Научная статья на тему 'Применение триз в обучении дошкольника творчеству. Как у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание и триз - теории решения изобретательских задач развивать воображение и стремление к самосовершенствованию?'

Применение триз в обучении дошкольника творчеству. Как у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание и триз - теории решения изобретательских задач развивать воображение и стремление к самосовершенствованию? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Марина Викторовна

В статье рассматривается экологическое воспитание дошкольника и развитие экологического мышления на основе представлений о «царстве» лекарственных растений при помощи инновационной технологии обучения детей творчеству ТРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение триз в обучении дошкольника творчеству. Как у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание и триз - теории решения изобретательских задач развивать воображение и стремление к самосовершенствованию?»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

1. Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении.

3. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход: от выполнения действия с опорой на наглядные средства к умственной форме выполнения действия; от совместного выполнения действия и сорегуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

5. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

Проект «Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса» удостоен Диплома 1 степени на Всероссийском конкурсе «Качественное образование - будущее России 2010»

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Воровщиков С. Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной ком-петенции//Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября.

3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с. 32-43.

4. Загвязинский В. И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России//Образова-ние и наука. Известия УрО РАО. 2009, № 9, с. 4-10.

5. Маскин М. М., Петренко Т К., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетент-ностному подходу. - М., 2008.

6. Практикум по возрастной психологии: Учебное посо-бие/Под ред. ЛА. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. -688 с.

7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012, с. 56-64.

8. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности//Эксперимент и инновации в школе-2010.- № 3.

9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010. с. 76-84.

Киселева Марина Викторовна

преподаватель-воспитатель ДОУ № 27 г. Егорьевск Московской области E-mail nik198826@mail.ru

J Ч

ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ

В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА ТВОРЧЕСТВУ

Как у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание и ТРИЗ - теории решения изобретательских задач развивать _______воображение и стремление к самосовершенствованию___

Г

Аннотация: В статье рассматривается экологическое воспитание дошкольника и развитие экологического мышления на основе представлений о «царстве» лекарственных растений при помощи инновационной технологии обучения детей творчеству - ТРИЗ.

Ключевые слова: ТРИЗ, экологическое воспитание, деятельностный подход, воспитание нравственности, творчество.

Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [2].

Проблема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ является актуальной

в наши дни. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Общими чертами названных технологий являются: • сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• деятельностный подход в воспитании;

• направленность на формирование теоретических обобщений;

• использование в обучении проблемных задач [2].

ТРИЗ имеет ряд ценностей:

Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ - идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает воспитанникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни [3].

ТРИЗ помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования - одна из важнейших задач воспитателя, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную, профессиональную,

духовную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект (рис. 1) [2].

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда воспитатель должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления [1].

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Одной из главных задач в проведении занятий с детьми по экологическому воспитанию является формирование качеств системности и диалектично-сти. Тематические занятия по экологическому воспитанию развивают воображение ребёнка, его способность преобразовывать одно в другое, простое в сложное.

Рис. 1. ТРИЗ в детском саду.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

31

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Прежде чем провести занятие по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ, мы продумываем цели и задачи в соответствии с программой и уровнем подготовки детей. Занятия стараемся проводить на участке детского сада, в уголке природы или в уголке экспериментирования. Проводим с детьми опыты, моделирование, фиксацию, что побуждает детей анализировать и делать простейшие выводы [4].

В качестве примера приводим занятие на тему: «Наша спутница вода». Занятие ставит перед собой следующие задачи:

• закрепить свойства воды, уточнить её значение для всего живого;

• развивать связную речь, любознательность, логическое мышление;

• продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

Цель занятия: наблюдение за водой с использованием «Метода маленьких человечков», позволяющего детям понять структуру вещества.

Отрывок из занятия:

...Воспитатель: Вода обладает очень важным свойством - давать жизнь всему живому. И вы в этом сейчас убедитесь. (Работа в уголке экспериментирования). Дети, посмотрите на поставленные нами в живую воду веточки деревьев. Что с ними произошло?

Дети: На веточках распустились листочки.

Воспитатель: Вода дала жизнь этим листочкам. Дети, а что случилось с этим растением? В чём причина?

Дети: Этот цветок не поливали, поэтому он погиб.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним свойства воды? Какая она? Из каких человечков состоит вода?

Дети: Вода прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса. Вода состоит из жидких человечков.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста.

Дети ставят руки на пояс, раскачиваются из стороны в сторону...

Расширяя представление детей о природе, мы воспитываем у них гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаем задачи развития речи. Кроме того используем богатую палитру приёмов, таких как художественное слово (стихи и загадки), словесные дидактические игры, моделирование, элементы театрализованной деятельности.

Для того чтобы убедиться в действенности технологии ТРИЗ, нами было проведено занятие на тему: «В гостях у знахарки», которое ставит перед собой следующие задачи:

• продолжать знакомить детей со свойствами лекарственных растений;

• развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

• формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах;

• развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

• развивать творческое воображение;

• формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Отрывок из занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите на это растение. Возьмите его в ручки. Чувствуете запах? Что вы можете рассказать о крапиве?

Дети: Из крапивы готовят щи, можно заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она хорошо останавливает кровь. Крапива укрепляет волосы; из неё делают бумагу, мешковину и верёвки. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, лекарственные растения - это хорошо?

Дети: Да, это хорошо.

Воспитатель: Почему?

Дети: Лекарственные растения лечат. Воспитатель: Лекарственные растения - это плохо? Почему?

Дети: Лекарственные растения не всем подходят и травы очень горькие...

Используя в работе технологию ТРИЗ, дети старших групп показывают высокий уровень, что позволяет сделать следующие выводы:

ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.

ТРИЗ формирует умение логически мыслить, развивает память, внимание, воображение, желание работать творчески.

ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Литература

1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. - М.: Библиотека программы «Детство», 2009. - 237 с.

2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. - М.: ИВЦ Минфина, 2007. - 112 с.

3. Гин С. И. Мир загадок (ТРИЗ в начальной школе). - М.: ИВЦ Минфина, 2008. - 171 с.

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Мир, 2006. - 214 с.

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.