Научная статья на тему 'Принципы и факторы, определяющие развитие трудовых ресурсов сельской территории'

Принципы и факторы, определяющие развитие трудовых ресурсов сельской территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / LABOR RESOURCES / RURAL TERRITORY / DEVELOPMENT PROGRAM / PRINCIPLES AND FACTORS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербина Николай Николаевич

Показаны недостатки реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Нескоординированность её мероприятий с программами по развитию образования, здравоохранения, культуры, дорожного строительства, других отраслей, при определении бюджетных ассигнований слабо используется нормативный подход, региональная дифференциация в финансовом обеспечении социального развития села практически не связана с бюджетными возможностями региона, реализуемая политика по развитию сельских территорий слабо учитывает региональную специфику, отсутствуют дополнительные меры по диверсификации сельской экономики. К принципам, на основе которых должны развиваться трудовые ресурсы сельской территории, относятся повышение производительности труда, равенства, трудовой доступности, расширения трудовых возможностей, качественной оценки, учета трудового уклада и бытовых особенностей территории, единства самореализации личности и развития сельской территории, сопоставимости мер их развития и использования, учета социального заказа предприятий, расположенных за пределами сельской территории, динамичности, детального описания условий их формирования и развития, достоверности используемой информации, универсальности, доступности и сопоставимости данных, научности, комплексности, к факторам социальные, экономические, организационные и регулирующие. К их совокупности отнесены вложения в его формирование, последующая степень отдачи от этих вложений, механизмы стимулирования к труду, состояние представлений о целях и перспективах будущего общественного развития, дополнительные вложения (затратами) в переподготовку (переобучение) трудоспособного населения, личные отношения к правовой системе регулирования, состояние воспитания и образования, уровень цивилизованных потребностей и запросов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES AND FACTORS DETERMINING THE DEVELOPMENT OF LABOR RESOURCES OF RURAL AREAS

The following disadvantages in the implementation of the Federal Program “Sustainable Development of Rural Territories for the years of 2014-2017 and for the period till 2020” are shown: the incoordination of its activities with the programs of development of education, health care, culture, road construction and other industries; the normative approach is poorly used when determining the budget allocations; the regional differences in financial support of the social development of rural areas is almost not related to the budget potential of the region; the rural development policy being implemented does not take into account the regional specific features; there are no additional measures to diversify the rural economy. The labor resources of rural areas should developed on the following principles: improving labour efficiency, equality, labour availability, extension of employment opportunities, qualitative assessment of employment resources taking into account the work lifestyle and household characteristics of the area, the unity of self-identity and the development of rural areas, the comparability of measures of labor resources development of and their use, taking into account the social order of the companies located outside the municipal territory, dynamic character and detailed descriptions of the conditions of formation and development of labour resources, the reliability of the information used, universality, accessibility and comparability of data, scientific and complex character.

Текст научной работы на тему «Принципы и факторы, определяющие развитие трудовых ресурсов сельской территории»

обходимо использовать преимущество в принятии управленческих решений);

во-вторых, путем создания сельхозтоваропроизводителем собственного перерабатывающего предприятия с участием других заинтересованных лиц.

Заключение

В целом, проводимые преобразования в области маркетинговой кооперации способствуют рационализации рынка, который приобретает полярную структуру, восстанавливая традиционные отношения «продавец-покупатель». Причем в роли первого выступают агропромышленные формирования, в роли второго — конечный потребитель, что значительно сокращает продовольственную цепочку. Одновременно особенности формирования и функционирования модели маркетинговой кооперации дают основания утверждать, что в определенных условиях хозяйствования они могут решать и проблему межотраслевых связей.

Библиографический список

1. Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http:// vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_3_00.htm.

2. Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важени-на И.С., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. — 540 с.

3. http://smb.economy.gov.ru/politics /strategical/program.

4. Стратег.ру http://stra.teg.ru/lenta/ innovation.

5. Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical

Instruments. — United Nations. — ECE/CECI. CR2008. — Geneva, 2008. — C. 85.

6. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science Based Diversity, Specialization and Localized Competition / / European Economic Review. — 1999. — No. 43. — P. 409-429.

7. Feser E.J. Old and New Theories of Industry Clusters. — In: Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks. Ed. M. Steiner. London: Pion, 1998.

References

1. Fisher P. Strategiya privlecheniya inves-titsii v promyshlennost' Rossii. [Elektron. resurs]. — Rezhim dostupa: http:// vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_3_00.htm.

2. Vazhenin S.G., Bersenev V.L., Vazheni-na I.S., Tatarkin A.I. Territorial'naya konku-rentsiya v ekonomicheskom prostranstve. — Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2011. — 540 s.

3. http://smb.economy.gov.ru/politics/s trategical/program.

4. Strateg.ru http://stra.teg.ru/lenta/ innovation.

5. Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. — United Nations. — ECE/CECI. CR2008. — Geneva, 2008. — P. 85.

6. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science Based Diversity, Specialization and Localized Competition // European Economic Review. — 1999. — No. 43. — P. 409-429.

7. Feser E.J. Old and New Theories of Industry Clusters. — In: Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks. Ed. M. Steiner. London: Pion, 1998.

+ + +

УДК 331.522:351.83 Н.Н. Щербина

N.N. Shcherbina

ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

THE PRINCIPLES AND FACTORS DETERMINING THE DEVELOPMENT OF LABOR RESOURCES OF RURAL AREAS

Ключевые слова: трудовые ресурсы, сель- Keywords: labor resources, rural territory,

ская территория, программа развития, принци- development program, principles and factors of пы и факторы развития. development.

Показаны недостатки реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Нескоординиро-ванность её мероприятий с программами по развитию образования, здравоохранения, культуры, дорожного строительства, других отраслей, при определении бюджетных ассигнований слабо используется нормативный подход, региональная дифференциация в финансовом обеспечении социального развития села практически не связана с бюджетными возможностями региона, реализуемая политика по развитию сельских территорий слабо учитывает региональную специфику, отсутствуют дополнительные меры по диверсификации сельской экономики. К принципам, на основе которых должны развиваться трудовые ресурсы сельской территории, относятся повышение производительности труда, равенства, трудовой доступности, расширения трудовых возможностей, качественной оценки, учета трудового уклада и бытовых особенностей территории, единства самореализации личности и развития сельской территории, сопоставимости мер их развития и использования, учета социального заказа предприятий, расположенных за пределами сельской территории, динамичности, детального описания условий их формирования и развития, достоверности используемой информации, универсальности, доступности и сопоставимости данных, научности, комплексности, к факторам — социальные, экономические, организационные и регулирующие. К их совокупности отнесены вложения в его формирование, последующая степень отдачи от этих вложений, механизмы стимулирования к труду, состояние представлений о целях и перспективах будущего общественного развития, дополнительные вложения (затратами) в переподготовку (пе-

реобучение) трудоспособного населения, личные отношения к правовой системе регулирования, состояние воспитания и образования, уровень цивилизованных потребностей и запросов и др.

The following disadvantages in the implementation of the Federal Program "Sustainable Development of Rural Territories for the years of 2014-2017 and for the period till 2020" are shown: the incoordination of its activities with the programs of development of education, health care, culture, road construction and other industries; the normative approach is poorly used when determining the budget allocations; the regional differences in financial support of the social development of rural areas is almost not related to the budget potential of the region; the rural development policy being implemented does not take into account the regional specific features; there are no additional measures to diversify the rural economy. The labor resources of rural areas should developed on the following principles: improving labour efficiency, equality, labour availability, extension of employment opportunities, qualitative assessment of employment resources taking into account the work lifestyle and household characteristics of the area, the unity of self-identity and the development of rural areas, the comparability of measures of labor resources development of and their use, taking into account the social order of the companies located outside the municipal territory, dynamic character and detailed descriptions of the conditions of formation and development of labour resources, the reliability of the information used, universality, accessibility and comparability of data, scientific and complex character.

Щербина Николай Николаевич, аспирант, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства. E-mail: ickh2008@rambler.ru.

Shcherbina Nikolay Nikolayevich, Post-Graduate Student, Siberian Research Institute of Agricultural Economics. E-mail: ickh2008@rambler.ru.

\

Введение

Решение поставленной Правительством РФ задачи импортозамещения на агропро-довольственных рынках невозможно без вовлечения в хозяйственный оборот громадных неиспользуемых земельных (около 30-40 млн га заброшенных земель сельскохозяйственного назначения), лесных, водных и рекреационных ресурсов. Однако при сложившейся в российских селах демографической ситуации решить эту задачу становится проблематично, т.к. требует применения инновационных технологий и высококвалифицированных кадров. Последние являются составной частью экономического ресурса сельской территории [1]. Поэтому перед исследованием стоит цель — выявить принципы и факторы, определяющие развитие трудовых ресурсов сельской территории. Исследование проведено на основе монографического, абстрактно-логического и статистического методов.

Результаты исследования

Значительный вклад в устойчивое развитие и сельских территорий, и их трудовых ресурсов внесла соответствующая Федеральная целевая программа [2]. Однако, как отмечено в докладе, подготовленном Советом при Президенте РФ, её реализация имеет ряд недостатков [3].

Во-первых, мероприятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года», государственных программ по развитию образования, здравоохранения, культуры, дорожного строительства, других отраслей недостаточно скоординированы между собой, что не способствует комплексному развитию села. При формировании ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и особенно при определении бюджетных ассигнований слабо используется нормативный подход: федеральные и регио-

нально дифференцированные нормативы обеспеченности сельского населения и сельских населенных пунктов инфраструктурными объектами, которые гарантировали бы сельским жителям более высокий уровень доступности услуг образования, здравоохранения, транспорта и других отраслей. Наблюдается значительная дифференциация между регионами по активности участия в упомянутых федеральных целевых программах. Не все субъекты Российской Федерации выполняют свои финансовые обязательства перед федеральным центром.

Во-вторых, региональная дифференциация в финансовом обеспечении социального развития села практически не связана с бюджетными возможностями региона, скорее, определяется позицией регионального руководства. Не совершенствуется финансовый механизм программ, отсутствуют меры, стимулирующие активность регионов в сельском развитии. Реализуемая политика по развитию сельских территорий слабо учитывает региональную специфику (природные условия, социально-демографический потенциал, транспортно-географи-ческое положение и другие факторы); отсутствуют типология сельских территорий России, сельскохозяйственное районирование страны и регионов, зон, специализирующихся на производстве определенных видов продукции, схемы размещения производительных сил агропромышленного комплекса.

В-третьих, отсутствуют дополнительные меры по диверсификации сельской экономики, поддержке малого и среднего бизнеса, кооперации, стимулированию развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе.

Последний тезис, на взгляд автора, является ключевым. Динамика развития социально-экономических систем, обусловленная состоянием трудовых ресурсов, рассматривается не только в теории циклов Кондратьева. Рассмотрение теорий длинных волн с точки зрения закономерностей рабочей силы изложено в трудах К. Фримена [4, с. 52].

Оценка трудовых ресурсов, эффективности их использования для сельской территории осложняется сезонностью труда в сельском хозяйстве — основной отрасли производства, обусловленной несовпадением рабочего периода и периода производства в различных отраслях. И если в прошлом сезонность определенным образом регулировалась государством за счет подбора отраслей, культур, то в современных

условиях, когда руководители сельскохозяйственных предприятий самостоятельно выбирают экономически эффективный на их взгляд вид деятельности, её влияние значительно увеличилось, что осложняет решение вопросов подготовки, закрепления, использования кадров и доходов населения.

Мы рассматриваем сельские территории как пользователей трудовых ресурсов, что позволяет, проведя монографическое исследование, систематизировать и выделить принципы, на основе которых должны развиваться трудовые ресурсы сельской территории.

Во-первых, принцип повышения производительности труда, следствием которой должно быть развитие сельской территории, при этом денежное вознаграждение должно зависеть от уровня ее развития.

Во-вторых, принцип равенства, предполагающий полноценное участие населения сельского района в политической и экономической жизни территории, что позволяет оказывать влияние на ее развитие и использование результатов своего труда.

В-третьих, принцип трудовой доступности: население сельского муниципального района должно иметь возможность самореализации в границах территории. Эта возможность должна быть обеспечена при одновременном воспроизводстве материального и экологического капитала.

В-четвертых, принцип расширения трудовых возможностей. Развитие трудовых возможностей должно учитывать не только частные интересы людей и соответствовать стратегии развития территории. Население сельского муниципального района должно участвовать в принятии решений, оказывающих влияние на процессы, протекающие в территории, что повлечет повышение ответственности не только за собственное благосостояние, но и благосостояние семьи, общества в целом.

В-пятых, принцип качественной оценки трудовых ресурсов, которая формируется под воздействием производственных особенностей сельской территории, социально-экономических потребностей производства, местного рынка труда [6, с. 120, 26].

Кроме того, часть ученых выделяют еще ряд принципов, на основе которых должно осуществляться развитие трудовых ресурсов сельской территории. К таким принципам они относят учет трудового уклада и бытовых особенностей сельской территории, единства самореализации личности и территориального развития, сопоставимости мер развития трудовых ресурсов и их

использования, учет социального заказа предприятий, расположенных за пределами сельской территории, динамичности, детального описания условий формирования и развития трудовых ресурсов, достоверности используемой информации, универсальность, доступность и сопоставимость данных, используемых при расчетах, научность и комплексность в которых трудовые ресурсы являются характеристикой сельской территории, их состояние должно оцениваться в связи с состоянием иных ресурсов и влиять на обобщающую оценку ресурсов территории.

Сегодня приращение трудовых ресурсов определяется рядом факторов [5]:

- вложениями в их формирование, качественных свойств и структуры, отвечающих потребностям общества на данном этапе их развития;

- последующей степенью отдачи этих вложений, условиями и факторами производства при использовании трудовых ресурсов;

- механизмами стимулирования к труду, социальной мотивацией активности человека, коллектива, общества;

- состоянием представлений о целях и перспективах будущего общественного развития;

- дополнительными вложениями (затратами) в переподготовку (переобучение) трудоспособного населения в связи с технологическими изменениями, новыми достижениями науки и техники, организации и управления;

- личным отношением к правовой системе регулирования общественного поведения;

- состоянием воспитания и образования, уровнем цивилизованных потребностей и запросов;

- увеличением инвестиций в их развитие, улучшением их структуры, повышением уровня отдачи от этих инвестиций;

- созданием условий и факторов производства при его использовании;

- повышением уровня развития систем образования, здравоохранения и социальной инфраструктуры в целом.

Систематизировали их на социальные, экономические, организационные и регулирующие (рис.):

- социальные — развитая социальная инфраструктур [7];

- экономические, связанные со структурой экономики сельской территории и наличием рабочих мест и перспективами их создания;

- организационные, связанные с взаимодействием хозяйствующих субъектов между собой и с органами государственного и муниципального управления;

- регулирующие, связанные с целенаправленным воздействием органов государственного и муниципального управления, одним из инструментов которых является система государственных закупок.

Пример Краснощековского района Алтайского края показывает, что основа для развития трудовых ресурсов в регионе сокращается (табл.).

Исходя из таблицы можно сделать следующие выводы, что за 2012-2014 гг.:

- численность населения снизилась на 4,7%, или на 877 чел.;

- смертность устойчиво превышает рождаемость;

- коэффициент естественной убыли населения увеличился с 3,1 до 3,9, то есть на каждую тысячу населения убыло в 2012 г. 31 чел., 2013 г. — 37 чел., 2014 г. — 39 чел.

Трудовые ресурсы и их способность к изменению

Рис. Факторы, влияющие на формирование и использование трудовых ресурсов

Таблица

Демографические показатели за период с 2012-2014 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2012 г., %, ±

Численность постоянного населения (среднегодовая), чел. 18477 18040 17600 92,3%

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, на 1000 чел. населения -3,1 -3,7 -3,9 -0,8

Общий коэффициент рождаемости, на 1000 чел. населения 11,6 12,6 12,3 0,7

Общий коэффициент смертности, на 1000 чел. населения 14,7 16,3 16,2 1,5

Коэффициент миграционного прироста (убыли), на 1000 чел. населения -20,9 -20 -19,8 1,1

В условиях сокращения численности населения сельских территорий (естественная убыль населения) основным фактором, влияющим на сохранение и увеличение трудовых ресурсов, является социальный фактор, важнейшими элементом которого мы считаем систему здравоохранения.

Выводы

К принципам, на основе которых должны развиваться трудовые ресурсы сельской территории, относятся повышение производительности труда, равенства, трудовой доступности, расширение трудовых возможностей, качественной оценки трудовых ресурсов, учета трудового уклада и бытовых особенностей территории, единства самореализации личности и развития сельской территории, сопоставимости мер развития трудовых ресурсов и их использования, учета социального заказа предприятий, расположенных за пределами сельской территории, динамичности, детального описания условий формирования и развития трудовых ресурсов, достоверности используемой информации, универсальности, доступности и сопоставимости данных, научности, комплексности, к факторам — социальные, экономические, организационные и регулирующие.

Библиографический список

1. Методика прогнозирования развития производственного потенциала сельских муниципальных образований: методические рекомендации / ГНУ СибНИИЭСХ Россель-хозакадемии. — Новосибирск, 2014.

2. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года / Федеральная целевая программа // Электронный ресурс Гарант.

3. Об устойчивом развитии сельских территорий // Доклад, подготовленный Советом при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и

демографической политике / Электронный ресурс Гарант.

4. Christopher Freeman 11th September 1921 - 16th August 2010 // Science and Technology Policy Research. University of Sussex web-site.

5. Кузина Е.И. Проблемы и перспективы развития инновационного трудового потенциала в современных условиях / / Вопросы экономической науки и подготовки кадров: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (29 ноября 2011 г.) / отв. ред. В.А. Комо-горкин. — Рязань: Алексеева И.А., 2011.

6. Бушуева И.В., Бутова Т.Г. Маркетинговые технологии формирования регионального потребительского комплекса // Вестник КрасГАУ. — 2005. — Вып. 8.

7. Блинова Т.В., Потапов А.П. Трудовой потенциал модернизации Российского села // Вестник Саратовского государственного университета. — 2011. — Вып. 1. — Т. 2.

References

1. Metodika prognozirovaniya razvitiya proizvodstvennogo potentsiala sel'skikh mu-nitsipal'nykh obrazovanii / Metodicheskie re-komendatsii / GNU SibNIIESKh Rossel'khoza-kademii. — Novosibirsk, 2014. — 104 s.

2. «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda». Federal'naya tselevaya programma / Elektronnyi resurs Garant.

3. «Ob ustoichivom razvitii sel'skikh territorii». Doklad, podgotovlennyi Sovetom pri Prezidente RF po realizatsii prioritetnykh nat-sional'nykh proektov i demograficheskoi poli-tike. / Elektronnyi resurs Garant.

4. Christopher Freeman 11th September 1921 — 16th August 2010 // Science and Technology Policy Research. University of Sussex web-site.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kuzina E.I. Problemy i perspektivy razvitiya innovatsionnogo trudovogo potentsiala v sovremennykh usloviyakh / / Voprosy eko-nomicheskoi nauki i podgotovki kadrov: ma-

ter. I Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf., 29 noyabrya 2011 g./ otv. red. V.A. Komogor-kin. - Ryazan': Alekseeva I.A., 2011.

6. Bushueva I.V., Butova T.G. Marketin-govye tekhnologii formirovaniya regional'nogo

potrebitel'skogo kompleksa // Vestnik

+

KrasGAU. Nauchno-tekhnicheskii zhurnal. — 2005. — Vyp. 8

7. Blinova T.V., Potapov A.P. Trudovoi potentsial modernizatsii Rossiiskogo sela // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo un-

iversiteta. — 2011. — Vyp. № 1. — T. 2. +

УДК 332.14

Д.В. Рожкова D.V. Rozhkova

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ON THE ISSUE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOCAL MARKET:

THEORETICAL ASPECT

Ключевые слова: АПК, рынок, региональный рынок, местный рынок, локальный рынок, региональная экономика, экономическое разви-

С позиции современного развития экономики Российской Федерации, в том числе региональной экономики, вопрос формирования локальных рынков встает наиболее остро, поскольку намеченный курс на форсированный переход к импор-тозамещению требует изучения рынка на всех его уровнях. Следовательно, цель работы заключается в освещении теоретических аспектов формирования и развития локального рынка в рамках региональной экономики. Традиционно исследователи отождествляют локальные рынки с рынками местными, не учитывая их специфику, при этом до настоящего времени нет единого подхода к определению термина «локальный рынок». Проведен детальный анализ подходов к определению термина «локальный рынок», среди которых преобладают пространственно-территориальный и товарный подходы. Приведены примеры определений локального рынка с точки зрения таких ученых, как Л.Я. Баранова, М. Портер, Е.А. Абрамова, Н.А. Феоктистова и т.д. Кроме того, отмечена взаимосвязь локального и регионального, локального и местного рынков. В соответствии с целью работы автором проанализированы трактовки понятий «региональный» и «местный» рынки, выявлены отличительные черты данных категорий, что позволило опровергнуть утверждение о тождественности вышеназванных рынков. Предложена авторская трактовка понятия «локальный рынок», сформулированы присущие ему отличительный черты и характеристики, влияющие на

эффективное функционирование рынка. Рассмотрены функции локальных рынков в экономике.

Keywords: agricultural industry complex, market, regional market, local market, regional economy, economic development.

Today the issue of the formation and development of local markets is very topical from the viewpoint of modern economy development in the Russian Federation including the regional economy, because the planned course of the forced transition to import substitution requires market study at all levels. The goal of this research is to consider the theoretical aspects of the local market formation within the development of the regional economy. Traditionally many researchers equate the local market with special market without taking into account their specificity, and at the same time there is no unified approach to the definition of the "local market". A detailed analysis of the approaches to the term of the "local market" was made by author; the most popular of them are spatial and commodity approaches. Some examples of the "local market" definitions according to such researches as L.Ya. Baranova, M. Porter, Ye.A. Abramova, N.A. Feoktistova and others are presented. Besides, the author points out the correlation of "local" and "regional", "local" and "special" markets. The definitions of "regional" and "local" markets are analyzed; the distinctive features of those categories are revealed. The author's interpretation of the term of "local market" is presented, and its specific features and characteristics that may affect the effective functioning of the market are revealed. The functions of local markets in the economy are considered.

Рожкова Дарья Викторовна, ассистент, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: danya2510@yandex.ru.

Rozhkova Darya Viktorovna, Asst., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: danya2510@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.