УДК 378.881
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
И. О. Белоус
USE OF PROJECT METHOD AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF TEACHING A FOREING LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
I. O. Belous
Статья посвящена эффективности использования проектной методики в процессе преподавания иностранного языка в неязыковых вузах. Рассматриваются требования к применению метода проектов и характеристики проектов, определяющие успешность и эффективность применения проектной методики. Проектная методика, давно доказавшая свою эффективность, не теряет актуальности и популярности и по сей день, поскольку данная методика способствует формированию коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, позволяет эффективно и успешно реализовывать программу дисциплины и достигать поставленных целей и задач, а также способствует реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка и развивает познавательный интерес.
The paper is devoted to the efficiency of using project method while teaching a foreign language in non-linguistic higher education institutions. The author examines the requirements to the application of project method and a project's characteristics which determine the success and efficiency of project method use. Having proved its efficiency long time ago, project method is still very topical and popular nowadays, as this method contributes to forming of communicative competence as the main language learning aim, allows of effective and successful fulfillment of the subject programme and achievement of the set objectives and goals, as well as it contributes to realizing of competence approach in the system of higher professional education, increases students' motivation to foreign languages learning, and develops cognitive interest.
Ключевые слова: проектная методика, проект, компетенции студентов, мотивация, эффективность обучения, высшее профессиональное образование.
Keywords: project method, project, competences of students, motivation, efficiency of teaching, higher professional education.
В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых вузах преподаватели иностранного языка часто сталкиваются с множеством трудностей. Наиболее значительными мы считаем низкую мотивацию студентов к изучению иностранного языка, а также недостаточно высокий уровень знаний студентов по данной дисциплине. Несмотря на мировую глобализацию, рост международных контактов в различных сферах и вытекающую отсюда необходимость владения хотя бы одним иностранным языком как средством повседневного и делового общения и получения нужной информации из зарубежных источников, мотивация студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка не всегда является высокой. Есть ряд студентов, которые считают, что иностранный язык - не нужная, лишняя для них дисциплина. Подобный низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка связан, конечно, не только, а, может, и не столько с непониманием значимости данного предмета для дальнейшей жизни и карьерного роста, сколько с теми трудностями, которые возникают при его изучении, и, возможно, с прошлым негативным опытом. Многие студенты отмечают, что им тяжело давалось изучение иностранного языка во время учебы в школе, и, соответственно, становясь студентами, они переносят свое нега-
тивное отношение к иностранному языку на занятия по данной дисциплине в вузе.
Всё это не позволяет в полном объёме и эффективно реализовывать программу курса дисциплины «Иностранный язык» и формировать те компетенции, которые предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки или специальности.
Поэтому преподаватель иностранного языка вынужден искать различные пути решения данных проблем, а именно: подбирать такие методы обучения, которые позволят ему сформировать необходимые компетенции студентов, успешно реализовать поставленные цели и задачи дисциплины, а также создать для студентов ситуацию успеха на уроке, когда они, несмотря на свой уровень знаний и способностей, будут эффективно приобретать знания, развивать свои речевые умения во всех видах речевой деятельности, чувствуя себя психологически комфортно и испытывая чувство удовлетворения от изучения иностранного языка. Это, несомненно, на наш взгляд, будет способствовать повышению учебной мотивации студентов.
Вслед за И. А. Зимней под мотивацией мы понимаем совокупность самых различных побудителей (потребностей, мотивов, желаний, интересов и т. д.),
которые определяют, стимулируют, побуждают человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность [1]. Конечно, как и мотивация в целом, учебная мотивация тоже характеризуется многоплановостью, множеством мотивов, среди которых можно выделить внешние, социальные мотивы (престижность, самоутверждение, долг, необходимость и другие). Но, как отмечает И. А. Зимняя, учебная мотивация основывается, прежде всего, на внутреннем мотиве - познавательной потребности, осознаваемой человеком как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний [1].
Одной из таких методик обучения, которые повышают учебную мотивацию и эффективность и результативность обучения, можно считать проектную методику (или метод проектов), появившуюся, как известно, ещё в начале ХХ века как часть прагматической педагогики Джона Дьюи. Как утверждает Е. С. Полат, метод проектов возник, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем [4]. Нельзя не согласиться с утверждением, что основное требование к образованию - это научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира [2].
Несомненно, проектная методика уже давно доказала свою эффективность и не теряет актуальности и популярности и по сей день, являясь неотъемлемой частью учебного материала различных УМК по иностранному языку. На современном этапе, как отмечают исследователи (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина), суть проектной методики остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдение соответствующего баланса на каждом этапе обучения [5].
Проектная методика может быть отнесена к продуктивным, или проблемным, методам обучения по характеру взаимодействия между преподавателем и
студентами. В отличие от репродуктивных методов, подразумевающих воспроизведение и повторение по данному преподавателем образцу, продуктивные методы учат мыслить и действовать самостоятельно, развивают творческие способности студентов, поскольку не дают готовых образцов выполнения того или иного задания, а ставят определенную проблему, требующую решения. Как отмечают исследователи, главная задача преподавателя - обеспечить максимальную мыслительную активность студента или школьника на всех этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления [2].
Результатом деятельности студентов в рамках проектной методики является проект, обладающий определенными характеристиками с точки зрения того, каким он должен быть. Данные характеристики определяют успешность и эффективность применения проектной методики.
Во-первых, проект - это прообраз какого-либо объекта реальности (памятка, рекламный постер, чертеж, изображение и т. д.). Исходя из этого, проект должен иметь какую-то практическую значимость, чтобы его можно было как-то использовать в реальной жизни. Например, при изучении темы «Транспорт. Виды транспорта» (направления подготовки «Агроинженерия» и «Природообустройство и водопользование», специальности «Наземные транспорт-но-технологические системы» и «Механизация сельского хозяйства») можно предложить студентам разработать проект на тему «Автомобиль (или транспорт) будущего» или «Идеальная транспортная система города» в виде чертежа, изображения, схемы, сопровождая проект своим комментарием. Работая над темой «Кормление сельскохозяйственных животных» (направления подготовки «Зоотехния» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»), студенты могут создавать проекты на тему «Как правильно кормить сельскохозяйственных животных, чтобы предотвратить заболевания и сохранить здоровье», «Как правильно кормить сельскохозяйственных животных, чтобы повысить их продуктивность» или «Правильный рацион питания для молодняка (или жвачных животных, или нежвачных животных)». Данные проекты выполняются в форме памятки для зоотехника. Темы «Охрана окружающей среды», «Природные ресурсы и их рациональное использование», «Экология и транспорт», «Экология и сельскохозяйственное производство» (направления подготовки «Агроинженерия» и «При-родообустройство и водопользование», специальности «Наземные транспортно-технологические системы» и «Механизация сельского хозяйства») предполагают работу над такими проектами, как «Меры по охране природы», «Как предотвратить загрязнение воздуха, воды или почвы», «Как очистить воздух в большом городе», которые могут быть выполнены в виде листовок, рекомендаций для специалистов, брошюр с советами.
Во-вторых, проект должен быть личностно-ориен-тированным. Важность личностно-ориентированного подхода в обучении подчеркивается многими иссле-
дователями. Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащихся, с учетом уровня их подготовки по данной дисциплине, их способностей и задатков [5]. И. А. Зимняя отмечает, что вся организация обучения должна строиться на основе данного подхода: организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов, упражнений и т. д. должны преломляться через призму личности обучаемого -его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Это осуществляется как через содержание и форму (то есть задание) самих учебно-речевых задач, так и через соответствующий характер общения учителя с учеником, всей группой или классом [1]. Задания должны стимулировать личностную, интеллектуальную, речевую активность студентов. Тема проекта должна быть актуальной, студент должен быть заинтересован в решении проблемы проекта.
Также следует отметить, что проект - это, по большей части, самостоятельная работа студентов. Ведущая роль отводится студенту, а преподаватель выступает лишь в роли консультанта и помощника.
В-третьих, проект, как правило, требует интеграции знаний, умений и навыков студентов из различных областей. Тематика проектов предполагает обращение студентов к знаниям из дисциплин профессионального цикла учебного плана их специальности или направления подготовки. Довольно часто в процессе работы над проектом студенты обогащают свои знания в сфере своей специальности, что тоже повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, поскольку они сами осознают, что это способствует их профессиональному росту. Таким образом, проектная методика способствует реализации межпредметных связей в системе обучения.
В-четвертых, проект - это творческая работа студентов. Они не должны быть ограничены какими-то рамками, кроме темы и проблемы проекта. Они сами могут выбирать источники информации, форму презентации проекта, наполнять свой проект идеями, которые априори должны считаться верными. Сама тематика проекта может поощрять студента мыслить нестандартно. Например, при разработке проекта «Идеальная ферма» (направления подготовки «Зоотехния», «Агрономия» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции») студенты не ограничены в полете своей фантазии, они могут предлагать любые идеи, ставить перед собой любые вопросы и отвечать на них так, как они считают правильным: Какие животные должны жить на идеальной ферме? Для кого ферма должна быть идеальным местом? Возможно ли и нужно ли полностью заменить труд фермера машинами, чтобы это было местом отдыха, а не тяжелейшего труда?
Исследователи, применяющие проектную методику на практике, выделяют такие преимущества проектов, как: использование языка в ситуациях реального общения; интеграция всех четырех видов речевой
деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма; аутентичность материалов; повышение активности учащихся в процессе изучения языка, возможность развивать у них навыки самоконтроля и самооценки; создание внутренней и внешней мотивации к изучению иностранного языка; наглядное представление результата работы над проектом; совместная работа учащихся в группах, интенсивное межличностное общение; привлечение предыдущего опыта и знаний учащихся [3].
По словам Е. С. Полат, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей [4].
Таким образом, если проект, выполняемый студентами, обладает вышеперечисленными характеристиками, то можно утверждать, что применение проектной методики будет способствовать, во-первых, формированию коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, во-вторых, формированию тех компетенций, которые предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки или специальности, в-третьих, повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Если проанализировать те компетенции, которые прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям, реализуемым в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, то можно отметить, что формирование такой компетенции, как «студент владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения», вообще невозможно без применения каких-либо проблемных методов обучения. Одним из основных требований к применению проектной методики является, как отмечает Е. С. Полат, использование исследовательских методов на разных этапах работы над проектом: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов, анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", "творческих отчетов", защиты проекта и т. п.) [4]. В процессе работы над проектом создается возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс. В отличие от пассивного овладения знаниями активная познавательная деятельность позволяет студенту применить на прак-
тике свои знания, четко понимая, где, каким образом и для каких целей его знания могут быть использованы [5].
Далее можно сказать, что применение проектной методики также способствует более эффективному формированию и такой компетенции, как «студент умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь». Если студенты работают над проектом коллективно, то, несомненно, в результате развивается компетенция «студент готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе». Следует отметить, что совместная работа над проектом предполагает сотрудничество, а значит надо уметь выслушать, понять и уважительно отнестись к точке зрения другого человека, найти компромисс, если необходимо, вместе решить ту или иную проблему и порадоваться успеху общего дела.
Необходимо добавить, что все три вышеназванные компетенции предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами выс-
шего профессионального образования по всем направлениям подготовки, реализуемым в «Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте.
Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять при изучении любой темы в рамках любой дисциплины, на любом этапе работы над темой (хотя традиционно выполнение проекта является завершающим этапом как итоговое задание, обобщающее учебный материал темы), на любой ступени обучения от начальной школьной до высшей профессиональной и независимо от уровня знаний учащихся.
Проектная методика повышает учебную мотивацию студентов к изучению иностранного языка, развивает познавательный интерес, позволяет эффективно и успешно реализовывать программу дисциплины, достигать поставленных целей и задач, способствует реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования.
Литература
1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
2. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.
3. Побокова О. А., Немченко А. А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
Информация об авторе:
Белоус Ирина Олеговна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, iobelous@mail.ru.
Irina O. Belaus - Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages, Kemerovo State Agricultural Institute.
Статья поступила в редколлегию 24.12.2014 г.