А.С. Жарков, Ф.А. Попов
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО НАУКОГРАДА
Рассмотрены принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда, обусловленные необходимостью создания единой информационной научно-образовательной среды как структурного элемента системы городских информационных пространств (научно-образовательного, культурного наследия, здравоохранения, муниципального управления и др.), основу которой составляют сети телекоммуникаций, функционирующие по общим правилам, система городских кадастров, единая система объектно-ориентированных баз данных, информационные ресурсы коллективного пользования, локальные информационные ресурсы учебных заведений, предприятий и организаций.
В данной статье на примере г. Бийска рассматриваются принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда, апробированные в процессе создания автоматизированных систем для научно-производственного объединения, системы информационнокоммуникационной поддержки функционирования федеральной экспериментальной образовательной площадки «Интегративный центр непрерывного образования», а также муниципальных информационно-коммуникационных систем и систем управления вузом [1-13].
Многопрофильность наукограда обеспечивается наличием комплекса производственных предприятий, выпускающих широкий спектр наукоемкой продукции, присутствием в городе организаций академической и отраслевой науки, разветвленной сетью общеобразовательных учреждений, а также учреждений НПО, СПО и ВПО.
В качестве одной из целей информатизации (рис. 1) можно считать создание единой информационной науч-
но-образовательной среды (ЕИНОС) наукограда, структурного элемента системы городских информационных пространств (научно-образовательного, культурного наследия, здравоохранения, муниципального управления и др.). Её основу составляют сети телекоммуникаций, функционирующие по общим правилам, система городских кадастров, единая система объектно-ориентированных баз данных, информационные ресурсы коллективного пользования, локальные информационные ресурсы учебных заведений, предприятий и организаций [4, 5, 7].
Городские кадастры и единая система баз данных содержат основную информацию о социальноэкономическом и экологическом состоянии территории, являются базовыми информационными ресурсами, служащими для интеграции различных информационных систем, базируется на использовании корпоративных СУБД и геоинформационных технологий (городской Баїа-центр) [6, 14].
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Кадры Информационные,
Информационно- IT- информационно-
коммуникационные специалистов управляющие системы,
технологии информационные
ресурсы
ЕИНОС наукограда:
единая система баз данных, компьютерные сети, система управления и обслуживания ЕИНОС, средства информационного взаимодействия(порталы, интерфейсы, пр.)
О
Управление:
научно-исследовательской организацией, учебным заведением, учебным процессом, научной деятельностью, качеством образовательных услуг, финансами, кадрами, научно-образовательной сферой наукограда. Интенсификация научных исследований, повышение качества продукции и услуг, стратегическое и оперативное планирование
Рис. 1. Цели информатизации
Большое значение приобретает инвентаризация местных научно-образовательных ресурсов, создание соответствующей системы метаданных с учетом требований стандарта описания учебных объектов IEEE Learning Object Metadata (LOM) [15], информационных хранилищ, порталов, доступных в режиме «единого окна». Наряду с местными ресурсами должны быть проанализированы ресурсы других уровней с последующим обеспечением доступа к ним также через «единое окно». При этом наиболее важной является организация оперативного доступа к информационным ресурсам, аккумулируемым в системе
федеральных порталов EDU.RU, к ресурсам ЕИНОС Алтайского края, а также к ресурсам, создаваемым в рамках инициированного Томским государственным университетом проекта «Развитие научно-методического, технологического, ресурсного и кадрового обеспечения межрегионального сегмента ЕИНОС на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».
Наряду с собственно научно-образовательными ресурсами особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживают также информационные ресурсы музеев, в первую очередь, городского, регионального и феде-
l29
рального уровней, имеющие первостепенное значение при изучении истории города и края, используемые как в образовательном процессе, так и при научных исследованиях. В соответствии с этим данный вид информационных ресурсов можно отнести к категории научнообразовательных и рассматривать в комплексе с последними с единых позиций [16].
Информационная библиотечная сеть наукограда - необходимый элемент в структуре ЕИНОС - обеспечивает доступ к электронным каталогам и полнотекстовым документам как центральной городской библиотеки, так и библиотек городских научно-образовательных учреждений и организаций и позволяет организовать информационное обслуживание читателей в рамках городского библиотечного консорциума, а также сотрудничество с такими структурами, как Российская ассоциация региональных библиотечных консорциумов, Российский информационно-библиотечный консорциум и пр. [6, 17].
Информационно-образовательная среда дистанционного обучения формируется средствами Бийского виртуального университета, реализующего типовой набор сервисных служб учебного назначения и обеспечивающего организацию учебного процесса через городскую компьютерную сеть по учебным программам образовательных учреждений [18].
Телекоммуникационная основа ЕИНОС представлена корпоративной компьютерной сетью, опирающейся на физическом уровне на существующую инфраструктуру линий связи и технологии DSL, дополненные технологиями Ш1Мах и Wi-Fi, управляемой средствами единой системы, обеспечивающей управление конфигурацией, обработку ошибок, анализ производительности и надежности, управление безопасностью, учет использования ресурсов [6, 19].
В качестве главной цели информатизации рассматривается создание Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) науки и образования наукограда, предназначенной для автоматизации и информатизации управления процессами подготовки кадров и научных исследований, содержащей средства анализа деятельности учреждений и организаций научно-образовательной сферы, обеспечиваю-
щей информационный обмен со сферами образования регионального и федерального уровней, а также с системами управления инновационными предприятиями, здравоохранением, культурой, наукоградом в целом.
Одна из основных функций ИАИС - менеджмент качества образовательных услуг на основе стандарта ISO 9000 [20, 21]. Построение подобной системы на уровне города потребует наличия ИАИС или их компонентов в каждом из образовательных учреждений, а также реструктуризации городской системы образования в целом.
Организационной основой проводимых работ является городской Центр новых информационных технологий (ЦНИТ) с функциями создания и последующей эксплуатации научно-образовательных информационных ресурсов наукограда. В структуре ЦНИТ могут быть выделены информационно-технологический и информационно-аналитический центры, обеспечивающие учебные заведения всех уровней, организации науки, образования и др. необходимыми средствами автоматизации и информатизации работ, информационными ресурсами и информационным сервисом. Структурным элементом ЦНИТ также является центр оказания услуг по технологии ASP (Application Service Providing - предоставление услуг коллективного доступа к приложениям), позволяющий на единой технологической платформе создать системы управления для инновационных предприятий и учебных заведений, обеспечить централизованную поддержку CALS-технологий в целях их применения для поддержки процессов менеджмента качества при изготовлении наукоемких изделий и в образовательной деятельности и др.
Весь комплекс базовых информационно-коммуникационных составляющих, необходимых для успешного развития и реализации в рамках наукограда научнотехнического потенциала по приоритетным направлениям науки и техники РФ, инновационного развития организаций научно-производственного комплекса (НПК), развития социальной и инженерной инфраструктуры, а также подготовки кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности в полной мере представлен на рис. 2.
ОСНОВА КЛУКОГР.4ДЛ:
ОБРАЗОВАНИЕ-КАДРЫ-НАУКА-НПК-ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
ТЕЛЕКОтГУНПКЛЦНОНКЛЯ ОСНОВА:
КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ-ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ-ИНТЕРНЕТ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА: ЦНИТ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА:
Едином система баз данных, Единая библиотечная информационная сеть,
Баловал система дистанционного обучения, Интегрированный сервис
Рис. 2. Базовые составляющие, необходимые для реализации приоритетов наукограда
В настоящее время в г. Бийске проводятся работы по развитию городского сегмента Кип№1;; осуществляется сбор данных по образовательным учреждениям в целях их последующего анализа и оценки имеющихся в городе информационно-технологических и образовательных ресурсов, а также профессиональных (в области ГГ) кадров; обеспечивается поддержка и развитие информационных систем Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки и Всероссийского мемориального музея-заповедника
В.М. Шукшина; отрабатываются технологии построения автоматизированных библиотечных систем; создается ИАИС технологического института; проводится комплексная отладка разработанных технологий и средств в рамках проекта федеральной экспериментальной образовательной площадки «Интегративный центр непрерывного образования», охватывающего научно-производственное объединение, вуз, средние и среднеспециальные учебные заведения [3, 6, 13, 16, 22, 23].
ЛИТЕРАТУРА
1. Жарков А.С., Абрамов Г.Г., Попов Ф.А. и др. Информационно-справочная система масштаба предприятия // Информационные технологии в
экономике, науке и образовании: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2001. С. 14-15.
2. Попов Ф.А. Современный подход к информатизации процессов деятельности предприятий и учебных заведений // Измерения, автоматизация
и моделирование в промышленности и научных исследованиях: Межвузовский сборник / Под ред. Г.В. Леонова. Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2005. С. 96-98.
3. Попов Ф.А. Подходы к интеграции научно-производственных и образовательных информационных ресурсов // Ползуновский вестник. 2004.
№ 3. С. 19-23.
4. Жарков А.С., Попов Ф.А. Концепция информатизации наукограда Бийска // Информационные технологии в экономике, науке и образовании:
Матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: БТИ АлтГТУ, 2002. С. 12-16.
5. Жаринов Ю.Б., Попов Ф.А. Единая научно-образовательная информационная среда наукограда Бийска: Матер. IV Всерос. конф. «Единая
образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». Томск: ТГУ, 2005. С. 12-13.
6. Попов Ф.А. Подходы к созданию городских информационно-телекоммуникационных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2003.
№ 3 (73). C. 29-31.
7. Жарков А.С., Леонов Г.В., Береговой В.И. и др. Основные направления и результаты работ в области информатизации науки, образования,
культуры, здравоохранения г. Бийска: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика’98». СПб.: Респ. научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей ВШ, 1998. С. 14-15.
8. Жарков А.С., Попов Ф.А. Информационная система города в Интернет: Тез. докл. Междунар. конф. «Интернет, Общество, Личность (ИОЛ-
99)».СПб.: Ин-т «Открытое общество», 1999. С. 339-340.
9. Жарков А.С., Попов Ф.А. и др. Представительство города Бийска в Интернет: Сб. матер. науч.-практ. конф., посвященной 290-летию города
«Социально-экономические проблемы развития г. Бийска на долгосрочную перспективу». Бийск: НИЦ БИГПИ, 1999. С. 159-160.
10. Жарков А.С., Попов Ф.А. Результаты работы Бийского технологического института и ФНПЦ «Алтай» по информатизации города: Матер. науч.-практ. конф., посвященной 290-летию города «Социально-экономические проблемы развития г. Бийска на долгосрочную перспективу». Бийск: НИЦ БИГПИ, 1999. С. 160-162.
11. Жарков А.С., Попов Ф.А., Береговой В.И. Городские компьютерные информационные системы как основа для построения единого информационного пространства края: Тез. докл. науч.-практ. конф. «Наука - городу Барнаулу». Барнаул: АГУ, 1999. C. 79-80.
12. Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю. Проблемы и пути информатизации Бийского диагностического центра // Информационные технологии в экономике, науке и образовании: Матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: Изд-во АлтГТУ. 2002. С. 20-24.
13. Попов Ф.А., Максимов А.В. Подходы к проектированию баз данных для автоматизированных систем // Изв. АГУ. Сер. Математика, информатика, физика. 2003. № 1(27). C. 50-53.
14. Попов Ф.А., ДаниловД.В. О подходах к созданию геоинформационной системы масштаба предприятия // Ползуновский вестник. 2004. № 3.
C. 39-41.
15. IEEE LOM Working group // http://ltsc.ieee.org/wg12/
16. Попов Ф.А., Чуднова Л.А. Принципы построения информационной музейной системы // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Матер. Всерос. объединенной конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 227-228.
17. Попов Ф.А., Краюшкина Т.В. Роль и место электронной библиотеки в образовательной деятельности вуза // Информационнотелекоммуникационные технологии в образовании-2002: Сб. матер. Междунар. конф. / Под общ. ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2002. С. 143-147.
18. Степанова Н.В., Мороженко Ю.В., Попов Ф.А. и др. Опыт поэтапного внедрения дистанционных технологий в учебный процесс // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Матер. IV Всерос. конф. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 109-110.
19. Замятин В.С., Попов Ф.А. Системы сетевого управления: проблемы создания и пути их разрешения // Изв. АГУ: Спецсборник. 2002. С. 61-62.
20. Попов Ф.А., Атрощенко Н.С. Интегрированные информационные системы вуза как основа построения внутривузовских систем менеджмента качества образовательных услуг // Новые информационные технологии в университетском образовании: Матер. XI Междунар. на-уч.-метод. конф. Кемерово: КемГУ, 2006. С. 50-51.
21. Жаринов Ю.Б., Попов Ф.А. Проблемы использования cals-методологии при решении задач управления качеством продукции в образовании и в
научно-производственной сфере // Телематика-2005: Тр. XII Всерос. науч.-метод. конф. СПб., 2005. С. 500-501.
22. Попов Ф.А. Проблемы интеллектуализации пользовательских интерфейсов информационных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 99-103.
23. Попов Ф.А., Гондурова Ю.В. Методики технико-экономического обоснования создаваемых проектов информационных систем в условиях высшего учебного заведения // Новые информационные технологии в университетском образовании: Матер. XI Междунар. науч.-метод. конф. Кемерово: КемГУ, 2006. С. 52-53.
Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Физика» 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.
ІЗІ