Бизнес в законе
3'2010
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ КОРРЕКТИРОВКЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ
Птухина Марина Владиславовна, главный государственный инспектор отдела таможенных инспекций Новороссийской таможни.
Контакты автора: kolotushkinsm@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с расчетом стоимости товаров, ввозимых через таможенные посты на территорию Российской Федерации. По мнению автора, формирование цены товара должно осуществляться с учетом существующих цен в странах-экспортерах, географического положения государств и других факторов. Это позволит эффективно бороться с необоснованным завышением таможенной стоимости и цен на внутреннем рынке Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенный контроль, цены, товары, контрабанда, договора.
THE USE OF RISK MANAGEMENT SYSTEM IN CORRECTING THE CUSTOMS VALUE OF GOODS IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ptukhinа Marina Vladislavovna, Chief state inspector of Customs Inspections Department of the Novorossiysk Customs. Contacts of the author: kolotushkinsm@mail.ru
Annotation. This article identifies and discusses a number of key issues relating to calculating values of goods imported through the customs posts into the territory of the Russian Federation. The author believes that the pricing of goods should take into consideration the existing prices in exporting countries, the geographical location of countries, and a number of other factors. This will effectively fight the unjustified customs values and inflated prices on the domestic market of the Russian Federation.
Keywords: customs control, pricing, products, smuggling, contract.
Современная организованная, коррумпированная преступность для организации крупных разовых или длящихся преступных операций способна лоббировать даже принятие федеральных законов, не говоря уже о подзаконных актах министерств и ведомств. Не случайно на сегодняшний день публикации по методике расследования наиболее сложных экономических и иных преступлений начинаются с анализа нормативноправовой базы той сферы деятельности, в которой совершаются рассматриваемые преступления, правового положения субъектов деятельности, организационно-правовой формы используемых для преступлений юридических лиц и т.д.
До 30 сентября 2005 года действовал зарегистрированный Минюстом России приказ ГТК России от 30 июня 2004 года №755 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости».
В соответствии с Приложением 1 к данному приказу был введен так называемый профильный уровень цен за единицу товара (на условиях франко-граница Российской Федерации). В частности, для цитрусовых была установлена профильная цена от 0,40 до 0,60 долларов США за 1 кг продукции.
Должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенное оформление товара на таможенной границе, реализуя предусмотренное п.7 ст. 323 ТК РФ право самостоятельно корректировать таможенную стоимость возимого товара, при обнаружении признаков того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными и, при этом декларант отказался определить таможенную стоимость на основе другого метода, либо не предоставил таможенному органу дополнительно затребованные таможенным органом документы, произвольно определяли таможенную стоимость в рамках профильного уровня цен: от 0,40 до 0.60 долларов сШа за 1 кг. Как правило, цена определялась по высшему уровню - о,60 долларов США за 1 кг продукции.
Установленная таможенным законодательством процедура таможенного оформления товаров, когда важнейшие правовые решения принимаются одним должностным лицом, позволяет этому должностному лицу корректировать таможенную стоимость и по 0,40 и по 0,50 и по 0,60 долларов США за 1 кг товара, создает благодатную почву для коррупции, порождает десятки способов совершения и сокрытия преступлений.
Отмена вышеназванного приказа в связи с принятием приказа ФТС России от 10 марта 2005 года №180 «Об утверждении Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2005 году» не изменила ситуацию.
Введение новеллы Таможенного Кодекса 2003 года -системы управления рисками (далее СУР) само по себе является положительным фактором в целях организации эффективного таможенного контроля. Положения ст.358 ТК РФ, предусматривающей введение принципа системы управления рисками, позаимствованы из Киотской Конвенции. Главой 6 данной Конвенции установлено:
- «при выборе форм таможенного контроля используется система управление рисками» (стандартное правило 6.3);
- «таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки» (стандартное правило 6.4);
- «таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки системы управления рисками» (стандартное правило 6.5).
Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от взаимодействия таможенных органов:
1) с таможенными органами иностранных государств;
2) с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ;
3) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, дея-
Птухина М.В.
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
тельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.
Таким образом, в целях эффективного использования системы управления рисками (СУР) необходимо наличие международных соглашений с другими государствами. Такие соглашения имеются. Например, Соглашение между Правительством Турецкой Республики и Правительством РФ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Анкара, 19 сентября 1997г.) и др. Однако на практике эти документы не используются или используются недостаточно.
В таможенных органах широкое распространение получила корректировка таможенной стоимости различных товаров, ввозимых на территорию России. При этом в качестве основы корректировки используются грузовые таможенные декларации по аналогичному товару, оформленному участниками ВЭД по цене, сопоставимой с профильным уровнем цен, доводимых до таможен ФТС России. Основываясь на принципе выборочности таможенного контроля, предусмотренной ст. 358 ТК РФ, должностные лица таможенных органов, при заявлении лицом, перемещающим товар, таможенной стоимости на уровне профильных цен в рамках СУР, освобождают таких лиц от иных форм таможенного контроля, в том числе досмотра определенной партии товара. Этим создается благоприятная среда для совершения таможенных, экономических правонарушений. В то же время при заявлении таможенной стоимости по стоимости сделки, что, как правило, ниже профильного уровня цен, должностное лицо таможенного органа запрашивает у
участника ВЭД дополнительные документы, например экспортную грузовую декларацию страны вывоза товара. Данный документ не является обязательным для подтверждения таможенной стоимости товара с точки зрения закона. Однако его непредставление расценивается как факт недостоверности заявленной таможенной стоимости.
По нашему мнению, формирование цены товара, особенного сезонного, в рамках системы управления рисками должно осуществляться с учетом существующих цен в странах-экспортерах, географического положения государств и других факторов. Формирование цен в рамках системы управления рисками только на основании ценовой информации участников ВЭД по отдельным таможням способствует, на наш взгляд, необоснованному завышению таможенной стоимости при пересечении товаров через таможенную границу, а также необоснованному повышению цен на внутреннем рынке. А с учетом того, что заявление таможенной стоимости товара по ценам СУР влечет освобождение от других форм таможенного контроля, данный фактор является благоприятной почвой для роста как должностных преступлений в сфере таможенного дела, так и контрабанды.