Научная статья на тему 'Принципы человековедения'

Принципы человековедения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снетков В. М.

The paper deals with the target principles of projecting and managing of continuous development, upbringing and instruction of a person during his/her lifetime. The subjects of management (control) in this case include various social organizations beginning with the kindergarten, school, higher educational institution, production enterprise, and the state on the whole. Human ontogenesis is viewed as the attractor to which the subject of management brings it. As the primary principles of management the following ones are proposed: target and time-defining, target-centering, aim orientation, in­creasing activity and freedom of person. As the basic target principles of projecting social organizations the following ones are proposed: anthropocentrism, geocentrism, technocentrism, law-centrism and economy-centrism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priciples of human ontogenesis study

The paper deals with the target principles of projecting and managing of continuous development, upbringing and instruction of a person during his/her lifetime. The subjects of management (control) in this case include various social organizations beginning with the kindergarten, school, higher educational institution, production enterprise, and the state on the whole. Human ontogenesis is viewed as the attractor to which the subject of management brings it. As the primary principles of management the following ones are proposed: target and time-defining, target-centering, aim orientation, in­creasing activity and freedom of person. As the basic target principles of projecting social organizations the following ones are proposed: anthropocentrism, geocentrism, technocentrism, law-centrism and economy-centrism.

Текст научной работы на тему «Принципы человековедения»

2004 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 6. Вып.З

ПСИХОЛОГИЯ

В. М. Снетков

ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ

Настоящая статья продолжает тему человековедения как науки. Под человековедением понимается прикладная, междисциплинарная отрасль человекознания, ориентированная на изучение методов, принципов, законов и механизмов целенаправленного сопровождения и управления развитием, воспитанием, обучением или восстановлением человека на протяжении всех этапов его жизни, т.е. о психолого-педагогическом, медицинском, социальном и прочем сопровождении жизни человека от младенчества и до глубокой старости. В предыдущих публикациях была обоснована необходимость определения таких ключевых категорий человековедения, как «человек», «социальная организация», «ситуация» и «развитие», применительно к заявленной теме1. В данной статье предлагаются указанные дифиниции, а также в продолжение исследования описываются целевые принципы управления непрерывным развитием, воспитанием и обучением человека на протяжении всей его жизни.

В основе современного человековедения лежат результаты экспериментальных и теоретических исследований Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А. Валлона, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В.М. Бехтерева, Л И. Божович, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, И.П. Павлова, Ж. Пиаже, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, проведенных в рамках генетической и дифференциальной психологии, которые выявили особенности индивидуального развития человека в онтогенезе. Б.Г. Ананьев в своей работе2 показал, что сенсорно-перцептивные характеристики человека не только являются продуктом его индивидуального развития, но и определяют потенциал его дальнейшего развития и обучения, противодействуя инволюционным процессам в периоды старения и старости. Н.В. Кузьмина3 и В.А. Якунин4 также пишут о необходимости управления процессами развития, воспитания и обучения человека.

На нынешнем этапе развития общества интерес к проблеме развития человека еще более усилился. Получены новые знания, обобщено большое количество наблюдений в разных науках, которые привели к возникновению новых научных направлений, например: тератологии, танатологии, нейрохимии, психогенетики, эмбриологии, философской, социальной, педагогической антропологии, социальной работе, социальной педагогике, специальной психологии, антропогогики, акмеологии, экологии человека, психологии здоровья, социальной философии, синергетики, социального конструирования, социального менеджмента и многих других. Сказанное показывает, что все большее число теоретиков и практиков склоняются к тому, что существует необходимость в научно-прикладном междисциплинарном человековедении, т.е. в научно обоснованной целенаправленной деятельности группы специалистов и специальных социальных организаций по сопровождению человека в различных сферах его жизнедеятельности на всех этапах его жизни, начиная с пренатального периода и до ухода из жизни. Можно констатировать, что человековедение становится ведущей парадигмой XXI в.

© В. М. Снетков, 2004

Общественная практика убеждает нас в том, что наряду с общим человековедением, т.е. опытом социализации и развития человека как индивида, субъекта труда, личности и индивидуальности, существует специальное человековедение (христианское, профессиональное, военное, политическое, национальное и т.п.), в рамках которого развитие, воспитание и обучение человека как гражданина (певца, актера, олимпийского чемпиона, кадрового офицера и т.д., и т.п.), осуществляется специалистами на основе собственных, исторически сложившихся, узкопрофессиональных методов и принципов деятельности. Если взять, к примеру, спортивное человековедение, которое существует как факт уже более ста лет, то результаты, которые сегодня показывают спортсмены по сравнению с первыми олимпиадами, убедительно свидетельствуют о его практической эффективности.

В своей работе мы различаем человековедение как науку и как деятельность.

Объектом человековедения как науки являются социально-психологические системы различной природы возникновения, предметом - принципы, законы и механизмы управления и целенаправленного сопровождения человека в процессе его развития, воспитания, обучения или восстановления как в норме, так и в патологии. Практической целью человековедения как науки служит разработка «стохастического алгоритма»5, другими словами, методологии деятельности группы специалистов по сопровождению человека и достижению поставленных целей. Сказанное ставит задачу формулирования таких принципов человековедения, которые обобщали бы в себе практический опыт существующих узкоспециальных его направлений, повышали эффективность деятельности всех субъектов социального, медицинского и психолого-педагогического сопровождения процесса развития, воспитания и обучения человека. При этом под онтогенезом человека мы понимаем весь период его жизни: от момента зачатия и до физической смерти. В содержательном плане онтогенетическое развитие человека - это процесс преобразования его функциональных свойств и особенностей в инструментальные, в результате которого в человеке происходят необратимые количественные, качественные, структурные и системные изменения, а сам человек становится субъектом труда, общения, познания и индивидуальностью, т.е. полноценной в духовно-нравственном отношении Личностью.

Общее человековедение, развиваясь на пересечении многих наук о человеке, обогащается их знаниями, методами и принципами. Так, человекознание пополняет человековедение методами комплексной и лонгитюдинальной (Б.Г.Ананьев) оценки свойств, качеств и поведения отдельного человека на протяжении всей его жизни; психология - пониманием души как внутреннего мира человека и опытом его изучения; педагогика и менеджмент - практикой целеполагания и постоянной оценкой достигнутых человеком результатов; медицина и биология вносят в человековедение свой опыт научно-технического и экспериментального (аппаратурного) изучения объективных процессов, лежащих в основе как внешней, так и внутренней (душевной) жизни человека. Синергетика и менеджмент вносят в практику человековедения следующие принципы управления человеком:

1) управленческое воздействие эффективно в той степени, в какой оно адекватно природе человека как объекта управления и ситуации воздействия;

2) воздействие на человека возможно как на физический, жестко структурированный объект и как на живую, духовно-нравственную, разумную, динамическую, самопрограммирующуюся систему;

3) резонансное, хотя и слабое воздействие приводит к большему эффекту, чем сильное, но не согласованное с природой человека и его состоянием. Традиционная (линейная) концепция управления сводится к тому, что чем больше вложишь в воздействие усилия и времени, тем больше получишь отдачи. В управлении человеком линейный подход не всегда адекватен. В собственно управленческом воздействии на человека важна не величина, не сила и не длительность воздействия, а его правильная пространственная и временная организация. На

человека следует воздействовать как на систему, в нужное время и место, топологически согласованное с его собственной структурой, в сенситивный период;

4) человека как объект управления следует не достраивать или перестраивать, а необходимо через проектирование развивающих ситуаций и видов деятельности помогать ему выходить на собственные внутренние ресурсы и механизмы непрерывного, индивидуального онтогенетического развития;

5) теоретически существует бесчисленное множество направлений, механизмов и инструментов (средств) онтогенетического, социального, духовного, психологического, биологического и профессионального развития человека, но объективно, на практике, человек уже в детском возрасте часто бессознательно выходит на свой индивидуальный аттрактор -онтогенез, т.е. на путь и механизмы своего устойчивого в данной среде онтогенетического развития, который определяется основными (постоянно действующими) законами его внутренней и внешней жизни. Человек по своей генетической природе приспособлен для жизни в стабильных внешних условиях (А.Н. Северцов). В таких условиях, если человек выходит на свой аттрактор, то в процессе жизни тратит меньше сил и времени на ее поддержание и свое развития. Таким образом, если у субъекта управления нет алгоритма вывода ребенка на его аттрактор, т.е. индивидуальный онтогенез, то ребенок тратит много сил и времени на случайный перебор средств и механизмов адаптации к среде и поиск смысла сворй жизни, который может длиться достаточно долго, иногда всю жизнь. В условиях предоставления ребенку полной свободы развития и воспитания велика вероятность того, что в качестве основания и средств своего развития он приобретет либо не адекватные, либо вообще случайные, т.е. скоро преходящие (временные) ценности и атрибуты развития, которые не принадлежат его индивидуальному онтогенезу как аттрактору.

Человековедение осуществляется в рамках различных социальных организаций. Социальная организация как институт - это группа из двух и более людей, имеющих общую цель, согласующих свои действия и использующих материальные, финансовые, временные и прочие ресурсы ради ее достижения. Таким образом, по определению, к социальным организациям относятся семья, детский сад, школа, промышленное предприятие, отдельный регион и государство в целом.

Современный рынок и конкурентная борьба требуют от всех социальных организаций постоянных действий по непрерывному развитию и вовлечению человеческих ресурсов, всего персонала в жизнедеятельность и развитие всей организации. Ресурсы организации - это то, что приносит ей прибыль и позволяет достигать поставленных целей. Человеческие ресурсы (личная, внутренняя жизнь человека, его тело, способности, опыт, умения, здоровье, патриотизм и т.п.) только тогда становятся прибыльным капиталом организации, когда они оценены и востребованы, т.е. постоянно задействованы в ее жизнедеятельности и развитии, образно говоря, «пущены в оборот».

Поскольку люди в промышленных организациях обычно имеют уже профессиональное образование и стаж работы, постольку возникает проблема управления их профессиональным развитием и должностным ростом. Б.Г. Ананьев еще в 1968 г. подчеркивал, что для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития. Злободневность обсуждаемой проблемы подтверждается развитием антропогогики7 и андрагогики как отраслей педагогики, науки о теории и практике обучения взрослых8. Все современные организации, в том числе и государство, вынуждены постоянно развиваться, поэтому возникает объективная необходимость в увеличении человеческого капитала организации, т.е. в управлении и сопровождении непрерывным, профессиональным и духовно-нравственным развитием ее персонала, необходимость в научно обоснованном профессиональном человековедении.

Профессиональное человековедение как деятельность группы специалистов по сопровождению и управлению профессиональным и индивидуальным развитием персонала организации, на наш взгляд, становится необходимым атрибутом современного научно-технического прогресса и развития всех социальных и промышленных организаций, в том числе и государства. Без реализации концепции непрерывного индивидуального и профессионального развития персонала и соответствующего социального и психолого-педагогического сопровождения этого процесса современные организации не имеют шансов выжить в конкурентной борьбе. Именно поэтому во многих промышленных организациях сегодня появились менеджеры по персоналу как специалисты по управлению человеческими ресурсами, деятельность которых иногда идет вразрез с направлением и принципами онтогенетического развития человека как личности и как индивидуальности.

Обсуждая проблемы профессионального человековедения, необходимо отметить еще одно важное положение современного менеджмента, которое должно лечь в его основу. Сегодня в мире ни один товар, ни одно крупное мероприятие не обходятся без проекта. При этом в понятие проекта обычно вкладываются два смысла. Чаще всего под проектом понимают то, что задумывается или планируется, например изготовление какого-либо продукта или создание промышленного предприятия. В данной статье мы исходим из того, что проект-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для решения в течение заданного времени и при установленном бюджете имеющейся задачи (проблемы) и достижения поставленной цели9. Иногда в основе проекта лежит реально действующая или теоретическая модель проектируемого объекта или процесса.

Актуальность предложенного подхода заключается в его востребованности. Дело в том, что постоянные преобразования п реконструкция многочисленных организаций в нашей стране зачастую начинаются и осуществляются без заранее утвержденного и фиксированного в документах проекта (модели) человека и ответа на главный вопрос: каким должен быть человек в преобразованной, реконструированной организации? В настоящий период наша страна перестраивается. Но поскольку отсутствует проект человека, т.е. не решен главный вопрос, под какого человека перестраивается Россия как социальная организация, постольку отсутствует платформа, на которой могли бы происходить оценка и управление ростом человеческого капитала страны.

В последнее время в нашей стране осуществляется реформа системы образования. Идут многочисленные дискуссии об учебных программах, видах и форме обучения. Но у правительства опять нет проекта духовно-нравственного развития и воспитания подростков как будущих граждан и основы государства. Таким образом, нет официально утвержденного документа (проекта), в котором был бы зафиксирован и описан образец того человека, того гражданина России, к которому, как к своей цели, должны стремиться в своей деятельности все организации системы воспитания и образования: от детского сада до института. А если нет цели, то нет смысла в дискуссиях о том, в каком направлении реформа должна двигаться. Здесь надо отметить, что в стране проблема психолого-педагогического сопровождения человека в условиях перестройки получила государственный статус10. Очевидно, что без государственного проекта развития человека нет смысла ни в самой перестройке, ни в реформе образования, ни в управлении этими процессами, так как сущность любого управленческого воздействия заключается в приближении состояния или свойств объекта управления (в нашем случае - человека) к заранее заданным, т.е. к цели или образцу. Без цели также невозможно определить вклад специалистов в ее достижение и обеспечение. Для иллюстрации сказанного приведем отрывок из книги «Приключения Алисы в стране чудес»:

— Котик! Чешик! - робко начала Алиса. Она не знала, понравится ли ему это имя, но он только шире улыбнулся в ответ.

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - спросил Кот.

- Мне все равно... - сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот.

- Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти»". Для формулирования принципов человековедения, обратимся к понятию «ситуация». В

данном случае, мы рассматриваем ситуацию как единицу человеческой жизни, так как каждый человек рождается, живет и действует в пространстве конкретной ситуации как социально-психологической системы (СПС). Под СПС мы понимаем такую открытую систему, которая носит антропогенный, онтологический и целеустремленный характер, неотъемлемым и смыслообразующим атрибутом пространства которой является целостный человек (схема 1). Достаточно в пространстве какой-либо системы появиться человеку, как она сразу получает статус СПС. Так, класс без учеников - просто комната, школа без учеников - здание, территория без людей - ландшафт. Например, убери человека из государства или организации и они потеряют всякий смысл и основу своего существования и развития.

Схема 1. Ситуация как социально-психологическая система

Человек - Пространство

Социальная организация (правила и принципы взаимодействия)

По своей структуре ситуация как СПС включает в себя как минимум три элемента: отдельного человека как объекта и/или субъекта взаимодействия; пространство, в котором он осуществляет свое взаимодействие, и социальную организацию. Структура пространства ситуации как СПС включает в себя следующие составные части:

духовный мир - мир культурных и национальных традиций и смыслов жизни; психологический мир - мир представлений, чувств и отношений человека; информационный мир - мир общения, знаний, значений и знаков; социальный мир - мир"других людей, экономических, правовых и прочих групп; витальный мир - мир окружающих животных; растительный мир - мир растений и продуктов питания;

физический мир - мир городов, транспорта, предметов быта, орудий труда и т.д. Социальная организация как процесс - это упорядочение взаимодействия всех элементов СПС между собой, в том числе человека с окружающим его пространством, с самим собой и с другими людьми на основе определенных законов, принципов, правил и норм. Именно социальная организация, т.е. наличие и соблюдение законов, установленных норм и правил взаимодействия и поведения людей, определяет целостность, пространственные и временные границы ситуации как СПС. Таким образом, соблюдение законов, норм, правил и принципов взаимодействия элементов ситуации как СПС выступает ее системообразующим фактором. Исходя из смыслообразующего значения человека для любой социальной организации как СПС, начиная от семьи, предприятия, школы, региона и государства в целом, нам представляется важным утвердить мысль о том, что в основе управления персоналом и стратегического развития (реконструкции) этих организаций должен лежать заранее составленный проект развития, воспитания и обучения человека. Научной теоретико-методологической основой разработки проекта и сопровождения развития, воспитания и обучения человека должно

являться современное синтетическое человекознание, модель развития человека и его психики, методология и практика общего и специального человековедения. Научно-практической основой обеспечения подобного проекта и профессиональной деятельности команды специалистов, участвующих в осуществлении проекта развития человека, может выступить практика социальной работы12 и концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Поскольку модель инструментального развития человека и возможные формы его онтогенеза даны в предыдущих публикациях, здесь остановимся на описании общих принципов человековедения как деятельности команды специалистов или группы организаций. Применение категории СПС позволяет показать, во-первых, исключительное значение проекта развития человека как смыслообразующего элемента стратегического развития социальной организации, во-вторых, определить такие важные для планирования развития человека и организации понятия, как «ситуация» и «событие». Без проектирования ситуации трудно решить проблему проектирования и сопровождения развития человека.

В человековедении главное не в том, чтобы прогнозировать поведение человека, что практически трудно осуществить, а в том, чтобы постоянно создавать такие ситуации и правила деятельности, в результате наличия которых нужный эффект или нужные личностные или профессиональные свойства и особенности человека не смогли бы не возникнуть и закрепиться, так как развитие человека есть результат его взаимодействия со множеством текущих ситуаций. Ситуация - это СПС (см.- схему 1), взятая без развития в конкретный момент времени, для которой возможны измерение и описание состояния, свойств, качественных и количественных характеристик, особенностей пространства, социальной организации и человека. Событие -СПС, для которой зафиксированы начальная и конечная ситуации, правила, направление, динамика, время и последовательность этапов перехода из начальной ситуации в конечную. Событие - количественное и качественное изменение ситуации как СПС в целом либо ее элементов. Следовательно,, случайная встреча, изменение среды обитания, правил поведения человека и т.д., и т.п. могут стать событиями в его жизни.

Таким образом, из вышесказанного следует исходное для практического человековедения положение: целенаправленное сопровождение и управление развитием, воспитанием и обучением человека следует осуществлять через проектирование ситуации как события. Это, в свою очередь, ставит перед человековедением задачу научно-практического определения таких понятий, как «потенциал ситуации» и «потенциал человека», и соответственно разработки методологии их оценки.

Спроектировать развитие социальной организации - это значит спланировать событие, т.е. задать правила и принципы ее перехода из актуального, текущего состояния как исходной ситуации, в конечную ситуацию как потребное будущее, что требует от проектировщиков описания конечной цели, т.е. описания образца и модели ситуации или организации, которых необходимо достигнуть. При этом проектировщики в качестве центрального, смысло- и системоопределяющего фактора развития социальной организации могут рассматривать различные элементы СПС, которые позволяют нам описать следующие основные парадигмы проектирования стратегического развития социальной организации как института: антропоцентризм (ориентация на человека), геоцентризм (ориентация на окружающую среду), социоцентризм (ориентация на социум), экономоцентризм (ориентация на рентабельность), техноцентризм (ориентация на технические средства и технологию) и законоцентризм (ориентация на объективно существующие законы и установленные нормы).

Как показывает исторический опыт, абсолютизация какой-либо одной парадигмы приводит к осложнениям существования и стратегического развития социальной организации как СПС. При оптимальном сочетании всех парадигм социальная организация находит свой

аттрактор, т.е. путь с мини-затратными механизмами своего устойчивого развития в данной среде. Исходя из понимания организации как СПС, можно выделить следующие основные и взаимосвязанные между собой проекты, которые должны лежать в основе ее стратегического развития:

1) проект развития человека как индивида, личности и как индивидуальности, в том числе проект развития его семьи;

2) проект профессионального развития человека как субъекта труда, общения и познания, включающий в себя проект его профессиональной карьеры;

3) проект изменения видов деятельности человека и его рабочего места, содержащий проект изменения окружающего человека внутреннего пространства организации;

4) проект изменения правил, норм и принципов, определяющих деятельность и взаимодействия персонала с элементами пространства как внутри организации (другими людьми, системой управления и т.п.), так и внешней средой.

Поскольку человек является смыслообразующим и основополагающим фактором организации как СПС, постольку проект его развития, воспитания и обучения приобретает первостепенное и принципиальное значение. Каков человек - такова и организация, какова организация - таков и человек. Именно от человека зависит, как и для чего будут использоваться материальные, технические, финансовые и прочие ресурсы организации. Исключительно важным является также проект развития правил, норм, и принципов взаимодействия людей, подразделений и прочих подсистем и элементов внутри организации, которые определяют ее целостность и сам факт существования и развития как СПС. И, наконец, не менее важным для развития организации, чем все предыдущие, служит проект развития внутреннего человекосоразмерного пространства организации как зоны возможного ближайшего развития человека, включая информационную определенность, направление и скорость изменения пространства подразделений, правил взаимодействия и рабочих мест. Если скорость изменения окружающего человека пространства организации или государства превышает его способность к ассимиляции нового (Ж. Пиаже), то человек психологически «выпадает» из организации как СПС.

Перечисленные и взаимосвязанные между собой проекты, лежащие в основе стратегического развития социальной организации, имеют первостепенное значение не только благодаря своему содержанию, но и потому, что все они входят в предмет управления организацией, т.е. непосредственно зависят от системы менеджмента организации. Человек же во всех этих случаях выступает как объект проектирования и управления. Проследить основные тенденции эволюции взглядов в менеджменте за XX столетие на человека как на объект управления можно по системе критериев (схема 2).

В соответствии с приведенными критериями (см. схему 2) можно отметить, что человек в начале XX столетия рассматривался как рациональная, закрытая и стабильная система (концепция РЗС). Поэтому к человеку как объекту управления, воспитания и развития в менеджменте и педагогике применялись и соответствующие методы воздействия. Хотя к началу XXI в. большинство специалистов пришло к пониманию человека как открытой, динамичной и иррациональной системы (концепция ОДИ), до сих пор в менеджменте, праве, экономике и политике чувствуется влияние концепции РЗС.

Вместе с тем следует сказать, что, если в начале XX столетия большинство жителей цивилизованных стран можно было отнести к разряду созидателей (Н.В. Кузьмина), т.е. людей, стремящихся внести что-то свое в окружающий мир, то, начиная с того момента, когда Г. Форд, а за ним и многие другие предприниматели пришли к выводу, что можно производить автомобили для массового потребления, а не для удовлетворения потребности нескольких десятков человек в передвижении, стало все быстрее увеличиваться число потребителей. Таким

Схема 2. Критерии оценки человека как объекта управления

2000 г.

Иррациональность

Рациональность

Закрытость 1ЧОО г

Стабильность Открытость 2000 г

Динамичность 2000 г

образом, к концу XX столетия население из развитых стран в результате целенаправленного развития и воспитания через маркетинг, рекламу и СМИ перешло в разряд потребителей. Несмотря на то, что конечные последствия этого процесса для человечества неясны, он все более расширяется иускоряется. Человек стал центром пересечения различных промышленных, финансовых, политических, социальных и прочих групп и их интересов в сфере общественной практики. Отсюда, понятно насколько важным сегодня являются научное определение понятия «человек» и разработка научно-практической концепции и принципов управления его развитием, воспитанием и обучением.

Попытки найти строго научное определение человека в специальной литературе, философской и педагогической энциклопедиях, справочниках и психологических словарях показали, что современная психология насчитывает несколько сотен различных подходов, теорий и дефиниций личности и буквально единицы, касающиеся человека. О единой научно-практической теории человека в современной психологии и философии пока говорить не приходится. Чаще всего человека рассматривают как личность, а личность, в свою очередь, как человеческий индивид, индивидуальность, продукт общественного развития, субъекта труда, общения и познания. Понятно, что подобные определения не выдерживают научной критики из-за своей тавтологичности. Также довольно часто человека называют венцом развития жизни на Земле. Не менее распространены определения человека как представителя вида Homo sapiens, как биологического компьютера и т.д., и т.п. Онтогенез человека, т.е. его жизнь от рождения и до смерти, чаще всего характеризуется как процесс развития индивидуального, живого организма, процесс усвоения индивидом общественно-исторического опыта.

Как видно, приведенные и подобные им определения не содержат в себе сведений ни о происхождении человека, ни о его сущности, ни о его природе, ни о законах его развития. Нам представляется, что научная характеристика сущности и природы человека сегодня является не прихотью того или иного ученого, не модой на человека, а требованием времени: от принятого определения зависят не только жизнь и развитие каждого отдельного человека, но и благосостояние и будущее всего человечества. Научное определение человека, во-первых, по своему содержанию должно отражать существенные свойства человека как природного, социального и духовного явления, а не только способ или образ его жизни.

Во-вторых, кроме научной, оно должно подчеркивать его общественно-практическое, политическое, экономическое и нравственное значение, так как будет положено в основу различных политических, экологических, образовательных, правовых, медицинских, биогенетических, социальных и прочих программ воздействия на человека и критериев оценки их результатов.

В-третьих, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, определение человека становится основанием и частью процесса его самоопределения, самоидентификации, самоотождествления, персонификации человеком самого себя, формирования его «Я-концепции» и определения им своего места в социуме и мире.

В-четвертых, поскольку человек - объект воздействия различных средств массовой коммуникации и других сфер общественной практики, постольку становится важным определение границ, норм и результатов этого воздействия. Например, если мы определим человека как биологический компьютер, то вполне естественно и гуманно будет стремление задать хорошую программу его образа жизни и поведения, начать производство и продажу его «запчастей» и т.п. действия, что мы уже наблюдаем в современном мире.

И, наконец, в-пятых, человек по определению служит краеугольным камнем, фактическим и смысловым основанием существования и развития всех социальных организаций: от семьи до государства в целом. Поэтому без научного определения человека и его онтогенетического развития невозможно решить проблему адекватного научно-практического проектирования новых и развития уже существующих социальных организаций.

В настоящий момент в мире, как известно, есть две теории происхождения человека: одна эволюционная, другая богословская. Каждая из теорий исходит из своего логического допущения происхождения человека и веры в его справедливость. Доказать или опровергнуть это допущение эмпирическим способом невозможно. Теория познания'4 относит такие теории к метафизическим. A.B. Петровский и М.Г. Ярошевский, анализируя категории психологии, вслед за В. Соловьевым исходят из того, что метафизика - есть область научного познания скрытой, невидимой сущности мира, которая при определенных условиях проявляется во вне. По их мнению, такой подход дает возможность рассматривать теоретическую психологию «как научную дисциплину, имеющую метафизический характер»15. Современная эпистемология по этому поводу утверждает, что, если две противоречивые теории не могут фальсифицировать одна другую, то обе имеют полное право на свое существование16. Следовательно, право и обязанность ученого или специалиста взять для своей работы все лучшее из каждой теории, как взаимодополняющих и усиливающих друг друга.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений актуальность и необходимость объединения сил и достижений светской и православной психологии и антропологии в рамках единого человекознания и практического человековедения, обращения к религиозному, в первую очередь православному, практическому опыту воспитания и развития человека. Э. Шюре еще в 1914г. писал о пагубности враждебного противостояния науки и религии, о невосполнимой потере от невозможности обогатить и дополнить друг друга. «До тех пор, - писал он, - пока христианство утверждало христианскую веру в среде европейских народов еще полу-варварских, какими они были в Средние века, оно было величайшей из нравственных сил, оно формировало душу современного человека» и далее: «До тех пор, пока экспериментальная наука стремилась восстановить законные права разума и ограждала его безграничную свободу, до тех пор она оставалась величайшей из интеллектуальных сил, она обновила мир, освободила человека от вековых цепей и дала его разуму нерушимые основы». С научной, материалистической, точки зрения, пишет Э. Шюре, «причина и цель жизни останутся навсегда непроницаемы для человеческого ума»17.

Главные вопросы, на которые ни одна из современных наук о человеке не отвечает, это: зачем мы живем? В каком направлении мы развиваемся, т.е. куда мы идем? На эти вопросы отвечает только религия. В.А. Лекторский в своей классической эпистемологии также пишет о необходимости объединения научного мышления с другими, ненаучными, в том числе религиозными, формами мышления, в первую очередь для наук о человеке18. Отсутствие осознания смысла стратегической цели жизни и развития человека и всего человечества на Земле превращает современную науку, технические и технологические достижения в средство удовлетворения все более возрастающих и постоянно меняющихся витальных, ментальных и социальных потребностей людей.

В своих исследованиях мы исходим из следующего общетеоретического определения человека: Человек создан Творцом как живая, органическая, разумная, словесная,

хронологическая, многоэтажная, открытая, слабоструктурированная, инструментальная система, способная по своей изначальной природе становиться богоподобной (духовно-нравственной) Личностью и использовать свой внутренний и внешний мир для самовоспроизводства и достижения полноты своего бытия во времени и пространстве. Под инструментальной системой здесь понимается система, которая в процессе своего существования способна качественно изменяться как на уровне всей системы в целом, так и на уровне элементов и'подсистем. Коротко различие функциональных и инструментальных систем заключается в том, что в «функциональных системах» функциональные свойства отдельного явления, ставшего элементом системы, не меняются и, собственно, эти функциональные свойства (вклад в результат) служат основанием для его включения в состав функциональной системы (Г1.К. Анохин). Тогда как основанием включения явления или объекта в состав «инструментальной системы» может быть его способность изменить свои функциональные свойства под влиянием всей системы. Указанная особенность инструментальных систем объясняет факт появления на уровне целой системы нового качества (эффект синергии), т.е. несводимость этого нового качества системы к простой сумме функциональных свойств, включенных в систему элементов.

Взаимоотношения целого и части в рамках предлагаемой структурно-инструментальной парадигмы строятся именно на основе диалектического инструментализма, когда в какой-то момент жизни системы часть выступает инструментом сохранения и развития целого за счет изменения своих функциональных свойств, а в другой момент уже целое, в свою очередь, является инструментом выживания и развития части. Если обратиться к миру живой природы, то мы увидим множество примеров проявления принципа диалектического инструментального взаимодействия, когда функциональные свойства одних животных или растений используются другими животными или растениями в качестве инструментов (средств) своего собственного выживания и развития. По своей сути весь биогеоценоз на Земле построен на основе принципа диалектического инструментализма. Еще более ярко он проявляется в обществе. Отдельный человек, становясь членом общества или государства как социальной организации, значительно повышает вероятность своего выживания и качество своей жизни и развития. В данном случае общество выступает инструментом выживания и развития человека как индивида. За это оно как социальная организация, как СПС, налагая на человека определенные, социальные роли и позиции, т.е. правила и законы поведения, использует человека как инструмент теперь уже своего собственного сохранения и развития.

Как это ни парадоксально, но сегодня, в начале третьего тысячелетия, в рамках академической, светской психологии и педагогики отсутствует по существу самая главная из наук - наука о развития психики (души) человека, точнее говоря, научная теория, практика и методология психологического менеджмента, т.е. осознанного и целенаправленного управления развитием психики человека. Об этом же писал Г.В.Суходольский'9. Таким образом, человековедение как междисциплинарная прикладная наука должно представлять собой научно-практическое и конструктивное единство всего светского и религиозного опыта сопровождения, развития и воспитания человека. Только на такой основе человековедение с полным правом может выступить в статусе самостоятельной синтетической науки, способной успешно решать поставленные проблемы. В связи с этим для человековедения представляет интерес опыт православной педагогики. Так, священник Е. Шестун в своем учебном пособии по православной педагогике в качестве ее основных принципов выделяет следующие: 1) православный взгляд на человека; 2) «единство всех людей в Церкви и через Церковь»; 3) построение жизни человека «по требованиям христианского совершенства»; 4) «освоение наследия родного края»20. В свою очередь, священник А. Зелененко в лекциях, посвященных принципам православной педагогики, выделяет группы таких принципов, как: 1) христоцентричности (определяющие отношение

человека к Богу); 2) экклезиоцентричности (определяющие отношение человека к Церкви); 3) педоцентричности (определяющие отношение к ребенку); 4) нравственно-педагогического взаимоединства (определяющие отношение воспитателей и воспитуемых к Богу, Церкви, друг к другу. Отечеству, культуре и миру); 5) нравственно-педагогического аскетизма (определяющие отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности).

По сути, все нравственное богословие есть практическое руководство для верующих по православному человековедению и практике постоянного нравственного совершенствования и развития. Наиболее ярко и кратко 30 ступеней восхождения православного человека к духовно-нравственному совершенству описаны в труде Ионна Лесгвичника «Лествица»21. Как видно из сказанного, в православной педагогике содержатся многочисленные и полезные для практического человековедения принципы. Подводя итог всему вышесказанному, мы можем выделить необходимые целевые принципы человековедения:

1. Принцип целе- и времяполагания - это описание образца (модели, эталона), свойств, качеств, поведения, состояния, отношений, результатов деятельности и т.п. особенностей человека как цели, к которым за установленный срок по возможности ближе должен подойти человек в процессе реализации своего индивидуального проекта развития, воспитания, обучения или восстановления.

2. Принцип целецентричности означает, что действия всех участников проекта, включая и самого человека и все основные и сопутствующие мероприятия по осуществлению проекта развития, воспитания или обучения человека, постоянно подчинены поставленной цели и не противоречат друг другу.

3. Принцип целеустремленности предполагает наличие постоянных пусть небольших, но активных усилий самого человека и затем - группы сопровождения проекта по достижению поставленной цели. В отличие от трудовой деятельности в вопросах развития, лечения и воспитания человека выходных и праздников не бывает.

4. Принцип заинтересованности в реализации данного проекта как самого человека, так и всей организации, членом которой он является.

5. Принцип свободы выбора и добровольности участия человека в проекте своего развития, т.е. отказа от духовно-нравственного насилия, под которым мы понимаем не санкционированное самим человеком изменение его внутренней личной жизни, состояния, отношения или поведения. Право человека в любой момент выйти из проекта или изменить его.

6. Принцип постоянно повышающейся активности и участия самого человека в формулировании ближних и дальних целей своего развития и способов их достижения.

7. Принцип достаточной компетентности, т.е. полноты информации, и осознанного знакомства человека со всеми возможными проектами и вариантами его индивидуального развития или обучения, понимания их конечных результатов и наиболее вероятных последствий осуществления этих проектов или отказа от них.

8. Принцип наглядности, т.е. доступность для восприятия человека результатов и жизнедеятельности людей, достигших успехов в деле осуществления подобных или похожих индивидуальных проектов их развития, воспитания или обучения.

9. Принцип соответствия внутреннего пространства организации целям проекта.

10. Принцип относительного постоянства и преемственности изменений норм, законов, стандартов и правил взаимодействия человека с другими людьми и окружающим его пространством организации и соответствия их целям проекта.

11. Принцип адекватности целей, механизмов и способов воздействия на человека его индивидуальной природе и окружающей его ситуации.

12. Принцип адекватности цели проекта развития воспитания или обучения человека целям социальной организации, членом которой он является.

13. Принцип ответственности и постоянного собственного духовно-нравственного и профессионального развития специалистов, осуществляющих проект развития, воспитания или обучения человека.

14. Принцип постоянного мониторинга отношения и состояния человека и его приближения к намеченным результатам внешней, независимой экспертной группой специалистов, не принадлежащих данной организации.

В заключение необходимо отметить, что все перечисленные принципы находят свое эмпирическое подтверждение не только в практике подготовки мировых и олимпийских чемпионов в спорте высоких достижений, но и в развитии, воспитании и обучении мастеров искусства, т.е. везде, где человек подчиняет всю свою жизнь достижению поставленной цели и овладению вершинами мастерства в избранной сфере деятельности.

Summary

The paper deals with the target principles of projecting and managing of continuous development, upbringing and instruction of a person during his/her lifetime. The subjects of management (control) in this case include various social organizations beginning with the kindergarten, school, higher educational institution, production enterprise, and the state on the whole. Human ontogenesis is viewed as the attractor to which the subject of management brings it. As the primary principles of management the following ones are proposed: target and time-defining, target-centering, aim orientation, increasing activity and freedom of person. As the basic target principles of projecting social organizations the following ones are proposed: anthropocentrism, geocentrism, technocentrism, law-centrism and economy-centrism.

1 Снетков В.М. Человековедение как наука // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2002. Вып. 2. С. 63-83: Вып.З. С. 77-90.

2 Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д.. Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.,1968.

' Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой, H.A. Урклина. Л., 1972. ' Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. СПб , 1996.

5 Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности СПб., 1998.

6 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 6.

7-Гинецинский В.И. Пропедевтика психогигиенической антропогогики: Учеб.пособие. СПб., 2001. 11 Змеев С.И. Основы андрогогики. (Программа для высших учебных заведений по специальности 031400-Андрогогика) М , 1999.

9 Воропаев В.И. Управление проектами в России. М., 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования И Школьный психолог. 2004. №1 (январь).

11 Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. СПб., 1999.

12 Психология социальной работы / Под.ред. М.А. Гулиной. М., 2004.

" Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Л, 1989. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Д.Г. Лахути, В Н. Садовский, В.К. Финн. М„ 2000.

IS Петровский A.B.. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.. 1999. С, 15.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М, 1995. 17 Шюре Э. Великие посвященные. Калуга, 1914. С. 3.

,х Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 51.

14 Суходольский Г.В. Психологическое управление // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. С. 5.

2" Свящ. Е. Шестун. Православная педагогика: Учеб.пособие. М.. 2001. С. 544-547. 21 Лествичник Ионна. Лествица. СПб., 1996.

Статья поступила в редакцию 7 апреля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.