2. Бачевський Б.£. Управлшня потенцiалом щдприемства: навч. пос. / Бачевський Б.£., Заблодська 1.В., Решетняк О.О. - Луганськ: Вид-во «Но-улдж», 2014. - 412 с.
3. Бачевский Б.£. Потенцiал тдприемства. Монографiя / Б.£. Бачевський. - Луганськ: Вид-во «Ноуллдж», 2013. - 715 с.
4. Бойчук В.А. Моделювання показник1в ефективносп використання тру-дових ресурсiв щдприемства [Електронний ресурс] / В.А. Бойчук, О.В. Про-скурович. - Режим доступа: http://lubbook.net/book_654_glava_24_Modelju-vannja_pokaznik%D1%96v_efek.htm.
5. Закон Укрални «Про освпу» N 34 влд 04.06.91, станом на 01.01.2013 р., за новою редакщею зпдно Закону N 5460-VI (5460-17) вiд 16.10.2012. - (За-кони Укрални).
6. Лепейко Т. Обгрунтування показник1в оцiнки якосл трудового потен-цiалу / Т. Лепейко, А. Качана // Економша розвитку. - 2005. - № 4. - С. 72-74.
7. Постанова КМУ «Про державне замовлення на тдготовку фахiвцiв, наукових, науково-педагогiчних та робггничих кадрiв, на пiдвищення кваль фшащл та переподготовку кадрiв для державних потреб у 2013 рощ»: за станом на 20.052013 р. / Кабшет Мшстрш Укрални. - № 362.
8. Штундер I. О. стратегля щдвищення якосп кадрового потенцiалу щд-приемства / I.O. Штундер // Формування ринковол економiки. - 2005. - спец. вип. - Т. 3. - С. 571-575.
ПРИНЦИПЫ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
© Панкратова Д.И.1
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,
г. Санкт-Петербург
В статье проанализированы понятие мотивации и стимулирования трудовой деятельности в государственном и муниципальном управлении, рассмотрены и обоснованно их влияние на удовлетворение потребностей работника и на постепенное достижение целей управления, определены важность эффективного использования понятий мотивации и стимулирования.
Ключевые слова мотивация, мотивационный процесс, потребности, организация, мотивация труда, принципы мотивации, мотивация в государственном и муниципальном управлении.
1 Студент 3-го курса магистратуры.
Эффективность государственного и муниципального управления является необходимым условием стабильности государства.
В значительной степени эта эффективность зависит от государственных служащих, если рассматривать государственное управление как деятельность, осуществляемая людьми, в отношении людей и исключительно в их интересах.
В государственном управлении мотивация является более сложным и. важным элементом в силу специфики деятельности государственных органов (высокий материальный и человеческий риск, большая степень ответственности и т.д.). Развитие системы мотивации, опираясь на принципы управления, в государственном органе позволяет повысить эффективность работы государственных служащих и должным образом организовать её, что способствует лучшему выполнению своих профессиональных обязанностей госслужащими, а значит эффективность деятельность государственных органов власти и государственного управления в целом повышается. Степень эффективности деятельности государственных органов, в свою очередь, является показателем престижа страны и уровня ее социально-экономического развития.
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности сделали экономисты-классики Смит, Ф. Гилбрет, А. Маслоу, Ф. Герцберга, А. Афонин, Р. Оуэн, Д. Мак-Грегор, А. Врум и другие. Среди современных исследователей можно выделить: А.П. Генкина, Л.К. Авчи-ренко, Н.М. Абрамова, К.О. Магомедов, В.А. Любицкая, С.А. Шапиро, В.В. Рассадин и другие.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей работника, а также правильного использования стимулов к труду. Мотивация труда относится к проблемам, решение которых в мировой практике всегда уделялось большое внимание.
Основоположником мотивационных теорий считается А. Смит, доказывал, что человек к работе следует принуждать и ее работу необходимо постоянно контролировать. Принцип «кнута и пряника» был разработан Ф. Тейлором. Также весомый вклад в развитие теории мотивации внесли Э. Мэйо (теория «человеческих отношений»), Д. Мак-Грегор (теория«соучастия», теории «Х» и «У») и В. Оучи (Теория «2») [2].
По словам известного ученого-психолога С.Л. Рубинштейна, мотивы человека составляют ядро его личности, поэтому изучая мотивационную сферу человека мы изучаем ее как личность.
Шапиро С.А. определяет мотивацию как процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей, интересов в сочетании с достижением целей организации [6].
Исследователь В.В. Рассадин считает, что это совокупность устойчивых мотивов, определяются характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей деятельностью [8].
Генкин А.П. определяет мотивацию, как процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации [2].
После анализа определений мотивации мы можем, обобщить: мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют поведение, формы деятельности, придают этой деятельности направленности, ориентированной на достижение личных целей и целей организации.
Кроме термина «мотивация» часто применяется термин «стимулирования». Мотив есть продукт встречи - внешнего (стимул) и - внутреннего (системы потребностей или мотивов, которые сложились в прошлом). Так же, о стимулах можно сказать, что они являются инструментами, которые вызывающих действие определенных мотивов. Как стимулы выступают предметы, действия других людей, носители обстоятельств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия, или того, что он хотел бы получить в результате определенных действий.
Для того, чтобы понять более глубокое понятие «стимулирование», приведем несколько определений понятий «стимула» [4]:
- Это обостренная палка, которой подгоняют животных;
- Внешнее побуждение к действию, толчок;
- Физический агент (раздражитель), действующий на органы чувств.
Именно с помощью стимула человек выполняет то или иное действие.
У каждого из нас есть собственный стимул. У некоторых это желание быть богатым и знаменитым, а у некоторых просто страх не достижения успеха в жизни.
Таким образом можно сделать вывод, что стимулирование - это процесс воздействия на человека, следствием которого всегда действие, направленное на достижение определенной цели.
Некоторые ученые не проводят четкой грани между понятиями «мотивация» и «стимулирование». Представляется целесообразным привести несколько определений понятия «стимулирование»:
Это влияние напрямую не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, которые в свою очередь побуждают рабочего к определенному поведению [3].
Это процесс воздействия на человека с помощью необходимого для нее внешнего предмета (действия), что побуждает человека к определенным действиям [1].
В отличие от понятия «мотивация», «стимулирование» - это поощрение людей к повышению эффективности трудовой деятельности, основанное на материальной ли материальном вознаграждении [9].
Как видим, в понятиях «мотивация» и «стимулирование» есть нечто общее. Это в первую очередь касается конечной цели, которая заключается в
дocтижeнии oпpeдeлeннoгo peзyльтaтa. Рaзницa зaключaeтcя толью в тoм, что «мoтивaция» - этo бoлee внyтpeннee жeлaниe cдeлaть, a «стимyлиpoвa-нш» шльзя ocyщecтвить бeз внeшнeгo вoздeйcтвия.
Рaccмaтpивaя мoтивaцию Rax вaжнyю Функцию гocyдapcтвeннoгo уп-paвлeния, пpи пocтpoeнии cиcтeмы мoтивaции cлeдyeт иcxoдить из oбщиx пpинципoв гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния. Bмecтe c тeм кяк caмocтoятeльнaя функция мoтивaция имeeт cвoю cпeцификy, кoтopaя пoзвoляeт выдeлить ee из чиcлa ^yrax функций yпpaвлeния, oнa pyкoвoдcтвyeтcя пpиcyщими eй nprn-ципши, кoтopыe дoпoлняют, кoнкpeтизиpyют oбщиe пpинципы yпpaвлeния.
Иcxoдя из coвpeмeннoй peaльнocти и тex зaдaч, cтoящиx пepeд мoтивa-цдай, кaжeтcя вoзмoжным выделить cлeдyющиe ocнoвныe пpинципы мoти-вэции, a averno: oбъeктивнocть, дeйcтвeннocть, EmcTO^ra, cиcтeмaтичнocть, peгyляpнocть [8].
Объeктивнocть мoтивaции пoзвoляeт peaльнo oцeнить cитyaцию, cro-жилacь в cфepe yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти, coпocтaвить ee c зaдaчaми и oпpeдeлить пoтpeбнocти. Пpинцип oбъeктивнocти мoтивaции пpeдпoлaгaeт aнaлиз мoтивaциoнныx мeтoдoв и вcecтopoннocть m paccмoтpeния. Mora-вaциoннaя дeятeльнocть имeeт ocнoвывaтьcя нa дeйcтвитeльнocти, peaльнo-сти, кoнкpeтнocти фaкгoв. Объeктивнocть мoтивaции вытeкaeт из изyчeния, пpoвeдeния нeoбxoдимыx pacчeтoв, aнaлизoв, измepeний, coпocтaвлeний, вы-явлeния нeдocтaткoв или oшибoк в мeтoдax мoтивaции, пpимeняютcя. И толь-ю oбoбщeниe вcex шлyчeнныx тжим пyтeм дэнныи и пpивoдит к upabH^-ным, oбocнoвaнным выгодем, выpaбaтывaeт yмeниe дoкoпaтьcя дo cyти pan^ ycтaнoвлeния истины. Bce этo пoзвoляeт няйти пpaвильнoe peшeниe пpи уст-paнeнии нapyшeний или пpeдyпpeдить oт нeжeлaтeльныx пocлeдcтвий [5].
Дeйcтвeннocть мoтивaции зaключaeтcя в peaльныx пocлeдcтвияx ee влияния га cиcтeмy гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния. Ha этот ^инцип вoзлo-жeнa oбязaннocть нe тoлькo выявить дoпyщeнныe oшибки, нo и глyбoкo иx пpoaнaлизиpoвaть, cдeлaть выгоды oтнocитeльнo вдзмoжныx пocлeдcтвий. Пpинцип дeйcтвeннocти мoтивaции пoлoжeн в ocнoвy вceй cиcтeмы мoти-ВЭЦИИ пyтeм пpинятия cooтвeтcтвyющиe мepы.
^инцип глacнocти в функции мoтивaции зaнимaeт вaжнoe мecтo пo cвoeмy влияншм и peзyльтaтивнocтью. Сoздaниe гocyдapcтвeнныx npo-гpaмм и выпoлнeния иx, дeйcтвия opгaнoв yпpaвлeния paзличныx ypoвнeй и дoлжнoстныx лиц ra^a^e^i га эффeктивнocть yпpaвлeния. Moтивaция пo cocтoянию дeл в oтдeльныx oблacтяx yпpaвлeния и пpaвдивaя инфopмaция o6 этoм cocтoянии, выявлeниe имeющиxcя нapyшeний, a то и нeкoмпeтeнт-нocти, зacтaвляют пpaвитeльcтвo иcкaть выxoд и пpинимaть paдикaльныe мepoпpиятий. Тэкяя мoтивaция, ocнoвaннaя га шиpoкoй глacнocти o cлyчaяx нapyшeния интepecoв чeлoвeкa, злoyпoтpeблeния cлyжeбным пoлoжeниeм, бeздeйcтвиe opгaнoв yпpaвлeния, бyдeт cпocoбcтвoвaть oпepaтивнoмy уст-paнeнию имeющиxcя нeдocтaткoв. Пpинцип глacнocти в cиcтeмe мoтивaции
предполагает еще и постановку актуальных проблем, обсуждение видов мотивации [7, с. 91].
При осуществлении мотивации необходимо придерживаться принципа систематичности, регулярности для его проведения. Это вносит определенный интерес в работу как того, кого мотивируют, так и того, кто мотивирует. К тому же систематическая мотивация позволяет лучше ориентироваться в конкретной отрасли управления и постоянно анализировать состояние дел, а также выявлять недостатки в управленческой деятельности, находить резервы или предупреждать непредвиденные последствия. Принцип регулярности мотивации стимулирует саму мотивационную деятельность к повышению эффективности и положительного влияния на достижения результата.
Создавая сильное, дееспособное государство, не следует забывать о ее основное назначение - надежно защищать интересы и права человека, обеспечивать их потребности и стремления. Для этого необходимо сформировать соответствующий механизм, который создавал бы условия реализации этих потребностей и интересов и способствовал дальнейшем их осуществлению. Одной из гарантий такого обеспечения потребностей и интересов человека в сфере управления может быть мотивация [5].
Итак, в процессе анализа понятии мотивации, можем сделать ряд выводов; мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют поведение, формы деятельности, придают этой деятельности направленности, ориентированной на достижение личных целей и целей организации. То есть, метод -это некий импульс, вызывающий побуждение к действию ради достижения цели, не противоречащей внутренним установкам человека, а стимул, в свою очередь, - вожделенный объект. Несмотря на то, что стимулирование и мотивация не тождественны категориями, они взаимосвязаны общей целью побудить человека к трудовой деятельности.
На сегодня в России государства ориентируется на новые принципы деятельности органов государственной и муниципальной власти, такие как объективность, действенность, гласность, систематичность, регулярность. И в этом аспекте мотивация становится функцией управления, изменяя компетенции государственных органов.
Список литературы:
1. Абрамова Н.М. Мотивация как фактор повышения эффективности труда государственных служащих // Вестник Финансового университета. -2008. - № 3. - С. 12-14.
2. Генкин А.П. Основы управления персоналом / А.П. Генкин. - М.: Высшая школа, 2002. - 310 с.
3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2001. - 234 с.; Авчиренко Л.К. Управление персоналом организации / Л.К. Авчиренко. - М., 2001. - 357 с.
4. Любицкая В.А. Система мотивации и стимулирования труда работников промышленного предприятия в рыночной среде / В.А. Любицкая // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. -№ 1. - С. 99-102.
5. Магомедов К.О. Социологический анализ проблемы мотивации труда гражданских служащих // Государственная служба. - 2013. - № 1. - С. 3-6.
6. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. - М.: Гросс-Медиа, 2005. - 224 с.
7. Наумов С.Ю. Теория государственного муниципального управления: учеб. пособие / Сергей Юрьевич Наумов, Светлана Владимировна Сергуш-ко, Анна Александровна Подсумкова. - М.: Форум, 2011. - 319 с.
8. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В.В. Рассадин // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 3. -С. 53-59.
9. Сорокочайкин А.Н. Управление персоналом: глоссарий: терминологический словарь / Сост. А.Н. Сорочайкин, Л.В. Ермолина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. - 104 с.