Научная статья на тему 'Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музыкально-педагогическая интерпретация'

Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музыкально-педагогическая интерпретация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
401
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТЬ И НАПРЯЖЁННОСТЬ / CHARACTERISTICS OF THE MOVEMENTITS SPEED AND TENSION / ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ / NATURAL DISASTERS / ВРЕМЕНА ГОДА / ЖАНРЫ ИСКУССТВА / МУЗЫКА / MUSIC / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ТЕМПЕРАМЕНТ ЧЕЛОВЕКА / THE HUMAN TEMPERAMENT / АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЮНГА / THE ARCHETYPES AND THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS OF JUNG / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / TIMES OF YEAR / GENRES OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрушин Валентин Иванович

В статье на основе декартовой системы координат раскрываются взаимосвязи между характером движения, различными явлениями окружающей действительности, такими как явления природы, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга и особенностями их творческого отражения в художественных образах различных видов искусства. На основании авторской модели предлагается интерпретировать особенности личности писателей, художников, композиторов. Эту систему координат автор предлагает применить в отношении широкого ряда явлений действительности и их классификации, в том числе ощущений и восприятий, лежащих в основе музыкальной деятельности. Проведённая автором опытная работа подтвердила предположение о целесообразности внедрения предложенной модели в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles Reflect Reality in the Art Based on the Cartesian Coordinate System

The movement may have different direction vectors, various degrees of intensity, but its main indicators are parameters such as speed and internal tensions. The generality of affective tone combines such different phenomena of reality, as the natural elements, the seasons, the human temperament, the archetypes of Jung, the different genres of art. You may notice that the quality or modality of tension in the element of water, air and fire are fundamentally different, their apotheosis leads to different consequences (water all photoplay, fire burns), and this quality distinguishes one element from another. Because the human temperament reflects the most significant signs of emotional life, and the music is aimed at the same thing, in this model, we can replace the psychological parameter neurotidsm-peace musical setting "major-minor", and "introversion-extroversion" option "slow-fast". We have the right to do it, because neurotidsm is characterized by restlessness and anxiety. Based on this model, we can classify and peculiarities of temperament various writers, artists, composers. In art historical literature there are a large number of statements of the various artists that each composer, writer, artist all his life creating the same work, only under different names. This coordinate system can be developed in relation to other phenomena. You can talk about classification gustatory, tactile and olfactory sensations, involving different kinds of food, touch, taste. In the future, it is theoretically possible to connect to the process of musical education tactile, gustatory and aromatic stimuli.

Текст научной работы на тему «Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музыкально-педагогическая интерпретация»

ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ОСНОВЕ ДЕКАРТОВОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ И ИХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В. И. Петрушин,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье на основе декартовой системы координат раскрываются взаимосвязи между характером движения, различными явлениями окружающей действительности, такими как явления природы, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга и особенностями их творческого отражения в художественных образах различных видов искусства. На основании авторской модели предлагается интерпретировать особенности личности писателей, художников, композиторов. Эту систему координат автор предлагает применить в отношении широкого ряда явлений действительности и их классификации, в том числе ощущений и восприятий, лежащих в основе музыкальной деятельности. Проведённая автором опытная работа подтвердила предположение о целесообразности внедрения предложенной модели в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов.

Ключевые слова: характеристики движения - скорость и напряжённость, природные стихии, времена года, жанры искусства, музыка, живопись, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга, музыкальное образование.

Summary. The movement may have different direction vectors, various degrees of intensity, but its main indicators are parameters such as speed and internal tensions. The generality of affective tone combines such different phenomena of reality, as the natural elements, the seasons, the human temperament, the archetypes of Jung, the different genres of art. You may notice that the quality or modality of tension in the element of water, air and fire are fundamentally different, their apotheosis leads to different consequences (water all photoplay, fire burns), and this quality distinguishes one element from another.

Because the human temperament reflects the most significant signs of emotional life, and the music is aimed at the same thing, in this model, we can replace the psychological parameter neuroticism-peace musical setting "major-minor", and "introversion-extroversion" - option "slow-fast". We have the right to do it, because neuroticism is characterized by restlessness and anxiety.

Based on this model, we can classify and peculiarities of temperament various writers, artists, composers. In art historical literature there are a large number of statements of the various artists that each composer, writer, artist all his life creating the same work,

59

only under different names. This coordinate system can be developed in relation to other phenomena. You can talk about classification gustatory, tactile and olfactory sensations, involving different kinds of food,, touch, taste. In the future, it is theoretically possible to connect to the process of musical education tactile, gustatory and aromatic stimuli.

Keywords: characteristics of the movement - its speed and tension, natural disasters, times of year, the genres of art, music, painting, the human temperament, the archetypes and the collective unconscious of Jung, musical education.

60

Художественное творчество представляет собой тот вид деятельности, в котором окружающая нас жизнь, практический и духовный опыт человека предстают в виде особых отражений - художественных образов, создаваемых мастерами искусства: поэтами, музыкантами, художниками, актёрами, танцовщиками и хореографами, скульпторами.

Особенность образного художественного мышления и его главное отличие от понятийного научного мышления состоит в том, что если в научном мышлении на задаваемый вопрос имеется, как правило, один однозначный ответ, который находит своё воплощение в законах физики, химии, биологии и других наук, то в художественном творчестве на один и тот же вопрос можно получить бесчисленное множество правильных ответов в виде художественных образов. Тем самым на одну и ту же тему мы имеем несметное количество произведений искусства в виде лирических стихов, симфоний, морских пейзажей, танцев, скульптур и т. п.

Отражение действительности в виде художественного образа у каждого вида искусства и его жанра будет своим, своеобразным и неповторимым. Но при всём различии этих приёмов и методов отражения жизни средствами искусства существуют, тем

не менее, определённые закономерности в том, каким образом искусство обрабатывает тот или иной жизненный материал.

Античные философы - Гераклит, Аристотель - воспринимали мир в его вечном движении. Жизнь как непрерывное и непрестанное движение -излюбленная тема многих философских диспутов. Самыми общими характеристиками любого физического движения являются его скорость и внутренняя напряжённость. Это хорошо можно проиллюстрировать на примере ветра. Он может быть быстрым, но ровным и потому безопасным. Если же скорость ветра превышает некоторую критическую величину, если в нём начинают присутствовать всякого рода завихрения, порывы и смерчи, то такое движение ветра можно охарактеризовать как напряжённое, потому что в определённых случаях для человека оно становится опасным. То же самое можно проследить и на движениях человека. Одно дело - движения, которые мы наблюдаем, видя неторопливо прогуливающегося здорового молодого человека, и другое -когда мы видим походку старого и больного человека, которому каждый шаг даётся с трудом.

Эти особенности движения образуют те основные принципы, на основе которых строятся предлагаемые

модели отражения действительности в искусстве.

Пересечение двух обозначенных параметров движения позволяет создать наглядную модель для объяснения целостности окружающего мира и особенности отражения его динамики в искусстве. Знаменитый французский психолог Теодюль Рибо допускал возможность сближения самых разных явлений жизни на основе общности их «аффективного тона». В своей работе «Опыт исследования творческого воображения» он отмечал, что «представления, сопровождавшиеся одним и тем же аффективным состоянием, имеют тенденции ассоциироваться после: аффективное сходство объединяет, связывает представления в сущности различные и отдельные... Состояния сознания комбинируются не потому, что раньше они были совместны, не потому, что мы находим между ними сходство, а потому, что они имеют общий аффективный тон» [1, с. 159].

Этот подход нашел поддержку у Л. С. Выготского, когда в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» [2], цитируя работу Т. Рибо, он писал о законе общего эмоционального знака. По его мнению, сущность этого закона сводится к тому, что впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, то есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий эмоциональный

знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

Общность аффективного тона и эмоционального знака объединяют, как это будет показано ниже, такие различные явления действительности, как природные стихии, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга, различные жанры искусства.

Приведённые ниже данные о принципах моделирования действительности средствами искусства были получены как в результате теоретического анализа сущности движения в различных его проявлениях, так и в результате проверки полученных обобщений в ходе опросов специалистов в области художественного образования.

В эксперименте приняли участие слушатели Института повышения квалификации, специалисты в области эстетического воспитания, педагоги искусства, работающие в средних и высших учебных заведениях. Это были специалисты различного профиля - музыканты, художники, филологи.

Участникам эксперимента предлагалось ответить на вопросы анкеты, в которой надо было отнести те или иные явления действительности и искусства в один конкретный квадрант из четырёх имеющихся, образуемый при пересечении двух параметров движения - медленно-быстро и спокойно-напряжённо.

Исследование проводилось на протяжении нескольких лет. Всего в нём приняли участие 140 человек. В 90 % случаев все опрашиваемые приходили к единому мнению относительно того, в какое место на оси координат поместить то или иное явление.

61

62

Если это происходило не сразу, то после групповой дискуссии к такому мнению присоединялось большинство участвующих в эксперименте. И только 10 % опрошенных приходилось на долю сомневающихся.

Рассмотрение принципов моделирования различных явлений действительности на основе декартовой системы координат мы начнём с четырёх основных природных стихий, известных с древних времён: воды, огня, земли и воздуха. Моделирование в этом ракурсе их образно-смыслового значения представлено в табл. 1.

Можно заметить, что качество, или модальность напряжённости, у стихии воды, воздуха и огня принципиально различны, их апофеоз приводит к разным последствиям (вода всё потопляет, огонь всё сжигает), и именно это качество отличает одну стихию от другой.

Представление о проявлении напряжённости движения и его скорости в таком явлении, как времена года,

Таблица 1 Моделирование образно-смыслового значения природных стихий

Напряжённо

Вода Медленно Огонь Быстро

Земля Воздух

Спокойно

даёт табл. 2. При её выстраивании нами учитывалось, что скорость протекания жизненных процессов весной ускоряется, осенью замедляется, а зимой вообще прекращается.

В предложенных моделях кодируется внутренняя сущность природных стихий и времён года, что можно скорее интуитивно почувствовать, чем логически объяснить. Отметим, что подобные двухвекторные модели объяснения различных динамических процессов широко используются в современной науке [3].

В области психологии большое распространение получила модель темперамента человека, предложенная в своё время известным английским психологом Гансом Айзенком [4]. Придав указанным векторам движения значения интроверсии-жстраверсии и ста-бильности-нейротизма, Г. Айзенк получил ставшую широко известной модель четырёх классических типов темперамента (табл. 3). Для каждого темперамента характерна своя эмоция:

Таблица 2 Моделирование образно-смыслового значения природных времён года

Напряжённо

Осень Медленно Весна Быстро

Зима Лето

Спокойно

Таблица 3

Модель темперамента по Айзенку

Нейротизм

Меланхолик Ведущая эмоция - Печаль Интроверсия Холерик Ведущая эмоция - Гнев Экстраверсия

Флегматик Ведущая эмоция - Спокойствие Сангвиник Ведущая эмоция - Радость

Стабильность Музыкальное искусство и образование

для меланхолика это печаль, для флегматика - спокойствие, для холерика -гнев и для сангвиника - радость.

Теперь рассмотрим аналогичные принципы моделирования эмоций в музыке и в изобразительном искусстве.

Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели можно заменить психологический параметр нейротизм-спо-койствие на музыкальный параметр мажор-минор, а интроверсию-экстравер-сию - на параметр медленно-быстро.

Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажорной, положительной.

Принимая во внимание, что темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть малоподвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни, мы получаем модель отражения в музыке основных классических типов темперамента и базовых эмоций человека, представленную в табл. 4.

Пользуясь этой моделью, можно классифицировать по выражаемым эмоциям не только музыкальные произведения, но и картины различных художников. Для этого достаточно поменять параметр мажора-минора на параметр колорита мрачный-светлый, параметр движения при этом остаётся прежним (табл. 5).

На основании этой модели можно также классифицировать и особенности темперамента личности различных писателей, художников, композиторов. В искусствоведческой литературе существует множество высказываний различных деятелей искусства о том, что каждый композитор, писатель, художник всю жизнь создаёт одно и то же произведение, только под разными названиями.

Подобное единство творчества обусловлено предрасположенностью каждого большого Мастера к определённым сюжетам, образам и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный «Реквием», а Чайковский - торжественную увертюру «1812 год», их природные темпераменты, если судить о них по жизненным проявлениям в биографических данных, оказываются диаметрально противоположными. Моцарт был сангвиником [5],

Меланхолик Музыка медленная, грустная Чайковский, Осенняя песня Медленно Холерик Музыка минорная, быстрая Шопен, Этюд №12 Быстро

Флегматик Музыка медленная, мажорная Бородин, Ноктюрн Сангвиник Музыка быстрая, мажорная Бетховен, рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»

63

Таблица 4

Моделирование темпераментов человека по Айзенку и характера музыки

Минор

Мажор

Таблица 5

Моделирование эмоций в картинах различных художников

Колорит мрачный

Печаль Гнев

В. Васнецов. М. Греков.

Алёнушка Тачанка

Медленно Быстро

Спокойствие Радость

А. Куинджи. Б. Кустодиев.

Лунная ночь на Днепре Ярмарка

Колорит светлый

а Чайковский - меланхоликом [6]. Некоторые примеры возможной классификации писателей, художников и композиторов по признакам их темпераментов представлены в табл. 6.

Мы понимаем большой схематизм всех этих моделей, но, на наш взгляд, подобные обобщения позволяют отразить идею единства мира и взаимосвязи существующих в нём явлений на основе внутренне присущей им приро-

ды движения. Если пойти глубже, то можно увидеть, что архетипы коллективного бессознательного, которые были описаны в работах К. Юнга [7], также могут быть приложимы к предлагаемой двухфакторной системе координат. Каждый из открытых К. Юн-гом архетипов имеет чёткое эмоционально-смысловое содержание, которое, как показано в табл. 7, может быть выражено при помощи музыки.

64

Таблица 6

Классификация писателей, художников и композиторов по признакам их темпераментов

Нейротизм

Меланхолики Гоголь, Левитан, Чайковский Интроверсия Холерики Пушкин, Айвазовский, Лист Экстраверсия

Флегматики Крылов, Поленов, Бородин Сангвиники Бомарше, Семирадский, Моцарт

Спокойно

Таблица 7

Соотношение образного характера музыки и архетипических образов по Юнгу

Напряжённо

Музыка медленная, грустная Архетип «Мать» Медленно Музыка минорная, быстрая Архетип «Герой» Быстро

Музыка медленная, мажорная Архетип «Старик» Музыка быстрая, мажорная Архетип «Дитя»

Спокойно

Можно с определённой долей уверенности сказать, что слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архетипа ведёт к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в индивидуальном стиле поведения. Это проявляется в виде разного рода недостатков: либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо неспособности к сопереживанию и альтруизму. Все эти отклонения приводят человека к трудностям при взаимодействии с социальным окружением и к соответствующим проблемам здоровья.

Можно пойти дальше и предположить, что соответственно содержанию образов архетипов коллективного бессознательного в искусстве формируются различные жанры, несущие в себе отражение признаков определённого архетипа. Так, мы говорим о жизнерадостной комедии, о героической опере, о батальной и о лирической живописи.

В этом отношении нельзя обойти вниманием тот факт, что в программах по музыке для общеобразовательной школы большое внимание уделяется формированию представлений учащихся о песне, танце и марше. Однако при таком подходе за гранью их внимания, как правило,

остаётся ещё один круг эмоциональных состояний, имеющих большое значение в жизни человека. Речь идёт о состояниях, которые возникают в ходе молитвы, медитации и спокойного созерцания.

На наш взгляд, соотнесение жанров музыки с архетипами К. Юнга позволяет выстроить систему координат, представленную в табл. 8.

Табл. 9 даёт представление о соотношении архетипов коллективного бессознательного по К. Юнгу и различных жанров искусства.

В рамках этого подхода можно рассмотреть также характер интонаций, движений и жизненных позиций, которые характерны для того или иного архетипа. Представление о таком соотношении даёт табл. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моделирование архетипов может иметь решение и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс Люшер разработал цветовой тест отношений, по которому можно выявлять индивидуально-личностные свойства человека в зависимости от того, какой цвет он предпочитает [8]. Представление о соотношении выразительного значения различных цветов и характера человека в концепции М. Люшера даёт табл. 11.

Согласно М. Люшеру, предпочтение в выборе синего цвета соответству-

Архетип «Мать» Архетип «Герой»

Песня Марш

Медленно Быстро

Архетип «Старик» Архетип «Дитя»

Молитва Танец

(Духовное песнопение)

65

Таблица 8

Соотношение жанров музыки и архетипов по К. Юнгу

Минор

Мажор

Таблица 9

Соотношение архетипов коллективного бессознательного по К. Юнгу и различных видов искусства

Напряжённость

Архетип «Мать» Лиризм: лирика стихи пейзаж Медленно Архетип «Герой» Героизм: трагедия драма батальная живопись Быстро

Архетип «Старик» Созерцание: баллада эпос повесть пейзаж Архетип «Дитя» Оптимизм: комедия оперетта водевиль комиксы

Спокойствие

Таблица 10

Соотношение характера музыкальных интонаций, движений и жизненных позиций

в различных архетипах

Минор

Архетип «Мать» Архетип «Герой»

Интонации нисходящие, Интонации восходящие,

Движения - Движения -

пассивно-оборонительные активно-наступательные

66 Позиция - защита от мира Позиция - завоевание мира

Медленно Быстро

Архетип «Старик» Архетип «Дитя»

Интонации - Интонации -

покоя, неподвижности радостно-приподнятые

Позиция - невключённость, Движения - лёгкие, быстрые

мир, нейтральный отход Позиция - радостное

от мира, принятие мира,

спокойное созерцание впускание его в себя

Мажор

ет слабому типу высшей нервной деятельности, то есть меланхолику, в котором преобладают тревожность и динамичность торможения. Синий цвет выявляет потребность в любви, понимании и сочувствии, это потребность в глубоких привязанностях, при

помощи которых человек хочет достичь укрепления своей жизненной позиции. Нетрудно заметить, что общий эмоциональный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гармонируют с эмоциональным содержанием архетипа «Мать» по Юнгу.

Таблица

Соотношение выразительного значения различных цветов и характера человека

в концепции М. Люшера

Неустойчивость

Синий Пессимистичность Потребность в понимании Избегание неуспеха Женственность Медленно Жёлтый Оптимистичность Спонтанность Эмоциональная вовлечённость Инфантилизм Быстро

Зелёный Упорство и стойкость Ригидность Удержание позиции Зрелость Красный Лидерство и самоутверждение Достижение успеха Агрессивность Мужественность

Устойчивость

Те, кто ставит на первые позиции зелёный цвет, отличаются особым упорством и стойкостью при встрече с жизненными трудностями. Их отличает повышенная чувствительность к внешним социальным оценкам, устойчивость привязанностей и интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение им неприятно, отсюда - стремление к социальному признанию.

Тех, кто выбирает жёлтый цвет, отличают повышенная эмоциональность и акцентированная потребность в насыщенном эмоциональном общении, без которого они никнут и увядают. Для таких людей важнее оказывается не результат деятельности, а общение по поводу деятельности, общение ради общения. Им также свойственны определённый инфантилизм, неустойчивость интересов, экзальтированность и демонстративность поведения, а настроение подвержено резким колебаниям - от слёз к смеху и обратно.

Те, кто предпочитает красный цвет и его производные - оранжевый, тер-

ракотовый, выбирают сценический тип реагирования. Их отличает потребность в активности, направленная на достижение цели, на овладение тем, что доставляет радость и наслаждение. Выбор этих цветов характеризует людей с мужественным складом характера, умеющих принимать решения, независимых и самостоятельных. Им свойственна высокая поисковая активность, мужественность и властность. Раскованность чувств ведёт к спонтанности поведения. При невротическом развитии при встрече с препятствиями такие люди проявляют импульсивность, агрессию и снижение самоконтроля.

Если выбор красного цвета сопровождается выбором и синего тоже, то М. Люшер относит таких людей к идеально-гармоничным, так как в этом случае активность и определённая резкость красного цвета сглаживаются мягкостью и сердечностью синего цвета. Однако, по данным Л. Н. Собчик, людей, отдающих предпочтение подобному сочетанию цве-

67

68

тов, характеризует противоборство во внутреннем плане личности взаимно противоречивых тенденций, они имеют склонность к психосоматическим заболеваниям, в частности к ишемической болезни сердца [9, с. 25-30].

Как известно, основной тест М. Люшера насчитывает восемь цветов. Сочетание каждого из названных выше цветов с каким-либо другим начинает характеризовать личность несколько с другой стороны, обозначая её различные грани. Например, сочетание синего цвета с чёрным говорит об эмоциональной неустойчивости личности, ранимости и раздражительности, а фиолетового с жёлтым - об эмоциональной незрелости и снижен-ности эмоционального контроля, вплоть до истерических и эпилепто-идных реакций.

Каждая из приведённых базовых эмоций выражает особое отношение человека к тем ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере отношения матери к своему ребёнку. Она грустит, когда с её ребёнком что-то не в порядке, она гневается, когда её ребёнка обижают, она радуется, когда ребёнок здоров и хорошо развивается, она спокойна, когда находится с ребёнком в безопасных условиях и может спокойно проживать свою жизнь.

Эту систему координат можно развивать и в отношении других явлений действительности. Можно говорить о классификации вкусовых, осязательных и обонятельных ощущений, привлекая для этого различные виды еды, прикосновений, ароматов. В дальнейшем как теоретически, так и практически возможно

подключить к процессу музыкального воспитания тактильные, вкусовые и ароматические раздражители. Для человека с развитыми ощущениями вполне доступны ощущения, связанные с синестезией: «сладкие звуки», «густой звук», «благоухающий звук». Так что уроки музыки могут стать средством воспитания всех имеющихся у человека ощущений.

Эстетическое воспитание вводит ребёнка в круг архетипических образов, заставляя его переживать те или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем развитии эмоциональной сферы человека лишь в том случае, если он не только легко испытывает эмоции, которые предопределены его природным темпераментом, но и способен полно переживать все другие эмоциональные состояния и их разнообразные оттенки. Музыка, живопись и танец - лучшие средства для развития этой способности.

Выводы

Движение как форма существования материи в своём реальном воплощении присуща различным явлениям действительности, подчас довольно далеко отстоящим друг от друга. Это могут быть природные стихии, времена года, произведения искусства и даже темперамент человека. Но во всех этих явлениях можно найти некоторый общий аффективный тон, который задаётся такими параметрами движения, как его скорость и напряжённость. Можно предполагать, что именно эти два параметра движения задают то единство мира, о котором говорят философы, рассматривая единство мира во всех его противоречиях. Музыкально-педагогическая интерпретация изложенных общих принципов отражения действитель-

ности может придать новый импульс разработке содержания и методов обучения искусству, основанных на выдвинутых параметрах единства мира.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения [Текст] / Т. Рибо // Т. Рибо. Болезни личности. Опыт исследования. -Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. - 400 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.

3. Прямоугольная система координат [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki

4. Айзенк, Г. Парадоксы психологии [Текст]

/ Г Айзенк. - М. : Эксмо-Пресс, 2009. -352 с.

5. Прибегина, Г. А. Пётр Ильич Чайковский [Текст] / Г. А. Прибегина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Музыка, 1986. - 199 с.

6. Кремнев, Б. Моцарт. Жизнь замечательных людей. Серия биографий [Текст] / Б. Кремнев. - Вып. 2 (250). - М. : Молодая гвардия, 1958. - 286 с.

7. Юнг, К. Г. Архетип и символ [Текст] / К. Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. - 297 с.

8. Люшер, М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы [Текст] / М. Люшер. -Воронеж : МПО «МОДЭК», 1995. - 176 с.

9. Собчик, Л. Н. МЦВ - Метод цветовых выборов. Модифицированный восьми-цветовой тест Люшера : практическое руководство [Текст] / Л. Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.