Научная статья на тему 'Принципы и подходы к реформированию и развитию инвестиционного механизма ЖКХ в контексте проводимых реформ'

Принципы и подходы к реформированию и развитию инвестиционного механизма ЖКХ в контексте проводимых реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРИНЦИПЫ / ПРОБЛЕМЫ / ФАКТОРЫ / ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИПОТЕКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видеркер Н. В., Титов Р. В.

В статье проводится систематизация проблем реформирования в жилищно-коммунальной сфере, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий. Даны рекомендации по внедрению экономического механизма, включающего государственные и муниципальные финансовые ресурсы, средства населения и коммерческие инвестиции. Наибольший интерес представляет положение о необходимости реформирования ЖКХ во взаимосвязи с реформами всех других сфер города, региона, не исключая взаимосвязи с социальными, экономическими, политическими и другими реформами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и подходы к реформированию и развитию инвестиционного механизма ЖКХ в контексте проводимых реформ»

6. Добиться более благоприятных условий получения товарного кредита у поставщиков в форме отсрочки платежа

7. Использовать скидки, предоставляемые поставщикам с цены товаров, для более быстрой реализации последних.

8. Изучить возможность получения дополнительных ссуд коммерческих банков на приемлемых для заемщика условиях.

Процесс планирования предполагает обязательное существование механизма обратной связи, который бы позволял обновлять и изменять прогноз в свете новой информации и (или) нового восприятия ситуации. Финансовый менеджер должен понимать, что этот процесс сам по себе является важнейшим аспектом краткосрочного управления движением денежных средств. Окончательный план не может быть догмой. Он служит только для выбора направления действий и подлежит постоянной корректировке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие / И.Т. Балабанов 3-е изд.,перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова М.: ИНФРА-М, 2005.

3. БланкИ.А. Управление денежными потоками / И.А. Бланк - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.

4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс / И.А. Бланк К.: Ника-Центр, 2006.

5. Гаджинский А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский М.: Дашков и Ко, 2005.

6. Савчук В.П. Управление финансами предприятия / В.П. Савчук - 2-е издание, стереотип. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

7. Сысоева С.В. Книга директора магазина / С.В. Сысоева СПб.: Питер, 2006.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ инвестиционного МЕХАНИЗМА ЖКХ В КОНТЕКСТЕ

ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ

ВИДЕРКЕР Н.В., ТИТОВ Р.В.

Видеркер Н.В. Ставропольский государственный университет, доцент, кандидат экономических наук, e-mail: viderker@yandex.ru;

Титов Р.В. Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры «Финансы и кредит», e-mail: phantom002@mail.ru.

В статье проводится систематизация проблем реформирования в жилищно-коммунальной сфере, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий. Даны рекомендации по внедрению экономического механизма, включающего государственные и муниципальные финансовые ресурсы, средства населения и коммерческие инвестиции. Наибольший интерес представляет положение о необходимости реформирования ЖКХ во взаимосвязи с реформами всех других сфер города, региона, не исключая взаимосвязи с социальными, экономическими, политическими и другими реформами.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; реформа; инвестиционный механизм; принципы; проблемы; факторы; государство; инвестиционная политика; бюджет; инфраструктура; ипотека

Коды классификатора JEL: R 11, R 53

Функционирование жилищно-коммунальной сферы сопровождается взаимодействием между отдельными элементами, характеристики которых оказывают значительное влияние на ее развитие. Исследование стратегий развития отрасли, анализ воздействия на нее внешних факторов, оценка эффективности инвестиционного механизма во всех ее сегментах, учет специфических особенностей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) показывают, что при выборе стратегии развития данной сферы важную роль играет оценка возможных сценариев.

Развитие и успешное функционирование инвестиционного жилищно-коммунального хозяйства, как впрочем, и всей рыночной экономики в целом, осуществляется с соблюдением определенных принципов. Выявление и оценка степени их реализации позволяет определиться и с уровнем развития рыночных отношений в стране и процессом формирования сферы ЖКХ и ее инфраструктуры.

Важнейшими принципами реформирования системы служат: целенаправленность, системность и комплексность, социальная ориентация, эффективность и ряд других. Все эти принципы хорошо известны

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

науке и практике, тем не менее, по мнению Бузырева В.В., Чекалина B.C. [1] до сих пор их не удавалось последовательно проводить в жизнь в ходе реформ в России, что имело вполне конкретные негативные социальные и экономические последствия.

Глубокая научно-методическая проработанность реформы в жилищно-коммунальной сфере, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий является важнейшим условием ее результативности и эффективности.

Комплексность и социальная направленность отражены в принципах, выделенных Д.Г. Родионовым

[4]:

1. Реформу ЖКХ следует рассматривать как одно из важнейших направлений социально-экономического развития российского общества.

2. Реформа ЖКХ является одним из важнейших факторов социальной защиты населения и стабилизации социально-экономических процессов.

3. Реформирование ЖКХ имеет двойственную природу: развитие рыночных отношений и социальная защита уязвимых слоев населения.

4. Государство несет ответственность за проведение реформы, определяет концепцию и этапы ее проведения.

5. Концепция реформирования ЖКХ должна включать комплекс мероприятий: экономических, организационных, информационных, социально-психологических и т.д. Важное значение имеет психологическая подготовленность и информированность людей о проводимых преобразованиях.

6. Реформа должна строиться на тщательно выверенной правовой и нормативной основе.

7. Учитывая масштабность проводимой реформы, территориальные (региональные) различия в социально-экономических, демографических и географических условиях, темпы проведения реформы должны быть дифференцированы по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Основные принципы проведения институциональных преобразований муниципального жилищнокоммунального комплекса сформулированы Л.В. Черепановым:

1. Экономическая обоснованность, что означает важность выбора таких форм институциональных преобразований, которые бы императивно исходили из необходимости относительного снижения доли бюджетных ассигнований на содержание предприятий ЖКК, предполагали бы привлечение внешних инвестиций на приемлемых для отрасли условиях, экономичное ведение хозяйствования.

2. Конкурсность, следование которому означает, что местные администрации главное внимание обращают на привлечение в сферу ЖКК собственников, предлагающих наиболее эффективные программы реформирования предприятий, а также соответствующие гарантии их выполнения.

3. Управляемость, что означает сохранение контроля местных органов власти над деятельностью приоритетных для территории предприятий ЖКК путем участия в их капитале, использования договорных форм взаимодействия.

4. Корпоративность, следование которому предполагает, уже на стадии приватизации, учет необходимости будущей кооперации (интеграции) с предприятиями данной и смежной отраслей.

5. Развитие конкурентной среды.

Системный подход, в свою очередь, предусматривает использование принципов комплексности, преемственности. По мнению Чекалиной Е.В. рассмотрение реформы в жилищно-коммунальном комплексе должно осуществляться во взаимосвязи с реформами всех других сфер города, региона, не исключая взаимосвязи с социальными, экономическими, политическими и другими реформами. Реализация принципа управляемости программой данной реформы предполагает создание специального организационного аппарата и необходимых организационно-методических документов, регламентирующих порядок и определяющих персональную ответственность участников программных работ [3].

Принцип оптимальности ориентирует на получение максимальных результатов от осуществления реформы сферы ЖКХ путем выбора наилучшего из рассматриваемых вариантов, позволяющего достичь поставленных целей с наименьшими затратами времени и ресурсов. Из принципа гласности следует необходимость привлечения к рассмотрению программных документов реформы сферы ЖКХ ученых и специалистов, а так же информирования населения о ходе работ, связанных с проведением реформы.

В ходе реформирования ЖКХ стали выявляться проблемы, вызванные непроработанностью концепции реформы или её ненадлежащим исполнением. Как, качество проживания населения в значительной мере определяется надежностью работы систем инженерного оборудования, так на сегодняшний день планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики заменен аварийно-восстановительными работами, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и снижению надежности работы всех систем. Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в год в среднем по России 15% от общего объема всей подачи на город [3].

Нами сделана попытка систематизации проблем реформирования ЖКХ. Так, ряд авторов выделяют в проведении реформы такие недостатки, как несбалансированность тарифной политики, отсутствие заинтересованности в сокращении потерь тепла, воды, электроэнергии и газа, и высокая доля в бюджетах регионов расходов на ЖКХ.

Следствием этого является появление двух имеющих негативный характер тенденций в поведении поставщиков услуг. Первая тенденция - ориентированность производителей услуг на затраты, которая выражается в стремлении обосновать более высокий уровень расчетной цены путем завышения затрат, включаемых в себестоимость, а также размера средств, необходимых для развития производства, что негативно

отражается на уровне эффективности коммунального производства. Вторая тенденция - противостояние предприятий политике ресурсосбережения, проявляющееся в стремлении отпускать потребителям большее количество продукции (услуг), не считаясь с фактическими потребностями в коммунальных услугах. В основе этих тенденций лежат экономические интересы производителей. Следовательно, необходимо создание новых экономических механизмов, которые обусловят заинтересованность предприятий ЖКХ в снижении издержек, повышении эффективности и качества обслуживания.

Главными факторами, тормозящими реализацию реформы, по мнению П.П. Бочарова являются следующие:

1. Накопившийся за годы советской власти объем «недоремонта» жилищного фонда из-за не проведенных своевременно ремонтно-восстановительных работ.

2. Низкий уровень жизни населения, не позволяющий в полном объеме возмещать затраты на эксплуатацию жилищного фонда.

3. Использование устаревших технологий по сбору и обработке информации о жилищном фонде, расчету коммунальных платежей, расчетам с арендаторами, сведений о проживающих и т.п.

4. Отсутствие оперативности в получении информации из разных звеньев жилищно-эксплуатационной организации, и как следствие, трудности осуществления контроля деятельности предприятий.

Это далеко не полный перечень причин, тормозящих реализацию основных положений реформы. Тем не менее, следует искать научно обоснованные пути ее реализации. Следует считать, что нельзя отказать в финансировании отрасли из государственного бюджета, только эти ассигнования должны быть научно обоснованными и адресными.

Следующим фактором можно назвать структуру управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом края. В её составе собственник жилищного фонда, других объектов недвижимости, заказчики жилищно-коммунальных услуг и подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищнокоммунальных услуг. Однако введение новой системы управления привело к двойному взиманию НДС при разделении функций заказчика и подрядчика. Следует отметить также, что существуют более совершенные модели управления, способствующие привлечению и эффективному использованию инвестиций в управляемой подсистеме.

К факторам внешней среды, определяющим эффективность работы, на наш взгляд, относятся:

1. Жилищный фонд, находящийся в частной собственности.

2. Потребители, включая население с низким среднедушевым доходом.

3. Конкуренты, которые в ЖКХ практически отсутствуют. В муниципальном хозяйстве Ставропольского края только начинает формироваться конкурентная среда путем проведения конкурсов на получение заказа подрядными организациями. Монополизм в ЖКХ усугубляет положение потребителей, но создает преимущества малоэффективным муниципальным предприятиям.

4. Поставщики материалов, оборудования и технологий для предприятий ЖКХ - это отечественные и зарубежные предприятия и торговые посредники, которые могут поставлять на рыночных условиях продукцию различного качественного уровня, в том числе, основанную на новейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Следует особо выделить поставщиков энергоресурсов, таких как электроэнергия, газ, мазут, которые, являясь монополистами, ориентируются на уровень мировых цен, что в сочетании с низкой платежеспособностью населения создает сложности в стабилизации финансово-экономического механизма ЖКХ.

5. Банки, предоставляющие кредиты также на рыночных условиях.

6. Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих и служащих. К ним относятся такие крупнейшие учебные заведения как Российская академия государственной службы, Ставропольский государственный университет, Северо-Кавказский государственный технический университет, другие экономические, финансовые, строительные, технические ВУЗы и техникумы. Однако уровень оплаты труда в ЖКХ приводит к тому, что часть подготовленных специалистов идет на работу по другому профилю

и, наоборот, на жилищно-коммунальных предприятиях нередко работают выпускники непрофильных учебных заведений.

7. Органы государственного управления. К ним относятся государственные органы общего управления Госдума РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов. Специализированным органом управления является департамент строительства и ЖКХ Министерства регионального развития. Деятельность органов государственного управления - важнейший фактор внешней среды. На наш взгляд, именно недостаточное управляющее и регулирующее воздействие государства на систему ЖКХ в условиях плановой экономики и особенно в 90-е годы привело к кризисному состоянию факторов внутренней среды этой отрасли российской экономики.

Инвестиционная политика и инвестиционный механизм жилищно-коммунального хозяйства, во-первых, является составной частью социально-экономической политики, включающей экономические, социальные и экологические цели и пути их достижения; во-вторых, инвестиционно-строительная политика на региональном уровне призвана обеспечить улучшение качества жизни населения, что, несомненно, говорит о ее объективной необходимости [6].

Наиболее важными составляющими инвестиционной деятельности на региональном уровне являются следующие:

- создание условий привлекательности инвестиционной деятельности в конкретном регионе;

- выявление и характеристика инвестиционного потенциала данного региона;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

- выявление конкретных хозяйствующих субъектов, способных в планируемом периоде обеспечить инвестирование.

Реализация первого уровня обеспечивается органами представительной и исполнительной власти территорий, создание с использованием собственных финансовых ресурсов соответствующей инфраструктуры (дороги, газоснабжение, электрификацию, телефонизацию, тепло- и водоснабжение).

Кроме того, региональные власти должны обеспечить создание кредитных и страховых организаций, организовать торги финансовых и строительных услуг и обеспечить формирование информационной базы (банка данных рыночной информации), которая должна быть доступной для всех пользователей.

Очевидно, что государство самостоятельно не способно в необходимом объеме финансировать отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Во-первых, средства федерального и регионального бюджетов ограничены; во-вторых, из-за отсутствия должных механизмов эффективность таких вложений низкая, тогда как только эффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденцию спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета.

Формирование и функционирование инвестиционного механизма в сфере ЖКХ проходит через постепенную замену бюджетного подхода рыночно ориентированным. Причем этот процесс происходит как через внедрение рыночных элементов в бюджетные схемы, так и через создание новых рыночных схем и подходов в решении этого вопроса.

Обобщая все схемы инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство, и учитывая принципы и подходы к формированию и функционированию инвестиционного механизма в жилищном строительстве, можно говорить о трех основных составляющих системы инвестиционной активности в этой сфере: государственных и коммерческих инвестициях, а также ипотечном кредитовании, и преодолении существующих здесь проблем.

Все схемы, которые были созданы в последние годы в России, можно свести к нескольким блокам. Распределение по блокам зависит от того, насколько в той или иной схеме задействованы различные ресурсы, сколько в ней участников и какова ее перспективность.

Первый блок представляет собой схемы с использованием средств бюджетов различных уровней, таких как, программы реформирования жилищно-коммунальной сферы регионов, финансируемые полностью или частично за счет региональных и местных бюджетов.

Второй блок характеризуют денежные средства населения: ипотека, участие в программах долевого строительства; продажа жилья с рассрочкой платежа до окончания строительства; получение сотрудниками жилищных ссуд на своем предприятии, заинтересованных в привлечении молодых специалистов и удержании высокопрофессиональных кадров, ипотечное кредитование и др.

Очевидно, что ни государство, ни население самостоятельно не способны в необходимом объеме финансировать жилищную отрасль. Ведь инвестиции из федерального бюджета направляются преимущественно на реализацию федеральных целевых программ по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, пострадавших от стихийных бедствий и других социально незащищенных слоев граждан. Следовательно, задача структурной перестройки экономики России и ее регионов не может быть решена только путем наращивания государственных инвестиций.

Поэтому следует выделить еще один важный блок - коммерческие инвестиции: средства инвестиционных банков, пенсионных и страховых компаний, организаций и отдельных предпринимателей. Только эффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденцию спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета.

Таким образом, совершенствование механизма привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс - одна из главных задач российских реформ, без решения которой невозможно ни повышение уровня благосостояния населения, ни эффективное развитие экономики как отдельно взятых регионов, так и страны в целом. А для этого следует иметь четкую государственную концепцию привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы : учеб. пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. М.: ИНФРА-М, 2001. 256 с.

2. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

3. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. Д-р экон. Наук, профессора П.В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 120 с.

4. Родионов Д.Г. Экономико-организационные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - СПб.: 1999. 184 с.

5. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - центра субъекта Российской Федерации / Под редакцией д-р экон. наук, профессора П.В. Акинина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 103 с.

6. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бейли Д.В. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001, XII, 1028 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.