Научная статья на тему 'Применение справочно-правовых систем на примере г. Хабаровска'

Применение справочно-правовых систем на примере г. Хабаровска Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
236
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОН-ЛАЙН / «КОНСУЛЬТАНТ +» / «ГАРАНТ» / «КОДЕКС» / ПРОГРАММНАЯ ОБОЛОЧКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Захарова И. В., Огольцов В. В.

В данной статье рассматривается применение основных справочно-правовых систем на предприятиях города Хабаровска. Сделаны выводы о том, что на предприятиях города Хабаровска в основном применяют такие программные продукты как «Консультант +», «Гарант» и «Кодекс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение справочно-правовых систем на примере г. Хабаровска»

ПРИМЕНЕНИЕ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ Г. ХАБАРОВСКА

© Захарова И.В., Огольцов В.В.

Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск

В данной статье рассматривается применение основных справочно-правовых систем на предприятиях города Хабаровска. Сделаны выводы о том, что на предприятиях города Хабаровска в основном применяют такие программные продукты как «Консультант +», «Гарант» и «Кодекс».

Ключевые слова информация, право, предприятие, справочно-пра-вовые системы, справочно-правовые системы, информационные технологии, он-лайн, «Консультант +», «Гарант», «Кодекс», программная оболочка, компьютерная программа, анализ.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) -особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от юристов, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочно-правовые системы (далее -СПС). Основная задача СПС - донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления справочно-правовых систем, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось тратить много времени на техническую работу - поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по определённой правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя справочно-правовые системы, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую-либо справочно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление обо всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы - это актуальность правовой информации.

В настоящий момент в России работает большое количество фирм, разрабатывающих обеспечение СПС, и оказывающие услуги по информационному обеспечению потребителей. Широкое признание среди постоянных пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант». Фирмы-разработчики таких систем уделяют основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки справочно-правовых систем. Как правило, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции - расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики СПС вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими справочно-правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.

В нашей работе сделана попытка выяснить, какова доля справочно-правовых систем на рынке Хабаровска.

Выбор места исследования определён местом жительства молодых авторов.

Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня ни одна успешная коммерческая организация не обходится без современной техники и информационных технологий. В современном бизнесе используются различные компьютерные технологии, коммуникации, ГГ-системы с целью автоматизации процессов и хранения информации. Реализуя необходимость обработки информации и оптимизации информационных процессов предприятия, и создаются справочно-правовые системы, которые являются объектом нашего исследования. Предметом исследования является определение качественных характеристик СПС используемых в малом и среднем бизнесе.

Цель работы - выявить основные СПС и описать специфику.

Задачи: 1) Изучить рынок СПС. 2) Выявить преимущества и недостатки основных справочно-правовых систем используемых на предприятиях малого и среднего бизнеса города Хабаровска.

В ходе пилотного исследования было опрошено 103 респондента, из которых лишь 50 согласились дать нам необходимую информацию об использовании СПС в своих организациях. Опрос показал, что в городе Хабаровск, чаще всего организации используют две справочно-правовые системы это: «Консультант +» и «Гарант Эксперт», в меньшей мере используют СПС «Кодекс». А именно, систему «Консультант +» используют 23 респондентов, 17 используют систему «Гарант Эксперт», и 10 организаций используют «Кодекс».

На первой диаграмме (рис. 1) представлены абсолютные величины этих показателей:

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием 209

30

20

10

0

S Кодекс Гарант Консультант+

□ Консультант+

□ Гарант

□ Кодекс

Рис. 1. Использование основных СПС

Теперь представим эти величины в процентном соотношении и определим доли рынка, которые приходятся на каждую из систем:

Из этого следует что, 46 % рынка занято системой «Консультант+», 34 % системой «Гарант» и 20 % «Кодекс» (рис. 2).

В ходе исследования ставились вопросы о преимуществах и недостатках каждой из систем. Так подавляющее большинство пользователей информационной системы «Кодекс» отметили простоту оформления и возможность поиска с использованием профессионального сленга, как положительное качество, как недостаток этой системы респонденты отметили узконаправленные сферы применения. Основным фактором для покупки данной системы была возможность свободной работы с кодексами Российской Федерации.

Что касается системы «Гарант Эксперт», то многие выбирают ее благодаря высокому качеству правовой информации и доступности, меньшинство отметило своевременное обновление информации. Как плюсы этой системы в ходе опроса были определены такие качества как удобный поиск по реквизитам, возможность экспорта правовой информации в «MS Word», а главным минусом респонденты отметили громоздкую главную страницу.

Основную долю рынка в Хабаровске заняла система «Консультант+», главными факторами в выборе данного пакета является известность и доступность в электронном виде, а также возможность он-лайн консультации. К основным плюсам данной программы респонденты относили простоту использования, удобство поиска, возможность экспорта документов в «MS Word», а существенным минусом оказалось отсутствие круглосуточного и полного доступа к некоторым видам документов в он-лайн версиях програм-

Кодекс / Гарант Консультант+

□ Консультант+

□ Гарант

□ Кодекс

Рис. 2. Доли рынка приходящиеся на СПС (г. Хабаровск)

мы. Особенно остро этот вопрос стоит для пользователей Дальневосточного региона, когда системой предлагается воспользоваться тем или иным документом в неудобный для работы период времени (три или четыре утра).

В ходе проведённого исследования сделаны выводы о том, что каждая из представленных справочно-правовых систем имеет свои положительные и отрицательные характеристики, которые и формируют спрос на ту или иную систему в нашем городе. Для получения наилучшего эффекта в работе с справочно-правовыми системами требуется комбинирование одной или нескольких СПС, что является затратным вариантом, и недостаточно практикуется в нашем городе (всего одна фирма из обследованных совмещает использование двух СПС), поэтому каждая организация выбирает наиболее подходящую для своих профессиональных потребностей систему, и редко меняет на другую СПС. Использование СПС организацией делает её более престижной и современной внутри рынка, даёт возможность быстрее реагировать на изменение правового поля в стране, что не мало важно для фирм любой сферы деятельности.

Список литературы:

1. Васильев Д. Компьютер вместо юрисконсульта [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. - 2001. - № 3. - Режим доступа: http://www.nkj.ru.

2. Столяров А.В. Информационное общество будущего и современность // Проблемы информационного общества: сборник статей. - М.: МАКС-Пресс, 2008. - С. 3-32.

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» С изменениями и дополнениями от: 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля 2013 г.

4. Юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru (дата обращения: 22.05.2013).

5. Информационно-правовая система «Гарант»: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 12.04.2013).

6. Информационная справочная система «Кодекс»: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kodeks.ru (дата обращения: 12.04.2013).

7. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.