Научная статья на тему 'Принципы организации работы с начинающими педагогами в ведущих мировых образовательных системах'

Принципы организации работы с начинающими педагогами в ведущих мировых образовательных системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВВОДНЫЕ ПЕРИОД / ПРОБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / НАЧИНАЮЩИЕ ПЕДАГОГИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жегин Петр Андреевич

Автор анализирует программы адаптации начинающих педагогов в некоторых ведущих мировых образовательных системах, определяет общие принципы их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы организации работы с начинающими педагогами в ведущих мировых образовательных системах»

Автор анализирует программы адаптации начинающих педагогов в некоторых ведущих мировых образовательных системах, определяет общие принципы их организации.

Жегин Петр Андреевич,

аспирант Московский Городской Педагогический Университет г. Москва pitzhegin@gmail.com

Принципы организации работы с начинающими педагогами в ведущих мировых образовательных системах

На каких принципах базируются программы адаптации начинающих педагогов в ведущих национальных образовательных системах?

Ключевые слова: адаптация, вводные период, пробационный период, начинающие педагоги, управление персоналом, педагогические кадры.

Интерес к проблематике вводных программ1 для начинающих учителей возник в зарубежном образовании в 60-ые годы прошлого века, активные исследования начались в 80-ы, а воплощение в жизнь политик адаптации педагогического персонала, даже в ведущих образовательных системах, длится и сей-час2.

К настоящему моменту, в странах Европы и США были проведены исследования, подтвердившие эффективность вводных программ в деле сокращения количества учителей увольняющихся в первый год работы3 и обеспечения качества преподавания4.

Нам видится полезным изучение вводных программ, применяемых в ведущих мировых образовательных системах, так как вопросы сокращения текучки педагогического персонала (особенно молодых специалистов) и повышения качества преподавания актуальны для отечественной системы образования.

В данном обзоре мы изучим опыт применения вводных программ в лидирующих в вопросах среднего

1 В англоязычной литература - induction program

2 Preparation, recruitment and retention of Teachers. James M. Cooper, Amy Alvarado.International Academy of Education, International Institute for Education Planning, UNESCO 2006, p.5

3 SharifShakrani,Teacher turnover: COSTLY CRISIS, SOLVABLE PROBLEM. michigan state university college of education, 2008 p.4

4 Carol F Stoel and Tin-Swe Thant, Teachers’ Professional

Lives- A View from Nine Industrialized Countries. Washington

2002. P. 7

образования странах: Новой Зеландии, Австралии, Австрии, Корее, Швеции и Японии. Ученики этих стран были среди продемонстрировавших выдающиеся результаты по тестированию PISA, проведенного в 2003 и 2006 годах5.

В данной работе под «введением»/«вводным курсом» понимается «процесс ориентирования начинающего учителя в профессии. Являющейся процессом, по средствам которого начинающие учителя более глубоко знакомятся с ценностями и обязанностями учительства, с политиками и культурой школы и территории, где они работают. Вводный курс помогает начинающему учителю более успешно действовать, и учится на собственном опыте»6. Вводный курс является составной частью адаптационной политики, включающий мероприятия в период педагогической практики и различные виды стажировок. Стоит отметить, что в некоторых странах вводный курс несет аттестационную нагрузку, являясь основанием для получения молодым педагогом постоянной лицензии, заменяющей временную лицензию, выданную после получения педагогического образования.

Наибольшее распространение получили вводные программы продолжительностью год, таковые приняты Австралии, Австрии, Швеции и Японии. В то время как в Корее и Новой Зеландии вводные программы имеют продолжительность семь месяцев и два года, соответственно. В форматах вводных программ, даже в рамках одной страны, могут существовать различия, так как, зачастую, на национальном уровне программы жестко не регламентируются.

Начало вводного периода может не совпадать с началом учебного года. Начинающие педагоги, получившие диплом и временную (или постоянную) лицензию начинают знакомство со школой до начала учебного года. В Австралийской Виктории первым модулем вводного курса является так называемый модуль «Pre-commencement7» - задача которого познакомить новичка со школьным сообществом, условиями работы. Две недели перед началом своего первого учебного года посвящают работе и корейские педагоги, обучение до начала работы (pre-employment training), длится две недели и проводится силами городской администрации или провинции. До начала учебного года встречают новичка и в Новой Зеландии. После знакомства с вновь при-

5 Направления тестирования: математическая грамот-

ность, грамотность чтения, естественнонаучная грамотность. Подробнее о результатах PISA: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003, Москва, 2004; ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2006, Москва, 2007.

6 MICHAEL B. ALLEN, EIGHT QUESTIONS ON TEACHER RECRUITMENT AND RETENTION: WHAT DOES THE RESEARCH SAY? Education Commission of the States 2005 p.117

7 Дословно - «пред открытие»/ «пред начало»

бывшими, тьюторы, назначаемый из числа опытных учителей, или заместитель директора, готовят план развития специалиста и бюджет на его реализацию.

После начала учебного года начинающие педагоги не остаются без поддержки. В австралийской Виктории у новичков начинается второй модуль вводного курса. «Laying Foundations1» - модуль, который состоит из нескольких недель, наполненных различными активностями:

■ в первую неделю молодой специалист ежедневно общается с директором и наставником2, при желании может проводить с ним совместные уроки и запрашивать его помощь при планировании работы;

■ со второй по восьмую неделю специалист также на регулярной основе общается с директором и наставником, наблюдает за работой других учителей и общается с молодыми специалистами из других школ.

Менторство также включается в период адаптации молодого специалиста в Австралии и дополняет наставничество. Наставник (buddy) скоре вводит молодого специалиста в курс дела, знакомит его с окружением, в то время как ментор поддерживает профессиональное развитие специалиста3.

Второй модуль вводного курса в Корее (postemployment field training4) длится шесть месяцев, проводится силами директора школы, его заместителей и опытных учителей. Вводный курс завершается третьим модулем (harvest training) который обобщает предыдущие части обучения и длится 2 недели. Обучение основывается на групповой работе, анализе кейсов, написании и анализе отчета. Этот блок разработан для активизации аналитической работы стажеров и обмена информацией между ними и наставниками

В других странах, не придерживающихся модульного построения вводного курса, активность начинающего специалиста планируется совместно с наставником.

В Новой Зеландии в программу входят:

■ Поддержку коллег, работающих в той же школе или по тому же предмету;

■ Посещение уроков коллегами и подготовку ими письменных оценок;

■ Наблюдение за работой коллег;

■ Преподавание в паре с наставником, регулярное общение с ним;

■ Встречи с руководством школы;

1 Дословно - «закладка фундамента»

2 Наставник - «buddy» - не путать с ментором, подключающимся на более поздних этапах развития.

3 Step Up, Step In, Step Out: Report on the Inquiry into the Suitability of Pre-Service Teacher Training in Victoria Final Report Parliament of Victoria Education and Training Committee, 2005 Стр. 229-230

4 «Полевое» обучение после вступления в должность

■ Подготовка плана развития учителя и рекомен-дации5.

Тьюторы ежемесячно представляют директору или его заместителю отчет о работе, с указанием сильных и слабых сторон новичков. Иногда, как например, в колледже Блэкстоун, новички работают с несколькими тьюторами, курирующими отдельные предметные области, также, в отличие от других школ, в Блэксто-уне помимо директора, его заместителя и тьютора в подготовке рекомендации на постоянную регистрацию новичка участвует еще директор из другой школы, обеспечивающий внешний взгляд и оценку6

Учителя встречаться с тьютором не реже раза в неделю, и обязаны затрачивать на работу по адаптации не менее пяти часов в неделю, обычно во внеурочное время. Их пути могут пересекаться и во время совместных уроков (team-teaching) или за счет работы в смежных кабинетах.

Ответственность за проведение программы сопровождения молодых специалистов, обычно, лежит на заместителе директора, который в младшей школе сам выполняет обязанности тьютора, а в старшей является координатором7.

В Японии вводный курс состоит из двух блоков:

а) школьного;

б) внешкольного.

Школьный блок имеет продолжительность не менее 60 дней8 проходит еженедельно, по два дня (6 часов в неделю). В этот период ментор помогает новичку развить практические навыки, подобрать обучающие материалы, подготовить программу обучения, решить нестандартные проблемы.

Курс вне школы охватывает период не менее 30 дней и организуется следующим образом:

1. Обучение один день в неделю вместо работы;

2. Обучение после работы (не менее 5 дней за академический год);

3. 11-дневный курс обучения летом9.

5 TEACHER INDUCTION IN AN ERA OF EDUCATIONAL REFORM: THE CASE OF NEW ZEALANDJay Moskowitz and Shelley Kennedy Стр. 143-144, 147

6 TEACHER INDUCTION IN AN ERA OF EDUCATIONAL REFORM: THE CASE OF NEW ZEALANDJay Moskowitz and Shelley Kennedy Стр. 148, 149

7 TEACHER INDUCTION IN AN ERA OF EDUCATIONAL REFORM: THE CASE OF NEW ZEALANDJay Moskowitz and Shelley Kennedy Стр. 144

8 “THE TRAINING YEAR”: TEACHER INDUCTION IN JAPANDavid Nohara Стр. 102

9 Contemporary Research in the United States, Germany, and Japan on Five Education Issues: Structure of the Education System, Standards in Education, the Role of School in Adolescents’ Lives, Individual Differences Among Students, and Teachers’ Lives, Harold W. Stevenson, Shin-Ying Lee, Roberta Nerison-Low, Стр. 420422

Обучение за приделами школы проходит в различных формах: тренингов, лекций, посещения школ различного типа, частных бизнесов, волонтерскую работу в местном сообществе, семинары. Задача такого обучения- обмен опытом, расширение взглядов на обучение и различные его практики.

Например, в префектуре Гуньма (Gunma) молодые специалисты проводят 18 дней в Образовательном центре префектуры (prefectural Education Center), 8 дней а региональном центре обучения (regionaleducation office) 4 дня на мероприятиях локального образовательного совета (local board of education). Лекции и семинары посвящаются техниками обучения, подготовке обучающих материалов, работе с отстающими, общению с родите-

лями1

В Австрии в период стажерства, выпускник находится под наблюдением специально подготовленного учителя (Betreuungslehrer). Параллельно с работой в школе, учителя обязаны посещать обучающие курсы, организуемые местной администрацией (Local Education Authorities), темой которых становятся вопросы дидактики, психологии, школьного законодательства, и различных предметных областей. Обычно, преподавательский состав подобных курсов формируется из опытных учителей2.

Органы управления образованием прикладывают усилия для того, чтобы начинающие учителя получали возможность общаться, обмениваться опытом и учиться за приделами школ, в которых работают. В Новой Зеландии в активность по адаптации молодых специалистов в профессию, помимо школ, включены и Центры Поддержки Учителей. Их основная цель - выстроить сеть из молодых специалистов, и продемонстрировать им позитивные ролевые модели, если таковых не находится по их месту работы3. Чтобы усилить поддержку и адаптацию молодых специалистов, Национальный союз учителей Швеции запустил проект «Дискуссионных групп» для молодых учителей. Проект позволил учителям, как начинающим, так и опытным обмениваться опытом, делиться проблемами и способами их решения. Проект дал результаты, так как среди участвовавших в дискуссионных группах молодых специалистов доля планирующих остаться работать в школе повысилась с 73,5 до

1 “THE TRAINING YEAR”: TEACHER INDUCTION IN JAPANDavid Nohara Стр. 113

2 Teacher Education in Austria: Description, Analysis, and Perspectives FRIEDRICH BUCHBERGER, HELMUT SEEL TNTEE Publications Volume 2, Nr 2, December 1999 Стр. 23

3 TEACHER INDUCTION IN AN ERA OF EDUCATIONAL

REFORM: THE CASE OF NEW ZEALANDJay Moskowitz and

Shelley Kennedy Стр. 155

89%4. Форумы для начинающих учителей проводятся и в австралийской Виктории силами Института подготовки учителей5.

Итак, рассмотрев практики организации вводного периода в нескольких ведущих образовательных системах, мы можем определить некоторые принципы его организации.

Предшествие профессиональной деятельности. Начало вводного период предшествует началу учебного года, что позволяет новичку начать профессиональную деятельность, уже имея представление об особенностях и ресурсах школы и местного сообщества.

Сетевой характер. Начинающий учитель пользуется ресурсами местного сообщества, находящимися как в школе, так и за ее пределами. Например, дискутирует с коллегами из других школ или посещает лекции, организуемые органами администрации.

Вариативность методов. Вводный кур включает в себя различные по формату мероприятия, связываемые едиными целями.

Интеграция с обучением. Помимо адаптационной нагрузки, вводные период несет и обучающую нагрузку, позволяя начинающим учителям повышать свою компетентность в различных областях профессии.

Литература

1. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers Country Background Report for Sweden OECD, 2003

2. Sharif Shakrani,Teacher turnover: COSTLY CRISIS, SOLVABLE PROBLEM. Michigan state university college of Education, 2008

3. SUE HUDSON, DENISE BEUTEL, PETER HUDSON, Teacher Induction in Australia: a sample of what’s really happening, Research in Comparative and International Education Volume 4 Number 1, 2009

4. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003, Москва, 2004

5. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2006, Москва, 2007.

4 Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers Country Background Report for Sweden OECD 2003 Стр. 77

5 Step Up, Step In, Step Out: Report on the Inquiry into the Suitability of Pre-Service Teacher Training in Victoria Final Report Parliament of Victoria Education and Training Committee, 2005 Стр. 222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.