Научная статья на тему 'Применение технологии ГИС и данных ДЗЗ для контроля авиационного шума аэропорта г. Ханты-Мансийска'

Применение технологии ГИС и данных ДЗЗ для контроля авиационного шума аэропорта г. Ханты-Мансийска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
303
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ГИС) / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ / МОНИТОРИНГ ШУМА / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM (GIS) / REMOTE SENSING OF THE EARTH / DATABASE MANAGEMENT SYSTEM / NOISE MONITORING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Убайдулаев Адварт Акбаралиевич, Углев Владимир Владимирович, Шагут Юрий Кузьмич

Проведены измерения авиационного шума аэропорта г. Ханты-Мансийска. С использованием ГИС технологий построена шумовая карта. Установлено, что исследованная северная территория г. Ханты-Мансийска находится в зоне акустического дискомфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Убайдулаев Адварт Акбаралиевич, Углев Владимир Владимирович, Шагут Юрий Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIS technology application and Earth's remote sensing data for aviation noise control of the Khanty-Mansiysk airport

The aviation noise measurements of Khanty-Mansiysk airport have been completed. The nose card has been constructed using GIS technologies. It was established that investigated northern territory of Khanty-Mansiysk is a zone of acoustic discomfort.

Текст научной работы на тему «Применение технологии ГИС и данных ДЗЗ для контроля авиационного шума аэропорта г. Ханты-Мансийска»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 1 (24). С. 74-76

УДК 656.7:338; 004.45; 911.2

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГИС И ДАННЫХ ДЗЗ ДЛЯ КОНТРОЛЯ АВИАЦИОННОГО ШУМА АЭРОПОРТА Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

А. А. Убайдулаев, В. В. Углев, Ю. К. Шагут

Развитие воздушного транспорта - одна из важнейших составляющих развития города Ханты-Мансийска. Но в настоящее время аэропорт - один из основных источников шумового загрязнения северной части города. Аэропорт находится прямо в черте города, его взлетно-посадочная площадка (ВПП) расположена в 700 м от ближайших жилых многоэтажных домов. Расширение взлётно-посадочной полосы аэропорта путём проведения сплошной вырубки реликтового леса, единственного поглотителя авиационного шума, может привести к усилению отрицательного влияния аэропорта на жизненные условия населения города [1]. Сегодня вопросу акустического комфорта городов с находящимися на их территории аэропортами придается большое значение [2, 3]. Применение технологии географических информационных систем (ГИС) для геоэкологических исследований, в том числе воздействий воздушного транспорта, является новым и перспективным.

Цель данной работы - оценить шумовое влияние Ханты-Мансийского аэропорта на прилегающую к нему жилую часть города с использованием ГИС технологий, разработать рекомендации по его снижению.

Экспериментальная часть

Проведены натурные измерения авиационного шума с помощью шумомера 1-го класса точности ОКТАВА - 101 А, прошедшего государственную поверку. Все измерения выполнялись в условиях нормальной деятельности аэропорта в периоды наиболее интенсивного движения и при полетах воздушных судов наиболее шумных типов в точках, расположенных в характерных местах существующей жилой застройки вблизи маршрутов движения воздушных судов. В каждой точке отмечались географические координаты при помощи GPS-навигатора Garmincsx 60.

Обработка цветного синтезированного изображения выполнялась с участием сотрудников центра дистанционного зондирования земли Югорского научно-исследовательского института информационных технологий (ЮНИИ ИТ) Брыксина В. М. и Кочергина Г. А. В программной среде ESRI ArcGis 9.3 был загружен подготовленный векторный космоснимок, а также заранее созданная база данных Microsoft Access. Затем, при помощи набора инструментов ArcToolBox была выделена зона акустического дискомфорта и очага авиационного шума. Проекцией была выбрана Pulkovo 1942 GK Zone 12N (Гаусса-Крюгера). Основу шумовой карты составил космический снимок г.Ханты-Мансийска со спутника «GeoEye-1» с разрешением 0,5 м. Площадь съемки 68 км .

Результаты и обсуждение

В системе управления базами данных (СУБД) Microsoft Access разработана реляционная база данных уровней шумового загрязнения, которая представляет собой единый блок информации по исследуемому району города и уровнями авиационного шума. Создание реляционной базы данных натурных акустических измерений авиационного шума позволила проводить временной анализ измерений и разработать информационное обеспечение для контроля за авиационным шумом в г. Ханты-Мансийске.

На основе разработанной базы данных авиационного шумового загрязнения в среде ArcGis 9.3 построена «шумовая карта» Ханты-Мансийского аэропорта, которая позволяет анализировать акустическую ситуацию вблизи взлётно-посадочной полосы аэропорта, а также северной части города. Шумовая карта наглядно показывает зоны акустического комфор-

та и дискомфорта, а также уровни шума в разных точках приаэродромной территории города на различных расстояниях от источника авиационного шума. Процесс создания шумовой карты изображен на рис. 1.

База ГИС Расчёт Результаты Шумовая

данных ► —► уровней ► вычислений —► карта

шума

Рис. 1. Схема создания шумовой карты территории Ханты-Мансийского аэропорта

Рис. 2. Фрагмент карты авиационного шума с нанесёнными изолиниями уровней шума

На рис. 2 жёлтыми точками отмечены точки измерения авиационного шума, размеры точек на карте соответствуют уровню шума в легенде, расположенной справа внизу. Синие изолинии на рисунке показывают области с одинаковыми уровнями шума. Общая площадь исследуемой территории (выделена оттенками серого цвета) составляет 3589,6 га.

Установлено, что наибольшее воздействие авиационного шума приходится на западную часть ВПП при взлёте воздушного судна.

Рис. 3. Визуализация зон акустического дискомфорта

На рис. 3 светлые участки карты характеризуют наибольшую шумовую нагрузку на город. Точки измерений авиационного шума своим размером характеризуют его уровень.

Данный район города активно застраивается многоэтажными домами, в эту часть города переехал технолого-педагогический колледж, следовательно, больше людей будет находиться под действием авиационного шума. Растет также потребность населения в социальнозначимых объектах, таких как детские сады, школы, дома отдыха. Начавшаяся в 2011 году вырубка кедрового леса вблизи ВПП, несомненно, приведёт к ухудшению сложившейся ситуации.

Заключение

В ходе работы с помощью ГИС-технологий была выделена зона акустического дискомфорта общей площадью - 373,1 га, которая ежедневно оказывает негативное влияние на жителей быстро растущей северной части г. Ханты-Мансийска. Полученные данные могут быть положены в основу мониторинга шумового загрязнения и разработку мероприятий по снижению уровня шума от аэропорта. Проведенные натурные измерения подтверждают, что исследуемая северная территория г. Ханты-Мансийска находится в зоне акустического дискомфорта. Для снижения авиационного шума от авиатранспорта применительно к аэропорту г. Ханты-Мансийска можно рекомендовать следующее:

- построить новый аэропорт в соответствии с генпланом 1998 года в северо-восточной части города на расстоянии 5500 м от его существующего положения;

- обеспечить акустическую защиту зданий, прилегающих к аэропорту;

- ограничить интенсивность полетов;

- применять акустические экраны для защиты от авиационного шума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Убайдуллаев, А. А. Оценка воздействия Ханты-Мансийского аэропорта на окружающую среду. [Текст] / А. А. Убайдуллаев, В. В. Углев, Ю. К. Шагут // мат-лы VI науч.-практ. конф., посв. памяти А. А. Дунина-Горкавича - Нижневартовск, 2010. - С. 93.

2. Картышев, А. Установление санитарно-защитной зоны аэропорта по неблагоприятному фактору «авиационный шум» [Текст] / А. Картышев. - М., 2006. - 21 с.

3. Литвиненко, С. А. Разработка метода контроля уровня шумового загрязнения индустриального центра (на примере г. Барнаула) [Текст] / С. А. Литвиненко // Естественные и технические науки. - 2009. - № 4 (42). - С. 307-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.