НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Малахаткина Е.В., к.ю.н., член учебнометодологического совета
Палата налоговых консультантов РФ
Аннотация. В статье автор делает попытку сформулировать принципы, которые определяют общую направленность осуществления правового регулирования налоговых отношений в условиях России на современном этапе. Для административно-правового регулирования налоговой сферы указанные ниже принципы важны в особенности, в силу тесной взаимосвязи отраслей конституционного, административного, в том числе налогового права.
Ключевые слова: Принципы, Конституция, налоговые правоотношения, финансы, исполнение
Контактные данные автора: malahatkin@mail.ru
THE PRINCIPLES DETERMINING TAX ATTITUDES
Malakhatkina E. V., candidate of jurisprudence member of educational-methodological council
Chambers of tax advisers of the Russian Federation
Annotation. In clause the author does attempt to formulate principles which define the general orientation of realization of legal regulation of tax attitudes in conditions of Russia at the present stage. For administrative - legal regulation of tax sphere the mentioned below principles are important in particular, by virtue of close interrelation of branches constitutional, administrative, including the tax right.
Key words: Principles, the constitution, tax legal relations, finance, execution
В современной России последних лет сложилась ситуация, при которой мотивация к уклонению от выполнения налоговой обязанности чрезвычайно высока, а налоговые органы, ориентированные на обеспечение исключительно фискальной функции, демонстрируют массовое нарушение налогового законодательства, как в ведомственной нормотворческой, так и в правоприменительной практике.
Руководство страны, озабоченное достижением макроэкономических показателей финансовой стабилизации, руководствуясь соображениями целесообразности, фактически поощряет такую практику и оценивает работу налогового ведомства исключительно в зависимости от показателей сбора налогов.
Определенную роль в принятии и упрочении таких правил играет и сложившаяся в нашем отечестве "историческая традиция" (можно пренебречь относительно краткими периодами - промышленный подъем конца 19 - начала 20 века в дореволюционной России и советский период
НЭПа) безэквивалентного изъятия у производителей почти всего дохода, даже в ущерб их воспроизводственным потребностям.
Вполне актуальным и выразительным, применительно к современной российской налоговой действительности, является описание, относящееся к России середины 17 века: "В то время как правительство стало эксплуатировать податную силу народа, последняя не только не обогащалась новыми средствами, но теряла даже некоторые из старых; в самих правительственных актах встречаем указания, что податная сила была напряжена до невозможности усиления. В царствование Алексея Михайловича нашли неудобным и трудным сбор мелких налогов и заменили одним крупным налогом, оказались большие недоимки, собрали людей в Москве, стали спрашивать о причине недоимок, собравшиеся отвечали, что плательщики стояли на правеже долго, а платить нечем; и правительство должно простить недоимки. Недоимки служат убедительным доказательством, что размер налога превышает способность платежной силы".
Размеры недоимки по платежам в бюджет Российской Федерации постоянно увеличиваются.
Вся налоговая политика основана на постулатах, заимствованных из прошлого периода административно-командных методов управления экономикой.
Российское общество осознает необходимость налогообложения. Вместе с тем, оно требует законодательного закрепления лишь действительно необходимых налогов, обусловленных реальными потребностями общества и государства.
Конституция Российский Федерации и ряд законодательных актов, формулируют принципы, которые определяют общую направленность осуществления правового регулирования налоговых отношений в условиях России на современном этапе. Для административно-правового регулирования налоговой сферы указанные ниже принципы важны в особенности, в силу тесной взаимосвязи отраслей конституционного и административного, в том числе налогового права.
Их совокупность можно разделить на две группы:
а) принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами, и
б) принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2009
К первой группе относятся следующие принципы:
- принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Федерации;
- принцип конституционности законодательства, регламентирующего налоговую сферу России (ст. 4 и ст. 125 Конституции Российской Федерации закрепляют, что акты, в том числе и налоговые, или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);
- принцип гибкости налоговых ставок как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции РФ);
- принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 Конституции Российской Федерации устанавливает права органов местного самоуправления управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы).
Ко второй группе относятся принципы:
- принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции Российской Федерации);
- принцип обязательности уплаты налогов, учета нало-
гоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства (ст. 57 Кон-
ституции Российской Федерации включает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы);
- принцип защиты имущественных прав налогопла-
тельщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильности взысканных налогов (п. 2 ст. 8
Конституции Российской Федерации защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);
- принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощение налогового бремени (этот принцип прямо не вытекает из Конституции, но ст., ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации фактически предусматривают право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что в принципе возможно при разумном налоговом бремени;
- принцип публичности и гласности информации в на-
логовых отношениях (ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за
исключением сведений, составляющих государственную тайну);
- принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
- принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защиты интересов участников налоговых отношений в суде (ст.
123 Конституции Российской Федерации закрепляет гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).
Таковы основные конституционные принципы, которые придают определенную направленность всему комплексу правового регулирования налого-
вых решений, осуществляемому сейчас в России, а также определяющих, к сожалению, только отчасти, сущность правового регулирования налоговых отношений в России на современном этапе.
Проблема состоит в том, что рассмотренные принципы знают, но далеко не всегда соблюдают.
Важнейшая обязанность налогоплательщика -обязанность уплачивать законно установленные налоги. Все остальные обязанности налогоплательщика являются производными от нее. Они обеспечивают эффективное выполнение обязанности по уплате налога, которая закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Не случайно, НК РФ воспроизводит данную норму в ст. 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» где первой обязанностью названа, именно, обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Проанализируем содержание понятия обязанности по уплате налога, состоящую из четырех вспомогательных:
1) Обязанность правильно исчислять налог;
2) обязанность уплачивать налог в полном объеме;
3) обязанность уплачивать налог своевременно;
4) обязанность уплачивать налог в установленном порядке.
Все перечисленные свойства обязанности уплаты налога вытекают из требований ст. 57 Конституции РФ и ст. ст. 17, 23 НК РФ. Согласно которым, все обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность уплатить налог - это одна из основных обязанностей человека и гражданина, которая по своей природе относится к налоговым обязанностям и представляет собой требование об отчуждении собственного имущества налогоплательщика в пользу государства для реализации его функций.
Обязанность уплаты налогов и сборов представляет собой конституционно закрепленное и охраняемое законодательством, путем установления правовой ответственности, требование, предъявляемое каждому человеку и гражданину,
связанное с необходимостью его личного участия в финансовом обеспечении интересов других граждан, общества, государства.
Стабильный, не снижающийся уровень просроченных платежей позволяет характеризовать создавшуюся ситуацию как кризис платежных и расчетных отношений. Длительность этого кризиса свидетельствует о его глубинном характере, отражающем коренные пороки организации экономических отношений.
Как ни странно, моральный фактор действительно играет значительную роль в экономике: исполняя (или не исполняя) свои обязательства, в том числе расходную часть бюджета, государство подает тем самым реальный пример своим контрагентам, в том числе налогоплательщикам, и зада-
ет исполняемые теми единые для всех участников хозяйственной деятельности «правила игры».
В своей повседневной деятельности граждане, государственные органы и общественные организации вступают между собой в разнообразные фактические отношения, носящие общественно значимый характер.
Продолжая эту логическую цепочку, мы приходим к выводу о том, что, допуская недоплату, налогоплательщик наносит ущерб своему же государству, выражающееся в неуплате суммы налога (соответственно не исполнении своей обязанности, установленной законом), что находится в прямой зависимости с финансированием публичной власти, и исполнением ею своих функциональных обязанностей по осуществлению как внутренних, так и внешних функций государства.
Рецензия
В статье автор делает попытку сформулировать принципы, которые определяют общую направленность осуществления правового регулирования налоговых отношений в условиях России на современном этапе. Для административно-правового регулирования налоговой сферы указанные ниже принципы важны в особенности, в силу тесной взаимосвязи отраслей конституционного, административного, в том числе налогового права.
Автор указывает на тот факт, что большая часть общества прекрасно знает свои конституционные обязанности, но не спешит их исполнять.
Автор полагает, что стабильный, не снижающийся уровень просроченных налоговых платежей позволяет характеризовать создавшуюся ситуацию как кризис платежных и расчетных отношений. Длительность этого кризиса свидетельствует о его глубинном характере, отражающем коренные пороки организации экономических отношений.
Рецензируемая статья разрешается для публикации в открытой печати, не содержит элементов плагиата, может быть направлена для печати в журнале, рекомендуемом ВАКом для научных публикаций.
Ю.ИДушкина