Научная статья на тему 'Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности'

Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
831
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-ПЕЧАТЬ / 3D-PRINTING / ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / PROTOTYPING / АДДИТИВНОСТЬ / ADDITIVE PROPERTY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Торгашин А.С., Леонгард А.Ю., Бегишев А.М., Назаров В.П.

Рассматривается проблема введения аддитивных технологий, анализируется возможности применения 3D-печати в ракетном двигателестроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APLICATION OF 3D PRINTING TECHNOLOGY IN ROCKET MANUFACTURING

The author considers the problem of introduction of new additive technology, analyses feasibility of 3D-printing in rocket propulsion engineering.

Текст научной работы на тему «Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности»

Секция «Двигатели и энергетические установки летательньх и космических аппаратов»

УДК 621.01

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ 3Б-ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. С. Торгашин, А. Ю. Леонгард, А. М. Бегишев Научный руководитель - В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ttarg24@yandex.ru

Рассматривается проблема введения аддитивных технологий, анализируется возможности применения 3D-печати в ракетном двигателестроении.

Ключевые слова: 3D-печать, прототипирование, аддитивность. APLICATION OF 3D PRINTING TECHNOLOGY IN ROCKET MANUFACTURING

A. S. Torgashin, A. Yu. Leongard, A. M. Begishev Scientific supervisor - V. P. Nazarov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ttarg24@yandex.ru

The author considers the problem of introduction of new additive technology, analyses feasibility of 3D-printing in rocket propulsion engineering.

Keywords: 3D-printing, prototyping, additive property.

В производстве современных ЖРД применяются узлы и агрегаты сложной формы. С целью создания оптимальных технологий изготовления, применяются аддитивные технологии, за основу которых лежит 3Б-моделирование. Применение технологий 3Б-печати позволяет создавать сложные 3Б-объекты в объеме с возможностью масштабирования. При необходимости, уже созданные детали можно использовать в качестве образцов для настройки станков с ЧПУ, изготовлении транспортировочных тар или написании инструкции по технике безопасности. Технологии печати по металлу также открывают возможность печатей аддитивных деталей из композитных деталей или же с точечными присадками определенного материала, что скажется на весе изготовляемого механизма и его технические характеристики. Не стоит забывать о композитных материалах, печать которых также можно произвести, так как современные 3Б-принтеры уже позволяют произвести настройку материала под определенную деталь. Одним словом, технология 3Б-печати позволяет сократить определенные технологические процессы или же убрать их совсем, а также снизить «человеческий фактор» ошибки при производстве детали [1].

3Б-принтер - это специальное устройство, позволяющее создать 3Б-модель на основе пластика, железа или композитных материалов. В основном технологи 3Б-печати применяются для прото-типирования и визуализации объекта (создание модели с прозрачным внешним корпусом, сложной детали или механизма), впрочем, технический прогресс раскрывает новые возможности (печать корпусов, печать моделей для литья) перед проектировщиками, приближая использование 3Б-станка в промышленном производстве.

В нашем докладе, мы взяли чертежи детали гидрозатвор [2]. Воспользовавшись технологией 3Б-печати по технологии FDM, он был изготовлен в масштабе 1/2 из abs-пластика с сохранением определенных требуемых характеристик (объем и структура). Данный процесс не потребовал больших затрат в плане используемого материала и выполнения всей технологической цепочки производства. Исходя из полученной модели, было выявлено следующее: сохранены габариты (с учетом масштаба) и сложная конфигурация детали, дано визуальное представление о ее структуре. Также был произве-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

ден обмер детали по допускам и посадкам по чертежу. Превышений допусков зафиксировано не был. Учитывая трудоемкость и время на изготовление детали, можно сказать, что технология 3Б-печати применима для мелкосерийного, а также единичного изготовления детали с высоким уровнем точности и сохранения габаритных размеров, учитывая развитие технологий на данный момент.

Библиографические ссылки

1. Панченко В. А. Применение аддитивных технологий при проектировании изделий и блоков для ракетно-космических систем // Тез. докл. ХХ науч.-техн. конф. молодых учёных и специалистов. С.256-258.

2. Конструкция и Г. Г. Гахун; В. И. Баули;

© Торгашин А. С., Леонгард А. Ю., Бегишев А. М., 2015

проектирование жидкостных и ракетных двигателей : учебник для вузов / В. А. Володин и др. М. : Машиностроение, 1989. 424с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.