Научная статья на тему 'Применение патентно-информационного метода к определению приоритетных направлений инновационного развития вуза'

Применение патентно-информационного метода к определению приоритетных направлений инновационного развития вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЮДЖЕТ ВУЗА / ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / THE HIGH SCHOOL BUDGET / THE PATENTINFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарабрин О. А., Михайлова Е. Б.

В связи с многофункциональностью вуза предлагается структура, позволяющая сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения его участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде, и использование патентно-информационного метода, который позволяет обосновать выбор приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение патентно-информационного метода к определению приоритетных направлений инновационного развития вуза»

Тарабрин О.А. Михайлова Е.Б.

доктор педагогических наук, профессор, старший преподаватель кафедры экономики,

директор Тольяттинского филиала финансов и кредита

Международного института рынка, Тольяттинского филиала Международного

г. Тольятти института рынка, г. Тольятти

УДК 378:001.89

ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

В связи с многофункциональностью вуза предлагается структура, позволяющая сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения его участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде, и использование патентно-информационного метода, который позволяет обосновать выбор приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, результаты интеллектуальной деятельности, бюджет вуза, патентно-информационная активность.

THE APPLICATION OF THE PATENT-INFORMATIVE METHOD TO THE DEFINITION OF PRIORITY DIRECTIONS OF THE HIGH SCHOOL INNOVATIVE DEVELOPMENT

Owing to the multifunctionality of the high school, the structure, allowing to reduce the loading on the faculty as a result of decrease in its participation in the market relations and the concentration of a high school mental potential in the scientific and the educational environment and use of a patent-informative method which allows to prove a choice of priority directions of innovative activity in the high school are offered.

Key words: the innovative infrastructure, results of intellectual activity, the high school budget, the patentinformative activity.

Взаимодействие вуза с внешней средой происходит все более активно, интенсивно и эффективно для сохранения и укрепления позиций вуза в рыночной инновационной среде. Вуз непрерывно обменивается информацией, изучает потребности, получает финансирование, привлекает ресурсы, развивает сотрудничество, приобретает опыт, поставляет продукцию, оказывает услуги и т. д.

Ввиду многофункциональности вуза (элемент образовательной составляющей, элемент рыночных отношений, центр фундаментальных исследований и прикладной науки) объективно необходимым критерием

функционирования вуза в условиях инновационной экономики становится разработка схемы распределения кадровых ресурсов по видам деятельности, которая позволяет сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения их участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде (см. рисунок на стр. 97).

Данная структура позволяет сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения их участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал

Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (1), 2012

БЮДЖЕТ ВУЗА

Вид деятельности Научная деятельность Образовательная деятельность Инновационная деятельность

Сегмент Фундаментальная наука Прикладная наука Базовое высшее образование Повышение квалификации специалистов Инфраструктура управления интеллектуальной собственностью Центры трансферы технологий / Экспериментальные площадки / Технопарки

Исполнители Про фе ссорско -преподавательский со став, студенты, слушатели, аспиранты Профессорско-преподавательский состав Специалисты Специалисты, преподаватели, которые вовлечены в хозяйственный оборот в качестве автора

Результат деятельности Результат фундаментальных исследований Объекты интеллектуальной собственности Новые образовательные технологии, авторские методики обучения (объекты промышленной собственности и объекты авторских прав) Вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот

Структура распределения кадровых ресурсов вуза по видам деятельности

со

со

Развитие образования

вуза в научной и образовательной среде. При вовлечении объектов интеллектуальной собственности преподаватели могут привлекаться в качестве автора. В то же время денежные средства, полученные от введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, будут рассматриваться как дополнительный источник финансирования деятельности вуза в целом.

Создаваемые результаты интеллектуальной деятельности отражают специфику высшего учебного заведения, его академическую школу и выражены в фундаментальных исследованиях. Кроме того, они должны быть ориентированы на текущие потребности рынка интеллектуальной собственности или перспективность использования.

Предложенный патентно-информационный метод к выбору приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе базируется на исследовании потенциальных возможностей новых технических решений, изобретений в любой сфере человеческой деятельности по удовлетворению общественных потребностей.

Данный вопрос в научной литературе освещен слабо и только в отдельных работах авторов Бромберга Г.В., Розова Б. [1, 2]. По их мнению, этапы работ по выбору приоритетных направлений должны предусматривать: прогнозирование научно-технического развития с обязательным использованием результатов патентных исследований и другой патентной информации; конкурсы на право выполнения проектов; оценку результатов разработки; правовую охрану результатов разработок в России и при необходимости за рубежом; конкурсы на право использования результатов НИОКР; мониторинг и контроль за использованием результатов.

Практика показывает возможность использования патентной информации как источника выявления научно-технических направлений развития посредством анализа инновационной - патентно-информационной активности общества, отражающей общественные, научные, технические, технологические его потребности [3]. Сходных точек зрения придерживаются и другие авторы. Они подтверждают методологический подход, заключающийся в использовании изобретательской статистики, не только при формировании приоритетных направлений, но и преимущественно при обосновании их выбора и анализе уже сложившейся ситуации в области научно-технического и социальноэкономического развития.

Показателями проведения данного исследования являются: патентно-информационная активность; использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности; приоритетность направлений.

Первый показатель обосновывается тем, что патентно-информационная активность отражает будущие потребности в том или ином научно-техническом направлении, а критерий использования интеллектуаль-

ной собственности в хозяйственном обороте отражает настоящие потребности общества, хотя в количественном выражении его размер недостаточно высок и не превышает 20 % от общего количества. Критерий приоритетности направлений определяется исследованием перечня перспективных и критических технологий, закрепленного в городском округе или регионе, определяющим для которого является учебное заведение.

Первый показатель характеризуется показателем наиболее патентуемых индексов Международной патентной классификации (МПК) зарубежными, отечественными и региональными заявителями.

Второй показатель характеризуется показателем наиболее используемых объектов интеллектуальной собственности в части их индекса МПК.

Третий показатель является качественным и является индексом Международной патентной классификации приоритетных направлений развития государства, региона, учебного заведения.

На первом этапе производится классификация направлений научной школы высшего учебного заведения и выделяется блок индексов Международной патентной классификации. Далее определяются рубрики Международной патентной классификации с наибольшей патентно-информационной активностью - в регионе для отечественных заявителей и по РФ для иностранных заявителей.

Одновременно производится анализ характеристик использования объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте в традиционном научно-техническом направлении и характеристик патентно-информационной активности нового альтернативного направления. При наложении этих характеристик можно определить момент времени для развития и поддержки нового альтернативного направления в технических решениях, т. е. на базе формализованного подхода строится определенный фильтр, который способствует отбору тех решений, которые являются наиболее своевременными с точки зрения потребностей общества.

Далее производится классификация приоритетных направлений и критических технологий по рубрикам Международной патентной классификации, в которых возможно патентование технических решений, относящихся к выбранным сферам, сформированных органами управления страны, региона, высшего учебного заведения. Индексы, характеризующиеся наибольшим количеством совпадений по всем критериям, и можно определять как наиболее перспективные для дальнейших исследований и создания объектов интеллектуальной собственности.

Предложенная методика позволяет обоснованно делать выводы о тех направлениях исследований, которые являются рыночно-ориентированными и отвечающими потребностям научно-технического

прогресса, реализуя ресурсно-рыночный подход к созданию результатов интеллектуальной деятельности.

Реализация предложенной методики показала, что на сегодняшний день наиболее патентуемыми в Самарской области являются следующие разделы Международной патентной классификации: В - «Различные технологические процессы; транспортирование», F -«Механика; освещение; отопление; двигатели и насосы; оружие и боеприпасы; взрывные работы», G - «Физика», А - «Удовлетворение жизненных потребностей человека», что в целом отражает общую направленность промышленного развития региона. При этом выявлена положительная тенденция патентования в разделах F, G и Е - «Строительство и горное дело», не являющийся лидером в патентовании, и резко возросшее количество патентов в химической отрасли и в разделе Н - «Электричество», что соответствует основным направлениям промышленного развития региона.

Исследование статистических данных Федерального института промышленной собственности по динамике патентования в РФ разработок иностранных заявителей показало, что за последние годы наиболее патентуемыми в РФ являются классы С, А, В, в то время как наметился рост заявок, поданных по классу G.

При рассмотрении перечня критических технологий Самарской области выявлено совпадение интересов региональных властей и субъектов рынка в отношении приоритетности разделов В и G. Раздел С, признанный одним из наиболее приоритетных, не являясь наиболее патентно-заявленным, имеет резко положительную динамику патентования в Самарской области, что соответствует мировым тенденциям и подтверждает его актуальность.

Анализ объектов интеллектуальной собственности, разработанных в вузах города, показал, что наиболее патентуемыми являются разделы В, G и А. Перспективный для региона раздел С в патентах учебных заведений не представлен.

Такие выводы могут подтвердить обоснованность и необходимость проведения патентных исследований при формировании управленческого решения в отношении тех или иных разработок.

В ходе интеграции в инновационную инфраструктуру высшее учебное заведение вступает в экономикоправовые взаимоотношения с различными субъектами рынка по поводу распределения и использования прав на интеллектуальную собственность и по поводу распределения и использования благ, приносимых ею.

Предложенный организационно-экономический механизм интеграции высших учебных заведений в инновационную инфраструктуру понимается не только как форма организации научных знаний, дающих целостное представление о закономерностях и связях между элементами инновационной инфраструктуры, но и способ ведения экономического

хозяйства, представляющий собой процесс упорядочения во времени и пространстве последовательности выполняемых операций по введению интеллектуальной собственности вуза в хозяйственный оборот, направленный на повышение уровня адаптации, конкурентоспособности и увеличение прибыли вуза, преобразующий небольшие затраты в интеллектуальной сфере в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций, что позволит оптимизировать затраты в области инновационной деятельности и оптимально использовать возможности интеллектуальной собственности.

Механизм ориентирован на обеспечение максимальной заинтересованности участников инновационного процесса в достижении результатов. Данный механизм реализует в себе схему государственночастного партнерства в свете создания, развития и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

В зависимости от источника финансирования вуз выбирает ту или иную систему внутреннего учета затрат на финансирование (бюджетный, коммерческий или пропорционально затраченным средствам в случае двойного финансирования). В случае если разработки осуществляются по заказу госзаказчика, необходимо учесть, что данные результаты должны быть учтены у него в базе данных результатов интеллектуальной деятельности. Далее возникает вопрос о распределении прав - либо это совместная собственность (в этом случае и вуз, и госзаказчик учитывают права на объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов у себя на балансе), либо права принадлежат вузу - в этом случае данный нематериальный актив отражается на балансе учебного заведения. При этом необходимо отметить, что происходит процесс начисления амортизации, что формирует резерв свободных денежных средств.

При распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности необходимо учитывать существование нескольких вариантов: предоставление исключительных или неисключительных прав по договору уступки или по лицензионному соглашению на конкурсной основе, на основе технологической биржи как государственным заказчиком, так и вузом новому предприятию для организации серийного производства. Это может быть бизнес-инкубатор или технопарк при вузе. При этом правообладателю (вуз или бюджет РФ) пользователь выплачивает вознаграждение.

При принятии решения о создании нового предприятия права на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для производства товара, целесообразно передавать в качестве вклада в уставный капитал. Компенсация расходов на создание соответствующих результатов интеллектуальной деятельности будет

Инклюзивное обучение

обеспечиваться отчислениями в виде дивидендов от деятельности предприятия, а также возможностью продажи акций (долей) в уставном капитале предприятия.

Таким образом, обеспечивается воспроизводство денежных средств в бюджет учебного заведения.

Список литературы:

1. Бромберг Г., Розов Б. Научно-техническое развитие: стратегия управления / Г. Бромберг, Б. Розов. -М.: ИНИЦ Роспатента, 2004.

2. Бромберг Г.В. Об оценке некоторых объектов промышленной собственности / Г.В. Бромберг, Б.С. Розов // Проблемы промышленной собственности. -1997. - № 12. С. 29-46.

3. Рыжов В.А. Методики привлечения, оценки разработок и механизм отбора технологий на условиях, нужных инвестору / В.А. Рыжов // Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября. - Звенигород, 2006.

Юсупов Р.Г.

доктор исторических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой «Педагогика и психология инклюзивного обучения»

Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

УДК 364-78(091)-056.24 «1946/50»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1950-е годы)

В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. Отмечая, что в советский период государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья носила преимущественно патерналистский характер, автор рассматривает модель социальной политики в 1950-е гг.

Ключевые слова: инвалиды, государственная политика, социальная помощь, социальная интеграция, адаптация, детская инвалидность, дома инвалидов, права инвалидов, законодательство, лица с ограниченными возможностями здоровья.

HISTORICAL ASPECT OF SOCIAL INTEGRATION AFTER THE DISABLED WORLD WAR II (1946-1950’s)

In Russia, the rights of disabled people to participate in society and protect their interests secured by federal law and a number of regulations. They aim to provide people with disabilities an equal footing with other citizens the realization of civil, economic, political and other constitutional rights and freedoms. Noting that in the Soviet period, government policy in respect of persons with disabilities was of predominantly paternalistic in nature, the author considers the model of social policy in the 1950s.

Key words: disabled people, public policy, social assistance, social integration, adaptation, and infant disability, nursing homes, disability.

Инвалиды являются социальной группой, кото- дарства. Наличие у человека определенных физиче-рым необходимо повышенное внимание со стороны ских недостатков не должно быть причиной, тормо-общества, особая охрана их прав со стороны госу- зящей полноценную работу личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.