Научная статья на тему 'Применение ПИ-контроллера для управления электропневматическим приводом'

Применение ПИ-контроллера для управления электропневматическим приводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
152
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чинакал В. О., Абухадоура Н. А.

Задача применения ПИ-контроллера для управления электропневматическим приводом заключается в нелинейности пневматического привода. Для решения данной задачи рассматривается линеаризованная модель пневматического привода, предоставляющая возможность применения линейной системы управления ПИ. Приведены результаты линеаризованной модели и основных влияющих факторов нелинейности пневматического привода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чинакал В. О., Абухадоура Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of PI-controller for electropneumatic actuator control

The given problem consists in nonlinearity of a pneumatic drive, and difficult application of control systems at its work. For the solution of the given problem the linearized model of a pneumatic drive giving possibility of application of linear control system PI is considered. Results of linearized model and basic influencing factors of nonlinearity of a pneumatic drive are given.

Текст научной работы на тему «Применение ПИ-контроллера для управления электропневматическим приводом»

ПРИМЕНЕНИЕ ПИ-КОНТРОЛЛЕРА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

В.О. Чинакал, Н.А. Абухадура

Кафедра кибернетики и мехатроники Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Задача применения ПИ-контроллера для управления электропневматическим приводом заключается в нелинейности пневматического привода. Для решения данной задачи рассматривается линеаризованная модель пневматического привода, предоставляющая возможность применения линейной системы управления ПИ. Приведены результаты линеаризованной модели и основных влияющих факторов нелинейности пневматического привода.

Электропневматический привод (ЭПП) имеет ряд преимуществ, так как обеспечивает удобство эксплуатации и позволяет осуществить присоединение в контур управления без дополнительных преобразований напряжения или перемещения [5]. Вместе с тем пневматический привод является нелинейным, и его применение усложнено в системах управления. В статье разработана математическая модель ЭПП и проведено моделирование работы ЭПП на основе экспериментальных данных. Результаты работы позволяют реализовать современные стратегии управления ЭПП на базе ПЛК.

В связи с тем, что построенные системы включают существенные нелинейности [1], были проведены анализы двух основных влияющих факторов, представляющих жесткость пневматического цилиндра kcyi и запаздывание сигнала обратной связи kEQ , входящие в уравнение (1) [2],

X _ kEQkcYL (1)

VKOM S (S2 + ÖS + kcYL )

где M — нагрузка; b — представляет вязкое трение воздуха.

Исследуется возможность описания системы в целом как линейной исходя из того, что при постоянной скорости поршня цилиндра масса входящего потока воздуха в одну из камер равна массе выходящего потока из другой камеры. Это состояние было получено с помощью экспериментальных данных по характеристикам функции жесткости, полученные путем моделирования. На графике (рис. 1) видно, что зависимость жесткости от положения поршня в цилиндре более гладкая в середине интервала (равновесное положение уравнение (2) [4]

xEQ _ ~kклапан^ком _ ^ком, (2)

m

где LT —длина цилиндра; m — масса воздуха в обеих камерах цилиндра; k клапан — изменяющийся фактор клапана.

Рис. 1. Функция жесткости пневматического цилиндра, зависима от положения (положение равновесия, середина цилиндра)

На графике (рис. 2) видны результаты моделирования, демонстрирующие данные изменения массы расхода в обеих камерах [3; 5], имеющие разные знаки, при заданной скорости хода поршня 10 д/с.

Если моделировать расход воздуха по объему во второй камере Q2 как функцию, зависящую от Q1 (расхода воздуха по объему в первой камере), то на кривой (б) коэффициент наклона отношения Q2/Q1 равен -1. Эти условия можно принять как условия «линеаризованного» поведения пневматической системы.

Расход (кв ф.м) 02(квф.м)

Рис. 2. Моделированние траектории Q1 по времени (а) и Q2 по Q1 при расходе 10 д/с (б)

При выборе исследуемых факторов в качестве линейных на комплексной плоскости 3 можно сделать следующие выводы о свойствах системы [6]:

1) каждая комбинация (кщ, кСГК) образует действительный полюс около

£ = -0,7. Другой действительный (отрицательный) полюс расположен влево от него и имеется одна пара полюсов на мнимой оси;

2) система имеет два нуля, которые не изменяются с изменением кщ или

кСГК (нуль расположен на £ = -0,72), и имеется пара нестабильных мнимых полюсов системы;

3) на ^-плоскости увеличение составляющей напряжение-скорость кщ передвигает полюса системы вправо. Увеличение фактора жесткости кС¥К, реализуемое при максимуме перемещения концов цилиндра сдвигает полюса системы дальше от действительной оси, что соответственно увеличивает частоту вибрации концов цилиндра. На рис. 3 показаны нули и полюса замкнутой системы.

-200 -----------------*-----------------'----------------

-100 -50 0 50

Рис. 3. Нули и полюса замкнутой системы

Поведение расположения полюсов совпадает с поведением модели, что видно на рис. 4 [7].

200

ю

Положение (д)

5,0

4,0

0,0

3,0

2,0

1,0

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

Время (с)

Рис. 4. 18 д/с Наклонная траектория

ЛИТЕРАТУРА

[1] Драконов, Ганчин Г.Д. «Нелинейное управление безрычажного пневматического привода», 1997.

[2] Мьюр П.Р., Пью Дж.С. Pneumatic servo actuator technology. IEE, 1996.

[3] Esposito A. Fluid Power with Applications, edition 4. — 1997.

[4] Motion Module of ControlLogix, Rockwell Automation. 2002.

[5] Fox R.W., McDonald A.T. Introduction to Fluid Mechanics, Third Edition, John Wiley & Sons. 1985.

[6] Пупков К.А. Математические модели, динамические характеристики и анализ систем автоматического управления. Т. 1. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

[7] Festo pneumatics

APPLICATION OF PI-CONTROLLER FOR ELECTROPNEUMATIC ACTUATOR CONTROL

V.O. Chinakal, N. Abuhadura

Cybernetics and mechatronics department Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The given problem consists in nonlinearity of a pneumatic drive, and difficult application of control systems at its work. For the solution of the given problem the linearized model of a pneumatic drive giving possibility of application of linear control system PI is considered. Results of linearized model and basic influencing factors of nonlinearity of a pneumatic drive are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.