Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.48
Г.Р. Товмасян
аспирант, кафедра управления, Армянский государственный экономический университет, г. Ереван
ПРИМЕНЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАЛОГА КАК ИСТОЧНИКА ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
Аннотация. Санаторно-курортный туризм - один из основных видов туризма. Республика Армения имеет благоприятный природно-климатический потенциал для организации и развития санаторно-курортного туризма. Но не во всех курортных зонах Республики действуют санатории, а большинство действующих - нуждаются в дополнительных инвестициях (ремонт, необходимое оборудование и т.д.). Данная статья предлагает методом налогооблажения выделить дополнительные средства для развития санаторно-курортного туризма в Армении.
Ключевые слова: санаторно-курортный туризм, курорт, туристический налог, инвестиция,
турист.
G.R Tovmasyan, Armenian State University of Economics, Yerevan
THE USE OF TOURISM TAX AS A SOURCE OF INVESTMENTS FOR SPA-RESORT TOURISM DEVELOPMENT IN ARMENIA
Abstract. Spa-resort tourism is one of the main types of tourism. The Republic of Armenia has a favorable natural-climatic potential for the organization and development of spa-resort tourism. But there are not sanatoriums in all resort zones, lots of sanatoriums need additional investments (repair, necessary equipment, etc.). It is offered in the article to allocate additional funds by the method of taxation for spa-resort tourism development in the Republic of Armenia.
Keywords: spa-resort tourism, resort, tourist tax, investment, tourist.
Санаторно-курортный туризм - один из основных видов туризма, который популярен во всем мире и имеет тенденцию очень быстрого развития. Цель санаторнокурортного туризма - восстановление жизненных сил, улучшения качества жизни человека.
Республика Армения имеет большой потенциал в организации и развитии санаторно-курортного туризма. Хотелось бы отметить 10 знаменательных курортных зон Армении, которые обладают всеми природными и климатическими ресурсами: питьевые и термальные минеральные источники, лечебные грязи, торф, чистый воздух высокогорья и сосновых лесов, мягкий климат - все необходимые условия для климатолечения. Это курортные зоны - Арзни, Дилижан, Анкаван-Мармарик, Бжни-Арзакан-Агверан, Цахкадзор, Степанаван-Гюлагарак, Сюник, Лори, Севан, Джермук [1, с. 124-133].
Республика Армения со своими природно-климатическими ресурсами может стать международно известной и популярной в индустрии туризма страной, поскольку природно-климатические условия республики сравнимы, а по некоторым показателям превосходят известные международные курорты: Карловы Вары, Железноводск, Пятигорск, Виши и т.д.
Еще в советские времена Республика Армения была курортным центром Закавказского региона. Но за последние годы индустрия туризма в Армении претерпела
66
№ 4 (32) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
неблагоприятные изменения: количество туристов уменьшилось, лечебно-оздоровительные комплексы действуют не полной мощностью, не все находятся в хорошем эксплуатационном состоянии, не во всех курортных зонах есть действующие санатории. Надо отметить, что в Республике сейчас только 13 санаториев имеют лицензию [3].
Число международных туристов посетивших республику в 2012 году составило 843330 человек, из них курортных туристов - только 18032 [2] (рис. 1).
300000
300000
700000
000Q0Q
500000
400000
300000
200000
100000
0 У "t т
***** 2008 200Э 2010 2011 2012
^^*Международные туристы 558443 575281 683079 757935 843330
[^^^Местные туристы 447234 435074 456432 4S9419 514771
—Курортные туристы 7536 3481 14170 14316 18032
Рисунок 1 - Число туристов в Армении, 2008-2012 годы (человек) Инвестиции в сфере туризма в 2012 году составили 29,6 миллиард драмов [4, Р. 13] (рис. 2).
80 СО 40 20
0 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2023
—♦—Капитальные еложения в сфере туризма /миллиарддра^ 20,2 26,3 24,5 27,7 28,9 29,6 32,6 66,3
Рисунок 2 - Капитальные вложения в сфере туризма (миллиард драм),
2007-2023 годы
В 2012 году из госбюджета республики в сферу туризма выделено 50 миллион драмов. Конечно, это очень мало для развития индустрии туризма.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем распределять инвестиции в построение новых лечебно-оздоровительных комплексов таким образом, чтобы количество лечебно-оздоровительных комплексов в каждой курортной зоне было равнозначным (в каждом курорте как минимум два действующих санатория), и с учетом наличия уже действующих лечебно-оздоровительных комплексов возникает необходимость инвестиций в строительство восьми новых санаториев. По расчетам
№ 4 (32) - 2014
67
Проблемы экономики и менеджмента
строительных компаний затраты на строительство и сдачу «под ключ» с необходимым медицинским оздоровительным оборудованием одного оздоровительного комплекса на 200 коек/мест составляет около 1,5 миллион долларов. С расчетом на 8 оздоровительных комплексов - эта сумма составит 12 миллионов долларов. Строительство одного оздоровительного комплекса в среднем займет от 2-х до 3-х лет.
В международной практике для инвестиций в сфере туризма используются средства от туристического налога (в Италии он составляет от 1-5 евро [6]., в Германии -5%, во Франции - 0,2-1,5 евро за койко-день [5] и т.д.). Предлагаем в Республике Армения применить «туристический налог», который будет взиматься с оплаты туриста за каждый день предоставленных услуг со стороны оздоровительного комплекса.
В частности предлагается ввести в Республике Армения туристический налог в размере от 1-3% с оплаты предоставленных услуг оздоровительного комплекса за койко/день. По нашим расчетам, таким образом, за год можно выделить сумму около 15 миллионов долларов. Собранные средства могут быть инвестированы в организацию мероприятий по развитию туризма, в том числе и в строительство новых санаториев. Конечно, государство должно регулировать применение этого налога законом, фиксируя сроки, условия и принципы налогообложения. И так собранные средства от туристического налога пойдут на развитие сферы туризма в Республике Армения.
Итак, можно сделать следующие выводы. Республика Армения имеет большой природно-ресурсный потенциал, который в настоящий момент недостаточно использован для развития санаторно-курортного туризма. Существуют проблемы, для решения которых нужны дополнительные инвестиции. По этому поводу думаем, что необходимо применение предлагаемого нами туристического налога, собранные средства от которого пойдут на финансирование различных программ и мероприятий для развития сферы туризма и санаторно-курортного туризма в Республике Армения.
Список литературы:
1. Атлас-климат и природные лечебно-оздоровительные ресурсы Армении / под ред. Б. Арутюняна. Ереван, 2010
2. Национальная статистическая служба РА [Электронный ресурс]. URL: http://www.armstat.am/ru/ (дата обращения: 25.03.2014)
3. Отдел лицензирования министерства здравоохранения РА [Электронный ресурс]. URL: http://www.moh.am/ (дата обращения: 25.03.2014)
4. WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2013 Armenia [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org/site_media/uploads/downloads/armenia2013.pdf (дата обращения: 25.03.2014)
5. Рыжов В. Все больше городов Европы планируют введение туристического налога [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/turizm/2011/12/12/novosti-turizma-i-turisticheskoi-otrasli/vse-bolshe-gorodov-evropy-planiruyut-vved (дата обращения:
25.03.2014)
6. Туристические налоги в Италии [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirtravel.com/geo/italij a/poleznaj a_informatsij a/turisticheskie_nalogi_v_italii (дата обращения: 25.03.2014)
68
№ 4 (32) - 2014