Научная статья на тему 'Применение внутреннего аудита на предприятии'

Применение внутреннего аудита на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева А.И., Малахова Ю.Г.

Определены основные этапы проведения внутреннего аудита на предприятии. Описаны наиболее эффективные методы для проведения аудита. Рассмотрены подходы для организации внутреннего аудита на предприятии, выявлены их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение внутреннего аудита на предприятии»

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

Режущий инструмент: 1 - шпоночная протяжка; 2 - выглаживающий хвостовик

Он существенно меньше чем чистовая протяжка, однако выполняет такую же функцию и позволяет сократить затраты на материал, так как не нужно изготавливать цельную чистовую протяжку, а также сократить расходы на рабочее время благодаря тому, что при процессе нарезания шпоночного паза сразу происходит и обработка боковой поверхности шпоночного паза.

На рисунке представлен эскиз выполнения данного режущего инструмента. Под номером 1 обозначена обычная шпоночная протяжка, которая снимает поверхностный слой материала на черновой операции, под номером 2 обозначен выглаживающий хвостовик, который снимает меньший слой металла, выравнивает поверхность, снижает шероховатость и обеспечивает более высокое качество шпоночного паза.

Таким образом, применение протяжек с выглаживающим хвостовиком позволяет обеспечить требуемую шероховатость поверхности и снижение себестоимости операции за счет сокращения расходов на материал инструмента и времени на операцию протягивания.

Библиографические ссылки

1. Суслов А. Г. Технология машиностроения : учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Машиностроение, 2007. 430 с.

2. Инженерия поверхности деталей / под ред. А. Г. Суслова. М. : Машиностроение. 2008. 320 с.

3. URL: http://www.ngpedia.ru.

© Чуваева Е. Ю., Спиридонов Р. Ю., 2014

1

2

УДК 657.6

А. И. Шевелева Научный руководитель - Ю. Г. Малахова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Определены основные этапы проведения внутреннего аудита на предприятии. Описаны наиболее эффективные методы для проведения аудита. Рассмотрены подходы для организации внутреннего аудита на предприятии, выявлены их достоинства и недостатки.

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации [1].

Внутренние аудиты являются эффективной формой контроля руководством системы менеджмента качества предприятия. Это понятие далеко не новое, но все же только в последние годы внутренний аудит стал активно развиваться в отечественной среде и приобрел свою популярность. Крупные компании и предприятия уже активно поддерживанию данную концепцию, используя услуги внутренних аудиторов как дополнительные ресурсы, помогающие им осуществлять функции по управлению предприятием.

Важным фактором является планирование мероприятий проводимых в ходе аудиторской проверки -от этого зависит эффективность проведения данной процедуры.

Внутренний аудит включает в себя ряд последовательных этапов:

1. Планирование аудита.

2. Подготовка к проведению аудита.

3. Проведение аудита на месте.

4. Сбор и анализ результатов аудита, а также разработка конструкторской документации и предупреждающих действий.

5. Регистрация результатов и оформления дела по аудиту.

6. Информирование вышестоящих руководителей о результатах аудита.

Внутренний аудит регламентируется внутренними документами организации, предоставляет независимые и объективные гарантии и консультации, направленные на совершенствование деятельности организации. Он помогает предприятию достигать поставленные цели и задачи, при этом используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности контроля, управления рисками и системы управления [2].

Для проведения внутреннего аудита, наиболее эффективны следующие методы:

- анализ документации;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

- опрос персонала;

- наблюдение за объектом;

- анализ и сравнение полученных данных.

Существуют два подхода к организации внутреннего аудита: аудит процессов и аудит подразделений. При аудите процесса осуществляется проверка совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы [3]. Системный подход к аудиту можно определить как подход, основанный на построении проверки по принципу от общего к деталям и снова к общему. У каждого подхода есть свои сильные и слабые стороны, их можно сравнить по нескольким критериям. Процессный подход требует тщательного планирования и хорошей координации при проведении, так как под аудитом процесса подразумевается изучение деятельности по получению некоторого результата, проходящей через разные подразделения. Причем эти подразделения могут располагаться в разных местах, даже в разных городах или странах [4]. С аудитом подразделений дела обстоят иначе, границы в рамках организационной структуры в данном подходе определить проще, также организация и координация работ в одном или нескольких независимых подразделениях упрощается, в отличии от нескольких взаимосвязанных общим процессом подразделений. Достоинством аудита процессов является то, что он позволяет собрать свидетельства для обоснованного решения об улучшении процессов и системы в целом. Аудит подразделений позволяет получить данные по фрагментам, на основе которых можно принять обоснованное решение лишь о локальных улучшениях, что может стать риском нарушения целостности системы.

Если подвести итог, по выше изложенным подходам, то можно сказать, что если предприятие готово поддерживать существованием СМК, обеспечивая ее функционирование на невысоком уровне, то планирование и проведение внутренних аудитов системы «от подразделений» вполне может быть работоспособным.

Однако если предприятие заинтересовано в получении более подробных данных о работе своей СМК

и ее совершенствовании на основе этих данных, то для него, наиболее приемлемый подходом будет являться аудит процессов, так как он может обеспечить достижение подобных целей.

Для того чтобы поддерживать СМК в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность ее функционирования, необходимо постоянное совершенствование и улучшение всех процессов предприятия. А для того чтобы выявить приоритеты таких улучшений, необходимо эффективно использовать внутренний аудит [5].

Внутренний аудит не является обязательно процедурой, он носит добровольный характер и определяется руководством. Но все же, предприятия, которые не проводят ни мероприятия контроля, ни аудита, должны осознавать значительные риски, которые могут возникнуть. По статистике, предприятия, которые больше внимания уделяют внутреннему аудиту, добиваются больших успехов в выполнении планов и бюджетов. Из чего можно сделать вывод, что для эффективной деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности необходимо постоянное улучшение, распространяемое как на все процессы компании, так и на предоставляемые услуги и систему менеджмента качества в целом.

Библиографические ссылки

1. Бейсова Р. С. Аудит качества : учеб. пособие. Ульяновск : Изд-во УлГТУ, 2006. 66 с.

2. Трофимов А. В. Аудит качества : учеб. пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 96 с.

3. Управление качеством продукции: аудит в системе менеджмента качества : учеб. пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, А. В. Трофимов, В. А. Самородов. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 96 с.

4. Тиссин В. И. Управление качеством. М.: МарТ, 2003. 400 с.

5. Аристов О. В. Управление качеством : учебник. М. : Инфра-М, 2007. 240 с.

© Шевелева А. И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.