Научная статья на тему 'Применение современных принципов оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях Московской области ориентированных на результат'

Применение современных принципов оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях Московской области ориентированных на результат Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенов В. Ю., Андреева И. Л., Гуров А. Н., Абрамова И. Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЕЗУЛЬТАТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных принципов оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях Московской области ориентированных на результат»

Менеджмент в здравоохранении

В.Ю. Семенов,

д.м.н., министр здравоохранения Правительства Московской области, профессор кафедры социологии медицины и экономики здравоохранения ММА им. И.М.Сеченова, г. Москва И.Л. Андреева,

к.м.н., доцент, директор Департамента образования, науки и кадровой политики Минздравсоцразвития России, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ, г. Москва А.Н. Гуров,

д.м.н., профессор, заместитель директора МОНИКИ по научно-организационной работе, г. Москва

И.Ю. Абрамова,

к.м.н., начальник отдела прогнозирования развития медицинской науки Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России, доцент кафедры педиатрии ФУВ МОНИКИ, г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЕЗУЛЬТАТ

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. и Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. определены приоритетные направления по созданию условий для повышения уровня жизни российских граждан, развитию здравоохранения, которые направлены на обеспечение человека высококачественной медицинской помощью, использование в работе современных медицинских технологий и применение новой (отраслевой) системы оплаты труда, ориентированной на результат [1, 2].

В Московской области (МО) первичная медико-санитарная помощь оказывается в 135 амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе в 29 стоматологических поликлиниках и 66 диспансерах. Стационарная медицинская помощь жителям области оказывалась 224 больничными и диспансерными учреждениями. Из них 159 муниципальных учреждений, из которых 93% работают в системе ОМС (148 учреждений) по 33 профилям.

Система оказания экстренной медицинской помощи населению Московской области включает в себя 26 самостоятельных станций скорой медицинской помощи и 55 входящих в состав ЛПУ станций и отделений скорой медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в 91 государственном учреждении здравоохранения по 44 профилям.

© В.Ю. Семенов, И.Л. Андреева, А.Н. Гуров, И.Ю. Абрамова, 2010 г.

№8

2010

Менедже1

Менеджмент в здравоохранении

Высокотехнологичная медицинская помощь в ЛПУ МО оказывается в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ), Московском областном научно-исследовательском клиническом институте акушерства и гинекологии, Московском областном онкологическом диспансере и Московском областном госпитале для ветеранов войн по профилям, определенным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 №1047 в соответствии с федеральными стандартами [3, 4].

Как известно, одним из важнейших мотивационных принципов, обеспечивающих успешную работу медицинских учреждений, является оплата труда в здравоохранении, ориентированная на показатели его результатов. Помимо этого, качество работы медицинского персонала во многом зависит от многих других факторов, среди которых все виды материальных расходов на работу лечебно-профилактических учреждений.

Оплата труда — главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его финансового благополучия. Необходимый размер заработной платы — один из самых вечных вопросов экономики. К тому же заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать интерес к качеству труда, внедрению современных медицинских технологий, освоению новой медицинской техники, совершенствованию других условий труда.

Работники склонны считать повышение оплаты труда приведением ее в соответствие с потребностями людей, с ценами на товары и услуги, а не стимулом роста эффективности. В лучшем случае рост заработной платы воспринимается как временный стимул, нуждающийся в непрерывном возобновлении.

Обычно повышение заработной платы побуждает работника трудиться производительнее, с большей отдачей в течение одного—двух месяцев. Затем он чаще всего при-

выкает к новой заработной плате и начинает желать большего вне зависимости от достигнутого уровня оплаты и результатов своего труда. При наличии заметного уровня инфляции связь между ростом оплаты труда и его результативностью еще более ослабевает. Возникает объективная необходимость индексации оплаты труда как основного вида дохода в связи с ростом цен.

Оплата труда рассматривается многими руководителями здравоохранения и экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса медицинских работников к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий. Механизм этой связи по замыслу прост: «больше и лучше работаешь — больше платят, а если больше платят — работаешь еще больше и лучше». Таков мудрый и казалось бы простой замысел, который практически очень непросто воплотить в жизнь.

Вместе с тем вопросы заработной платы медицинских работников затрагивают сразу две системы организации оплаты труда, поскольку работники здравоохранения трудятся как в бюджетной сфере, регламентируемой до недавнего времени универсальной для всех бюджетных организаций Единой тарифной сеткой (ЕТС), и в системе обязательного медицинского страхования. Порядок оплаты труда за счет оказания платных медицинских услуг осуществляется на основе соответствующих постановлений Правительства МО, приказов Минздрава МО и в данной работе не анализируется.

Постановлением Правительства Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 определена универсальная система базовой ставки медицинских работников разных специальностей, изначально учитывающая все повышения и надбавки, что существенно упрощает систему расчета заработной платы [5].

В здравоохранении Московской области, помимо этого, заработная плата регламенти-

-^22

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

руется соответствующими постановлениями Правительства МО, устанавливающими размеры должностных окладов и муниципальные надбавки к заработной плате, а также порядок назначения выплат стимулирующего характера [6].

Существует универсальный принцип, согласно которому оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству. Но проблема состоит в том, что ни наука, ни практика пока не способны объективно, точно измерить количество и качество труда, затраченного работником на выполнение определенной работы. Деньги лечебные учреждения должны получать от государства не за факт существования их в природе, а за качество и количество оказанных медицинских услуг.

Наиболее успешные варианты применения такой модели работы ЛПУ с оплатой труда, ориентированной на результат, реализуются в Московской области в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения (Минздрава) Московской области от 02.09.2008 № 508 «О критериях оценки деятельности медицинского персонала и реализации принципа оплаты труда, ориентированного на результат» и Приказом М3 МО от 10.11.2008 №687 «О внесении изменений в Приказ М3 МО от 02.09.2008 № 508», утверждены критерии оценки деятельности медицинского персонала учреждений здравоохранения Московской области и методика определения размера выплат стимулирующего характера на основе критериев оценки деятельности. 3а период 2008 г. критерии оценки деятельности ЛПУ по конечным результатам внедрены в практику деятельности 48 учреждений здравоохранения. В настоящее время охват медицинских учреждений здравоохранения достиг 95%, где оплата труда осуществляется на основе качественных показателей его результатов.

Для дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи населению, создания заинтересованности медицин-

ского персонала в улучшении качества оказания медицинской помощи и внедрения принципа оплаты труда медицинских работников, ориентированного на результат, начиная с 2008 г. и по настоящее время сотрудниками Минздрава МО и научноорганизационного отдела МОНИКИ проводится изучение структуры фонда оплаты труда всех муниципальных и государственных учреждений здравоохранения Московской области из всех источников финансирования. Показатели заработной платы и некоторые другие затраты на работу ЛПУ муниципальных образований Московской области изучаются в сравнении с конечными результатами работы медицинского персонала (рис. 1).

В нашем исследовании вся заработная плата работников учреждений здравоохранения подразделяется на основную — с учетом всех видов доплат и надбавок, по трудовому договору с работником и заработную плату стимулирующего характера за напряженность в труде, выплачиваемую, как и премии, за достижение высоких качественных показателей работы.

В процессе работы ЛПУ достижение запланированных оптимальных производственных показателей конечного результата оценивается в баллах. Невыполнение установленных качественных показателей и нарушения в работе приводят к потере баллов. 3а оцениваемый период определяется число баллов, заработанных каждым подразделением. Затем фонд экономического стимулирования распределяется между подразделениями пропорционально набранным баллам.

Приказом главного врача (директора) ЛПУ создается комиссия под председательством заместителя главного врача по лечебной работе и в составе заместителей главного врача по всем видам деятельности, главного бухгалтера, представителей отделений (подразделений), которые в основном получают прибыль и доходы (диагностические и лечебные отделения), а также занимаются обеспечением работы (фармацевтические,

№8

2010

Менедже1

Менеджмент в здравоохранении

административно-хозяйственные и другие службы). Комиссия ежемесячно распределяет полученные средства на основе количественных и качественных показателей работы по моделям конечных результатов (МКР). При этом комиссия оценивает протоколы балльной оценки качества работы отделений, сама назначает надбавки стимулирующего характера и премии для руководителя отделения (подразделения) и выделяет заработанные средства для отделения (подразделения), которые распределяются в отделениях (подразделениях) самостоятельно.

Успешность функционирования такой модели зависит от адекватности разработанного набора показателей МКР и системы их оценки, планируемых каждому подразделению, врачу, медицинской сестре, задачам, стоящим перед медицинской организацией.

Для установления наиболее значимых показателей МКР в исследовании особое внимание было уделено установлению достоверными статистическими (математическими) методами взаимосвязи основных типов оплаты труда медицинского персонала, других расходов на работу ЛПУ с показателями качества работы, ориентированными на результат.

В процессе исследования по оценке эффективности оплаты труда медицинского персонала и других материальных затратах, ориентированных на результат работы скорой медицинской помощи (СМП), в качестве зависимых переменных учитываются: расхождение диагнозов СМП и предварительных диагнозов стационара; показатель госпитализации больных, доставленных СМП; показатель повторных вызовов в течение суток (за исключением активных); письменные замечания от руководства больницы (зав. отделением, заместители главного врача, главный врач) и контролирующих вышестоящих органов по ведению и заполнению утвержденной медицинской документации; наличие обоснованных жалоб; соблюдение стандартов (протоколов) оказания скорой медицинской

помощи; применение медицинских пособий и манипуляций; доля врачебных бригад среди всех бригад скорой помощи и ряд других.

Как известно оказание экстренной медицинской помощи является одним из факторов национальной безопасности. Уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, как в условиях штатного функционирования, так и в условиях массовых природных и техногенных катастроф.

Наиболее тесная прямая взаимосвязь основной заработной платы врачей установлена с показателем, характеризующим применение медицинских пособий и манипуляций, соблюдением стандартов и показателем госпитализации больных, доставленных СМП, долей врачебных бригад среди всех бригад СМП, тесная обратная связь установлена с показателями расхождения диагнозов, повторных вызовов СМП, наличием обоснованных жалоб.

Стимулирующая заработная плата врачей имеет аналогичную тенденцию взаимосвязи, однако сила связи наиболее выражена, чем у основной заработной платы, с показателями МКР, характеризующими качество работы.

Влияние основной и стимулирующей заработной платы медицинского персонала с показателями качества работы скорой медицинской помощи колеблется от 40 до 49%, а остальное влияние определяется другими видами затрат и факторами. Так, влияние на показатели качества работы СМП расходов на медицинские технологии диагностики и лечения ориентировочно оценивается на 12%, расходов на медицинские приборы и аппараты для диагностики и лечения — 10%, транспортные услуги — 12%, расходы на лекарственные средства — 9%, управленческие, административно-хозяйственные и другие работы — 8%.

Благодаря применению современных принципов оплаты труда медицинского персо-

-G

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

Некоторые виды затрат на работу ЛПУ

<н>

Основная заработная плата врачей

Стимулирующая заработная плата врачей

<н>

Основная заработная плата медсестер

Стимулирующая заработная плата медсестер

Расходы на управленческие, административно-хозяйственные и другие работы

Расходы на услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Услуги по содержанию и ремонту медицинского оборудования

Подготовка медицинских кадров

Приобретение медицинского оборудования

Расходы на оборудование палат основных и подсобных помещений

Расходы на медицинские технологии диагностики и лечения

Расходы на лекарственные и диагностические средства

Расходы на питание больных и сервисные услуги

О

Модели конечных результатов работы, индикаторы (коэффициенты) результативности и качества работы

Скорой медицинской помощи Амбулаторно- поликлинических учреждений Стационарных ЛПУ

Расхождение диагно- Выполнение плана Средняя длительность

зов СМП и диагно- посещений в рамках пребывания больного

зов стационара; Программы госга- на койке;

показатель госпита- рантий; смерть больного, не

лизации больных, назначения лекар- ожидаемая при

доставленных СМП; ственных средств и поступлении (возник-

показатель повтор- соблюдение правил шая в процессе

ных вызовов в тече- выписки рецептов; лечения);

ние суток; уровень первичного расхождение клини-

письменные замеча- выхода на инвалид- ческого и патолого-

ния от руководства; ность; анатомического диаг-

наличие обоснован- наличие обоснован- нозов;

ных жалоб; ных жалоб, связан- письменные жалобы

соблюдение стандар- ных с нарушением на качество обследо-

тов (протоколов) ока- прав пациента; вания, диагностики и

зания скорой меди- письменные замеча- лечения пациентов

цинской помощи ния руководителя (соблюдение МЭСов)

и др. и др. и др.

Многомерные методы обработки статистической информации с использованием различных пакетов:

EXCEL, SPSS, STATISTICA

О

Оценка статистической достоверности полученных данных и анализ взаимосвязи различных затрат и показателей качества результатов работы

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и предложения по совершенствованию системы оплаты труда

Рис. 1. Структурно-логическая схема оценки эффективности влияния оплаты труда и других видов затрат на некоторые конечные результаты работы медицинского

персонала

№8

2010

Менедже1

Менеджмент в здравоохранении

нала СМП, ориентированных на результат, занятость должностей физическими лицами по врачебному персоналу увеличилась до 52,8% (в 2008 г. 43,9%), по средним медицинским работникам составила 69,1% (в 2008 г. 64,2%). Увеличилось число госпитализированных больных к общему числу вызовов до 19,8% (2008 г. 18,9%), что свидетельствует о качестве работы скорой медицинской помощи. В ноябре 2009 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» получено 27 реанимобилей, которые направлены на станции и отделения СМП.

В процессе исследования по оценке эффективности оплаты труда медицинского персонала и других материальных затрат, ориентированных на результат работы амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ), в качестве зависимых переменных учитываются: выполнение плана посещений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдения выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг; уровень первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста в связи с заболеваниями; наличие обоснованных жалоб, связанных с нарушением прав пациента; письменные замечания от руководства АПУ и контролирующих вышестоящих органов по ведению и заполнению утвержденной медицинской документации; удовлетворенность пациентов лечебно-диагностическим процессом; удельный вес посещений, выполненных с профилактической целью; полнота охвата больных диспансерным наблюдением по отдельным нозологическим формам; число расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара; оперативная активность (для специалистов хирургического профиля); штрафные санкции за пролеченных больных со стороны медицинских страховых организаций и ряд других.

Наиболее тесная прямая взаимосвязь основной заработной платы врачей АПУ установлена с показателями, характеризующими полноту охвата больных диспансерным наблюдением, оперативной активностью хирургов, выполнением плана посещений в рамках реализации Программы госгарантий, тесная обратная связь установлена с показателями, характеризующими расхождение диагнозов, при направлении в стационар, числом штрафных санкций и уровнем первичного выхода на инвалидность.

Стимулирующая заработная плата врачей АПУ имеет аналогичную тенденцию взаимосвязи, однако наиболее выражена с рядом показателей, такими, как удовлетворенность пациентов лечебно-диагностическим процессом и др.

Влияние основой и стимулирующей заработной платы медицинского персонала АПУ на показатели качества работы амбулаторно-поликлинических учреждений составляет не многим более 50 %, а остальное влияние определяется другими видами затрат и факторами.

Благодаря применению прогрессивных принципов оплаты труда медицинского персонала, ориентированных на результат в работе, в 2009 г. увеличилось число посещений в АПУ и составило 49 700 тыс. (в 2008 г. — 49 600 тыс.). Число посещений на дому так же увеличилось с 3,76 до 3,94 млн. Число посещений на одного жителя в поликлинике (включая посещения врачей на дому) по сравнению с 2009 г. увеличилось и составляет 8,6 (2008 г. — 7,4). Число посещений на 1 жителя в поликлинике, включая посещения стоматологов и врачей скорой помощи, не изменилось и составило 9,4.

Наращиваются темпы развития стационарозамещающих видов медицинской помощи. В 2009 г. дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях имели 123 учреждения. Количество мест в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений в 2009 г. составило 3453 (в 2008 г.

-G

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

— 2401). Число пролеченных больных в дневных стационарах при АПУ увеличилось и составило 80 518 человек (в 2008 г. — 76 635 человек).

Укомплектованность участковыми терапевтами городскими по занятой ставке в 2009 г. составила 95,3% (в 2008 г. — 94,4%), укомплектованность физическими лицами среди участковых врачей в 2009 г. достигла 73,6% (в 2008 г. — 69,5%). Функция врачебной должности увеличилась и составляет в 2009 г. 4202 (в 2008 г. — 4014).

Средняя заработная плата у врачей первичного звена составила 32 тыс. 680 руб., у медицинских сестер, работающих с ними, — 21 тыс. 400 руб., у врачей скорой медицинской помощи — 38 тыс. 230 руб., у среднего медицинского персонала станций скорой медицинской помощи — 26 тыс. 904 руб. и у среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов — 19 тыс. 435 руб.

Улучшение условий труда и повышение заработной платы привлекли в первичное звено за трехлетний период более 280 врачей и 165 средних медицинских работников.

В процессе исследования по оценке эффективности оплаты труда медицинского персонала и других материальных затрат, ориентированных на результат работы лечебных отделений стационаров больниц, в качестве зависимых переменных используются: средняя длительность пребывания больного на койке; смерть больного, не ожидаемая при поступлении (возникшая в процессе лечения); расхождение клинического и патолого-анатомического диагнозов; незапланированная повторная госпитализация; письменные замечания от руководства больницы и контролирующих вышестоящих органов по ведению и заполнению утвержденной медицинской документации, на качество обследования, диагностики и лечения пациентов (соблюдение МЭСов); обоснованные устные и письменные жалобы от пациентов и их родственников; удовлетворенность пациентов лечебно-диагностическим процессом; внедрение новых

современных методов в лечебно-диагностический процесс; штрафные санкции за пролеченных больных со стороны медицинских страховых организаций; оперативная активность; послеоперационные осложнения и др.

Наиболее тесная прямая взаимосвязь основной заработной платы врачей и медицинских сестер стационаров установлена с показателем, характеризующим удовлетворенность пациентов лечебным процессом, внедрение современных методов диагностики и лечения в работу, с оперативной активностью для врачей-хирургов, наиболее сильная обратная связь установлена с наличием жалоб, штрафных санкций, послеоперационных осложнений и средней длительностью пребывания больного на койке в стационаре.

По влиянию основных типов затрат на показатель удовлетворенности пациентов лечебно-диагностическим процессом в стационаре первое место занимает основная заработная плата врачей — 15% и медицинских сестер — 13%, затем расходы на лекарственные и диагностические средства — 12%, расходы на оборудование палат — 11%, услуги по содержанию имущества (ремонту медицинского оборудования), текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений — 9%, стимулирующая заработная плата врачей — 8%, расходы на питание больных и сервисные услуги — 6%, стимулирующая заработная плата медицинских сестер — 6% и другие расходы.

Стимулирующая заработная плата врачей в стационаре имеет аналогичную с основной заработной платой тенденцию взаимосвязи, но в некоторых случаях сила связи с показателями МКР наиболее выражена.

Наибольшее влияние основных типов затрат на оперативную активность в стационаре оказывает основная заработная плата врачей — 28%, основная, стимулирующая зарплата медицинских сестер и врачей совместно оказывают влияние — 18%, приобретение медицинского оборудования — 15%, подготовка медицинских кадров — 8%,

№8

2010

Менедже1

Менеджмент в здравоохранении

расходы на медицинские технологии диагностики и лечения — 7%, расходы на оборудование палат, основных и подсобных помещений — 7% и другие расходы.

В здравоохранении Московской области работа по применению принципов оплаты труда, ориентированных на результат, создающих мотивацию перехода к менее затратным видам труда, то есть реализации принципа ресурсосбережения, проводится на основе внедрения медико-экономических стандартов (МЭС). Применение МЭС, наряду с применением обязательных перечней лечебно-диагностических процедур и лекарственных средств, позволяет вести персонифицированный учет пролеченных больных с ведением лицевых счетов, дающих возможность определить затраты на конкретного больного.

В течение 2009 г. в учреждениях здравоохранения происходили структурные изменения: количество круглосуточных коек на

конец года значительно сократилось за счет сокращения коечного фонда и составило в 2009 г. — 50 495 (в 2008 г. — 50 933), в том числе в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях 37 882 койки.

Обеспеченность круглосуточными койками в 2009 г. составила 75,2 на 10 000 населения (2008 г. — 76,3).

Уровень госпитализации в 2009 г. повысился и составил 195,3 на 1000 населения (в 2008 г. — 192,5), что свидетельствует о доступности стационарной медицинской помощи.

Работа койки в году составила 345,4 дня (в 2008 г. — 339 дней) со средней длительностью пребывания больного на койке 13,1 дня (в 2008 г. — 13,4).

Итогом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2009 г. явилось повышение качества и доступности бесплатной медицинской помощи населению, увеличение заработной платы медицинских работников, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения,

повышение квалификации медицинских работников, расширение перечня профилактических мероприятий, в том числе в рамках национального календаря прививок, осуществление мониторинга здоровья работающего населения, улучшение оказания медицинской помощи женщинам и детям, а также увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

В 2009 г. отмечается укрепление сложившейся в предыдущий период основной положительной тенденции — увеличение численности медицинских кадров.

Число врачей увеличилось в течение года на 286 человек, средних медицинских работников — на 399 человек.

Из анализа показателей работы лечебнопрофилактических учреждений Московской области на основе оценки эффективности расходов на оплату труда и других затрат, ориентированных на результат, следует, что руководитель ЛПУ и/или структурного подразделения медицинской организации должен нести личную ответственность за выполнение ЛПУ и/или подразделением поставленных задач. Для обеспечения вертикали управления эту ответственность лучше всего закреплять в контракте данного руководителя. Такой подход и позволит избежать коллизий при распределении средств материального стимулирования среди работников подразделения и обеспечит действенные механизмы влияния руководителя медицинской организации на своих подчиненных.

Из полученных данных видно, что стимулом к высококачественному труду служит собственно заработная плата, а не ее повышение, поскольку уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы заинтересовать работника в активном труде и высокой производительности. А угроза лишиться зарплаты целиком достаточно ощутима, чтобы ею пренебрегать.

-G

1енеджер №8

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

При этом в определенный момент дальнейшее повышение основной и стимулирующей заработной платы не приносит желаемого эффекта, и улучшение показателей качества работы не происходит. Размер заработной платы, повышение которой не приводит к улучшению показателей качества работы, в каждом конкретном случае является индивидуальным и зависит от многих факторов, среди которых социальные условия жизни человека, ММОТ, регион и ряд других.

В условиях неблагоприятных явлений в экономике анализ эффективности расходов на оплату труда имеет большое практическое значение, так как позволяет находить способы заинтересовать медицинский персонал в улучшении качества оказания медицинской помощи на основе реализации принципа оплаты труда медицинских работников, ориентированного на результат.

\

деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.//Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. М.: http://www.rambler.ru. 2008. — 87 с.

2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. http://www.zdravo2020.ru/concept. М.: 2009.— 47 с.

3. О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета//Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. № 1047. — М.: 2009. — 78 с.

4. Сборник стандартов оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в 3-х томах. — М.: Агар, 2006. Том 1 — 1287 с., Том 2 — 832 с., Том 3 — 976 с.

5. О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»//3дравоохранение. Журнал для рук. и глав. бухг. — 2009. — № 4. — С. 107.

6. Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений//Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583//Главный врач. — 2009. — № 4 (IV). — С. 88-91

7. О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области об оплате труда работников государственных учреждений Московской области//Постановление Правительства Московской области от 23.03.2009 №224/11. — 5 с.

№8

2010

Менедже1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.