Научная статья на тему 'Принципиальные подходы к анализу системы управления деятельностью железнодорожных станций'

Принципиальные подходы к анализу системы управления деятельностью железнодорожных станций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ / METHODOLOGY / ANALYSIS / MANAGEMENT SYSTEM / IMPROVEMENT OF EFFICIENCY / RAILWAY STATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов С. А., Боклаг В. Ю., Боклаг В. Н.

В статье рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности и результативности эксплуатационной деятельности железнодорожных станций за счет совершенствования подходов к анализу системы управления их деятельностью. Предложен научно обоснованный подход разработки методик, опирающийся на существующие нормативные документы ОАО РЖД, а также на рекомендации стандартов TQM и ISO 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal Approaches to the Analysis of Management Systems of Railway Station Operational Activities

The paper deals with the urgent problems of improving the efficiency and effectiveness of the railway station operational activities by improving the approaches to the analysis of the system of management of the station operational activities. The authors propose to use the scientifically grounded approach to the development of the methodology based on existing JSCo RZD regulations as well as on TQM and ISO 9000 standards recommendations.

Текст научной работы на тему «Принципиальные подходы к анализу системы управления деятельностью железнодорожных станций»

Проблематика транспортных систем

7

Проблематика транспортных систем

УДК 6565.2

С. А. Денисов, В. Ю. Боклаг, В. Н. Боклаг

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

В статье рассмотрены актуальные проблемы повышения эффективности и результативности эксплуатационной деятельности железнодорожных станций за счет совершенствования подходов к анализу системы управления их деятельностью. Предложен научно обоснованный подход разработки методик, опирающийся на существующие нормативные документы ОАО РЖД, а также на рекомендации стандартов TQM и ISO 9000.

методика, анализ, система управления, повышение эффективности, железнодорожная станция.

Введение

Любая система менеджмента представляет собой совокупность субъекта и объекта управления. На железнодорожном транспорте сложилась практика анализа лишь объекта управления в отрыве от субъекта, основанная на опыте и интуиции руководителей.

Считается, что система управления (далее - СУ) любой организации может быть оценена путем анализа эксплуатационных и экономических показателей ее деятельности [1]. Заметим, что анализ экономических показателей руководителями линейного уровня не может быть произведен, так как соответствующие структуры выведены из состава железнодорожных станций. Простой анализ известных показателей позволяет ответить на вопрос, что мешает эффективной деятельности железнодорожной станции, но не позволяет ответить на вопрос, почему. Кроме того, значение большинства показателей во многом не зависит от эффективности деятельности самих железнодорожных станций, а зависит от эффективности деятельности смежных предприятий и складывающейся конъюнктуры на рынке труда и перевозочном рынке.

Существующие методики анализа СУ деятельностью железнодорожных станций носят спонтанный, необоснованный характер.

Кроме того, существующие методики анализа СУ имеют ряд специфических особенностей, не позволяющих их использовать:

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

2011/3

8

Проблематика транспортных систем

1) большое число функционально обособленных участников перевозочного процесса;

2) зависимость интенсивности эксплуатационной деятельности железнодорожных станций от конъюнктуры на рынке перевозочных услуг;

3) большое количество разноклассовых и внеклассных железнодорожных станций по всей территории РФ, а также отличие решаемых задач на каждой отдельной железнодорожных станции, обусловленных географическим расположением, интенсивностью движения, видом сортировочной системы и др.

Таким образом, анализ СУ - это сложная комплексная задача, требующая формирования единой универсальной методики, применимой на всей сети железных дорог ОАО РЖД, позволяющей получить наиболее точную оценку СУ деятельностью железнодорожными станциями при минимальных затратах на ее реализацию.

1 Постановка задачи

Сложившаяся на железнодорожном транспорте система обеспечения качества эксплуатационной работы включает общеизвестные этапы: получение информации, её анализ, принятие управленческого решения и доведение его до исполнителей. Указанная последовательность замыкается в виде обратной связи на получение информации, и этот цикл управления непрерывно повторяется. Однако при реализации этапов возникает множество проблем, не позволяющих эффективно управлять станционным хозяйством: недостоверность предоставляемой информации; несовершенство методик сбора и обработки информации; отсутствие альтернатив при принятии решений; неисполнение принятых решений, в том числе и по объективным обстоятельствам; противоречия в нормативной документации железнодорожных станций; отсутствие реакции высшего руководства на обнаруженные проблемы (в том числе из-за отсутствия необходимых ресурсов). Кроме того, анализ существующих методик деятельности станционного хозяйства выявил в них следующие основные недостатки [2], [3].

1. Результаты хозяйственной деятельности оцениваются обособленно и вне зависимости друг от друга, отсутствует единый показатель, характеризующий результативность и эффективность деятельности железнодорожных станций.

2. Отсутствуют инструменты определения основной проблемы (и проблем в целом), их причин и возможных последствий, причинноследственная связь не выявляется в достаточной степени.

3. Методики применимы лишь к устаревшей организационной структуре ОАО РЖД.

Безусловно, не следует отказываться от уже апробированных на практике существующих методик анализа СУ деятельностью железнодорожных станций. Однако они нуждаются в комплексном совершенствовании

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

9

по приведению в соответствие современным условиям организации перевозочного процесса.

Таким образом, в новых складывающихся условиях реформирования железнодорожной отрасли необходимо разработать единую научно обоснованную методику, позволяющую с наибольшей эффективностью производить анализ СУ железнодорожных станций. Решением этой сложной задачи является предлагаемый в статье подход, основанный на уже существующих методиках, принципах TQM (Total Quality Management) и международных стандартов ISO 9000 [4], [5]. Сущностью предлагаемого подхода к анализу СУ является система аудитов, состоящая из следующих основных этапов:

анализ эксплуатационных и производственных показателей работы железнодорожной станции;

ПВО-анализ (П - проблемы, В - возможности, О - ошибки) всех видов деятельности железнодорожной станции;

SWOT-анализ процессов эксплуатационной работы железнодорожной станции.

3 Анализ эксплуатационных показателей деятельности железнодорожных станций

Технико-экономический анализ производится в соответствии с существующими методиками анализа хозяйственной деятельности железнодорожных станций. В результате оценки полученных данных определяются тенденции их изменения, устанавливается эффективность использования всех видов ресурсов, выявляется уровень качества выполняемых работ и оказываемых услуг.

В качестве примера на рисунке 1 приведен график некоторых из основных показателей деятельности одной из сортировочных станций Октябрьской железной дороги - филиала ОАО РЖД - по кварталам в среднем за 2005-2010 годы.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

^^Транзитный простой с переработкой, час.

НИНТранзитный простой без переработки, час.

Грузовой простой, час.

Рис. 1. Графики некоторых основных показателей деятельности сортировочной станции

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

2011/3

10

Проблематика транспортных систем

Анализ графиков позволяет: определить тенденции основных показателей; установить факт наличия проблем (отсутствия проблем); оценить степень выполнения плана деятельности сортировочных станций;

выявить ключевые точки в истории эксплуатационной деятельности станции и соотнести их с произошедшими событиями.

Отметим, что во многом бесперебойность деятельности станционного хозяйства зависит от деятельности смежных предприятий. На рисунке 2 приведен пример корреляционного графика количества неисправностей, приведших к сбою технологического процесса, и времени их устранения смежными предприятиями на одной из сортировочных станций Октябрьской железной дороги за 2007-2010 годы.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

■ ТЧ

■ ИВЦ

■ РЦС

■ ЭЧ

■ ШЧ

■ ПЧ

Количество допущенных Время устранения

неисправностей неисправностей

Рис. 2. Пример корреляционного графика доли количества неисправностей, приведших к сбою технологического процесса, и времени их устранения смежными предприятиями за 2007-2010 годы

Анализ корреляций позволяет говорить о том, что: большее количество неисправностей не обязательно приводит к большему времени их устранения, так же как и наоборот;

достаточно отладить деятельность 20-30 % всех смежных предприятий для существенного уменьшения времени непроизводительного простоя поездов на сортировочных станциях.

Для более детальной идентификации проблем в деятельности ж.-д. станции и особенно для определения их причин, а также их классификации по процессам следует провести ПВО-анализ деятельности железнодорожных станций.

4 ПВО-анализ деятельности железнодорожных станций

Сущность ПВО-анализа деятельности железнодорожной станции заключается в установлении наиболее важных проблем, возникающих в ее эксплуатационной работе и носящих систематический характер, в опреде-

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

11

лении основных возможностей - направлений повышения качества работы станции, а также в выявлении и идентификации принятых ошибочных решений руководителей или реализованных персоналом действий.

Методом ПВО-анализа видов деятельности железнодорожной станции исследуются основные группы процессов, входящих в СУ, оценивается соответствие управленческой деятельности комплексу решаемых станцией задач, определяется качество организации управленческих процессов как основы успешной деятельности станции (описание порядка выявления и документирования процессов буде приведено ниже).

Таблица представляет собой пример обобщенного ПВО-анализа для железнодорожных станций Октябрьской железной дороги.

ТАБЛИЦА 1. Проблемы в эксплуатационной деятельности сортировочной станции

Процессы Проблемы

Проблемы в реализации процессов Причины основной проблемы Виды потерь от нерешения основной проблемы

Процессы управления 1. Недостаточная согласованность взаимодействия смежных предприятий 2. ... 1. Недостаточная эффективность системы мотивации 2. . Снижение производительности труда персонала станции Издержки от реализации несогласованных действий

Процессы ресурсного обеспечения 1. Нехватка кадров 2. . 1. Низкий уровень заработной платы 2. . Издержки из-за простоев в работе Высокие расходы на организацию процессов

Процессы основной деятельности 1. Необоснованность плана формирования поездов 2. ... 1. Ограниченнос ть перерабатывающей способности станции 2. . Потери от нерациональной загрузки парков Потери от простоев вагонов в ожидании погрузки-разгрузки

Процессы передачи результатов 1. Отцепка неисправных вагонов в сформированном составе 2. ... 1. Низкое качество организации ремонтов 2. ... Дополнительные расходы на ремонтные работы Расходы на дополнительную маневровую и сортировочную работу

Анализ данных, приведенных в таблицах ПВО-анализа, позволяет сделать предварительное заключение о том, какие проблемы необходимо устранять в первую очередь, основные причины выявленных проблем, а также к каким последствиям может привести их нерешение. Графическое

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

2011/3

12

Проблематика транспортных систем

отображение распределения возможных потерь по степени тяжести последствий для сортировочных станций, а также по вероятности их наступления называется картой рисков.

5 Разработка карты рисков эксплуатационной деятельности железнодорожной станции

Каждая из возможных потерь распределяется в соответствии с не описанной в статье методикой определения рисков, числовое значение которых

R = WP.

где 0 < Wt < 1 - уровень возможных потерь от наступления события; о < р <1 - вероятность наступления рискового события; i, j - состояние рассчитываемого риска, значение которого изменяется в пределах 1 < i, j < 5.

Вероятность наступления события и уровень возможных потерь от наступления события для приведенной карты рисков для каждого состояния изменяют свои состояния на 1/5 = 0,2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, наименьший риск потерь расположен в нижней левой ячейке и равен 0 < Ru < 0,04, наибольший - в верхней правой и равен

0,8 < R55 < 1.

Пример классификации рисков с учетом степени их воздействия на эксплуатационные показатели эксплуатационной работы сортировочной станции приведен на рисунке 3.

Рис. 3. Карта рисков эксплуатационной деятельности сортировочной станции

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

13

Для постановки целей и формулировки задач по организации процессов выявления и управления рисками в эксплуатационной работе требуется формирование стратегии минимизации опасных рисков. В качестве основного инструмента разработки стратегии в рамках предлагаемого подхода к анализу СУ использован метод SWOT-анализа.

6 SWOT-анализ СУ деятельностью железнодорожных станций

SWOT-анализ позволяет решить следующие основные задачи: оперативной оценки текущей ситуации;

выбора направления дальнейшего (перспективного) развития; разработки проекта целенаправленной деятельности по реализации стратегических целей, поставленных Компанией перед ж.-д. станцией.

В таблице 2 представлена обобщенная и упрощенная первичная матрица SWOT-анализа, выполненного по результатам ПВО-анализа с учетом карты рисков эксплуатационной работы сортировочных станций Октябрьской железной дороги.

ТАБЛИЦА 2. Упрощенная первичная матрица SWOT-анализа процессов эксплуатационной работы сортировочных станций

Положительные факторы среды Отрицательные факторы среды Тип среды

S - сильные стороны W - слабые стороны Внутренняя среда

Наличие высококвалифицированных и опытных кадров Использование современных информационных СУ движением поездов Опыт работы в нестандартных ситуациях Отработанные методики выполнения операций технологического процесса Нехватка квалифицированных кадров и их высокая текучесть Недостаточная степень взаимодействия и слаженности смежных предприятий Отсутствие единой цели сортировочной станции и смежных предприятий Частое несоответствие вагонопотоков путевому развитию станций

O - возможности T - угрозы ebPdo ккншэнд

Предоставление хозяйственной самостоятельности сортировочным станциям Разработка и совершенствование единых регламентов эксплуатационной работы станций и смежных предприятий, единой нормативноправовой базы и тех. процесса Совершенствование системы МТО Конкуренция на рынке труда, что влечет потери кадров, в т. ч. высококвалифицированных Рост цен на энергоносители, что влечет удорожание маневровой, сортировочной и других видов работ Недостаточность перерабатывающей способности сортировочных станций из-за увеличения грузопотоков и недостатка крупных сортировочных станций в узле

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

2011/3

14

Проблематика транспортных систем

С целью определения наиболее эффективных стратегий производится сопоставление возможностей станции и формирующихся новых рыночных условий в сфере грузовых перевозок: разрабатывается вторичная (корреляционная) матрица SWOT-анализа процессов эксплуатационной работы железнодорожных станций, которая позволяет сформулировать четыре основные стратегии их развития.

Для оценки стратеги разработаны критерии оценки ее эффективности, в соответствии с которыми может быть выбрана оптимальная из сформулированных стратегий (табл. 3).

ТАБЛИЦА 3. Сравнительные оценки стратегий развития сортировочных станций

Стратегии S-O S-T W-O W-T

Затраты ресурсов на реализацию Низкие Высокие Средние Высокие

Планируемый срок реализации Длительный Длительный Средний Средний

Результативность Средняя Высокая Высокая Средняя

Эффективность Средняя Высокая Высокая Средняя

Суть методики выбора наилучшей стратегии по совокупности критериев сводится к формированию итоговых индексов Q1,...,Qk, где итоговый индекс Q является линейной сверткой Q(q,p) = q1 p1 +... + qmpm отдельных (независимых) индексов q1,..., qm, представляющих собой нормировочные функции q1 = q1 (*1 \... qm = qm (*m ),G < 4i < 1 от критериев • • •, *m .

m

Величины p1,..., pm удовлетворяют условиям 0 < pt < 1; ^ pt = 1 и

i=1

называются весовыми коэффициентами.

По результатам заполнения матрицы анализа единичных характеристик для каждой из определенных стратегий заполняется матрица предпочтения базовых вариантов с расчетными значениями итоговых индексов предпочтения

Q. Стратегия с максимальным значением индекса считается наиболее оправданной в данных условиях и принимается для дальнейшей реализации.

Расчеты показали, что наиболее оправданной является стратегия W-О: совершенствование СУ процессами эксплуатационной работы на сортировочных станциях за счет внедрения процессной модели деятельности станции и смежных предприятий на основе повышения заинтересованности персонала в экономических результатах своей работы.

Заключение

Авторы статьи отдают себе отчет, что приведенная выше методика анализа СУ не лишена недостатков, таких как, например, необходимость использования экспертного заключения, которое субъективно и может

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

15

быть ошибочно. Однако предлагаемый подход представляется наиболее эффективным, так как обладает рядом ключевых достоинств: простота, понятность, малое время реализации, т. е. оптимальным соотношением це-на/качество, позволяет исключить необходимость использования мощных дорогостоящих систем «количественного» анализа и привлечения не менее дорогих «внешних» специалистов-экспертов.

Практический опыт внедрения предложенного подхода к анализу СУ сортировочных станций позволил сделать следующие основные выводы.

1. Рассмотренный подход позволяет последовательно выявить негативные тенденции в деятельности станции, определить основные причины проблем, сформулировать стратегию по их устранению (с постановкой измеримой цели).

2. Предложенный подход к анализу СУ является адекватным складывающимся на сортировочных станциях условиях. Адекватность оценивается по росту (снижению) основных технических и эксплуатационных показателей станции.

Библиографический список

1. Настольная книга внутреннего аудитора / М. З. Свиткин, К. М. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. - СПб. : Издательский дом «Измайловский», 2003. -120 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта : учебник / ред. Н. Я. Клещ. - М. : Транспорт, 1987. - 232 с.

3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М. : Инфра-М, 2006. - 365 с.

4. ISO 9001:2008. Quality management systems - Requirement (IDT). - М. : Стан-дартинформ, 2008.

5. Основы научной организации управления на железнодорожном транспорте : метод. пособие. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2005. - 153 с.

УДК 504.054

Ю. Н. Панова, Е. К. Коровяковский, Т. С. Титова

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЫЛОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ

Феномен тыловых терминалов широко используется в мировой практике, однако в пределах российского контейнерного рынка его применение не является повсеместным. Реализация проекта тылового терминала в России рассмотрена с учетом природоохранных норм и требований. Переключение контейнеропотоков с автомобильного

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.