ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
А. В. Горелъченко А. Камерис
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦЕЛЯХ
ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Работа представлена кафедрой информатики.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Горбунова
Статья отражает основные положения диссертационных исследований, посвященных разработке концептуальных теоретических и практических основ повышения операционности знаний учащихся школ музыкального профиля в процессе проектной деятельности с использованием музыкально-компьютерных технологий.
The articles describes the basic ideas of the dissertations, which is devoted to development of actual theoretical and practical basis of raising knowledge operation of students of schools specializing in music studying in project activity with usage of music and computer technologies.
Реформа школьного образования, связанная с расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образования и формированием компетентностного подхода, диктует новые принципы построения образовательного процесса. В свою очередь, поиск новых подходов в музыкальном обра -зовании обусловлен также появлением все большего числа учебных заведений с углубленным изучением музыки, т. е. включающих музыкальное образование в систему общего образования.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в учебных заведени-ях нашей страны, все большее распространение получают обладающие широким спектром возможностей музыкально-ориентированные компьютеры. Последние сегодня все шире используют в своей деятельности как профессионалы, так и любители музыки, что делает обучение владению ими особенно актуальным.
Современные информационные технологии (СИТ), ориентированные на музы-
кальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом. Таким образом, информационные технологии, став реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, способны расширить сферу профессиональной деятельности музыканта, создают предпосылки формирования новой образовательно-творческой среды.
Цели и задачи музыкального образова-ния на профильной ступени коррелируют с идеей построения образовательного процесса на основе метода проектов. Метод проектов способствует осознанию практической значимости получаемых знаний, поскольку реализация этого метода сопровождается наличием проблемы, требующей интегрированного знания, самостоятельного творчества, использования исследовательских методов. Применение MKT на каждом этапе образовательного процесса предоставляет музыкантам расширенные возможности проектной деятельности. Целью настоящего исследования было выяс-
Применение проектного метода в курсе музыкальной информатики в целях повышения..,
нить возможность повышения операцион-ности знаний учащихся старших классов школ музыкального профиля в процессе проектной деятельности с применением MKT.
В процессе эксперимента был разработан и апробирован спецкурс «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта». Данный межпредметный проект призван служить моделью содержания и механизма принципиально нового профиля обучения с применением MKT; сформировать у учащихся старшей профильной школы устойчивую мотивацию к образованию; расширить представления о методах исследовательской и поисковой деятельности; актуализировать знания, полученные в процессе изучения ряда дисциплин, и интеграция их в процессе проектной деятельности; активизировать самостоятельную деятельность и повысить креативность учащихся за счет освоения творческой, проектной деятельности в процессе музыкального обучения. Методические задачи спецкурса: научить работать с различными источниками информации (энциклопедии, справочные таблицы, электронные учебники, Интернет), научить самостоятельно решать нестандартные задачи для обработки и представления результатов художественно-творческой деятельности.
Вводный этап посвящен постановке проблемы и уточнению целей проекта. Проводятся: консультации с преподавателями по смежным дисциплинам (информатика, композиция, специальный инструмент, музыкальная литература и др.) для анализа имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков; прогноз их уровня по окончании проекта; знакомство учащихся с технологией проектной деятельности. Организуется круглый стол в целях выяснения объема привлекаемого материала и круга тем из смежных дисциплин. Определяется структура проекта, деление учащихся на рабочие группы в соответствии с этой структурой. Обсуждаются задания для каждой группы.
На этапе разработки сценария проекта учитель выступает как консультант, участвует в обсуждении спорных моментов. Учащиеся определяют источники информации, приступают к их первичному изучению. На основе собранной информации проводится уточнение задач проектной деятельности и выбор критериев оценки результатов, отбор содержания и определение примерного объема проекта, уточнение календарного плана выполнения проекта. Каждый участник выбирает род деятельности для работы в команде, а также обосновывает свои критерии успеха.
На этапе практической работы учитель, продолжая выступать в роли консультанта, координирует деятельность рабочих групп, стимулирует их деятельность, организуя соревнование между группами на скорость и успешность выполнения заданий на каждом этапе. Учащиеся работают в команде в соответствии с определенными ролями.
Предварительная защита включает публичное представление итогов проектной деятельности: выступление на конференции; презентация для учащихся, не участвовавших в реализации проекта; публикация на школьном сайте с приглашением к дискуссии на форуме, электронному рейтинговому голосованию. Анализ выполнения проекта, достигнутых цели и результатов, планирование путей устранения недостатков и работа в команде над их устранением. Подготовка доклада об итогах работы над проектом. Учитель наблюдает и, если это необходимо, направляет процесс анализа.
Защита проекта предусматривает презентацию проекта и коллективную защиту результатов на школьной конференции. Отчет включает: анализ и объяснение полученных результатов, самооценку, взаимооценку результатов проектной деятельности. Учитель организует экспертизу проекта и участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. В роли экспер-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
тов выступают преподаватели смежных дисциплин.
Особые требования в ходе реализации проекта предъявляются к преподавателю, который должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, практическую ориентацию образовательного процесса с введени-ем интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследователь-ских и коммуникативных методов). На всех этапах проекта учитель выступает в роли тьютора, основная задача которого - поддержка реализации технологической цепочки в процессе выполнения учащимися проекта: от выбора темы проекта и формы его выполнения до анализа полученных результатов.
Выбор методов проверки эффективности результатов педагогического эксперимента оказался затруднен: единые требования к авторским элективным курсам не вполне сформулированы, период экспериментальной деятельности в области профильного обучения с применением элективных курсов непродолжителен, все они находятся на стадии разработки, апробации и коррекции. Обеспечение репрезентативного выбора экспериментальных и контрольных групп учащихся также представляет серьезную проблему, так как важнейшим условием нашего педагогического эксперимента являлось наличие в школах, проводящих педагогический эксперимент по профильному обучению, соответствующей материально-технической базы и преподавателей, обладающих соответствующей квалификацией и стремлением к участию в педагогических исследованиях.
При оценке результативности проведенной работы мы опирались на традицион-
ные психолого-педагогические подходы и применили серию методов: интервьюирование и анкетирование учащихся, экспертная оценка преподавателями междисциплинарного проекта, наблюдение за деятельностью преподавателей.
Опросы учащихся, проведенные до начала и по окончании проекта, показали, что у учащихся экспериментальной группы в процессе их участия в проектной деятельности на базе MKT наблюдается формирование мотивации к самообразованию: большинство выразило желание дальнейшего участия в проектной деятельности; многие пожелали иметь дома компьютерную технику, программное обеспечение и справочную литературу. Возникло устойчивое стремление расширить свой культурный тезаурус путем посещения концертных залов и театральных спектаклей, выставок, музеев. Отмечается актуализация знаний, полученных на этапе основного общего образования, что проявляется в возросшем желании расширить свои познания в области искусства, истории, информатики. Рост предложений самостоятельных тем для проектов и желание использовать свои творческие работы в дальнейшем свидетельствуют о повышении креативности учащихся.
Как видно, основные цели в процессе реализации проекта были достигнуты. Проведенное исследование позволяет утверждать, что внедрение спецкурса на основе проект -ного метода с применением MKT в программу обучения способствует учету индивидуальных возможностей и склонностей учащихся, их включению в самостоятельную исследовательскую деятельность и в полной мере отвечает целям введения профильного обучения в старших классах школы музыкального профиля.