование оперативно-розыскной дея -тельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связан -ных с коррупцией, а также применения в уста -новленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения ле -гализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества.

Принцип комплексности заключается в том, что:

- во-первых, при осуществлении антикор -рупционных мероприятий необходимо ком -плексное использование политических, органи-зацио нны х, информ ацио нно -пр о пагандистских, социально-экономических, правовых, специаль-ны х и ины х мер;

- во -вторых, вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих феде-ральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции.

Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуж -дается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами борьбы с коррупцией — физическими лицами наряду с гражданами Российской Феде -рации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие на территории нашей страны, либо осуществляющие борьбу с коррупцией в иных государствах.

Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово -программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе.

В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами граждан -ского общества, международными организациями и физическими лицами необходимо [9]:

- ускорить имплементацию ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство;

- ускорить присоединение России к Конвен -ции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции Орга-низации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок;

- развивать двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией;

- организовать стажировки российских спе-циалистов в странах, в которых успешно реали -зуются программы противодействия коррупции (по ведомственной принадлежности);

- создать необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.

Реализация принципа научности предпола-гает создание системы регулярного мониторинга коррупционной ситуации в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Мониторинг должен осуществляться на нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы коррупции в обществе и ореола распространения данного явле -ния в различных сферах жизнедеятельности.

Результаты анализа коррупционной «зараженности» в обществе должны рассматриваться как основание для разработки, корректировки и р е ализации предупр едите льно -профила ктичес-ких программ, планов и мероприятий.

К одному из важных антикоррупционных принципов следует отнести обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями, которое включает:

- анализ существующего законодательства по защите свидетелей и разработку предложений по более эффективной защите свидетелей в коррупционных процессах;

- восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

- реализацию мер по защите граждан, добросовестно сообщающих о коррупционных действиях;

- использование специальных анонимных «горячих линий» для граждан, желающих поде -литься информацией или рассказать о фактах коррупции;

- уменьшение сроков наказания лицам, причастным к коррупции, в случае чистосердечного раскаяния или помощи следствию;

- создание государственно-общественных консультаций граждан по защите их прав и свобод в отношениях с органами власти и местного самоуправления;

- возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Принцип своевременности (оперативности) проявляется в следующем: чем быстрее соответствующие структуры среагируют на сигналы о коррупционных фактах в деятельности различ -ных структур, тем адекватнее и эффективнее будут предупредительные меры.

Соблюдение принципа экономичности (социально-экономической обоснованности) важно в связи с тем, что разработанные к реализации меры борьбы с коррупцией должны принести существенные изменения криминогенной обстановки в указанной сфере, а объемы финансирования должны быть в рамках намеченных целей и задач. При реализации указанного принципа необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикри -минального популизма, сиюминутных политикоконъюнктурных подходов к решению задач противодействия коррупционной преступности.

Антикоррупционная политика должна осуществляться за счет целевого бюджетного финансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, нередко принимаемые такого рода программы, как на федеральном, так и региональном уровне, не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование таких программ обычно не превышает 60-70% денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но и компрометирует работников правоохранительных органов, занимающихся противо-действием различным формам коррупции.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом играет важную роль в борьбе с коррупцией, так как в практике работы правоохранительных органов нередки случаи так называемого селективного применения законо-дательства, когда закон для одних работает, а для других нет. Гарантией соблюдения этого прин -ципа является антикоррупционная активность самих граждан, общественности; подача обращений в прокуратуру, суды, сообщение информации через СМИ и т. д.

Реализация принципа эффективности на -прямую связана с объективными показателями результативности работы оперативных подраз-делений ОВД по количеству выявленных фактов

коррупции с учетом высокой латентности таких преступлений. Следует учитывать и соотноше-ние выявленных, расследованных и раскрытых коррупционных преступлений по обвинительно -му приговору суда, что характеризует качествен -ную сторону проведенной работы. В зачет долж -но идти также количество выявленных коррум-пированных должностных лиц, проведение мероприятий по нейтрализации их коррупционной деятельности. Такой показатель может оцени -ваться по количеству лиц, поставленных на оперативный учет, заведенных дел предварительной оперативной проверки и оперативных дел, за -вершенных производством.

Принцип равенства прав участников гражданско-правовых отношений связан, с одной стороны, с защитой государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни, а с другой — недо -пустимостью установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения.

Действия по осуществлению антикоррупционной политики должны отвечать требованиям

планомерности, последовательности и преем -ственности проводимых государственно -ведомственных мер с целью их упорядочивания и повышения эффективности деятельности кон -кретных субъектов.

Важность соблюдения принципа определения приоритетов заключается в том, что успех проводимых антикоррупционных мер зависит от правильного выбора последовательности действий; обеспечения прозрачности действий субъектов реализации поставленных задач; создания более эффективных механизмов контроля, а также условий для правового воспитания и привле -чения общественного внимания к проблеме коррупции в стране.

Принцип широкого партнерства субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики заключается в создания широкого общественного антикоррупционного союза между правительством, неправительственными организациями, гражданами и сферой частного предпринимательства. Такой тип кооперации является абсолютно необходимым из-за общенационального масштаба начатой борьбы. Успех этой борьбы зависит от создания среды, в которой коррупция

воспринималась бы в общественном сознании как серьёзное уголовное преступление.

Таким образом, сложившаяся криминологическая ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колчеманов Д.Н. Административно -

правовое регулирование установления принципов противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. — 2008. — №12. — С. 33.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М., 1998. — С. 397.

3. О противодействии коррупции: Федераль -ный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.

4. Журавлев М.П., Журавлева Е.М. О принципах государственной политики борьбы с преступностью // Журнал российского права — 2003. — № 4.

— С. 12 — 20.

5. Астанин В.В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир. — 2009. — № 2. — С. 16—18.

6. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. — С. 24.

7. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 // Правовая система «Консультант плюс».

8. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. — М., 2006. — С. 17.

9. Абашидзе А.Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции // Юрист-международник. — 2007. — № 2. — С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.