Научная статья на тему 'Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий'

Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы обучения / компетентностный / деятельностный / технологический и личностно-ориентированный подходы / профессионально-специализированные компетенции / студенты-бакалавры / музыкально-компьютерные технологии / learning principles / competence-based / activity-based / technological and personality-oriented approaches / professional and specialized competences / bachelor students / music and computer technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. И. Буторина, А. А. Коновалов

Рассматриваются принципы и теоретические подходы, необходимые для формирования у студентов-бакалавров профессионально-специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. И. Буторина, А. А. Коновалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND APPROACHES TO FORMATION OF PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCES OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The principles and theoretical approaches necessary for the formation of students-bachelors of professional and specialized competencies in the field of music and computer technology are considered.

Текст научной работы на тему «Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий»

народная мужская капелла бандуристов, а также хоровая студия «Идель». В коллективе было около 200 человек. Работало 12 педагогов.

За 5 лет в музыкально-хоровой студии наметились определенные традиции -академические, общественные, концертно-шефские. Так к отчетным и праздничным концертам добавились ежегодные концерты в подшефных школах «Недели музыки».

Таким образом, культурно-образовательная, исполнительская и творческая среда любительских хоровых коллективов Казани второй половин XX века, способствовала развитию певческой культуры в городе.

Литература

1. Ирнис Ахмадуллович Рахимуллин: буклет, посвященный 40 -летию татарского народного хора КГУ и 65-летию со дня рождения его руководителя. Сост. Буклета и подгот. к печати Ильдара Киямова. 2007.

2. Из архива В.П.Ульянова.

3. Из архива Б.П. Кожевникова.

References

1. Irnis Ahmadullovich Rahimullin: buklet, posvyashchennyj 40-letiyu tatarskogo narodnogo hora KGU i 65-letiyu so dnya rozhdeniya ego rukovoditelya. Sost. Bukleta i podgot. k pechati Il'dara Kiyamova. 2 007.

2. From V.P. Ulyanov's archive.

3. From B.P.Kozhevnikov's archive.

УДК 378.147

Н.И. Буторина, А.А. Коновалов

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00166.

The research is carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project No. 18-013-00166.

Рассматриваются принципы и теоретические подходы, необходимые для формирования у студентов-бакалавров профессионально-специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: принципы обучения, компетентностный, деятельностный, технологический и личностно-ориентированный подходы, профессионально-специализированные компетенции, студенты-бакалавры, музыкально-компьютерные технологии.

Natalia A. Butorina, Anton A. Konovalov PRINCIPLES AND APPROACHES TO FORMATION OF PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCES OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES

Abstract. The principles and theoretical approaches necessary for the formation of students-bachelors of professional and specialized competencies in the field of music and computer technology are considered.

Key words: learning principles, competence-based, activity-based, technological and personality-oriented approaches, professional and specialized competences, bachelor students, music and computer technologies.

В современных условиях реализации Федеральных государственных стандартов большое значение приобретает выявление иобоснование образовательных принципов и теоретических подходов, являющихся базисным основанием любой профессиональной подготовки.Решение данной задачи становится особенно актуальным при формировании профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в инновационной области музыкально-компьютерных технологий.

Понятие «музыкально-компьютерные технологии» имеет несколько значений, среди которых отметим следующие:

область и система профессионального и дополнительного образования; профиль подготовки студентов-бакалавров, объединяющий классическое музыкальное образование и инновационные компьютерные технологии;

инновационные компьютерные технологиипо созданию, обработке и воспроизведению музыкального материала с применением электронных ресурсов.

Специфика музыкально-компьютерных технологий во всех представленных выше значениях, в том числе, в качестве профиля профессионального образования, обусловливается новым интегрированным видом музыкально-компьютерной деятельности. Данная деятельность определяется нами как совокупность действий по созданию, обработке и воспроизведению музыкально-художественного материала в цифровом формате сприменением электронных ресурсов.

Результатом успешного освоения музыкально-компьютерной деятельности является формирование профессионально-специализированных компетенций будущих педагогов-музыкантов, владеющих, в частности, навыками сочинения и аранжировки с применением электронных ресурсов.

Актуальность проблемы формирования профессионально-специализированных технологий отмечали ведущие ученые в области реализации компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, В. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.]. Однако вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в музыкально-компьютерной деятельности пока остаются недостаточно изученными при имеющихся исследованиях в сфере музыкально-компьютерных технологий (А. В. Горельченко, К. А. Ежов, А. Камерис, Э. В. Кибиткина, Т. А. Нежинская и др.]. В частности, глубокого рассмотрения требует проблема отбора принципов и подходов к формированию обозначенных компетенций студентов.

Для уточнения понятия «профессионально-специализированные компетенции» приводим определение Л. Г. Горбуновой, в котором рассматриваемые компетенции трактуются как «прогнозируемый результат обучения, включающий в себя систему фундаментальных знаний специальной области, способов практической деятельности (умений и навыков] и мотивационно-ценностных отношений (личностные качества] в предметной области, который необходим им для продуктивной профессиональной деятельности» [6, с. 201].

Профессионально-специализированные компетенции в музыкально-компьютерной деятельности применительно к студентам-бакалаврам определяются нами как комплекс музыкально-теоретических и информационных знаний, сформированных на их основе умений и навыков обучающихся по созданию и обработке музыкально-художественного материала в цифровой форме, а также мотивированная способность их использования в музыкально-компьютерной деятельности, выработанная на основе личностного опыта и эмоционально-волевых качеств.

В отличие от общекультурных и профессиональных компетенций, предлагаемых Федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению «Педагогическое образование», рассматриваемые компетенции создаются вузом самостоятельно.

Так, коллективом кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет» при подготовке студентов-бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю «Музыкально-компьютерные технологии» были разработаны следующие профессионально-специализированные компетенции, формируемые у студентов в музыкально-компьютерной деятельности:

способность применять музыкально-теоретические знания, принципы композиции и формообразования в рассматриваемой деятельности (ПСК-8);

способность создавать композиции с помощью музыкально-компьютерных технологий, применять различные приемы обработки музыкального материала, производить подбор и компоновку музыкально-фоновых элементов (ПСК-9);

способность разрабатывать и применять мультимедийный наглядно-дидактический материал в музыкальном образовании (ПСК-10);

способность создавать с помощью обозначенных технологий авторские творческие проекты и продукты в сфере музыкально-художественного образования, культуры и искусства (ПСК-11).

Содержание данных компетенций раскрывается через такие дескрипторы, как: знания: основ музыкальной акустики ипсихоакустики;возможностей работы со звуком итребований к аппаратным средствам компьютера; видов музыкально-компьютерных программ; принципов и технологий обработки звуковых сигналов, интерфейса и функционала MIDI-секвенсоров и виртуальных студий; звуковых библиотек, интерфейс аи особенностей звучания программных синтезаторов; способов применения плагинов обработки звука при сведении композиции и т.д.;

умения: сочинять подголоски и аккомпанемент; аранжировать музыкальный материал; записывать и редактировать композиции в формате MIDI; озвучивать композиции с использованием программных синтезаторов и плагинов; набирать и редактировать нотный текст; анализировать тембры музыкальных инструментов ;синтезировать звук в соответствии с художественной задачей и т.д.;

владения навыками и технологиями: использования звукового оборудования вобразовательном процессе; эксплуатации музыкального оборудования; настройки мультимедийного компьютера и звуковой аппаратуры; анализа компьютерной музыки и фонограмм; мониторинга сигнала при записи и воспроизведении; синтеза иобработки звука; создания электронных композиций в различных стилях и жанрах и т.д.

Приведённые выше профессионально-специализированные компетенции (и их дескрипторы] в области музыкально-компьютерных технологий являются результатом освоения студентами музыкально-компьютерной деятельности. Специфика формирования рассматриваемых компетенций в целостном образовательном процессе в силу ряда объективных факторов, предлагаемых ниже, обусловливает необходимость реализации положений таких современных образовательных подходов, как: компетентностный, деятельностный, технологический и личностно-ориентированный. Именно их реализация может способствовать успешной подготовке выпускников в рассматриваемой области профессиональной деятельности.

Во-первых, именно с позиции компетентностного подхода формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий становится основным результатом образовательной музыкально-компьютерной деятельности обучающихся.

Исследователи подчеркивают, что данный подход в профессиональном образовании выдвигает на первое место способность решать проблемы (В. А. Болотов; О. Е. Лебедев] [3, с. 10; 8, с. 5], создаёт возможность перехода «от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания»(В. И. Байденко)[2, с. 11];

Кроме того, следует указать на то, что в реализации компетентностного подхода важное место принадлежит технологиям образования и саморегулированного обучения, что позволяет предоставить ему ключевое место как во всей системе образования, так и в профессиональной подготовке студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий при формировании у них рассматриваемых профессионально-специализированных компетенций.

Во-вторых, необходимость реализации деятельностного подхода при формировании рассматриваемых компетенций диктуется центральной ролью музыкально-компьютерной деятельности в рассматриваемом процессе.

Согласно педагогическому варианту деятельностного подхода, развитие и становление личности происходит и проявляется в деятельности. От преподавателя при этом требуется строгий отбор и организация деятельности обучающегося, перевод его в позицию субъекта познания, труда и общения [1, с. 18]. При этом гарантированными результатами становятся активность личности, развитие ее творчества ,готовности к сотрудничеству,ответственности за ход обучения (Н.В.Альбрехт) [1, с. 40].

В-третьих, успешному формированию профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий может способствовать внедрение в образовательную практику положений технологического подхода, который предполагает применение в учебном процессе педагогических технологий.

В.А. Сластенин определяет технологию в качестве последовательной, взаимосвязанной системы действий педагога, «направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [10, с. 495]. При этом учеными выделяются три компонента педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть и технологический процесс [7, с. 28; 12, с. 257].

Значимость применения технологии в образовательной практике состоит в возможности многократного воспроизведения результатов педагогической деятельности с помощью формализации педагогических действий и строгой последовательности их представления [9, с. 241].

Представленные характеристики технологического подхода, в частности, возможность строгого научного проектирования и точного воспроизведения педагогических действий в области музыкально-компьютерных технологий, могут обеспечить студентам достижение запланированного учебного результата при оптимальном использовании преподавателемимеющихся ресурсов, разработке технологий и модели формирования рассматриваемых профессионально-специализированных компетенций.

Наконец, необходимость реализации личностно-ориентированного подхода при формировании обозначенных компетенций у студентов-бакалавров в творческой музыкально-компьютерной деятельности связана с обеспечением вариативности образования в рамках компетентностной модели профессиональной подготовки.

И. С. Якиманская определяет личностно-ориентированное обучение как обучение, где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [12].

Личностно-ориентированный подход предполагает обращение преподавателя к целостной личности обучающегося в едином образовательном процессе, внимание к развитию его интеллекта, эмоциональных, эстетических, творческих задатков и возможностей. В процессе профессиональной музыкально-компьютерной подготовки студентов-бакалавров реализация данного подхода позволяет успешно формировать профессионально-специализированные компетенции студентов в творческой музыкально-компьютерной деятельности.При этом особая значимость данного подхода выражается в обеспечении профессионального становления и развития неповторимой индивидуальности обучающегося, в поддержке процессов его самопознания и самореализация. К тому же, немаловажным является направленность рассматриваемого подхода на удовлетворение профессиональных творческих потребностей и интересов обучающихся, на раскрытие их уникальных личностных способностей и качеств.

Предложенные подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий должны реализовываться в учебной практике через разработку и применение образовательных моделей, традиционных и современных педагогических технологий. Центральное место в их содержании (помимо принципов, методов, форм и средств обучения] занимают комплексы практических заданий по профильным музыкально-компьютерным дисциплинам, а также средства диагностики результатов их выполнения студентами-бакалаврами. Практические задания для аудиторной, самостоятельной и контрольной работы составляют основудля создания преподавателями фондов оценочных средств по каждой из профильных дисциплин в области музыкально-компьютерных технологий с учетом логической последовательности осваиваемых студентами знаний, умений и навыков, т. е. дескрипторов рассматриваемых в настоящей статье компетенций.

Помимо современных подходов при формировании профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий является реализация принципов обучения в высшей школе.

Основываясь на обобщении, проведённом М. В. Булановой-Топорковой, в данной работе считаем необходимым выделить такие принципы обучения, как:

научность, связь теории с практикой, системность и последовательность вподготовке будущих специалистов;

сознательность, активность исамостоятельность студентов вучебе;

соединение индивидуального поиска знаний студентами с учебной работой в коллективе и профессиональная направленность [4, с. 45].

Применительно к процессу формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий, принцип научности предполагает:

соответствие содержании яданной профессиональной подготовки достижениям области научного знания, возникшей при интеграции классического музыкального образования и компьютерных информационных технологий;

усвоение студентами достоверных, научно обоснованных фактов, явлений, процессов в областях специального и психолого-педагогического знания;

понимание будущими педагогами-музыкантами сущности законов, особенностей развития и становления научных открытий в рассматриваемой области;

нацеленность деятельности преподавателя на формирование познавательных интересов у студентов, стимулирование их интереса к научным видам деятельности, организацию самостоятельной работы по освоению научных источников в профессиональной области.

Принцип связи теории с практикой при формировании профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий заключается в целенаправленном закреплении студентами знаний, полученных на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе при выполнении ими практических заданий, предлагаемых для освоения на учебных занятиях по музыкально-компьютерным дисциплинам.

Познание музыкально-компьютерных технологий как отрасли науки возможно только в определенной системе, из чего вытекает принцип систематичности и последовательности при формировании у студентов рассматриваемых профессионально-специализированных компетенций, который предполагает следующее:

последовательное развертывание содержания знаний в области музыкально-компьютерных технологий, способов учебной музыкально-компьютерной деятельности в учебных программах по соответствующим профильным дисциплинам с учетом логики осваиваемой обучающимися науки и их интеллектуальных возможностей;

соблюдение установленного порядка освоения обучающимися знаний, умений и навыков в музыкально-творческой деятельности;

овладение каждым последующим уровнем знаний, умений и навыков в области музыкально-компьютерных технологий по модели концентрической спирали, при которой предыдущий уровень должен быть фундаментом эффективности последующего;

действие этого принципа и на уровне междисциплинарных связей при моделировании учебного плана, где учебные дисциплины выстраиваются в логической последовательности для обеспечения эффективного формирования профессионально-специализированных компетенций у будущих бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.

С формированием у обучающихся мотивов учения, понимания практической ценности и потребности в знаниях для избранной профессиональной музыкально-компьютерной деятельности связан принцип сознательности, активности и самостоятельности студентов в этой деятельности. Реализация данного принципа требует проекции учебного материала на конкретную рассматриваемую профессиональную деятельность, а также привлечение студентов к активной и самостоятельной учебной работе.

Принцип соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе означает использование различных форм организации занятий при формировании музыкально-компьютерных технологий в учебной работе студентов-бакалавров (фронтальной, групповой и индивидуальной].

Создание условий реализации и развития творческого потенциала студентов в музыкально-компьютерной деятельности обусловливается принципом профессиональной направленности, который предполагает осознание обучающимися собственных профессиональных потребностей.

Приведённые дидактические принципы высшей школы, составляющие основу процесса формирования профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий, образуют органическое единство совместной музыкально-компьютерной деятельности педагога и студентов в области МКТ.

В заключение следует подчеркнуть, что представленные нами подходы и принципы обучения в высшей школе,взаимодополняющие друг друга в едином образовательном процессе, составляют основу процесса формирования профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий. Реализациякомпетентностного, деятельностного, технологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования рассматриваемых компетенций может обеспечить не только эффективное управление педагогическим процессом, но и достижение гарантированного результата музыкально-компьютерной подготовки студентов-бакалавров. Основные положения обозначенных подходов могут быть взяты за основу при разработке содержания образовательных моделей и педагогических технологий в соответствии с поставленными целями и перспективами исследования по формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.

Литература

1. Альбрехт Н. В. Деятельностно-ориентированное обучение иностранному языку студентов профессионально-педагогического вуза: монография / науч. ред. С.А. Новоселов. - Екатеринбург: РГППУ, 2008. - 139 с.

2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. - Москва : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 73 с.

3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи кобразовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебн. пособие [Электронный ресурс]/ М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 343 c. - URL : http://gpa.cfuv.ru/courses/pvsh/Doc/seminar_z/sz1.pdf. (дата обращения: 10.11.2018)

5. Вишневская Г. В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - №10. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-protsesse-vysshey-professionalnoy-shkoly (дата обращения: 13.05.2018)

6. Горбунова Л.Г. Формирование и оценивание специальных профессиональных компетенций студентов педвуза в процессе обучения физической химии // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 7. - С. 201-205.

7. Коновалов А. А. Формирование профессионально-специализированных компетенций с применением комплекса педагогических технологий: результаты эксперимента / Н.И. Буторина, А.А. Коновалов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. -Humanitates,3(2017),3. - С. 249-266.

8. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / / Школьные технологии. - 2004. - №5. -С. 3-12.

9. Писаренко В.И. Технологический подход в современной педагогике // Известия ЮФУ. - 2012. -№7. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 13.02.2018)

10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2002. -576 с.

11. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара. -Красноярск, 2002. - С. 211 - 220 с.

12. Якиманская И. С.Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 32-42.

References

1. Al'brekht N. V. Deyatel'nostno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov pro-fessional'no-pedagogicheskogo vuza: monografiya / nauch. red. S.A. Novoselov. - Ekaterinburg: RGPPU, 2008. -139 s.

2. Bajdenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj ehtap pro-ektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metodicheskoe posobie / V. I. Bajdenko. - Moskva : Issl. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 73 s.

3. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei kobrazovatel'noj programme /V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika. -2003. - № 10. - S. 8-14.

4. Bulanova-Toporkova M. V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: uchebn. posobie [Electronic resource]/ M. V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D : Feniks, 2002. - 343 c. - URL : http://gpa.cfuv.ru/courses/pvsh/Doc/seminar_z/szl.pdf. (date of address: 10.11.2018]

5. Vishnevskaya G. V. Tekhnologicheskij podhod v pedagogicheskom processe vysshej professional'-noj shkoly // Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo. - 2008. - №10. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-protsesse-vysshey-professionalnoy-shkoly (date of address: 13.05.2018]

6. Gorbunova L.G. Formirovanie i ocenivanie special'nyh professional'nyh kompetencij stu-dentov pedvuza v processe obucheniya fizicheskoj himii / / Vestnik TGPU. - 2012. - № 7. - S. 201-205.

7. Konovalov A. A. Formirovanie professional'no-specializirovannyh kompetencij s prime-neniem kompleksa pedagogicheskih tekhnologij: rezul'taty ehksperimenta / N.I. Butorina, A.A. Konova-lov // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. - Humanitates,3(20l7],3. - S. 249266.

8. Lebedev O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // SHkol'nye tekhnologii. - 2004. - №5. - S. 312.

9. Pisarenko V.I. Tekhnologicheskij podhod v sovremennoj pedagogike / / Izvestiya YU FU. - 2012. - №7. -URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedagogike (data ob-rashcheniya: 13.02.2018]

10. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - Moskva : Akademiya, 2002. -576 s.

11. El'konin B.D. Ponyatie kompetentnosti s pozicii razvivayushchego obucheniya / B. D. El'konin// Sovremennye podhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniyu: materialy seminara. -Krasnoyarsk, 2002. - S. 211 - 220 s.

12. Yakimanskaya I. S.Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya / I.S. Yakiman-skaya // Voprosy psihologii. - 1995. - № 2. - S. 32-42.

УДК 378.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р.Ш. Гарифуллин, P.P. Хайруллин

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В работе проведены исследования по влиянию занятий настольным теннисом на оздоровительный потенциал студентов творческого вуза. В исследовании принимали участие 70 студентов девушек 1-3 курса, по состоянию здоровья отнесенные к основной группе, которые составляли экспериментальную и контрольную группы по 35 человек в каждой группе. Оздоровительного потенциал студентов определяли по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой ситеме - по пробе Руфье и ортостатической пробе и дыхательной системы - по пробам Штанге и Генче. В результате исследования в первом семестре определяли исходный уровень данных указанных показателей, затем в течение шести семестров студенты экспериментальной группы занимались по предложенной методике с применением упражнений настольного тенниса, а студенты контрольной группы по традиционной программе занятий по физической культуре. По окончании шестого семестра проводили повторное определение ранее изученных показателей в обеих группах и сравнивали полученные результаты. В результате исследования установлено, что введение в учебные занятия по физической культуре специальной подготовки по методике тренировки игроков в настольный теннис по сравнению с традиционной методикой проведения занятий по физической культуре позволило значительно повысить оздоровительный потенциал студентов.

Ключевые слова: настольный теннис, студенты, оздоровительный потенциал, исследование, физическая культура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.