Научная статья на тему 'Принципиальное различие православного и гуманистического философского мировоззрения'

Принципиальное различие православного и гуманистического философского мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахова Е.Э.

В статье делается сравнение двух мировоззренческих позиций православной и гуманистической и выявляются их принципиальные различия. Показывается превосходство православного философского мировоззрения, устремленного в вечность и реально возвышающего человека до единения с Богом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципиальное различие православного и гуманистического философского мировоззрения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

3. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

© Петрова С.И., 2017

УДК 141

Е.Э. Рахова

к. филос. н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Российская Федерация

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО И ГУМАНИСТИЧЕСКОГО

ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация

В статье делается сравнение двух мировоззренческих позиций - православной и гуманистической и выявляются их принципиальные различия. Показывается превосходство православного философского мировоззрения, устремленного в вечность и реально возвышающего человека до единения с Богом.

Ключевые слова

Православное и гуманистическое философское мировоззрение, смысл жизни.

Некоторые современные исследования русской религиозной философии являются неудовлетворительными по причине стремления авторов сгладить принципиальные различия между православным мировоззрением и гуманистическим. Это, с одной стороны, упрощает и искажает изучаемые религиозные учения и, с другой стороны, нисколько не обогащает атеистическую философию искусственными заимствованиями. Для адекватности оценок и наследования лучшего опыта самобытной отечественной философии важно выявить существенные особенности этих двух во многом противоположных мировоззренческих позиций.

Традиционное для тысячелетней истории нашего Отечества православное мировоззрение, выражающееся в философских учениях ряда русских мыслителей, теоцентрично. Триединый Бог, который «есть любовь» [1Ин. 4, 8], является источником, смыслом и целью для всего созданного им мира и человека. Сотворенный по образу и подобию Божию человек не самодостаточен, он неразрывно связан с Творцом, наделен высокими духовными дарами и призван к вечному сопребыванию с Богом в любви. Жизнь не заканчивается телесной смертью, и, имея в виду будущее бессмертное бытие, человек нацеливается на подготовку к нему как исполнением всего того, что дает ему возможность наследовать вечную жизнь -деланием евангельского добра и дел любви, так и отвержением всего того, что его умерщвляет - греха и всякого зла.

Высшая христианская заповедь - заповедь о любви, что принципиально отличает это учение от всех иных религиозных и философских построений. Исполнением этой высшей заповеди человек уподобляется Богу, достигает святости, обожения. Путь к этому идеалу непрост, но он четко указан Христом, который сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» [Ин 14, 6]. Это указание на христоцентричность учения, и таковой характер должна иметь православная философия. С этой точки зрения истиной является не абстрактное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

учение о Боге как таковом, а сама богочеловеческая личность Христа, чего нет, например, в философской системе В.С.Соловьева, но что намечалось И.В. Киреевским, опиравшимся на православную святоотеческую традицию, и явно обнаруживалось в творчестве Ф.М. Достоевского.

Христоцентризм задает четкий критерий для философствования, с этой точки зрения смысл жизни, счастье, идеал, критерий всякого добра, истины, красоты, жизни, прогресса, находится во Христе. Как пишет современный сербский философ Иустин Попович: «Богочеловек есть высшая и совершеннейшая ценность, единственная вечная ценность, а следовательно, высший и совершеннейший критерий, единый вечный критерий истины, жизни, правды, света, доброты и мудрости» [1]. Так, истиной, добром, красотой, высшим смыслом всего и самой жизни является все то, что приводит ко Христу, а ложью, злом, безобразием, смертью оказывается все то, что от Него удаляет. Во исполнение высшего назначения, ради наследования вечной жизни, Христос призывает человека к личному совершенствованию: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф. 5, 48]. Этот путь совершенствования в следовании за Христом, преображения, освящения силою божественной благодати совершается в Христовой Церкви, где все соборно, нераздельно, все соединены со Христом, со всеми святыми и друг с другом.

От христианина требуется упорная внутренняя работа и собранность, подвиг стяжания евангельских добродетелей, прежде всего любви, милосердия, смирения, воздержания, нестяжания, кротости, терпения, великодушия, самоотречения; а также труд по искоренению из души греховных навыков, порочных страстей, основанных на себялюбии, среди которых главнейшие - гордость, тщеславие, гнев, уныние, печаль, сребролюбие, блуд, чревоугодие. Всем этим подвижник веры соединяется с Богом и становится евангельским, новым человеком во Христе, чуждым склонности и любви ко греху, имеющим ум, волю, чувства Христовы. Таковыми являются все святые. Только Богочеловеком, утверждает православие, человек несравненно возвышается и обретает вечность, сам же по себе он к этому не способен [1].

Гуманистическое мировоззрение, напротив, антропоцентрично, оно старается утвердить человека самого по себе, на своем собственном основании. Это миропонимание обычно зиждется на материализме, натурализме, имеющем целью возвеличивание самодеятельного, самодостаточного человека на фоне всех иных явлений природы, таковым же оказывается и западный христианский гуманизм, исказивший учение Христа, поставивший человека на место Бога, рассматривая Бога, по сути, как средство для человеческого успешного бытия.

Человек, который, по словам Евангелия, по грехопадении является ветхим, падшим, оказывается в гуманистической философии главной ценностью и критерием всякой ценности. Он культивируется со всеми его достоинствами и недостатками, добродетелями и пороками, объявляется высшим существом, целью и мерилом всего, он хорош и прекрасен сам по себе, не имеет греха, ему не нужна борьба с грехом, он не нуждается в совершенствовании, но сам может сделать этот мир лучше на основе своего разума. Время его жизни ограничено, и потому важно как-то проявить себя, взять от жизни все возможное, постараться оставить после себя память. После земной жизни не будет ничего, не будет воздаяния, потому нет страха греха и беззакония, все позволительно, что не запрещено человеческими установлениями.

На этом строится западная гуманистическая цивилизация, плоды же ее уже очевидны - бессмыслица и пустота жизни, индивидуализм, себялюбие, эгоцентризм, аморализм и культивирование греховных страстей и даже извращений, агрессивность, в том числе к христианским ценностям, вера в прогресс, который есть «прогресс в мельнице смерти» [1], кумиротворчество [2] и пр. Желая возвысить человеческое существо, гуманизм его унижает, ибо дозволенный им грех «обезбоживыает и обесчеловечивает человека» [1].

Как заключает преподобный Иустин Попович, «существует только две философии - богочеловеческая и человеческая» [1]. Человеческая философия во всяком случае пессимистична, поскольку «движется по заколдованному кругу смерти и смертности» [1], которой избежать не может, и которая все лишает всякого смысла. Богочеловеческая же философия, «философия по Христу - это философия человека, Христом обновленного, Христом перерожденного, Христом освященного, Христом обоженного» [1]. Эта философия основана на духовном опыте православного христианства, она глубоко оптимистична, ибо связана с радостью Христова воскресения и переживания Божественной любви.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Иустин (Попович), преподобный. Философские пропасти. [Электронный ресурс]. - URL: http://predanie.ru/iustin-popovich-prepodobnyy/book/83466-filosofskie-propasti/

2. Франк С.Л. Крушение кумиров. [Электронный ресурс]. - URL: http://predanie.ru/frank-semen-lyudvigovich/book/69893-krushenie-kumirov/

© Рахова Е.Э., 2017

УДК 167

Л.И.Ядута

К.филос.н., доцент НГУЭУ - «НИНХ» г. Новосибирск, Россия

ПРИРОДА АРТЕФАКТОВ В АРХЕОЛОГИИ Аннотация

В статье проясняется природа артефактов в археологии через сравнительный анализ природы объектов естественнонаучного, технического и археологического знания. Показывается, что археология объединяет как естественнонаучную установку, так и техническую установку, а способ соединения задается историческим подходом. Есть фрагменты реальности как объекты и археолог делает этот фрагмент реальности предметом своего исследования. Но для археолога предметом исследования становится только то, что он собрал в некую общую картину, то есть описание как интерпретация. Устанавливается различие между исследовательской деятельностью историка и исследовательской деятельностью археолога. Она различается, во-первых, по объекту и, во-вторых, историк факты не создает, а обосновывает только события, в отличие от археолога, для которого факт как фрагмент реальности - конструктивное построение, он не существует как археологическая реальность, а создается археологом в самой исследовательской деятельности.

Ключевые слова

Артефакт, природа объектов научного знания, археологическая реальность.

Мы считаем, что прояснение природы артефактов в археологии может быть достигнуто путем, во-первых, определения и сравнительного анализа природы объектов естественнонаучного, технического и археологического знания, во-вторых, выявления особенностей исторического артефакта, что позволит нам найти различие между исследовательской деятельностью историка и исследовательской деятельностью археолога. Исследование каждого из этих вопросов само по себе является сложнейшей проблемой, однако мы ставим перед собой довольно скромную задачу, ограничиваясь только лишь прояснением природы артефактов в археологии посредством констатации очевидных различий и сходств.

Целью археологического исследования является воссоздание в целостности исчезнувшего мира. Древний мир или даже древнейший мир является исчезнувшим потому, что присутствие прошлого мира в настоящем (а археологическое исследование ведется с позиции настоящего) может быть удостоверено только наличием традиции (миф, предание). В большинстве случаев найти такую связь оказывается проблематичным либо обнаруживаемая связь суть гипотетична. Когда какая-либо культура представлена в настоящем неписьменными, немыми свидетельствами, она не может быть отнесена к собственно истории. История - это событийный процесс. Термин «событие» обозначает простейшую историческую реальность, то есть «исторический факт» или «историческое явление». Археологу, в отличие от историка, нужно еще воссоздать историческую реальность; историку историческая реальность дана как факт, археологу же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.