Научная статья на тему 'Принципы формирования структуры детских досуговых центров для дошкольников'

Принципы формирования структуры детских досуговых центров для дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3401
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский досуговый центр для дошкольников / типологическая классификация / приоритетное назначение / функциональный блок

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Елена Борисовна

Статья посвящена вопросам разработки структуры и типологии детских досуговых центров для дошкольников на основе определения новых тенденций в современной российской системе дошкольного воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования структуры детских досуговых центров для дошкольников»

УДК 72.01.

Сычева Е. Б.

Принципы формирования структуры детских досуговых центров для дошкольников

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки структуры и типологии детскихдосуговых центров для дошкольников на основе определения новых тенденций в современной российской системедошкольного воспитания и образования.

Sycheva Е. В.

PRINCIPLES OF FORMATION OF STRUCTURE OF THE PRE-SCHO OL LEISURE CENTERS

The article is devoted questions of workingoutof structure and typology children‘spre-school the centresforpreschool children on the basis of definition of new tendencies in modem Russian system of preschool education andformation.

Ключевые слова: детский досуговый центр для дошкольников, типологическая классификация, приоритетное назначение, функциональный блок.

Сычева

Елена Борисовна

ст. преподаватель УралГАХА, кафедра архитектурного проектирования

В данной статье применяют следующие термины с соответствующими сокращениями и определениями:

• Детские досуговые центры для дошкольников (ДДЦ-Д)* — многофункциональные комплексы с различным набором досуговых услуг, объединенных каким-либо приоритетным направлением деятельности, предназначенные для развития, обучения, оздоровления и развлечения дошкольников (детей до 7 лет), а также для проведения досуга и образования сопровождающих их взрослых.

• Школа развития (ШР)** — является учреждением дополнительного образования для дошкольников, включающим группы кратковременного пребывания детей. Осуществляет комплексную программу развития и подготовку детей к школе.

• Лекотека*** — от шведского слова 1есо (игрушка) и греческого Леке (хранилище) — является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Предназначена для детей, которые не могут

посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или из-за проблем развития и нуждаются в психо-лого-педагогической и медико-социальной помощи.

• Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)**** — является структурным подразделением государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Осуществляет психолого-педа-гогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня во всем мире ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Не использовать его или, что еще хуже, употребить не по

его назначению, по меньшей мере, не дальновидно. [6]

В настоящее время в России сложилась уникальная система дошкольных учреждений, которая предоставляет разнообразный спектр услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, а также изменившихся потребностей общества.

Перечень видов дошкольных учреждений, обеспечивающих общедоступность дошкольного образования для разных социальных слоев населения, значительно расширился. Так, помимо системы детских садов различного вида, появилась многофункциональная сеть учреждений, использующих инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста, осуществляющих воспитательно-педагогическую, медикопсихологическую поддержку семей с маленькими детьми, а также учреждений, призванных организовать семейный досуг. Эти учреждения пока еще не нашли своего нормативного и правового закрепления, но они уже прочно заняли свое место в современной системе дошкольного образования.

В этот перечень можно включить следующиеучреждения: школаразви-тия (или центрразвитияребенка) **, лекотека***, центр игровой поддержки ребенка****, надомные или гувернерс-кие службы.

Кроме дошкольных учреждений с приоритетной учебно-развивающей функцией в настоящее время возникла большая потребность в развлекательно-зрелищных и спортивно-оздоровительных центрах, предназначенных для проведения семейного досуга.

В данной статье они объединены общим понятием «Детский досуговый центр для дошкольников» (ДДЦ-Д)*.

Проведенный анализ отечественного опыта размещения и условий эксплуатации ДДЦ-Д (на примере объектов Екатеринбурга) показал следующее.

1 Сегодня в г. Екатеринбурге насчитывается более 80 учреждений, предназначенных для инновационной работы с дошкольниками (причем, некоторые учреждения имеют несколько площадок в разных частях города), что наглядно подтверждает объективную потребность горожан в их услугах.

2 Процесс появления и размещения подобных учреждений в структуре города чаще всего является спонтанным и зависит в большей степени от возможности аренды

помещений в уже существующих зданиях. Результатом является их постоянная необустроенность и частая миграция по городу или ликвидация, что вызывает большое неудобство для маленьких потребителей.

3 На сегодняшний день ДДЦ-Д арендуют помещения в зданиях, не приспособленных для подобных функций. Почти все рассмотренные здания не соответствуют требованиям СанПиН, предъявляемым к детским дошкольным учреждениям, малопригодны функционально и, конечно, не могут порадовать своей архитектурой ни детей, ни их родителей.

4 ДДЦ-Д с учебно-развивающей функцией (школы или центры развития) оказались в нашем городе наиболее востребованными и получили особое признание среди семей, имеющих детей дошкольного возраста. К сожалению, на сегодняшний день они фактически не имеют достойного проекта-аналога, на который можно было бы опереться архитектору в процессе проектирования, так как в основном представляют собой проекты перепланировки в структуре уже существующих зданий. В связи с этим ШР в данной статье уделяется особое внимание.

Анализ общемировых тенденций развития архитектуры для детей показал появление богатого арсенала средств и возможностей, а также интересные примеры объемно-планировочных решений, которые можно взять на вооружение российским архитекторам при проектировании учреждений, предназначенных для нового поколения детей-дошколь-ников. Зарубежные аналоги, несмотря на их большое разнообразие, не могут учитывать отечественную специфику социальных и природноклиматических условий. Кроме того, в силу ограниченных экономических возможностей большого слоя потенциальных потребителей, в России пока не представляется возможным в полной мере использовать существующие в развитых странах опыт и аналоги. Вследствие этого в нашей стране в практике проектирования и строительства ДДЦ-Д до сих пор большей частью используются уже сложившиеся или реконструируемые здания. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее экономически целесообразно соединять в одном здании несколько функциональных блоков, создавая

крупные, территориально досягаемые для всех потребителей, хорошо оснащенные центры, имеющие в своем штате квалифицированных специалистов разного профиля.

Исходя из выше названных проблем, возникает необходимость в разработке рекомендаций по проектированию наших отечественных ДДЦ-Д. Для этого требуется:

♦ разработать новую архитектурную типологию и классификацию

ДДЦ-Д;

♦ выявить структуру здания ДДЦ-Д и его функциональный состав;

♦ разработать принципы архитектурного формирования отечественного ДДЦ-Д.

1. Типологическая классификация ДДЦ-Д

В России, к сожалению, пока еще не накоплен достаточный опыт в разработке отечественного варианта ДДЦ-Д, отвечающего всем требованиям для этого типа здания, поэтому возникает проблема их классификации. Как показал анализ существующего положения в размещении ДДЦ-Д в Екатеринбурге, процесс появления и размещения в структуре города подобных учреждений чаще всего является нормативно не регулируемым. Очевидно, что классификация все же необходима для разработки концепции городской сети подобных центров по обслуживанию семей с детьми дошкольного возраста.

На основании существующей в теории архитектуры методики по разработке типологии новых видов объектов и изучения типологии аналогичных объектов предлагается следующая классификация.

Можно выделить основные типы ДДЦ-Д в зависимости от:

♦ градостроительного статуса;

♦ приоритетного назначения;

♦ мощности (по количеству функциональных блоков);

♦ степени обособленности;

♦ формообразующего принципа.

1.1. Градостроительный статус

ДДЦ-Д в зависимости от мощности и функциональной направленности может иметь различное градостроительное значение:

1 статус города — ДДЦ-Д эпизодического обслуживания (крупные ДДЦ-Д развлекательно-зрелищного, спортивно-оздоровительного назначения);

2 статус жилого района — ДДЦ-Д периодического обслуживания

Рисунок 1. Начальная школа, Ричмонд, Великобритания (арх. бюро «Системы будущего») [4, С. 127, 129]

Рисунок 2. Детский центр Фавуд, Лондон, Великобритания (арх. Уильям Олсоп) [4, С. 213, 215, 218]

Рисунок 3. Национальный парк, Саппоро, Хоккайдо, Япония (арх. Такмо Сизураи) [1, С. 195]

(малые ДДЦ-Д учебно-развивающего, спортивно-оздоровительного назначения).

1.2. Приоритетное назначение

В зависимости от выбранных функциональных блоков можно сформировать функциональное наполнение

здания ДДЦ-Д, определяя тем самым его приоритетное функциональное назначение:

1 сприоритетнойучебно-развиваю-щей функцией;

2 с приоритетной развлекательнозрелищной функцией;

3 с приоритетной спортивно-оздоровительной функцией.

1.3. Мощность объекта

В зависимости от количества функциональных блоков определяется мощность ДДЦ-Д:

1 малое общественное здание (рисунок 1);

2 крупное общественное здание (рисунки 2-6).

В настоящее время общественные здания, предназначенные для обслуживания населения, с социальной, градостроительной, транспортной точек зрения целесообразно объединять в единый общественный центр. В состав такого многофункционального комплекса могут входить различные по блоки: зрелищные, образовательные, спортивные, административные, предприятия общественного питания.

1.4. Степень обособленности

ДДЦ-Д по степени обособленности может рассматриваться как:

1 отдельно стоящее здание;

2 пристроенное к существующему зданию;

3 встроенное в структуру уже существующих общественных или жилых зданий.

Например, почти все действующие ныне ШР, ЦИПР, лекотеки из-за неимения своих площадей в основном размещаются на базе уже существующих зданий:

1 детских садов;

2 общеобразовательных школ (в блоке с начальными классами);

3 клубов для школьников, деятельность которых в настоящее время утратила свою популярность;

4 административных зданий;

5 в квартирах жилых домов, подвергнутых перепланировке.

1.5. Архитектурно-формообразующие принципы

В зависимости от формообра-зущего принципа можно выделить следующие модели ДДЦ-Д:

1 здание — закрытая система, когда все процессы происходят только внутри здания:

♦ с традиционной структурой (зально-ячейковая структура в сочетании с коммуникационно-рекреационным каркасом [5]);

♦ с нетрадиционной структурой здания (большезальная структура с вложенными объемами, многослойные решения) (рисунок 2);

2 здание — открыто-закрытая система, синтез здания и парка:

Рисунок4.Детский центр, Исуи, Тояма, Япония (арх. Митсури Сенда) [2, С. 2431

♦ органичное включение здания в природный ландшафт парка (рисунок 3);

♦ кровля и террасы здания являются игровой площадкой парка (рисунки 4, 5);

3 дискретное размещение объектов, представляет собой парк, включающий в свою структуру комплекс зданий (по принципу парка «Диснейленд») (рисунок 6).

2. Основные

типологические особенности

Здание ДДЦ-Д можно отнести к многофункциональным общественным зданиям, поэтому его объемно-планировочное решение в целом должно отвечать действующим нормам для общественных зданий. Специфическими и типологическими особенностями подобных зданий являются:

2.1. Полифункциональность Из множества возможных функций ДДЦ-Д можно выделить те, которые формируют основное назначение центра и являются доминирующими в его облике, и те, которые дополняют или сопутствуют основным процессам.

К основным функциям ДДЦ-Д можно отнести:

♦ развивающее обучение детей;

♦ развлекательно-зрелищное назначение;

♦ спортивно-оздоровительное назначение.

К дополнительным функциям ДДЦ-Д можно отнести:

♦ обучение взрослых;

♦ обслуживание посетителей;

♦ обслуживание процессов (схема !)•

Помещения различного назначения, входящие в состав такого комплекса, проектируются по нормам, принятым для каждого конкретного типа общественного здания.

2.2. Двухчастность здания Наиболее распространенным типом здания досугового назначения является двухчастное здание с двумя различными видами деятельности: массовой и камерной. Массовые виды деятельности требуют больших зальных пространств, а камерная деятельность предполагает ячейковую структуру помещений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К зальным помещениям ДДЦ-Д можно отнести:

♦ помещения развлекательно-зрелищного назначения;

♦ помещения спортивно-оздоровительного назначения;

♦ некоторые зальные помещения для обслуживания посетителей (например, кафе, библиотека).

К ячейковым помещениям ДДЦ-Д можно отнести:

♦ учебные помещения;

♦ офисы по обслуживанию посетителей;

♦ помещения для обслуживания процессов.

2.3. Гибкая планировочная структура

В ДДЦ-Д как в многофункциональном общественном здании все процессы должны происходить независимо друг от друга. В то же время, единое объемно-планировочное решение должно обеспечить удобные взаимосвязи и беспрепятственную возможность совместного функционирования.

Планировочная структура многофункционального общественного здания состоит из системы коммуникационно-рекреационного каркаса и нанизанных на нее блоков помещений, связанных между собой определенной функцией [5]. В зависимости от мощности и назначения комплекса набор блоков помещений может быть различным.

ДДЦ-Д состоит из следующих структурных узлов:

♦ коммуникационно-рекреационный каркас;

♦ группа основных и дополнительных помещений;

♦ группа подсобных и вспомогательных помещений, санитарные блоки;

♦ группа технических помещений. В систему коммуникационно-рекреационного каркаса входят:

♦ входная группа — тамбур, вестибюль;

Рисунок5. Волшебныйостров, Сеул, Корея [3, С. 164]

♦ вертикальные коммуникации — лестницы, пандусы, подъемники, эскалаторы;

♦ горизонтальные коммуникации — коридоры, галереи;

♦ рекреации — фойе, холлы и т. д.

3. Функциональные блоки помещений

Анализируя предложения на рынке досуговых услуг семьям с детьми дошкольного возраста, можно выделить следующие возможные блоки помещений, объединенные общим назначением (схема 1).

В зависимости от количества выбранных функциональных блоков можно сформировать здание ДДЦ-Д с различными вариантами приоритетной функциональной направленности, разной этажности и разной мощности.

В дальнейшем мы будем рассматривать вариант состава помещений с приоритетной учебно-развивающей функцией — «Детский досуговый центр для дошкольников, включающий школу развития», так как, на основании проведенного анализа (на примере Екатеринбурга), это направление деятельности получило в наши дни особое признание среди семей, имеющих детей дошкольного возраста (схема 2).

На примере варианта А рассмотрим подробнее состав отдельных функциональных блоков и функционально-планировочные связи отдельных помещений (схема 3).

Определив состав помещений функциональных блоков здания, необходимо разобраться, как эти блоки связаны между собой и как взаимосвязаны помещения внутри блоков. Для этого необходимо выделить основные зоны и рационально сгруппировать их, исключая при этом протяженные переходы и неудобное соседство (схема 4).

Особое внимание архитекторов хочется обратить на следующие функциональные зоны ДДЦ-Д, которые пока еще не имеют вариантов планировочных схем и нормативов для расчета площади:

1 Колясочная;

2 Зона раздевания малышей в сочетании с гардеробом;

3 Зона ожидания взрослых (не имеет аналогов ни в одном из схожих по функциям типов детских учреждений);

4 Зона для кратковременных игр во время перемен между занятиями.

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ детского досугового центра для дошкольников (с приоритетной учебно-развивающей функцией}

Семейная библиотека

Группы раннего развития (1 - 3 года)

Группы развития (3-5,5лет)

Группы предшкольной подготовки (5,5-7 лет)

Центр игровой поддержки р<

Группы раннего развития (1 - 3 года)

Группы развития (3 - 5,5 лет)

Семейная библиотека

Группы предшкольной подготовки (5,5-7 лет)

Пунктыобслуживания посетителей

Центр образования взрослых

Центр игровой поддержки р|

Группы раннего развития (1 - 3 года)

Группы развития (3-5,5 лет)

Семейная библиотека

Группы предшкольной подготовки (5,5 - 7 лет)

Схема 1. ВОЗМОЖНЫЕ БЛОКИ ПОМЕЩЕНИЙ

детского досугового центра для дошкольников

Основные блоки помещений

Развивающего обучения детей Развлекательно- зрелищного назначения Спортивно- оздоровительного назначения

Школа развития Лекотека Центр игровой поддержки Музейдля малышей Детский театр Детский кинотеатр Многоцелевой зрительный зал Детский игровой центр Крытый каток Бассейн Спортзалы

Коммуникационно- рекреационный каркас

Входная группа Вертикальные коммуникации Горизонтальные коммуникации Рекреации

Обучения взрослых Обслуживания посетителей Обслуживания процессов

Школа молодых родителей Курсы профессиональной подготовки нянь, гувернеров Семейное кафе Библиотека, видеотека Магазины детских товаров Консультативные пункты Специализированные бюро Административные помещения Служебно-бытовые помещения Вспомогательные помещения

Дополнительные блоки помещений

СОСТАВ БЛОКОВ ПОМЕЩЕНИИ

детского досугового центра для дошкольников

(с приоритетной учебно-развивающей функцией, вариантА)

ДЕТСКИИ ТЕАТР

1. Фойе.

2. Зрительный зал (многоцелевой).

3. Подсобные помещения:

• кино-свето-звукоаппаратная;

• костюмерные (для девочек и мальчиков);

• комнатаисполнителей;

• помещениедля репетиций;

• театральная студия;

• склады (для костюмов и декораций).

ШКОЛА РАЗВИТИЯ

1. Помещениядлягрупповыхзанятий:

• для детей от1доЗ лет;

• для детей от 3 до 5,5 лет;

• длядетейот5,5до7лет.

2. Кабинеты для частных консультаций.

3. Залы (музыкальный и физкультурный).

КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КАРКАС

1. Тамбур,колясочная.

2. Вестабюль:

• гардероб + зона раздевания;

• стойка администратора;

• возможна торговая зона;

•туалеты (для взрослых и детей).

Коммуникации

1. Вертикальные коммуникации (лестница, пандус, подъемник). 2 Горизонтальные коммуникации (коридоры, холлы)

1. Зонаожиданияродителей.

2. Зона подвижных игр.

4. Выставочная зона.

СЕМЕЙНАЯ библиотека

1. Залбиблиотеки,видеотеки.

2. Видеозал.

3. Хранилище.

СЕМЕЙНОЕ кафе

1. Обеденныйзал.

2. Пищеблок:

• загрузочная;

• помещениядляхраненияпродуктов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• горячий цех;

• холодный цех;

• моечные;

• комнатаотдыхаперсонала.

Схема 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СВЯЗИ ПОМЕЩЕНИИ детского досугового центра для дошкольников (с приоритетнойучебно-развивающей функцией, вариант А)

ДЕТСКИИТЕАТР

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАЛЫ

УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ТУАЛЕТЫ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ГРУЗОВЫЕ ПОДЪЕЗДЫ

ЗОНЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ АРХИТЕКТОРОВ

Выводы:

Инновационные формы работы с детьми (от 0 до 7 лет) — это ответ на потребности социума, как в обеспечении доступности дошкольного образования, так и в организации досуга для малышей и их родителей.

Все они нуждаются не только в тщательном исследовании еще малоизученных педагогических технологий, психологии и нужд потребителей, но и, что очень важно, в глубоком осмыслении со стороны архитекторов и дизайнеров, а также создании проектов новых типов общественных зданий, предназначенных для этой возрастной группы.

Новые виды учреждений для работы с детьми дошкольного возраста, безусловно, интересны для архитекторов еще и с той точки зрения, что для них пока не утвердились какие-либо устоявшиеся, жестко закрепленные требования к проектированию. Этот факт открывает широкие перспективы для экспериментального проектирования, дает возможность использовать богатый арсенал средств и возможностей в соответствии с передовыми тенденциями мировой архитектуры.

Список используемой литературы

1 Меренков А. В., Янковская Ю. С. Структура общественного здания (на примере архитектуры досуговых центров). // Учеб. пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2008.

2 Broto С., KrauelJ. Design for fun: playgrounds. Barcelona: C. Broto i Comerma, 2006.

3 Broto C., Krauel J. Great Kinds’ Spaces. Barcelona: C. Broto i Comerma, 2006.

4 Ji-seongJ. Eco-Landscape. Seoul: CAPress, 2006.

5 Mostaedi A. Preschool and kindergarten architecture. Barcelona: C. Broto i Comerma, 2006.

6 Слободчиков В. И., Петровский В. А., Якобсон С. Г. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года. Режим доступа: http://lsentyabrya. ru/start/other/200 6/08/31/ articles 2149.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.