Научная статья на тему 'Применение защитного снаряжения при обучении боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Применение защитного снаряжения при обучении боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL FEATURES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / MIXED MARTIAL ARTS / ЗАЩИТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ / PROTECTIVE GEAR FOR COMBAT SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силантьев Виктор Владимирович, Евтушенко Александр Анатольевич

В статье рассматриваются некоторые особенности методики формирования ударной техники в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силантьев Виктор Владимирович, Евтушенко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROTECTIVE GEAR IN TEACHING CADETS AND TRAINEES FIGHTING TECHNIQUES AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article considers some peculiarities in the method of forming strike techniques in the professionally-applied physical training of cadets and trainees at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Применение защитного снаряжения при обучении боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796

я»-.

Виктор Владимирович СИЛАНТЬЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

svvhunter@rambler. ш

Александр Анатольевич ЕВТУШЕНКО,

преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

aevtushenko1972@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

THE USE OF PROTECTIVE GEAR IN TEACHING CADETS AND TRAINEES FIGHTING TECHNIQUES AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В статье рассматриваются некоторые особенности методики формирования ударной техники в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

The article considers some peculiarities in the method of forming strike techniques in the professionally-applied physical training of cadets and trainees at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: физические качества, профессионально-прикладная физическая подготовка, смешанные единоборства, защитное снаряжение для спортивных единоборств.

Keywords: physical features, professionally-applied physical training, mixed martial arts, protective gear for combat sports.

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

Профессия сотрудника полиции по степени значимости занимает лидирующую позицию в борьбе с преступностью. Для представителей этой профессии характерна постоянная готовность противостоять преступности, защитить гражданина от противоправных действий преступных элементов, посягающих на здоровье или имущество гражданина.

Все чаще в научной среде и в среде практических сотрудников МВД России стали говорить о качестве специальной подготовки курсантов и слушателей, связывая ее с конечным результатом - компетентностью выпускника вуза МВД России.

Компетентность - это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности, это способность применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области на основе практического опыта. [3]

В Наставлении по организации физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (далее - Наставление) указывается цель физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Также указывается, что целью занятий боевыми приемами борьбы является формирование навыков применения боевых приемов борьбы для обеспечения личной безопасности сотрудников и воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости. [1] По мнению авторов, достижение этих целей на практических занятиях с курсантами образовательных организаций системы МВД России и будет являться профессиональной компетенцией. Вышеизложенное говорит нам о том, что необходимо искать пути решения задач, связанных с подготовкой курсантов обра-

зовательных организаций системы МВД России к эффективной борьбе с современной криминальной средой.

Для эффективного выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных и служебно-боевых задач основным является обладание профессионально важными качествами, к которым следует отнести психофизиологические и физические особенности: психологическую готовность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды, хорошее общее физическое развитие - выносливость, силу, быстроту, способность переносить физическое и психологическое напряжение, способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации, самообладание, выдержку.

В настоящее время спортсменами и тренерами ведется постоянный поиск наиболее эффективных техник и методик спортивной тренировки, причем проверяется эта техника в условиях проведения максимально жестких спортивных турнирных поединков. Методики подготовки спортсменов различных направлений смешанных единоборств сегодня доступны каждому, кто проявляет желание заниматься этими видами спорта. Занимаются как спортсмены-профессионалы, участвуя в коммерческих турнирах, развивая и пропагандируя спортивные направления смешанных единоборств, так и любители, целью занятий которых, как правило, является личная самооборона, здоровый образ жизни. Ни для кого не является тайной, что большинство представителей преступного мира в прошлом или в настоящем связаны с миром боевых искусств или спортивных единоборств. Конечно, нельзя уравнивать спортсмена и преступника. Человек, который самоотверженно отдает себя спорту, достигая высоких спортивных результатов, воспитан спортом, благороден, трудолюбив и целеустремлен, не может быть преступником. Но есть и такие, которых вербуют в свои ряды представители преступной среды, которые "ломаются" под тяжестью жизненных испытаний и возникающих повседневных трудностей бытового и соци-

ального характера, склонные к легкой наживе и праздному образу жизни. Такие "спортсмены" чаще всего и противостоят сотруднику полиции при совершении преступления и иных противоправных действий. Кроме того, представители преступной среды хорошо подготовлены физически, часто вооружены холодным или огнестрельным оружием. Противостоять этому преступному элементу должен сотрудник полиции, который прошел обучение в образовательной организации системы МВД России, активно посещает занятия по физической подготовке по месту службы, успешно сдает зачеты по физической подготовке (а значит, научился "имитировать удары" [1] и защищаться от "имитированных" атак противника).

В условиях проведения поединка "один на один", соблюдая принципы правомерности при применении боевых приемов борьбы, сотруднику надлежит выполнить прием с минимальным ущербом для правонарушителя, а это значит - нанести расслабляющий удар адекватной силы, чтобы в результате его применения правонарушитель расслабился, а не потерял сознание.

Поэтому преподаватели на учебных занятиях вынуждены при отработке ситуаций требовать от обучающихся обозначать расслабляющий удар и спешить проводить прием задержания. Специалистам по физической подготовке хорошо известно, что состояние расслабленности правонарушителя в момент проведения приема - это залог успеха.

Отсюда возникает вопрос: "Каким способом решать задачу задержания правонарушителя при моделировании ситуаций?". Из данных условий вытекает только одно решение - имитировать удар первому и симулировать состояние беспомощности второму. Однако при таком подходе (имитации ударной техники) к обучению сложно ожидать положительного результата. Способность сотрудника ОВД эффективно действовать в реальных ситуациях служебной деятельности, связанной с правомерным применением физической силы и боевых приемов борьбы, практически не проявляется. [2]

—Алгоритмы высшей школы

В процессе обучения сотрудников боевым приемам борьбы с целью задержания правонарушителя возникают некоторые противоречия в толковании требований Наставления и критериев оценивания, с одной стороны, и принципами целесообразности применения отдельных приемов и действий в специфических ситуациях служебной деятельности - с другой. Обучая только отдельным приемам на несопротив-ляющемся партнере (когда удары не наносятся, а обозначаются), невозможно воспитать такие качества, как смелость, решительность, инициатива и находчивость. По мнению авторов, полицейских следует обучать нанесению ударов с использованием защитного снаряжения и непременно в контакт, к тому же об этом говорится в одном из пунктов Наставления ("при наличии защитной экипировки удары наносятся...").

Подготовка сотрудников правоохранительных органов с целью формирования положительных навыков применения приемов задержания с обеспечением личной безопасности невозможна без ударов в контакт и без моделирования различных ситуаций служебной деятельности, конечно же, если мы говорим о занятиях боевыми приемами. Однако и спарринги, и контактная отработка ударной техники в парах могут стать источником травм, особенно при изучении приемов обезоруживания правонарушителя, вооруженного холодным или огнестрельным оружием. Поэтому важным элементом является наличие качественного защитного снаряжения и тренировочного оборудования.

Защитное снаряжение - это специальная экипировка, призванная обезопасить бойца при тренировках и поединках. Снаряжение должно предусматривать защиту тех мест, которые чаще всего подвержены ударам со стороны противника. Защитное снаряжение должно быть комфортным и удобным для слушателей и курсантов на занятиях по физической подготовке.

В Наставлении указывается, что решение задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, где пре-

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

дусматривается выполнение защитных действий от ударов, освобождений от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием, должно осуществляться с соблюдением условия, исключающего возможность сотруднику заранее (до начала атаки) знать, какое атакующее действие будет проводить ассистент. Кроме того, в данном нормативном документе говорится, что удары могут наноситься в наиболее уязвимые места на теле человека и что ассистент, наносящий удар, наносит его с необходимой для этого дистанции (в контакт), не останавливая атакующую конечность в стадии замаха или финального усилия.

В физическом воспитании и спорте известно как о положительном, так и об отрицательном переносе навыка. Поэтому на практических занятиях при обучении ударам и защитным действиям с использованием защитного снаряжения сотрудники не имитируют удары, чтобы не привыкать к "акцентированному их обозначению", а наносят их в контакт, обеспечивая этим прием задержания. При проведении приемов задержания с соблюдением условия по причинению минимизированного ущерба противнику наиболее эффективно наносить удары по нижним конечностям, выводя противника с помощью ударной техники из равновесия. При использовании защитного снаряжения удается практически полностью избегать травматизма на занятиях и максимально учитывать компетентно-стный подход при обучении боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов.

С целью усиления борьбы с преступностью и обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в реальных условиях несения службы необходимо продолжать совершенствование процесса профессионально-прикладной физической подготовки, используя весь арсенал средств и методов, посредством выработки различных научно обоснованных методик. [5]

На занятиях по физической подготовке необходимо уходить от имитаций ударов и

других разновидностей "бесконтактного поединка". А для предупреждения травматизма при проведении тренировочных поединков и решении задач, связанных с ограничением свободы перемещения, активнее использовать различные виды защиты и протекторы, используемые в спортивных единоборствах, что даст возможность сотрудникам полиции наносить удары в "полный контакт", не останавливая атакующую конечность в стадии замаха и (или) финального усилия, отработать технику защиты, нападения и задержания агрессивно настроенного преступника.

Нельзя надеяться на технику боевых приемов борьбы, не доведенную на занятиях по физической подготовке до степени навыка, в реальном поединке с правонарушителем, итогом которого может стать угроза здоровью сотрудника полиции или его жизни. Все приемы необходимо многократно отрабатывать на занятиях в спортивном зале, доводя их выполнение до автоматизма.

Отрабатывать боевые приемы борьбы необходимо сразу в защитном снаряжении, постепенно усложняя условия заданий (задач), шире использовать метод моделирования ситуаций. Отрабатывая приемы задержания в защитном снаряжении, например в защитном жилете и в шлеме для спортивных единоборств, сотрудник полиции приобретет тот самый практический опыт работы, ведь при несении службы в отделе внутренних дел при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач ему придется работать в настоящем защитном снаряжении - бронежилет, каска и т.п., а при противодействии сотруднику полиции со стороны правонарушителя(ей) - в защитной экипировке (например, при организованных массовых беспорядках).

В связи с вышеизложенным преподавателям физической подготовки на практических занятиях с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России для формирования у будущих сотрудников навыков применения боевых приемов борьбы необходимо отрабатывать задачи по ограничению свободы переме-

щения сопротивляющегося ассистента, используя защитное снаряжение, применяемое спортсменами в спортивных поединках. В этом случае сотрудники вынуждены будут учиться выполнять приемы задержания в условиях, приближенных к реальности (где "стандартные" боевые приемы, скорее всего, будут дорабатываться и приспосабливаться под конкретную создавшуюся ситуацию), кроме того, у них будет вырабатываться такие качества, как смелость, решительность, инициатива и находчивость, выносливость, необходимые сотруднику правоохранительных органов в практической деятельности.

Дальнейшее совершенствование выполнения боевых приемов борьбы должно проводиться в постоянно усложняющихся условиях: путем подбора ассистентов, разных по росту, весу, силе; с нарастающим

^Алгоритмы высшей школы

сопротивлением ассистента; после физической нагрузки; по внезапному сигналу; из различных положений, после преодоления простейших препятствий и с учетом действий третьих лиц, а также в виде учебных схваток по заданиям руководителя учебной группы.[1]

Только лишь отрабатывая удары и защитные действия от ударов непосредственно в контакт, а не имитируя их, можно сформировать физическую готовность курсантов и слушателей к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, навыки применения боевых приемов борьбы с обеспечением личной безопасности сотрудников, воспитать смелость, решительность, инициативу и находчивость, а также минимизировать травматизм на практических занятиях по физической подготовке.

Библиографический список

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13.11.2012 № 1025дсп.

2. Гуралев, В.М. Компетентностный подход на занятиях по физической подготовке / В.М. Гуралев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей / редкол. С.Н. Баркалов [и др.]. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Кулиничев, А.Н. Некоторые особенности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.Н. Кули-ничев, А.Н. Воротник // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII международной научно-практичической конференции : в 2 т. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.