Научная статья на тему 'Принципы проектирования инновационных образовательных программ по направлению "геология"'

Принципы проектирования инновационных образовательных программ по направлению "геология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пущаровский Д.Ю., Караваева Е.В., Попов М.Г., Михайлова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы проектирования инновационных образовательных программ по направлению "геология"»

Д.Ю. Пущаровский, Е.В. Караваева, М.Г. Попов, И.А. Михайлова

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ГЕОЛОГИЯ"

1. Общие принципы проектирования инновационных образовательных программ

Выполнение Московским государственным университетом им М В Ломоносова проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М В Ломоносова" в рамках национального проекта "Образование" (2006—2007 гг) поставило исполнителей перед необходимостью формирования нормативного и методического обеспечения инновационных образовательных программ, востребованных не только на уровне отдельного вуза, но и в системе высшего профессионального образования в России в целом [1—6]

В связи с этим МГУ в течение последних лет активизировал взаимодействие с внешними структурами — Мин-обрнауки России, Рособрнадзором, крупными ассоциациями работодателей, координационными советами по образовательным областям с целью поиска оптимальных и согласованных решений по ряду вопросов общесистемного характера

Одним из результатов этой деятельности МГУ совместно с перечисленными государственными и общественными структурами стала разработка концепции инновационной системы стандартизации и реализации многоуровневых образовательных программ высшего профессионального образования в Российской Федерации, призванной обеспечить

— фундаментальный и системный подход к базовому образованию, который должен гарантировать выпускникам высшей школы приобретение глубоких знаний и умений как основы их устойчивого положения на рынке труда, эффективной базы для возможностей дальнейшего углубления и расширения познаний и профессиональных компетенций в течение всей жизни,

— налаживание эффективного социального партнерства между вузами и рынком труда (работодателями),

— преемственность с действующей системой ВПО в России, сохранение и упрочение ее сильных позиций,

— соответствие принципов государственного регулирования высшего профессионального образования в России мировым тенденциям регламентации услуг в сфере образования,

— возможность высшим учебным заведениям России в полной мере реализовывать свой научный и инновационный потенциал, разрабатывая и внедряя многообразные профессиональные (профильные) образовательные программы и модули, применять при этом различные инновационные образовательные технологии

Экспертами УМО по классическому университетскому образованию совместно с экспертами других УМО

разработана типовая форма (макет) основной образовательной программы (ООП) вуза как совокупности учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию данной программы, и даны рекомендации вузу по порядку и основным принципам формирования ООП на основе новых ФГОС ВПО и соответствующих примерных образовательных программ

В типовой форме (макете) предложена структура вузовских ООП, содержащая

1) общие положения, включающие характеристику ООП ВПО (наименование ООП, направление подготовки (специальность)), профиль подготовки, цель ООП, квалификацию выпускника, срок освоения ООП, трудоемкость ООП, требования к "входным компетенциям" абитуриента, перечень основных пользователей ООП,

2) компетентностно-квалификационную характеристику выпускника ООП, включающую область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, компетенции выпускника, формируемые данной ООП ВПО,

3) документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (учебный план), программы учебных дисциплин (модулей), учебных и производственны;. практик, годовой календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии,

4) характеристику среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников,

5) описание применяемых образовательных технологий с комплектами соответствующих учебно-методических материалов,

6) документы, описывающие ресурсное обеспечение ООП кадровое, учебно-методическое и информационное, финансовое, материально-техническое,

7) документы, описывающие систему оценки качества освоения образовательных программ, включая методы и инструментарий оценки учебных достижений студентов и выпускников и уровней освоения ими компетенций,

8) описание механизмов обеспечения гарантии качества образования в вузе (наличие стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников, периодичный мониторинг образовательных программ, система внешней оценки качества реализации ООП, регулярное проведение самообследования по согласованным критериям и т д ),

9) соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с зарубежными партнерами элементов ОП (или ООП в целом) и мобильности студентов и преподавателей

Все перечисленные научно-методические разработки и рекомендации легли в основу формирования инновационных образовательных программ, заявленных МГУ им М В Ломоносова к реализации в рамках выполнения инновационного проекта

В этой статье мы проиллюстрировали рассмотренные выше общие принципы проектирования вузовских ООП на примере созданных и внедренных в учебный процесс в МГУ им М В Ломоносова инновационных магистерских программ по направлению подготовки "Геология"

2. Предпосылки формирования инновационных магистерских программ по направлению подготовки "Геология"

В настоящее время науки о Земле охватывают очень широкий спектр исследований — от изучения ближнего космоса и верхних слоев атмосферы до исследования приповерхностных и глубинных слоев литосферы и протекающих в них процессов К основным методам решения этих проблем относятся различные геолого-геофизические методы В настоящее время круг вопросов, которые необходимо решать с их помощью, включает решение как фундаментальных проблем геологии и геофизики, так и прикладных задач, возникших и появившихся в последние десятилетия К числу таких задач относятся изучение земной коры, поиски нефти и газа, твердых полезных ископаемых глубинными методами, инженерно-гидрогеологические, экологические и другие задачи малоглубинных методов геофизики

Для объединения разрозненных направлений и подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, был составлен проект, объединяющий 8 научных школ четырех факультетов МГУ — геологического, физического, механико-математического и факультета вычислительной математики и кибернетики

Программа этого межфакультетского проекта направлена на объединение 9 научных тем (геофизических и геологических кафедр физического и геологического факультетов) для подготовки следующих магистерских программ

Физический факультет:

— "Спутниковая томография состояния и экология околоземной среды" (кафедра физики атмосферы),

— "Гравиметрия и космическая навигация" (кафедра небесной механики, астрометрии и гравиметрии),

— "Прикладная физика атмосферы и гидросферы" (кафедра физики моря и вод суши)

Геологический факультет:

— "Объемные исследования полезных ископаемых аэрокосмическими и наземными методами геофизики" (кафедра геофизических методов исследования земной коры),

— "Четырехмерное моделирование в геологии" (кафедра региональной геологии и истории Земли),

— "Комплексная компьютерная интерпретация данных нефтегазовой геофизики и геологии" (кафедра геологии и геохимии горючих ископаемых),

— "Экологическая геология техногенно-осваиваемых территорий" (кафедра инженерной и экологической геологии),

— "Геология и геофизика мегаполисов и крупных промышленных агломераций" (кафедра инженерной и экологической геологии и кафедра сейсмометрии и геоакустики),

— "Скважинные геофизические и петрофизические исследования месторождений нефти и газа" (кафедра геологии и геохимии горючих ископаемых и кафедра сейсмометрии и геоакустики)

Все инновационные научные темы объединены одной стратегической проблемой — изучением внешних и внутренних оболочек Земли геофизическими и геологическими методами с инновационно-практическим выходом на решение задач недропользования и экологии на базе современных технических средств и с помощью специалистов повышенного уровня подготовки

При разработке инновационных магистерских программ по указанным выше темам соблюдались следующие принципы построения магистерских программ Для каждой из них разрабатывались учебный план, программы всех учебных дисциплин профессионального цикла, а также программы практик научно-исследовательского цикла Другая необходимая информация о магистерской программе (в том числе элементы из приведенного выше типового формата (макета) ООП вуза) была включена в пояснительную записку к магистерской программе

3. Принципы построения инновационных магистерских программ

При формировании инновационных магистерских программ на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) были скорректированы и уточнены области профессиональной подготовки, объекты профессиональной деятельности, виды и задачи профессиональной подготовки и компетенции выпускника с учетом традиций и опыта 14-летней подготовки магистров геологии на геологическом факультете МГУ [2, 3, 5, 6]

Формулировки компетенций, взятые из проекта,ФГОС

ВПО по направлению подготовки, были тщателы-анализированы и скорректированы с учетом опы

чения на геологическом факультете МГУ В частности, была добавлена возможность подготовки специа гастов не только в области профессиональной деятельно :ти, но и педагогической, в окончательной (на сегодняшни \ день) редакции они приведены в пояснительных записках к каждой магистерской программе в соответствии с г рофи-лем магистерской подготовки Введены три урови я компетенций 1 — знать, 2 — уметь, 3 — владеть, которые указываются в учебном плане для каждой учебне й дисциплины

При формировании структуры учебного плака инновационных магистерских программ геологического

о про-а обу-

факультета за основу был взят учебный план ООП магистров, рекомендованный пилотным проектом основной образовательной программы (ПООП ВПО) по направлению подготовки "Геология" [4]

Учебный план подготовки магистра состоит из трех циклов 1) гуманитарного, социального и экономического, 2) математического и естественно-научного (эти два цикла по ПООП ВПО объединены в программах геологического факультета в один общепрофессиональный цикл), 3) профессионального раздела (практика и научно-исследовательская работа и итоговая государственная аттестация, ИГА)

Первый объединенный цикл (общепрофессиональный цикл) включает для всех магистрантов направления "Геология" общие профессионально ориентированные гуманитарные, экономические, математические и естественнонаучные дисциплины Для геологического факультета МГУ в этот цикл в качестве основных входят дисциплины "Иностранный язык", "Философские проблемы естествознания", "История и методология геологических наук", "Современные проблемы геологии" Вариативная часть этого блока может содержать такие дисциплины, как "Экология и экономика", "Стратегический менеджмент в геологии и управление персоналом" и др , включаемые в зависимости от профиля магистерской подготовки и возможности кафедр с учетом пожеланий работодателей Профессиональный цикл состоит из основной и вариативной частей Основная часть определяет фундаментальность и традиционность подготовки специалистов университетского уровня Она ответственна за основное содержание профессиональной подготовки, а вариативная часть по выбору и желанию студента может либо способствовать углублению подготовки по отдельной тематике магистерской программы, либо учитывать персональные пожелания работодателя или учащегося

В инновационных магистерских программах геологического факультета вариативность учебного плана использована по-разному Так, в программе "Объемные исследования полезных ископаемых аэрокосмическими и наземными методами (аэрогеофизика, малоглубинная геофизика, магнитотеллурические исследования Земли)" вариативная часть, составляющая по объему около 30% профессионального цикла, реализует возможность более глубокой специализации по одному из трех научных направлений, объединенных в данной магистерской программе аэрогеофизика, малоглубинная геофизика, магнитовариационные исследования Земли Студент вправе выбрать любой из предлагаемых вариантов вариативной части профессионального цикла и специализироваться в конкретной области объемных исследований полезных ископаемых В магистерской программе "Скважинные геофизические и петрофизические исследования месторождений нефти и газа" в зависимости от профилизации подготовки в бакалавриате (геофизика или геология и геохимия горючих ископаемых) предусмотрены два варианта вариативной части профессионального цикла, усиливающие либо геофизическую, либо нефтегазовую подготовку магистранта

Раздел "Практика и научно-исследовательская работа" содержит научно-исследовательскую, научно-педагогическую практики, а в случае магистерской программы "Объемные исследования полезных ископаемых " — научно-учебную и научно-исследовательскую работу магистранта

Итоговая государственная аттестация (ИГА) состоит из подготовки и защиты выпускной магистерской работы на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК)

При распределении объемов общей трудоемкости по циклам и частям учебного плана основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра геологии использовались рекомендации из проекта ФГОС и опыт организации магистратуры на геологическом факультете

В структуре учебного плана общая трудоемкость учебного процесса указана как в зачетных единицах (ЗЕ), так и в академических часах при соотношении 1 ЗЕ равна 36 академическим часам Общая трудоемкость каждой учебной дисциплины складывается из аудиторной нагрузки, самостоятельной работы студента, причем она представлена двумя частями "с преподавателем" и "индивидуальная" самостоятельная работа студента при их соотношении 1 1 и трудоемкости учебного времени, отводимого для сдачи экзамена (1 ЗЕ, или 36 академических часов)

Объем аудиторной нагрузки студента регламентируется ее общей недельной составляющей для семестра, которая ограничивается 16 часами в каждом из 4-х семестров подготовки магистра, т е в общей сложности не может превышать 64 часов

Число экзаменов определяется общим положением об организации учебного процесса в Московском университете и не должно превышать 5 в каждой экзаменационной сессии, те 15 экзаменов за весь период обучения в магистратуре

Распределение объемов общей трудоемкости по циклам ОПП подготовки магистров при 11 экзаменах вы-

глядит следующим образом

Гуманитарный, социальный и экономический, а также математический и естественно-научный

циклы (общепрофессиональный цикл) 18 ЗЕ

Профессиональный цикл 39 ЗЕ Раздел "Практика и научно-исследовательская

работа" 53 ЗЕ

модуль научно-исследовательские практики 27 ЗЕ

модуль научно-педагогическая практика 3 ЗЕ

модуль научно-исследовательская работа 23 ЗЕ

Итоговая государственная аттестация (ИГА) 10 ЗЕ.

При составлении программ учебных дисциплин и практик рекомендуется придерживаться следующей структуры представления материала название, автор, перечень исходных данных (направление подготовки, профиль, код и тип дисциплины, год, семестр, трудоемкость, форма контроля), аннотация, организационный раздел, содержание, распределение часов курса по те-

мам и видам работ, форма промежуточного и итогового контроля, учебно-методическое обеспечение курса (табл 1)

Таблица 1 Структура программы учебной дисциплины (практики)

Название дисциплины (практики)

Abtod

Общие сведения о дисциплине (практике)

Указываются направление подготовки, профиль, наименование магистерской программы, тип дисциплины (базовая/вариативная), год обучения, семестр, трудоемкость (ЗЕ, академические часы), форма итогового контроля (зачет/экзамен)

Аннотация

I Организационно-методический раздел Обеспечиваемые компетенции Цель курса Задачи курса Место курса в процессе подготовки специалиста

II Содержание

Содержание программы с выделением тем/разделов

Примерная тематика заданий для самостоятельной работы (Желательно с рубрикацией по темам/разделам)

Примерный перечень контрольных вопросов (Желательно с рубрикацией по темам/разделам)

III Распределение часов курса по темам и видам работ

№ Наименование тем и разделов Всего Виды подготовки Самостоятельная работа

п/п (часов) лекции практические занятия с преподавателем индивидуально

1

2

3

4

ВСЕГО (часы) 108 27 27 27 27

IV Форма промежуточного и итогового контроля (Контрольные, эссе, реферат, курсовая, оценки по разделам программы, зачет, экзамен)

В ходе реализации инновационных магист :рских программ при малочисленности групп магист зантов (2—4 студента) несколько изменились формы ау шторной работы и приемы оценки качества усвоения у 1ебно-го материала Помимо традиционных лекционных и практических занятий по отдельным дисциг линам практиковались круглые столы, "деловые игры", "конференции" и др , результаты которых позволили обеспечить и оценить такие комплексные компетенции, как "способность понимать и использовать на практи <е теоретические основы организации и планирования п олого-разведочных работ", "способность понимать и применять на практике методы управления в сфере недропо; ьзова-ния" и др Вероятно, в ближайшее время необходимо разработать специализированный банк данных, содержащий набор оценочных приемов и вопросов и позполяю-щий оперативно контролировать качество подготовки магистров как по отдельным дисциплинам и монулям, так и по основным компетенциям в целом [1] Создание подобного банка данных необходимо и для пров ;дения самообследования качества подготовки специалистов-геологов

Опыт работы по созданию и реализации иннов щион-ных магистерских программ позволил с новых п >зиций оценить возможность перехода обучения в бакалг вриате на новые инновационные принципы Преобраз )вание существующих учебных планов 4-летнего обуч ния в формат ФГОС третьего поколения показало при1 ципи-альную возможность такой итерации при опреде; енном изменении числа экзаменов по некоторым дисци1 линам (с 2—3 до 1), очень незначительном изменении соо ношения аудиторного и внеаудиторного времени, нек угорых перестановках и изменении последовательное™ учебных дисциплин Предварительные варианты у гебных планов подготовки бакалавров геологии по 6 прс филям в новом формате позволяют еще раз оценить возк ожные диапазоны объемов основных циклов и говорить о примерном соответствии их в ФГОС "Геология" (таб. i 2)

Таб

Распределение общей трудоемкости (ЗЕ) основных циклов и разделов учебного плана подготовки бакалавров геологии на геологическом факультете МГУ им М В Ломоносова

1 и ца 2

Циклы, разделы Профили подготовки бакалавров геологии Предлагаемый диапазон Диапазон ФГОС нового поколения

геология геофизика геохимия гидрогеология и инженерная геология геология и геохимия горючих ископаемых экологическая геология

Гуманитарный, социальный и экономический 28 28 29 29 28 29 25-30 27

Математический и естественно-научный 54 56 52 53 46 61 50-65 56

Профессиональный 113 112 116 115 121 104 100-120 113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практики 39 38 37 37 36 37 35-40 38

ИГА 6 6 6 6 6 6 5-7 6

Полученные предварительные объемы общей трудоемкости по основным блокам учебных планов по 6 профилям подготовки бакалавров геологии на геологическом факультете МГУ свидетельствуют о неплохой корреляции с предполагаемыми контрольными цифрами по ФГОС третьего поколения, хотя, может быть, окончательный вариант нового стандарта стоит уточнить Кроме того, приведенные данные позволяют считать, что переход к новому формату представления учебного плана подготовки бакалавров геологии принципиально возможен при определенной коррекции распределения экзаменов (для каждой учебной дисциплины возможен только один экзамен), сокращении объемов некоторых дисциплин, перестановке дисциплин по семестрам (необходимость соблюдения общей трудоемкости по учебным годам в 60 ЗЕ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Богословский В А Опыт проектирования оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников Проблемы качества образования // Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе М , Уфа, 2008

2 Богословский В А, Караваева Е В Проекты ФГОС и ПООП бакалавра и магистра по направлению подготовки ВПО "Геология" Национальный проект "Образование" Проектные разработки М МГУ, 2006

3 Богословский В А , Караваева Е В, Ковтун Е Н, Шехо-нин А А Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе М МГУ, 2007

Таким образом, опыт создания инновационных магистерских программ на геологическом факультете МГУ позволил (приступить) организовать подготовку магистров геологии по новым инновационным направлениям, объединив усилия нескольких факультетов и кафедр МГУ, реально оценить возможность перехода учебного процесса к формату третьего поколения стандарта ВПО, причем не только для подготовки магистров, но и бакалавров геологии

Большая часть материалов по описанию инновационных подходов к проектированию основных образовательных программ и сами инновационные магистерские программы, разработанные и реализованные в МГУ им М В Ломоносова, опубликованы в серии "Инновационный университет" за 2007 г и размещены на сайте МГУ им М В Ломоносова (http //inpro/msu ru)

4 Инновационные магистерские программы геологического факультета МГУ им М В Ломоносова / Под ред Д Ю Пу-щаровского, А А Булычева, В К Хмелевского М МГУ, 2007

5 Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ по направлению подготовки ВПО "Геология" / Под ред В А Богословского М МГУ, 2007

6 Пущаровский Д Ю, Богословский В А , Михайлова И А , Попов М Г Предложения к проекту государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 020300 Геология // Вестн Моек ун-та Сер 4 Геология 2006 №3

Поступила в редакцию 17 06 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.