Научная статья на тему 'Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения'

Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1106
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения»

Практическому психологу

Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения*

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение определяет порядок работы психологической лаборатории ИТУ по разработке и внедрению в практику исправления методов психодиагностики личности осужденного и психологопедагогического воздействия на нее, методическому руководству психологической службой в региональной системе пенитенциарных учреждений.

1.2. Психологическая лаборатория ИТУ является подразделением исправительно-трудового учреждения и содержится за счет сметы ИТУ.

1.3. Начальник психологической лаборатории подчиняется начальнику ИТУ или его заместителю, ответственному за воспитательную работу со спецконтингентом.

1.4. В своей деятельности психологическая лаборатория ИТУ руководствуется действующим законодательством, подзаконными актами, приказами и инструкциями МВД России, МВД республик в составе Российской федерации, ГУВД, УВД краев и областей, УЛИТУ.

1.5. Сотрудники психологической лаборатории в установленном порядке несут ответственность за нарушение действующего законодательства, норм профессиональной этики, разглашение профессиональной тайны, необоснованный отказ в психологической помощи.

2. Главные задачи

2.1. Разработка и внедрение психологических методик изучения личности и групп осужденных, методов дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, находящихся в ИТУ, СИЗО, и их ресоциализацию, прогнозирования и пре-

* В дальнейшем для краткости «Психологическая лаборатория ИТУ».

дупреждения негативных явлений в местах лишения свободы.

2.2. Оказание психологической помощи осужденным в снятии психической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовке к жизни на свободе.

2.3. Повышение психологической компетентности сотрудников ИТУ, СИЗО, обучение их применению психологических форм и методов в практической работе.

2.4. Методическое обеспечение процесса внедрения психолого-педагогических средств и методов воздействия на осужденных, обобщение и распространение положительной практики их исправления с участием психологов ИТУ и СИЗО, а также других сотрудников.

2.5. Проведение психопрофилактической работы с сотрудниками ИТУ.

3. Основные функции

3.1. Отработка психодиагностических и психокоррекционных методик, изучение их объективности, составление психологических портретов и характеристик-рекомендаций на осужденных.

3.2. Внедрение стандартизированных психологических методик в практику работы ИТУ, СИЗО.

3.3. Выявление среди осужденных лиц с повышенной психической напряженностью, склонных к проявлению агрессии, а также нуждающихся в помощи психиатра. Углубленное психологическое обследование трудновоспитуемых осужденных, индивидуальная коррекция поведения осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ. Направление в горрайорганы, по их запросу, психологической информации на наиболее криминогенную часть осужденных, освобождаемых из ИТУ.

3.4. Классификация осужденных по группам с учетом социально-психологических признаков и свойств личности, влияющих на обстановку в учреждении, подготовка и реализация совместно с другими сотрудниками индивидуальных и групповых мероприятий вос-питател ьно-профилактического воздействия на различные категории осужденных.

3.5. Изучение психологических особенностей взаимоотношений среди неформальных групп осужденных, их структур, лидеров, традиций и обычаев. Участие в разрешении межличностных и групповых конфликтов в среде осужденных.

3.6. Взаимодействие с подразделениями СИД и СР, УЛИТУ, ИТУ, СИЗО по вопросам исполнения уголовного наказания, обработка и обеспечение хранения получаемой от других должностных лиц ИТУ, СИЗО необходимой информации, характеризующей личность и поведение осужденного, использование ее для совершенствования психолого-пе-дагогических форм и методов воздействия на лиц, содержащихся в ИТУ.

3.7. Подготовка рекомендаций (заключений) о психологической готовности осужденных к определенным видам общественной и трудовой деятельности в ИТУ. Участие в работе комиссии учреждения при распределении осужденных по отрядам и бригадам, аттестации, представлении их к условному, условно-досрочному освобождению, переводе в колонию-поселение, применении других, предусмотренных законодательством льгот, установлении административного надзора, формировании самодеятельных организаций и в других случаях.

3.8. Оказание психологической помощи осужденным во время отбывания ими уголовного наказания и в подготовке к жизни на свободе, консультирование их родственников.

3.9. Повышение квалификации психологов ИТУ, СИЗО. Участие совместно с кадровым аппаратом в их подборе.

3.10. Обучение с использованием возможностей лаборатории и консультирование работников ИТУ, СИЗО по применению форм и методов исправительно-трудовой психологии, проведение с ними психо-профилактиче-ской работы.

3.11. Внедрение и рациональное использование оборудования, технических средств для сбора, хранения, обработки психологической информации и проведения занятий по психологической коррекции состояния и поведения личности.

3.12. Осуществление по поручению руководства СИД и СР, УЛИТУ контроля за выполнением рекомендаций, подготовленных по результатам психологических исследований и наблюдений, а также деятельностью психологов других ИТУ, СИЗО.

3.13. Разработка предложений по совершенствованию исправительно-воспитатель-

ной работы с осужденными, а также укреплению морально-психологического климата в коллективе сотрудников ИТУ.

3.14. Взаимодействие с вневедомственными организациями и учреждениями с целью использования достижений современной психологии в деятельности ИТУ, СИЗО.

3.15. Представление руководству СИД и СР, УЛИТУ, ИТУ отчетов о результатах своей работы, использовании психологии в исправительно-воспитательном процессе с осужденными.

4. Обязанности и права начальника психологической лаборатории ИТУ

4.1. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью психологической лаборатории по реализации возложенных на нее задач и функций, определяет должностные обязанности сотрудников лаборатории, контролирует их исполнение.

4.2. Участвует лично в разработке и внедрении психодиагностических и психокоррекционных методов, методик, рекомендаций.

4.3. Организует учебно-методическую

подготовку и консультирование сотрудников ИТУ, СИЗО по вопросам психологии, проведение с ними психопрофилактических мероприятий, профессиональное обучение сотрудников психологической лаборатории, психологов ИТУ, СИЗО. I ,

4.4. Осуществляет по поручению руководства СИД и СР, УЛИТУ контроль за работой психологов ИТУ, СИЗО.

4.5. Обеспечивает взаимодействие с учебными и научными учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности с целью развития психологической службы, повышения уровня научно-методического обеспечения деятельности психологической лаборатории, психологов ИТУ и СИЗО.

4.6. Принимает меры по развитию и укреплению материально-технической базы психологической лаборатории, эффективному ее использованию.

4.7. Определяет по согласованию с руководством СИД и СР, УЛИТУ, ИТУ объем и характер информации, полученной в ходе психологических обследований, предназначенной для ознакомления личного состава и иных лиц.

4.8. Разрабатывает по согласованию (! заместителем начальника ИТУ, ответственным за воспитательную работу со спецкон-

тингентом, планы работы психологической лаборатории, подготавливает отчеты об их выполнении, которые представляет на утверждение в установленном порядке.

4.9. Начальник лаборатории имеет право:

4.9.1. Запрашивать и получать от других должностных лиц ИТУ, СИЗО необходимую информацию, характеризующую процесс исполнения уголовного наказания, в целях совершенствования психолого-педагогических форм и методов воздействия на лиц, содержащихся в ИТУ, СИЗО.

4.9.2. Знакомиться с нормативными актами, регламентирующими деятельность системы исполнения наказаний, материалами комплексных проверок, планами работы и другими документами, имеющими отношение к деятельности конкретных ИТУ, СИЗО.

4.9.3. Принимать участие в работе совещаний, комиссий, рассматривающих вопросы организации исполнения уголовного наказания.

4.9.4. Вносить предложения руководству СИД и СР МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, а также ИТУ по совершенствованию исправительно-воспитательной работы с осужденными, укреплению морально-психологического климата в коллективе сотрудников ИТУ.

4.9.5. Представлять на утверждение и согласование руководству СИД и СР, УЛИТУ методические разработки, рекомендации, пособия и другие организационно-методиче-ские материалы по вопросам деятельности лаборатории в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями.

4.9.6. Принимать участие в решении вопросов о подборе сотрудников психологической лаборатории, психологов ИТУ, СИЗО, а также применении к ним мер поощрения и взыскания.

Положение является приложением к приказу МВД России от 2 сентября 1992 г. № 305

Психологическая служба

Среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, около 60 процентов судимы неоднократно, каждый второй — за насильственные преступления, более 15 процентов — наркоманы и алкоголики, около 7 процентов признаны судами особо опасными рецидивистами. В колониях действуют около 1,5 тысячи группировок отрицательной направленности численностью свыше 10 тысяч

человек, более 2,3 тысячи лидеров преступных группировок, 77 «воров в законе».

Подобный криминогенный состав осужденных, подверженных различным аномалиям в психике, требует поиска новых нетрадиционных форм и методов исправительно-воспитательного воздействия.

В этих условиях в Пермской и Саратовской областях в порядке эксперимента были шесть лет назад созданы две штатные психологические лаборатории (по 4-5 человек), на которые возлагались задачи разработки и апробирования научно обоснованных методик и программ психодиагностики и психокоррекции индивидуального и группового поведения различных категорий осужденных.

Положительные результаты эксперимента стали основой создания психологической службы в учреждениях, исполняющих наказания (приказ МВД России № 305 от 2 сентября 1992 г.). В настоящее время в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, действует 15 психологических лабораторий, в трети ИТУ и СИЗО работают психологи. Эти должности, как правило, комплектуются специалистами высшей квалификации, сотрудниками УИН, прошедшими курсы подготовки при психологических факультетах университетов и институтов, Академии МВД России и Рязанской высшей школы МВД России. В прошлом году в последней состоялся первый выпуск факультета, подготовившего 43 психолога-практика.

В исправительно-трудовых учреждениях психологи выполняют две основные функции: изучение личности осужденных и разработку рекомендаций по коррекции их поведения, что позволяет не только определять направления индивидуализации воспитательного воздействия на них, но и решать конкретные задачи профилактики правонарушений. Например, в учреждениях Краснодарского края психологами обследовано более 5600 осужденных, в Пермской области — 2100. Выявлено более 600 лиц отрицательной направленности, из них около 400 поставлены на оперативно-профилактический учет. В Саратовской области из обследованных 1600 человек около 80% оказались подверженными различным психическим аномалиям, склонными к побегу, гомосексуализму, самоубийству и т.д. Характеристики-рекомендации на них были переданы в соответствующие службы учреждений.

Психологи дают также рекомендации по размещению и трудоиспользованию осужденных с учетом их совместимости, что спо-

собствует профилактике конфликтных ситуаций. Проводимая в карантине психодиагностика поступивших в учреждение осужденных, после автоматизированной обработки полученных данных, дает основание для дифференцированного распределения по отрядам и объектам труда.

Наряду с тестированием проводится целенаправленное профилактическое обследование отдельных категорий осужденных. К ним относятся лидеры отрицательной направленности и нарушители режима, лица, содержащиеся в локально-профилактическом участке (ЛПУ) или помещении камерного типа (ПКТ). Даются рекомендации по организации воспитательной работы с этими осужденными и развенчанию их авторитета.

Одно из новых направлений деятельности практического психолога — изучение кандидатов на расконвоирование, условно-дос-рочное освобождение и прогнозирование их дальнейшего поведения. В регионах и отдельных подразделениях, где проводится эта работа, уменьшилось количество побегов.

Заметную помощь в осуществлении профилактической работы дает использование методов психологии в подразделениях со сложной оперативной обстановкой. Сотрудниками психологической лаборатории СИДиСР МВД Республики Татарстан проведены мероприятия психодиагностического и психопрофилактического характера в Казанской ВТК. Обследованием было охвачено 95% воспитанников. Это позволило выявить лидеров, скрытые группировки отрицательной направленности, классифицировать воспитанников по характерологическим личностным качествам, спрогнозировать возможное развитие конфликтных ситуаций. Полученная информация позволила стабилизировать обстановку в ВТК.

Об эффективности психологической службы в профилактике правонарушений можно судить по наметившейся тенденции существенного улучшения состояния дисциплины среди осужденных в колониях, где она действует.

Хорошие результаты приносит взаимодействие психологов с органами милиции при работе с подследственными в СИЗО. На лиц, представляющих оперативный интерес, склонных к совершению преступлений после освобождения, психологи направляют характеристики в территориальные органы милиции. Порядок такого взаимодействия, как правило, регламентируется приказом на-

чальника УВД (как, например, в Саратовской области).

Вместе с тем в 22 регионах должности психологов ИТУ еще не введены, а в 11 регионах укомплектовано всего по одной. В УЛИТУ эта служба практически отсутствует, лишь в шести из 215 лесных исправительно-трудовых учреждений работают психологи. Основной причиной такого положения дел является отсутствие штатной численности и финансирования.

Несмотря на создание психологического факультета в Рязанской школе МВД России, руководители СИДиСР, УЛИТУ не уделяют должного внимания направлению своих сотрудников на учебу. Ежегодно факультет не добирает около 35% слушателей, и поэтому доукомплектовывается случайными лицами, не стремящимися к службе в органах, исполняющих наказания.

Психологическая служба может быть эффективно использована не только в период отбывания наказания осужденными, но и стать, при соответствующем техническом оснащении, центром профилактики криминогенной направленности лиц, освободившихся из колоний.

Вестник МВД Российской федерации. 1995. №3(20).

Материал подготовлен ГУИН МВД России

Положение о психологе органа внутренних дел (проект)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок введения и замещения должностей, полномочия, цели и организацию деятельности старшего психолога и психолога отдела (отделения, группы) кадров управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте.

1.2. Психолог является сотрудником кадрового аппарата ОВД и осуществляет в органе внутренних дел функции единой психологической службы системы МВД России.

1.3. Введение должностей, финансовое, материально-техническое, иные виды довольствия и обеспечения деятельности психолога ОВД осуществляются согласно пунктам 3.1,

3.5, 3.6, 5.2, 5.5.8, 6.1, 6.2, 6.4 приказа МВД

России от 14 сентября 1993 г. № 420, а также иным нормативным актам МВД России.

1.4. Должность психолога ОВД замещается путем заключения индивидуального контракта, по конкурсу либо назначением на должность лицами, принятыми в установленном порядке на службу в органы внутренних дел, имеющими высшее образование, как правило, психологического (медицинского, педагогического) профиля, проявляющими склонность к психологической работе с личным составом и по своим индивидуальным качествам способными ее выполнять.

1.5. Психолог органа внутренних дел:

1.5.1. Назначается на должность и освобождается от должности начальником органа внутренних дел по представлению начальника кадрового аппарата органа внутренних дел, согласованному с непосредственным руководством психологической службы.

1.5.2. Непосредственно подчиняется начальнику кадрового аппарата органов внутренних дел, а по специальным вопросам психологической работы, кроме того, вышестоящему руководству психологической службы.

1.5.3. Руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской федерации, Законом РСфСР «О милиции», другими законами и иными правовыми актами Российской федерации, законами и иными правовыми актами территориальных органов государственной власти и управления, местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской федерации и иных прямых начальников, а также настоящим Положением.

1.6. Основной целью деятельности психолога является обеспечение надлежащего уровня морально-психологического состояния и профессионально-психологических возможностей личного состава в интересах эффективной оперативно-служебной деятельности ОВД, укрепления дисциплины и законности в ОВД, формирования у сотрудников высоких нравственных качеств и преданности служебному долгу, предупреждения потерь личного состава вследствие текучести кадров, заболеваний, самоубийств, ранений и гибели сотрудников.

1.7. Психолог как должностное лицо несет персональную ответственность за выполнение возлагаемых на него настоящим Положением задач и функций, за состояние и результаты работы на порученном участке. Возложение на психолога задач и функций, не

предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

2. Задачи психолога ОВД

2.1. Психологическое обеспечение подбора и расстановки кадров ОВД в соответствии с уровнем развития профессионально важных психологических качеств.

2.2. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки личного состава.

2.3. Психологическое обеспечение кадровой и воспитательной работы в ОВД.

2.4. Психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД.

2.5. Психологическое обеспечение оздоровительных и лечебно-восстановительных мероприятий с личным составом ОВД.

3. Функции и права психолога

3.1. Изучает моральные и психологические качества, мнения, запросы и настроения личного состава.

3.2. Проводит психологический анализ причин нарушений дисциплины и законности в ОВД, увольняемости сотрудников по отрицательным мотивам, заболеваемости и самоубийств, профессиональных затруднений и ошибок, ранений и гибели сотрудников.

3.3. Выявляет оперативные, служебные, социальные, бытовые, семейные и иные факторы, отрицательно влияющие на моральнопсихологическое состояние и профессиональные возможности личного состава.

3.4. Организует и обеспечивает деятельность кабинета психологической регуляции ОВД.

3.5. Разрабатывает предложения по организации и обеспечивает взаимодействие кадрового аппарата с подразделениями тылового обеспечения и персоналом здравпункта ОВД, с иными психологическими и медицинскими подразделениями, учреждениями и организациями системы МВД, а также других ведомств на обслуживаемой ОВД территории по вопросам медицинского и психологического обеспечения личного состава и оператив-но-служебной деятельности ОВД.

3.6. В установленном порядке ведет учет психологической работы и исполняет отчетность по ее результатам, представляет заявки на финансовое, материально-техническое, иные виды обеспечения психологической работы в ОВД.

3.7. Участвует в обеспечении подбора и расстановки впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.7.1. Проводит анализ личностных и профессионально важных психологических качеств кандидатов, а также данных на этих кандидатов из психодиагностических подразделений медицинской службы и материалов специальных проверок.

3.7.2. Выносит заключения:

о степени соответствия кандидатов психологическим требованиям предполагаемой службы;

об уровне развития моральных и психологических профессионально важных качеств кандидатов;

о степени целесообразности приема кандидатов на службу по психологическим данным.

3.7.3. Разрабатывает предложения:

по расстановке принимаемых на службу кандидатов на направлениях оперативно-служебной деятельности в соответствии с их психологическими качествами;

по комплектованию подразделений и групп с учетом личностных особенностей и психологической совместимости сотрудников;

по совершенствованию психологического обеспечения подбора и расстановки кадров в ОВД.

3.8. Участвует в обеспечении профессиональной подготовки личного состава ОВД.

3.8.1. Готовит учебные и инструктивнометодические материалы, проводит занятия с личным составом, направленные на формирование у сотрудников психологических качеств, отвечающих требованиям деятельности по линиям служб, устойчивости к психическому и физическому стрессу, высокого уровня нравственности и преданности служебному долгу.

3.8.2. Анализирует результаты морально-психологической и профессионально-психологической подготовки личного состава ОВД.

3.8.3. Разрабатывает предложения и рекомендации для руководства ОВД, его служб, структурных подразделений, наставников по совершенствованию качества профессиональной подготовки личного состава, профессиональной адаптации стажеров и вновь назначенных сотрудников с учетом их мораль-но-психологических качеств, а также психологической специфики задач, условий, содержания, средств и способов оперативно-служебной деятельности.

3.9. Участвует в обеспечении кадровой и аттестационной комиссий органа внутренних дел.

3.9.1. Участвует в работе кадровой и аттестационной комиссий органа внутренних дел.

3.9.2. Выносит заключения об уровне развития моральных и психологических качеств у аттестуемых сотрудников и кандидатов в резерв на выдвижение, о степени их соответствия морально-психологическим требованиям занимаемой (предполагаемой) должности.

3.9.3. Изучает морально-психологичес-кий климат и психологическую совместимость сотрудников в подразделениях ОВД.

3.9.4. Разрабатывает предложения и рекомендации по вопросам:

психологического обоснования нормативных актов и принимаемых решений с учетом их влияния на морально-психологическое состояние и результативность оперативнослужебной деятельности личного состава;

формирования оптимального стиля руководства подчиненными в соответствии с их психологическими особенностями и характером межличностных отношений в коллективах;

обеспечения в коллективах ОВД здоровой морально-психологической обстановки, высокой мотивации сотрудников на выполнение оперативно-служебных задач и преданности служебному долгу;

психологически обоснованного применения различных форм, средств и методов воспитательной работы, организации досуга личного состава.

3.10. Осуществляет психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД.

3.10.1. Организует и проводит совместно с представителями медицинской службы медико-психологическое обеспечение опера-тивно-служебных мероприятий (операций).

3.10.2. Проводит психологический анализ влияния оперативной обстановки, средств массовой информации и пропаганды, общественного мнения на морально-психологическое состояние и эффективность деятельности личного состава.

3.10.3. Разрабатывает предложения и рекомендации по:

предупреждению чрезмерного воздействия на личный состав психического и физического стресса при выполнении задач опе-

ративно-служебной деятельности (психологической защите);

психологическому подавлению (нейтрализации) криминальных элементов, нарушителей правопорядка, инициаторов негативного общественного мнения и массовых беспорядков (психическому противодействию);

психологической поддержке средствами массовой информации и пропаганды оперативно-служебных задач и мероприятий ОВД, формированию положительного общественного мнения о деятельности личного состава;

комплектованию временных оперативных формирования с учетом моральнопсихологического состояния, психологической совместимости и профессионально-пси-хологических возможностей сотрудников;

применению методов психологии в интересах эффективного решения задач подразделений и служб ОВД;

совершенствованию условий и режимов деятельности, должностных функций и оценки результатов труда различных категорий личного состава, штатной организации подразделений ОВД;

организации совместного функционирования кабинета психологической регуляции и здравпункта ОВД в интересах медико-психо-логического обеспечения оперативно-служеб-ной деятельности личного состава.

3.11. Осуществляет психологическое обеспечение оздоровительных и лечебно-восстановительных мероприятий с личным составом ОВД.

3.11.1. Контролирует психологическое состояние личного состава, выносит заключения о необходимости (психофизиологических показаниях) проведения оздоровительных и восстановительных мероприятий.

3.11.2. Участвует в проведении оздоровительных и восстановительных мероприятий с личным составом ОВД.

3.11.3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам ОВД и членам их семей в сложных обстоятельствах служебной, социально-бытовой и семейной обстановки.

3.11.4. Разрабатывает предложения и рекомендации:

по организации оздоровительных и восстановительных мероприятий в ОВД в соответствии с характером оперативно-служебной деятельности личного состава и индивидуальными психофизиологическими показаниями;

по организации совместного функционирования кабинета психологической регуляции и здравпункта ОВД в интересах проведения

оздоровительных и лечебно-восстановительных мероприятий с личным составом.

3.12. При осуществлении своих функций и прав психолог соблюдает нормы профессиональной этики, обеспечивает меры, исключающие нерегламентированное распространение (использование) имеющихся в его распоряжении персональных данных о мо-рально-психологическом состоянии и психологических качествах обеспечиваемых лиц.

3.13. Психолог имеет право:

3.13.1. Получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения им функций, перечисленных в пунктах 3.1-3.3 настоящего Положения.

3.13.2. Самостоятельно определять средства и способы психологической работы, исходя из задач психологического обеспече-4 ния и индивидуальных показаний.

3.13.3. Прекращать (не проводить) психологическую работу с сотрудниками, отказывающимися в ней участвовать. О всех таких случаях психолог немедленно докладывает начальнику кадрового аппарата и ставит в известность непосредственного начальника данного сотрудника, предлагает иные необходимые меры работы с ним.

3.13.4. Проходить в установленном порядке не реже одного раза'в 5 лет подготовку в системе повышения квалификации и усовершенствования по дисциплинам, связанным с выполнением задач психологического обеспечения личного состава.

3.13.5. Участвовать в научных и практических мероприятиях, тематика которых посвящена проблемам психологического обеспечения в органах внутренних дел.

4. Организация деятельности психолога

4.1. Деятельность психолога ОВД строится в соответствии с общечеловеческими принципами законности, гуманизма и уважения прав личности. Наряду с этим он руководствуется профессиональными организаци-онно-методическими принципами.

4.1.1. Целенаправленная активная регуляция — преимущественно упреждающий характер мероприятий психологического обеспечения в интересах активного формирования требуемого уровня морально-психоло-гического состояния и профессионально-психологических качеств личного состава.

4.1.2. Конкретная адекватность — закономерное соответствие содержания и интенсивности мероприятий психологического обеспечения характеру и интенсивности

реального (прогнозируемого) воздействия на личный состав психологических факторов, решаемых оперативно-служебных задач, а также характеру и степени выраженности изменений морально-психологического состояния и профессионально-психологических качеств сотрудников.

4.1.3. Преемственность — закономерная обусловленность содержания и интенсивности текущих (планируемых) мероприятий психологического обеспечения содержанием, интенсивностью и результативностью предшествующих мероприятий.

4.1.4. Партнерство — доверительность отношений участников процесса психологического обеспечения (психолог ОВД — личный состав ОВД), основанная на сознании единства их конечной цели в рамках этого процесса.

4.2. Психолог организует свою деятельность на основе планов работы, которые он составляет не реже одного раза в квартал, исходя из планов вышестоящего руководства и текущих задач психологического обеспечения.

4.3. Планы работы, мероприятий согласовываются с руководителями заинтересованных структурных подразделений и служб ОВД и утверждаются начальником кадрового аппарата ОВД. После утверждения планы доводятся до всех заинтересованных должностных лиц в части, касающейся их.

4.4. Проведение психологом мероприятий психологического обеспечения, не предусмотренных планами работы или настоящим Положением, осуществляется только с разрешения (по указанию) начальника кадрового аппарата ОВД или вышестоящих начальников по согласованию с заинтересованными руководителями и должностными лицами.

4.5. При выполнении своих функций психолог использует коллективные и индивидуальные формы работы. Объектами применения коллективных форм являются структурные подразделения, временные оперативные формирования, группы и иные коллективы сотрудников. Индивидуальные формы работы имеют строго персональную направленность.

4.6. В целях осуществления коллективных и индивидуальных форм психологической работы в ОВД оборудуются в установленном порядке помещения для кабинет а психологической регуляции и рабочего места психолога.

4.6.1. При наличии в штате ОВД более одного психолога, как правило, оба названных

помещения должны быть изолированными. В случаях объединения кабинета психологической регуляции и рабочего места психолога в одном изолированном помещении предусматривается возможность одновременного проведения в нем групповой и индивидуальной работы.

4.6.2. Кабинет психологической регуляции и рабочее место психолога оснащаются средствами организационной, вычислительной и специальной техники. В нем обеспечиваются условия для хранения служебной документации с грифами ограниченного пользования или содержащей психологические данные конфиденциального характера.

Проект Положения разработан сотрудниками ГУК МВД России

Рекомендации психологам

Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

(Описание дано по статье М.З.Дукаре-вич из книги «Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции». — М.: МГУ, 1990).

Для проведения методики необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Стандартный лист белой бумаги. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Далее следует уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Интерпретация: Методика РНЖ относится к разряду проективных. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется опытом испытуемого, опосредуемым рисованием (проекция индивидуальных качеств на рисунок).

При интерпретации следует постараться «вжиться» в рисунок, воспринять животное целиком, почувствовать его характер.

Важной характеристикой является связь рисунка с метафорами языка. Животное может быть неуклюжим или грациозным, красивым или устрашающим. В любом случае это, как правило, проекция представления испытуемого о себе, выраженная в графической форме.

В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и

их взаимоотношения), буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания.

Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный.

Пример: шипы — «личность с шипами»

— склонность к защитной агрессии; большие уши — «человек с большими ушами» — повышенная чувствительность и заинтересованность в информации о себе.

Расположение рисунка: в норме рисунок расположен посередине листа или чуть выше. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем сильнее) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность своим положением в обществе и недостаточным признанием со стороны окружающих, претензия на продвижение.

Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие стремления быть принятым социальным окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Правая и левая полуплоскости листа имеют противоположный смысл с точки зрения оппозиции «пассивность-деятельность». Рисунок, на котором голова животного слева

— тенденция к действию. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется.

Голова, повернутая вправо, — символ склонности к размышлению. Это не «человек действия».

Положение «анфас», т.е. голова, направленная на рисующего, может трактоваться как эгоцентризм.

Крупные размеры рисунка (почти на весь лист) могут быть признаком инфантилизма.

Сдвиг рисунка вправо может свидетельствовать о наличии мужских черт характера, стремлении к контролю над ситуацией, экстраверсии.

Сдвиг рисунка влево имеет противоположное значение. Это нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, ин-троверсия. Снижен уровень внешненацравлен-ной агрессивности.

Многоголовые (2-3 головы) животные — символ внутренних противоречий.

Маленький рисунок, расположенный в верхнем левом углу листа, — символ тревожности, стремление избежать ситуации с повышенной ответственностью.

Характер линии рисунка свидетельствует об уровне общей энергии: слабая паутинообразная линия — признак экономии энергии.

Степень аргессивности анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл.

Страх и тревога — если имеют место «затемнения» внешних контуров.

Опасения и подозрительность — при наличии «щитов», панцирей.

Верхний контур описывает отношения с вышестоящими начальниками. Нижний — с подчиненными. Например, шипы сверху могут свидетельствовать о конфликтности с руководством, а шипы снизу — о третирова-нии подчиненных.

Степень агрессивности связана с количеством, расположением и характером острых углов на рисунке. Особенно информативны в этом отношении когти, клювы, зубы.

Содержательный анализ рисунка:

Голова:

Уши — заинтересованность в информации о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком

— повышенная речевая активность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытый рот без языка — легкое возникновение страхов.

Ресницы — демонстративные черты.

Рога — защита или агрессия.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию.

Грива, шерсть — чувственность.

Опорная часть фигуры:

Основательность — обдуманность действий.

Неустойчивость фигуры — поверхностность суждений, легкомыслие в выводах.

Необычные детали:

Наличие вмонтированных механических частей в ткани животного — неблагоприятный признак (тракторные гусеницы, пропеллеры, провода, электролампы и др. часто присутствуют у больных шизофренией).

Творческие возможности:

Выражены необычным сочетанием элементов фигуры. Иногда о творческой натуре свидетельствует наличие у животного крыльев.

Беседа:

Рисование животного завершается беседой, во время которой уточняется значение деталей. Выясняется способ добывания пищи (мясом питаются агрессивные, травой — миролюбивые). Можно спросить, какое это животное по отношению к сородичам, с кем дружит, о чем мечтает, к чему стремится и др. Испытуемый при этом, описывая животное, невольно рассказывает в метафорической форме о самом себе.

Советы психолога

Легко говорить приятное, не правда ли? О том же, что нам в поведении человека не

нравится, сказать намного труднее — так можно и отношения испортить, и обидеть его. Молчать и носить недовольство в себе невозможно, все равно рано или поздно это выльется и почти наверняка приведет к конфликту или даже к нервному срыву. Как же высказать свои претензии коллеге, подчиненному и даже своему начальнику, и при этом

— не обидеть, не прослыть скандалистом, а напротив, даже улучшить деловые отношения?

Несколько правил этики служебных отношений

Этика в широком смысле слова — это кодекс, свод правил общения людей, выработанных многими поколениями.

У нас издан ряд книг и брошюр по этике, несколько изданий выдержал «Словарь по этике» под ред. И.С.Кона. Однако в них практические моменты этики служебных отношений отражены слабо. В этой статье мы предлагаем некоторые советы, основанные как на литературных источниках, так и на данных собственных наблюдений, и попытаемся увязать их с повседневными функциями управления, с ситуациями, в которых оказываются хозяйственные руководители на практике.

Улыбайтесь людям

Известно, что от настроения тоже зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение в свою очередь зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением.

Когда бы ни начинался рабочий день (утром, днем или вечером), исходным началом его всегда остается домашняя обстановка: как отдохнулось, каковы отношения в семье и т.д.

Улыбка и утреннее приветствие оказываются сильным стимулятором хорошего настроения для обоих супругов. Но настроение может испортиться позже — в дороге, в городском транспорте. Теснота в автобусах, трамваях и троллейбусах, особенно в часы пик, — повод для раздражения, а значит, и падения настроения. Можно ли сохранить хорошее настроение и в таких условиях? Можно. Вспомните, чему вас учили еще ребенком: толкнул кого-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена шуткой, улыбкой. Отсюда первый совет:

научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

Будем здороваться

Ну, автор совсем нас за людей не считает, возмутитесь вы. Уж здороваться мы и без него умеем! Конечно, умеете. Но вспомните,

не было ли неловких ситуаций, связанных с таким простейшим действием, как приветствие. Были? Так улыбнитесь. И дочитайте до конца.

Вошедший в помещение после других обязан (независимо от должностного ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Вряд ли нужно при встрече с большой группой знакомых всем по очереди жать руку. Но зато если уж остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры — приветствуйте так же всех, называя себя, как при первом знакомстве.

Стало традицией, что первым приветствует начальника подчиненный, а вот руку для рукопожатия должен предложить начальник. Впрочем, есть исключения: женщину начальник приветствует первым, даже если она — его «личная» секретарша. И из этого исключения есть исключение: молоденькой девушке не зазорно первой поздороваться со своим начальником.

Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту.

Случается, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет.

Зачем так много говорить о таком пустяке, как приветствия? Однако для дела имеет существенное значение настроение людей перед началом рабочего дня. Отсюда вытекает второе правило:

придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Между «ты» и «вы»

О начальнике, обращающемся ко всем на «ты», обычно говорят как о «своем человеке», простом и доступном. Но надо знать, что не всем такая манера нравится. Есть немало людей, кому она кажется проявлением невоспитанности. Конечно, манера общения между коллегами зависит от состояния межличностных отношений. Если эти отношения доброжелательные или дружеские, то и обращение друг к другу на «ты» вполне уместно.

Что же касается обращения начальника к подчиненным... Если начальник обращается к одним подчиненным на «ты», а к другим — на «вы», то возникает впечатление, что у него есть приближенные. Бывает и другой вариант: начальник пренебрежительно обращается к одним на «ты», а к другим — уважительно на «вы». В обоих случаях последствия отрицательны. Не годится и одинаковое обращение ко всем на «ты», которое ведет к снижению

требовательности, панибратству. Местоимение «вы» является не только выражением культуры общения, но и способом поддержания служебной дистанции.

Итак, сформулируем третье правило: обращение к подчиненным на «вы» — необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

На паритетных началах

Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях

— независимо от должностного положения, возраста, стажа работы и т.п.

На практике эти услопия далеко не всегда соблюдаются, особенно руководителя-ми-автократами. Реплика и откровенное навязывание своего мнения, иногда спорного и даже неверного, убивают у подчиненных желание участвовать в обсуждении и вынуждают пребывать в рядах «молчальников». А ведь это не на пользу делу. Поэтому советуем придерживаться такого правила:

проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель;

научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.

Приказ и просьба

На практике хозяйственные руководители дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, иногда звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания.

Мы не сторонники всепрощающего либерализма. Бездельника, лодыря надо жестко приструнить, а иногда и пригрозить ему наказанием за беспечное отношение к своим обязанностям. Приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания, нарушение правил техники безопасности и т.д. Но не следует превращать жесткие формы указаний в основной метод административного управления. Подчиненные со временем перестают реагировать на угрожающий тон, и эффективность указаний снижается.

Какие же формы распоряжений уместны в повседневных рабочих условиях? Приказ

необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть вежливым.

Бесспорно, на.производстве часто возникают напряженные ситуации. В таких условиях, говорят, трудно удержаться от грубых манер. Мы с этим не согласны. И опыт подтверждает, что в любых условиях можно сохранить деловой тон служебных отношений без ущерба для производства, скорее, для его пользы.

Поручения, не входящие в круг обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Вообще такая форма поручений воспринимается подчиненными с большим желанием и, естественно, выполняются они охотнее.

Сформулируем пятое правило этики служебных отношений:

в любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным;

помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

Благодарите, но и взыщите

Поощрения и наказания — существенные инструменты активизации воспитания трудящихся. По своему назначению они несравнимы, но опыт показывает, что поощрения оказывают большее влияние на трудовую активность людей, чем наказания. Отсюда вывод: надо чаще и умело пользоваться мерами поощрения.

Отдавая им предпочтение, мы не отвергаем и мер наказания, но здесь должны соблюдаться элементарные нормы этики. Неразумно подходить с одинаковой меркой наказания к работникам разного возраста, пола и темперамента за сходные проступки. Например, пожилому человеку или женщине лучше высказать замечание в вежливой форме, а легкомысленному молодому человеку или флегматику — публично и потверже.

Шестое правило этики служебных отношений:

будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия;

если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Понять и помочь Многим руководителям приходится вести приемы посетителей по личным и слу-

жебным вопросам. Это очень ответственная функция.

Один из авторов этой статьи присутствовал на приеме, проводимом директором крупного краснодарского предприятия. Пришла работница с жалобой на другую работницу. Рассказывая о нездоровых отно-. шениях между ними, она расплакалась. В это время зазвонил телефон, и директор отвлекся... Окончив телефонный разговор, он обратился к посетительнице: «А ну, повторите еще раз, что у вас случилось?» Женщина молчит. Да ей и трудно снова повторять сцену, вызвавшую слезы. Чтобы подобная ситуация не повторялась впредь, директор решил на время приемов отключать телефоны.

Седьмое правило этики служебных отношений:

во время приемов граждан по личным вопросам не отвлекайтесь на другие виды работ, будьте тактичными и справедливыми в отношениях с посетителями.

Критика и этика

Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать ею.

Критика имеет три направления: сверху, снизу и изнутри (самокритика). Каждое из них на практике имеет свои этические черты и проблемы.

Критика сверху, как известно, развивается беспрепятственно, но и здесь есть проблемы. Они сводятся к мере и такту. Постоянные мелочные упреки и разносы деморализуют работников, подрывают их веру в свои силы и в справедливость руководства.

В выборе форм и методов критики в адрес подчиненного опытные и воспитанные руководители всегда учитывают возраст, пол и темперамент критикуемого. Известно, например, что женщины более чувствительны к замечаниям, чем мужчины. Холерики более возбудимы, чем флегматики. Эти черты и особенности тоже надо учитывать.

Практика, многочисленные публикации показывают, что больше всего препятствий у критики снизу. Негативное отношение к такой критике распространено довольно широко до сих пор. Бороться с этим только методами этики трудно. И все же выскажем несколько замечаний.

Трудовой коллектив любого современного предприятия и учреждения состоит из высокограмотных работников. И когда кто-то из них выступает с конструктивной критикой в адрес своего руководителя, то он в 99 случаях из 100 озабочен делом и пытается повысить уровень руководства. Если руководитель прислушивается к замечаниям подчиненного, то у критикующего укрепляется чув-

ство сохозяина, а вместе с этим растет и уважение к руководителю.

Не меньше трудностей у самокритики. Люди склонны переоценивать свои способности и реже замечают свои слабости. Как-то академик А.А.Туполев заметил: «Люди оптимисты. Преимущества своих идей видят сразу и хорошо, а недостатки не сразу и хуже...» Сформулируем восьмое правило: критика — могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору;

не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом;

будьте самокритичными — это только укрепит ваш авторитет.

Подлежит безоговорочному осуждению

В служебных отношениях, как и во всех других формах общественных отношений, важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника, инициативу и творческий подход к делу.

Ярко выраженные формы угодничества, подобные тем, которые проявлял грибоедов-ский Молчалин, теперь редко встретишь. Но в более деликатных, внешне малозаметных формах угодничество, подхалимаж наблюдаются нередко. Они проявляются по-разному: в слепой покорности своим руководителям, в беспрекословном согласии со всем, что говорит и делает начальник, в восхвалении вышестоящих руководителей. Подхалимы и угодники своим поведением нравственно разлйгают не только своих начальников, но и всю атмосферу трудового коллектива.

Возникновению и существованию подхалимажа содействует встречающаяся еще абсолютизация принципа единоначалия. Малоограниченное в некоторых коллективах единовластие создает предпосылки как для служебных злоупотреблений, барских замашек, так и для угодничества. Это две стороны одной и той же медали.

Итак, последнее, девятое правило этики служебных отношений:

цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства;

не злоупотребляйте правом единоначалия, советуйтесь с общественными органами самоуправления по всем принципиально важным вопросам неоперативного управления.

Г.Вяткин, А.Катаев (ЭКО. 1986. № 9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.