Научная статья на тему 'Применение сети Интернет в процессе реализации программ обучения'

Применение сети Интернет в процессе реализации программ обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / INTERNET / E-LIBRARY / DISTANCE LEARNING / ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андронова Татьяна Александровна

В статье рассмотрен вопрос о том, какие возможности дает сеть Интернет в процессе проведения практических и лекционных занятий у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андронова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE INTERNET IN THE IMPLEMENTATION OF TRAINING PROGRAMS

This article examines the question of what opportunities the Internet provides in the process of conducting practical and lecture classes for students.

Текст научной работы на тему «Применение сети Интернет в процессе реализации программ обучения»

'В

L-—^ i,

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Андронова Т. А.

Применение сети Интернет

в процессе реализации программ обучения

173

Цифровые технологии в образовательном процессе

ПРИМЕНЕНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о том, какие возможности дает сеть Интернет в процессе проведения практических и лекционных занятий у студентов.

Ключевые слова: образовательные стандарты, сеть Интернет, электронная библиотека, дистанционное обучение, онлайн-курсы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.173-180

T. A. ANDRONOVA,

PhD in Law, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) andronova010581@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9

APPLICATION OF THE INTERNET IN THE IMPLEMENTATION OF TRAINING PROGRAMS

Abstract. This article examines the question of what opportunities the Internet provides in the process of conducting practical and lecture classes for students.

Keywords: educational standards, the Internet, e-library, distance learning, online courses.

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни. Одним из перспек-тивнейших направлений развития системы образования является широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, в первую очередь — технологий глобальной сети Интернет. Интернет дает большие возможности для развития образования: дистанционное обучение, доступ к большому количеству информации. Отметим, что и основные акты, регламентирующие образовательную деятельность бакалавров, магистров, аспирантов, напрямую предусматривают применение Интернета в процессе обучения.

J ! *> L"L

VI V Т

Татьяна

Александровна

АНДРОНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) andronova010581@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Г И

ше

mD рш

АЫ

Ш m О Т Вт

ЕН

но

МИ

ПРОЦЕССЕ

>

© Т. А. Андронова, 2018

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Так, в приказе Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 "Юриспруденция" (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»1 предусматривается, что выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен сформировать общепрофессиональные компетенции, в частности владеть культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2).

В приказе Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень "бакалавр")»2 отмечается, что бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

а) владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);

б) способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4).

Оба названных акта закрепляют также общесистемные требования к реализации программ аспирантуры и бакалавриата, которыми предусмотрено, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.

Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация) степень "магистр")»3 закрепляет, что для реализации компетентностного подхода должно предусматриваться широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных

1 Российская газета. № 21. 04.02.2015.

2 URL: http://www.pravo.gov.ru. 29.12.2016.

3 Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

№ 14. 04.04.2011.

тз

L-—^ i,

ЕСТНИК Андронов* Т. А

УНИВЕРСИТЕТА Применение сети Интернет

имени o.e. кугафина(мгюА) в процессе реализации программ обучения

тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Как мы видим, данные акты устанавливают, что в процессе обучения студенты должны использовать сеть Интернет. Обучающиеся должны научиться искать необходимую информацию в Интернете и оценивать ее на актуальность, применимость при подготовке к занятиям.

Отметим, что законодатель дает легальное определение информационно-телекоммуникационной сети. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»4 под информационно-телекоммуникационной сетью следует понимать технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Здесь мы можем согласиться с мнением ученых о том, что сеть Интернет отвечает вышеперечисленным критериям. Кроме того, сеть Интернет, как и другие сети электросвязи, создает виртуальное пространство, то есть среду, в которой возникают правовые отношения5.

Однако в данной статье мы остановимся более подробно на вопросе о том, как можно использовать возможности сети Интернет на практических, семинарских и лекционных занятиях.

Итак, в процессе обучения преподаватель, во-первых, может применять в работе социальные сервисы Интернета, которые позволяют организовать безопасный поиск информации, размещать информацию и презентации в блогах, реализацию Вики-проектов (Википедия) и пр. Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернета (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP). В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).

Интернет-ресурсы — это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. Применительно к обучению можно выделить следующие информационные технологии: компьютерные обучающие программы (электрон- S

ные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы); обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием рВ персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; ЗЕ интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различ- I_ ных предметных областях; распределенные базы данных по отраслям знаний; >х

средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телекон- т§

-

4 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448. IГ

5 Кудашкин Я. В., Танимов О. В. О правовой природе и возможности правового регулиро- ^^

вания отношений в сети Интернет // Информационное право. 2012. № 2. ПРОЦЕССЕ

Г

>

'М Я^' 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

ференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.; электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы: с избирательной интерактивностью и с полной интерактивностью. К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде, — банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь6.

Самым распространенным способом интернет-общения преподавателя со своими студентами является электронная почта. Данный способ приобрел большую популярность благодаря тому, что при помощи списков рассылки определенную информацию можно довести до большого количества студентов. Посредством электронной почты преподаватель может утвердить тему и план курсовой работы, магистерской диссертации, принять и изучить подготовленную студентом презентацию или портфолио; разработав задание для занятия, преподаватель может разослать его всей группе студентов или, разбив студентов на группы, подготовить для каждой из них дискуссионные вопросы с последующим обсуждением их в малых группах на занятии, также можно направить студентам задание для подготовки к лекции.

Возможности Интернета можно использовать и непосредственно на занятиях со студентами. Так, например, преподаватель, зная, какая тема будет рассмотрена студентами на семинаре, может заложить в занятие определенное количество времени для того, чтобы студенты зашли на информационные порталы и смогли оценить предоставляемую информацию на предмет ее значимости, актуальности, востребованности. Здесь студенты займут позицию субъектов, для которых разработан тот или иной портал и смогут выявить достоинства и недостатки портала, а также предложить разработать новые рубрики на портале, которые, по их мнению, необходимы для данной категории субъектов.

Учитывая требования стандартов, можно провести практическое или семинарское занятие с использованием доступа в электронную библиотеку. В электронной библиотеке представлены различные ресурсы: учебники, учебные пособия, научные статьи, монографии, комментарии и т.д. Так, преподаватель может попросить студентов прочитать тот или иной материал, а затем обсудить его вместе со студентами. Тем самым студенты получат навык реферирования литературы, что пригодится им для написания контрольных и курсовых работ, магистерских и кандидатских диссертаций.

6 Чиричкина В. В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании // URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1508/24722.

73

L-—^ Ii

ЕСТНИК AMep0M0BB т. а. и

УНИВЕРСИТЕТА Применение сети Интернет 17 7

имени o.e. кугафина(мгюА) в процессе реализации программ обучения

Еще одной возможностью использовать сеть Интернет на занятиях является доступ в справочные системы, например «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ». В справочных системах студенты, помимо научной и учебной литературы, могут ознакомиться с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Используя доступ к нормативной базе, преподаватель имеет возможность дать задание на анализ действующего законодательства. Например, студентам можно поручить изучить отдельный нормативный правовой акт, выявить круг субъектов, на который он распространяется, при возможности определить декларативность его отдельных норм. Можно попросить студентов проанализировать понятийный аппарат нормативного правового акта, выбрать то или иное понятие, которое, по мнению, студентов, нуждается в уточнении и внесении в него изменений. Здесь преподаватель выслушивает мнения студентов относительно действующего легального определения и разбирает на предмет актуальности и востребованности предложенные студентами варианты изменения законодательства. Это задание будет особенно полезно для магистров и аспирантов, которые в своих диссертациях должны предложить положения, выносимые на защиту. Что же касается судебной практики, то ее анализ должны уметь делать и бакалавры, и магистры, и аспиранты. Учитывая это, преподаватель на занятии может поручать студентам подбирать судебную практику по отдельным вопросам, исследовать ее на предмет единообразия применения, сопоставлять ее с иными решениями и выявлять разрозненность судебных решений относительно одного вопроса. Заслуживают особого внимания и иные предложения в данном направлении, сделанные учеными7.

Читая лекцию в зале, который оборудован выходом в сеть Интернет, преподаватель имеет возможность зайти на необходимые сайты и показать студентам определенные видеоролики по отдельным аспектам лекции. Это могут быть дискуссионные мнения разных ученых, мнения экспертов, представителей органов государственной власти. В лекциях можно использовать наглядные материалы, а также продемонстрировать презентацию. В условиях применения активного метода проведения занятий презентация представляется весьма удачным способом донесения информации до слушателей8. Стоит отметить, что такая подача информации хорошо воспринимается и запоминается студентами.

Еще одним способом общения преподавателя со студентами через Интернет является электронная (компьютерная) конференция. Данная конференция

Г

позволяет получать на мониторе компьютера пользователя как минимум тексты ^ сообщений, передаваемых участниками конференции, находящимися на различных расстояниях друг от друга. Таким образом, электронная конференция рВ объединяет заинтересованных пользователей в составе учебной группы, кото- ЗЕ

□ Е

7 Ершова И. В. Саморегулирование сквозь призму юридического образования // Законы А Х России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 71 ; Предпринимательское право. Право- ЕП вое сопровождение бизнеса : практикум / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2018. 5 Л

и п

С. 98, 241. 14

О

8 Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения заня- ^ И

тий // Юридическое образование и наука. 2013. № 2. С. 34. ПРОЦЕССЕ

>

/ J )л 'М Я^' 1

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

рые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима электронной конференции является то, что сообщение, посланное абонентом, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима конференции при организации учебных занятий требует ее модерирования преподавателем. Работа возможна в режиме реального времени, например при использовании системы IRC (Internet Relay Chat), и произвольного во времени доступа9.

Но применение и использование сети Интернет в процессе обучения пошло дальше учебных аудиторий. В настоящее время большую популярность приобретают онлайн-курсы. Разберемся, что же они собой представляют?

Чтобы у слушателей была возможность выбирать лучшие и наиболее подходящие для себя образовательные возможности и пользоваться ими, был создан проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации»10. Он аккумулирует множество онлайн-курсов и образовательных платформ в одном месте и предоставляет к ним доступ по принципу «одного окна». Это достаточно удобно, и вот почему: чтобы учиться на онлайн-курсах различных образовательных платформ и организаций, достаточно пройти единую аутентификацию на портале, используя учетную запись в ГИС «Единая система идентификации и аутентификации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь представлена вся информация об онлайн-курсах. Курсы оцениваются как самими слушателями, так и специалистами по соответствующим критериям и профилю. На основании оценок формируется рейтинг курсов. Теперь любой пользователь может пройти курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете. Для желающих зачесть пройденные онлайн-курсы при освоении образовательной программы в вузах, например, бакалавриата или специалитета, предусмотрена возможность получения подтвержденных сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курсов с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения. Многие вузы представляют доступ к своим курсам.

В качестве примера данных курсов можно привести работу Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени Н. Э. Баумана, где слушатели могут пройти авторизованные курсы Microsoft в формате открытого обучения. В ходе такого обучения используется запись реального занятия с полной передачей живой атмосферы очной группы, проходить такое обучение можно в том числе в режиме вебинара. Открытое обучение предполагает сохранение всех преимуществ авторизованного обучения Microsoft: проведение занятий сертифицированным преподавателем, полный объем программы курса — как теоретиче-

9 Чиричкина В. В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании // URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1508/24722.

10 URL: https://online.edu.ru/ru/about/.

тз

L-—^ i,

ЕСТНИК АнврОМОВВ Т. А. ^

VHMRFPPMTPTA Применение сети Интернет Шг^т

УНИВЕРСИТЕТА Применение сети Интернет имени o.e. кугафина(мгюА) в процессе реализации программ обучения

ской части, так и лабораторных работ, индивидуальные официальные учебные пособия Microsoft для каждого слушателя, сертификаты об окончании курса.

Как мы видим, постепенно исчезают границы между дистанционным и очным обучением. При этом сохраняется энергетика, ритм, стиль, характерные для очного обучения. Слушатели активно участвуют в групповых дискуссиях, видят экран преподавателя, общаются с преподавателем и со своими коллегами. Преподаватель находится в постоянной эмоциональной связи со слушателями и делится знаниями, учит, объясняет, проверяет задания не только у очных слушателей, но и у тех, кто подключился в режиме вебинара. Обучающиеся могут общаться со слушателями из разных точек страны и даже мира, а следовательно, обмениваться опытом с более широким кругом специалистов. Документы центра «Специалист» выдаются только тем выпускникам, которые успешно освоят учебную программу. Слушатели, занимающиеся в формате онлайн («Безлимитного обучения», очно-заочного обучения), должны посетить не менее 50 % занятий и выполнить не менее 50 % контрольных работ (тесты, практические, лабораторные работы и др.). Процесс обучения слушателей контролируется преподавателями, которые делают соответствующие отметки в журнале. Не выполнившему учебную программу выпускнику в конце обучения выдается лишь справка. Для получения свидетельства, удостоверения или сертификата вендора слушателю будет предложено выполнить соответствующие программе курса контрольные задания11.

Позволим себе отметить следующие преимущества онлайн-курсов: во-первых, чтобы посетить очное занятие, у слушателя должен быть только компьютер, во-вторых, занятие можно прослушать в любое удобное время, в-третьих, по окончании курсов слушатели получают сертификат, в-четвертых, обучение ведут лучшие специалисты вуза. У обучающихся появляются возможности, которых не было раньше: учиться очно, но когда на это есть время. По-нашему мнению, данные онлайн-курсы удобны для студентов, у которых уже есть одно высшее образование, а также для тех, кто хочет повысить свою квалификацию, т.к. курсы можно пройти, не отрываясь от производства. Разработчиками отдельных онлайн-курсов могут выступить и кафедры вузов. Кафедры, используя весь информационный потенциал вуза, могут разработать свои онлайн-курсы по актуальным тематикам читаемых дисциплин, которые могли бы пройти студенты сторонних вузов, а также слушатели, которым необходимо повысить свою квалификацию. S

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что потенциал сети Интернет безграничен и дает массу способов для общения преподавателя со своими сту- рВ

дентами как непосредственно на занятиях, так и вне их. Интернет предоставля- ЗЕ

ет еще одну дополнительную возможность для преподавателя передать свои О_

Ш m

знания и опыт в определенной сфере студентам и слушателям. >Х

_1 ЛО

ОГ

г

URL: https://www.specialist.ru/center/educationtypes/webinar. ПРОЦЕССЕ

>

11

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Юридическое образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 33—37.

2. Ершова И. В. Саморегулирование сквозь призму юридического образования // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 8. — С. 63—72.

3. Кудашкин Я. В., Танимов О. В. О правовой природе и возможности правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. — 2012. — № 2.

4. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2018. — 504 с.

5. Чиричкина В. В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании // URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1508/24722.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.