Научная статья на тему 'Принципы формирования агропромышленного кластера и продовольственного рынка в регионе'

Принципы формирования агропромышленного кластера и продовольственного рынка в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ЦЕНА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подолян Э. В.

Рассмотрены состояние, влияющие факторы и проблемы развития агропродовольственного сектора экономики страны. Предложены условия достижения высокоэффективного производства в АПК, формирования регионального продовольственного рынка и развитой системы государственного регулирования в области ценообразования, а также методические подходы к формированию кластерной политики и организации кластера АПК в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования агропромышленного кластера и продовольственного рынка в регионе»

 - принятие мер по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства в том числе через механизм инвестиционных торгов.

В ближайшей перспективе требуется создание условий для формирования перерабатывающих фирм. Один из путей решения данной задачи – активизировать процесс формирования вертикально-интегрированных структур, охватывающих технологическую цепочку от производства сельскохозяйственного сырья до выпуска и реализации конечной продукции на кооперативной основе. Это возможно в условиях существенного повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках национальной программы, обеспечения притока инвестиций, создания надежного механизма налоговых и кредитных льгот и государственных гарантий в сфере агропромышленного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности // Экономист, 1999, № 4.

2. Егерева О. Формирование условий эффективного функционирования АПК России, М, АгриПресс, 2000, 164 с.

3. Лушникова И. Развитие интеграционных процессов в АПК региона// АПК: экономика, управление, 2006, № 9.

4. Мисаков А.В., Мисакова З.В. Совершенствование механизма управления корпоративными структурами // Экономический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. №4. С. 80–84.

5. Ушачев И. Основные направления аграрной политики Российской Федерации// АПК: экономика и управление, 2005, № 5.

6. Чеплянский А. Аграрная политика США // АПК: экономика, управление, 2005. №5.

ПОДОЛЯН Э.В.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА И

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РЕГИОНЕ

Подолян Э.В., Кисловодский институт экономики и права, аспирантка,

357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Р. Люксембург, д. 42

Рассмотрены состояние, влияющие факторы и проблемы развития агропродовольственного сектора экономики страны. Предложены условия достижения высокоэффективного производства в АПК, формирования регионального продовольственного рынка и развитой системы государственного регулирования в области ценообразования, а также методические подходы к формированию кластерной политики и организации кластера АПК в регионе.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, эластичность спроса и предложения, перекрестная эластичность, цена, агропромышленный комплекс региона, кластер.

Коды классификатора JEL: Q 12, Q 18, R 58.

В продовольственном секторе России в переходный период отмечается два разнонаправленных явления; с одной стороны, с начала 90-х гг. усилился спад производства, как в целом в продовольственном комплексе страны, так и в отдельных его отраслях и подотраслях. В то же время в этом комплексе страны появляются новые рыночные структуры, как дополнение к традиционным, формируются новые каналы движения продукции, новые продуктовые цепочки. Эти новые структуры и новые связи, возникающие в отдельных продуктовых сегментах, являются наиболее важным свидетельством перехода всего продовольственного комплекса от централизованно плановой системы к рыночной экономике.

Расчеты рыночной маржи в агропродовольственной цепи показали, что Россия ушла от советской завышенной доли сельского хозяйства в конечной цене продовольствия и приблизилась к мировым уровням. В то же время, в первые годы реформ, произошло чрезмерное увеличение маржи относительно закупочных цен в сельском хозяйстве в силу экстремистских реакций в переходной экономике. В движении структуры конечной цены продовольствия также прослеживается сильное влияние региональной политики: попытки сдержать пропорции в пользу того или иного уровня продовольственной цепи приводят, как правило, к дальнейшему резкому и потому более болезненному изменению этих пропорций в сторону равновесия.

Продовольственная цепочка осуществляет ряд функций по доставке продукта от поля до конечного потребителя: заготовка, сортировка, транспортировка, хранение, переработка, финансирование, распределение и т.п. все эти функции имеют две основные характеристики: добавляют стоимость к продукту и требуют определенных ресурсов для своего осуществления, или порождают издержки. Разница между конечной ценой и ценой сельскохозяйственного продукта, называемая рыночной маржой, с развитием экономики увеличивается за счет развития сферы маркетинговых услуг и роста их стоимости. Резюмируя

Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2008 Том 6 № 3 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 3

изложенное, можно сказать, что на формирование конкретного вида продовольственной цепи оказывает влияние несколько факторов, важнейшими из которых являются следующие:

- отложенная макроэкономическая стабилизация, неплатежи, отсутствие адекватной кредитной системы (распространение взаимозачетов, бартера, натуральных выплат работникам, товарного кредита, стремление к наличным расчетам и соответствующим схемам маркетинга);

- государственное регулирование на федеральном и особенно на региональном уровне (привязка поставок определенным покупателям, разновыгодность различных каналов сбыта, опять же распространенность взаимозачетов, товарного кредита, бартера);

- соотношение крупных и мелких производителей в аграрном секторе (преобладание коротких продуктовых цепочек и наличного оборота для мелкого сельхозпроизводителя);

- конкретный вид продукта (продуктовые цепочки существенно различаются по разным видам продуктов).

Расчеты рыночной маржи в агропродовольственной цепи показали, что Россия ушла от советской завышенной доли сельского хозяйства в конечной цене продовольствия и приблизилась к мировым уровням. В то же время, в первые годы реформ, произошло чрезмерное увеличение маржи относительно закупочных цен в сельском хозяйстве в силу экстремистских реакций в переходной экономике. В последствие доля сельхозпроизводителей в конечной цене несколько повысилась вновь. В движении структуры конечной цены продовольствия также прослеживается сильное влияние региональной политики: попытки сдержать пропорции в пользу того или иного уровня продовольственной цепи приводят, как правило, к дальнейшему резкому и потому более болезненному изменению этих пропорций в сторону равновесия.

Итак, можно еще раз подтвердить давно сложившийся вывод о необходимых мерах государственной политики, как в агропродовольственном секторе, в частности, так и в целом в АПК.

Государственное регулирование в АПК должно осуществляться преимущественно экономическими методами и включать: защиту отечественного продовольственного рынка от необоснованного импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.

В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственным регулированием цен, установления гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации. Важная роль в воспроизводственном методе определения нормативов государственной поддержки сельского хозяйства отведена ценам, которые являются способом изъятия дохода и части валовой продукции из сельского хозяйства. Сегодня ценовые соотношения и условия воспроизводства для сельского хозяйства характеризуются как неблагоприятные. Это проявляется в диспаритете цен и в значениях основных показателей воспроизводства ниже нормативных [2].

Мы считаем, что для достижения высокоэффективного производства в АПК в первую очередь необходимо реализовать следующие меры:

- привести отраслевую и территориальную структуру АПК в соответствии с изменившимися экономическими условиями, усилив их антикризисную направленность;

- усовершенствовать в хозяйствах всех категорий организационную структуру, систему управления и внутрихозяйственные экономические отношения;

- нормализовать связи сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, обеспечив при этом рост совокупной эффективности по всей цепи «производство – переработка – реализация»;

- развивать коммерческую деятельность сельскохозяйственных организаций;

- обеспечить экономическую поддержку и антимонопольную защиту сельхозтоваропроизводителей.

В числе указанных мероприятий основным, по нашему мнению, является формирование развитой системы государственного регулирования в области ценообразования. Ценовые отношения должны основываться на сочетании свободного ценообразования и государственного ценового регулирования, использовании нормативных методов при расчете цен предложения, обеспечении доходности с/х товаропроизводителей, роста эффективности и снижения издержек производства, формировании цен под влиянием спроса и предложения. Система ценообразования на этапе переработки агропродукции должна носить, преимущественно, региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских и перерабатывающих предприятий. Россия в этом плане пока находится лишь на стадии становления.

Рассмотрим подробнее методологию оценки рыночного спроса и объема продовольственного рынка и те ценовые принципы, на которых должна базироваться антимонопольная политика.

Экономическая теория определяет спрос на товар или услугу как платежеспособную потребность, потому, как не всякая потребность есть спрос. Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует ситуация в народном хозяйстве России в условиях кризиса платежей. Производство продукции во многих отраслях снижается не потому, что нет потребности в данных товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Объем рыночного спроса в каждый конкретный момент составляет некоторую долю емкости рынка.

Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса определяет перспективность продуктового рынка или рынка услуг. Величина спроса и емкость рынка в каждый конкретный момент является функцией нескольких факторов: структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров и др. Эта многофункциональная зависимость делает оценку спроса достаточно сложным процессом.

Определение спроса и размеров рынка включает в себя оценку величины и структуры текущего действительного спроса и перспективную оценку спроса на рынке. Текущий спрос можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период.

Как было указано, рыночный спрос многофункционален, и поэтому для прогнозирования целесообразно сначала выделить по результатам анализа рынка ключевые факторы, определяющие его динамику, и уже затем можно оценивать степень их влияния на спрос и составлять прогноз на будущее.

В работе [1] были рассмотрены методы оценки объемов спроса и предложения на товарных рынках. Автор работы исследует общепринятое в экономической науке понятие перекрестной эластичности спроса по цене (Ер), и приходит к выводу, что нулевая перекрестная эластичность в современных условиях российской экономики не имеет места. Рост цен на любой вид товаров (особенно это касается определенной группы товаров, например, сырья, энергоресурсов) напрямую связан с потреблением и изменением спроса на другие товары (например, продовольственных). Такую форму перекрестной эластичности автор называет «Межгрупповая», так как, действительно, при неизменном уровне платежеспособности населения (его доходов) рост цен на товары одного вида вызывает изменение спроса на товары другой группы, за этим следует изменение цены на следующие виды товаров и т.д. по цепочке. При этом показатель перекрестной эластичности спроса по цене в этой работе предлагается рассчитывать, как отношение процентного соотношения изменения количества и цены одного вида товара (i) к процентному соотношению изменения количества и цены другого вида товара (j).

При этом автором устанавливаются следующие критерии оценки данного показателя:

Ер > 1 – положительная перекрестная эластичность спроса;

Ер < 1 – отрицательная перекрестная эластичность спроса;

Ер = 1 – равновесное состояние, когда изменение цены на один вид товара не вызывает изменения спроса на товары другой группы.

Продолжив исследования в плане развития факторной модели показателя перекрестной эластичности по цене, мы пришли к следующему результату, уточняющему критерии оценки этого показателя: Ер>0 – имеет место при взаимозаменяемых и взаимодополняемых товарах; Ер<0 – имеет место при товарах различных групп (т.н. «межгрупповая перекрестная эластичность).

Полученные результаты в совокупности с проведением факторного анализа показателей объемов спроса и предложения на всех уровнях формирования продовольственной цепи могут способствовать экономико-методически обоснованному проведению антимонопольного контроля ценовой политики на этих различных уровнях.

Мы считаем также, что комплексное решение проблемы эффективного развития АПК возможно путем формирования кластерной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Методологическая база формирования кластерной политики и организации кластера АПК в регионе должна, по нашему мнению, включать следующие блоки:

1. Разработка стратегии развития регионального АПК;

2. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий (оценка и прогнозирование размещения производительных сил, ресурсной базы и объема затрат, формирования себестоимости с/х продукции, существующих и потенциальных проблем, производственных и финансовых рисков);

3. Оценка и прогноз финансово-хозяйственной деятельности предприятий

пищевой отрасли региона:

- на всех этапах производства, т.е. использования сырья, технологической обработки, хранения и реализации готовой продукции, а также контроля качества работ на всех указанных этапах;

- построение бизнес-процессов на предприятиях отрасли;

- оценка динамики всех показателе производственного цикла;

- анализ динамики производственных фондов отрасли;

- оценка взаимосвязей показателей отрасли с показателями функционирования других отраслей;

- разработка ценовой политики с учетом платежеспособности населения и оценки спроса и предложения на локальных продовольственных рынках.

4. Обеспечение условий рентабельного производства и инвестирования на всех уровнях АПК (ценовая политика, налоги, тарифы, амортизация и другие финансово-кредитные рычаги государственного регулирования АПК);

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.