УДК 330 И. М. Кублин,
И.К. Бурмистрова
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Исследуются проблемы, связанные с применением модульного подхода в инновационном процессе, что дает возможность более реально видеть как проблемы предприятий, так и направления их решения.
Ключевые слова: модульный подход, инновации, конъюнктура рынка, предприятие.
I.M. Kublin, I.K. Burmistrova
APPLICATION OF A MODULAR APPROACH TO THE INNOVATION PROCESS
The article deals with application of modular approach to clearly both enterprise's problems and ways to solve them.
The key words: modular approach, innovation, market
В условиях открытой экономики России и обострения конкуренции рост предложения новых товаров и услуг оказывает сильное влияние на объем и структуру совокупного спроса. Считается, что для развития экономики в долгосрочном периоде необходима государственная поддержка перспективных технологических направлений или совершенствование макроэкономических параметров. Однако следует отметить, что диверсификация существующих производств, обладающих специфической технологией, менее затратна [4].
Поиск эффективных путей восстановления и развития отечественного промышленного производства имеет огромное экономическое и социальное значение. Спросовые ограничения заставляют предприятия пересматривать свою производственную программу Лидером в конкурентной борьбе оказывается то предприятие, которое строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода, а главной целью его стратегического развития является разработка новых инновационных продуктов.
Для усиления конкурентоспособности продукции и конкурентных позиций предприятия на рынке необходимо выявление дополнительных резервов повышения эффективности управления конкурентоспособностью.
В качестве одного из основных можно рассматривать активизацию инновационной деятельности. В экономической деятельности принято различать два типа инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих, получение усовершенствованных или принципиально новых продуктов (принципиально новых функций). Поэтому внедрение нового продукта можно определить как базисную продуктовую инновацию, если его функциональные характеристики, свойства, материалы и компоненты, а также возможная область применения существенно отличаются от ранее выпускавшихся продуктов. Процессные инновации - это освоение новой технологии производства, более высокого уровня автоматизация, новых методов организации производства (применительно к новым технологиям).
the innovation process. This approach enables to see more conditions, enterprise.
Следует отметить тесную взаимосвязь между структурой рынка и инновациями: с одной стороны, применение инноваций увеличивает конкурентные преимущества отдельных предприятий, тем самым изменяя структуру рынка, с другой - интенсивность применения инноваций напрямую зависит от структуры рынка. Крупные предприятия, владеющие значительной долей рынка, обладают значительными преимуществами в поддержке каких-либо инновационных проектов, чаще применяют инновации. Крупномасштабное производство лучше подходит для внедрения прогрессивных методик и применения процессных инноваций, обладает хорошими каналами сбыта и может использовать эффект масштаба, что позволяет быстрее проникать на рынки с новыми продуктами [3]. В то же время малые предприятия в большей степени склонны к принятию риска, а решение о поддержке инновационного проекта принимается меньшим числом специалистов.
Независимо от типа активной инновационной деятельности - применения новых инновационных мето -дов производства или создания новых более качествен -ных потребительских товаров - непатентные стратегические преимущества использования инноваций обычно являются более важными, в частности из-за реальной возможности конкурентов разрабатывать близкое запатентованному изобретению.
Освоение базисных инноваций слишком дорого, длительно и рискованно. Отсутствует надежда на то, что в рыночной конкуренции без государственной поддержки выживут новые производственные системы. Об этом красноречиво свидетельствуют растущее технологическое отставание, вымывание наукоемкой продукции из машиностроительного и промышленного производства различных отраслей народного хозяйства.
Следует отметить, что государство может воздействовать на инновационный процесс, создавая «правила поведения» и благоприятный инвестиционный климат, косвенно поддерживая приоритетные инновационные направления с помощью налоговых льгот и льготных кредитов. Для этого необходима государственная политика, опирающаяся на долгосрочный прогноз и обоснованную систему приоритетов в развитии инно-
вационных технологий. Иначе государственная поддержка может быть растрачена на спасение неконкурентоспособных производств.
Но в инновационной политике предприятию ориентироваться только на государственную поддержку ошибочно, поскольку возникает опасность формирования нежизнеспособных, привыкших к иждивенчеству структур, не готовых к внедрению инновационных продуктов и открытой конкуренции.
Еще недавно высокие технологии концентрировались в основном в оборонной отрасли. Ее ослабление в результате сокращения государственных заказов и неудачной конверсии привело к технологической деградации машиностроительного производства, свертыванию обрабатывающих отраслей, падению конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Чтобы остановить этот процесс, необходима государственная программа, направленная на освоение и развитие высокотехнологичных производств в области микропроцессорной техники, биотехнологии, космической связи, информатики, мультимедийных средств и т. д.
Следует отметить, что экономический кризис 2008 г. привел к тому, что доля высокотехнологичных товаров и услуг в общем выпуске продукции резко сократилась. Чтобы исправить положение, требуется значительно увеличить объем инвестиций в наукоемкие и инновационные проекты.
Инновационные проекты не должны охватывать слишком большое поле деятельности, так как ограниченных
капиталовложений недостаточно для достижения ус -пеха по всем направлениям деятельности предприятия. Но не стоит сводить дело и к поддержке точечных, слабо связанных между собой, хотя и эффективных проектов, поскольку это не поможет добиться технологического прорыва. Следовательно, строгий отбор оптимального набора инновационных проектов является главной предпосылкой реализации приоритетов.
Другая предпосылка - выбор наиболее эффектив-г а л в1.1 г I ..I.. •< приоритетных инновационных проектов. Прямое государственное финансирование необходимо ограничить сферой научной разработки принципиально новых направлений и осуществления инновационных проектов, не рассчитанных на коммерческую реализацию.
Необходимость в поддержке приоритетных инновационных проектов обусловлена не только масштабами инвестиций и длительными сроками реализации, но и тем, что предприятиям приходится постоянно поддер-
живать конкурентный потенциал. Без поддержки освоение принципиально нового инновационного проекта окажется безуспешным или затянется на длительное время. При этом будет нарастать и неконкурентоспо-собность предприятия и выпускаемой продукции.
Известно, что первый этап инновационного процесса - этап разработки - является наименее затратным в общей системе затрат. Это длительный процесс, при котором первоначальная идея неоднократно модифицируется и улучшается. Создание модульной продуктовой структуры позволяет унифицировать взаимодействие между функциональными компонентами, проводить быструю конфигурацию различных вариантов товара [5]. Предприятия, использующие модульное мышление и применяющие его на практике, получают возможность повысить стратегическую гибкость, способность к адаптации и развитию продукта (рисунок).
Россия вкладывает огромные деньги в инновационные процессы, но этого недостаточно. Необходимо еще и эффективное их использование.
Известно, что модульный подход позволяет сэкономить средства на стадиях внедрения и модификации, удлинив при этом первую, наименее затратную стадию процесса постановки продукции на производство. В инновационном процессе с помощью модульного подхода можно гармонизировать компоненты и процессы их взаимодействия и тем самым ускорить вывод нового наукоемкого продукта на рынок, создавая при этом новые варианты инновационной продукции и меняя конфигурацию используемых компонентов. В этом случае при создании инновационных продуктов новые компоненты создаются уже приспособленными к унифицированным процессам взаимодействия. В этой связи унифицированное взаимодействие компонентов продукта и процессов можно считать системной структурой.
□1=0
Модуль 1 Модуль ]
Модульное развитие инновационного процесса
Следует отметить, что активизация инновационной деятельности, диверсификация производства по продуктовым цепям являются важными факторами, влияющими на ценовые решения фирм, на структуру рынка.
С помощью показателя количественной дисперсии рыночных долей производителей можно оценить специфичность используемой технологии и, соответственно, неоднородность рынка и отрасли [1]:
п 2
2 Ш - *)
о-2=------------,
п
где £ - средняя доля фирмы на рынке, £ = 1/п; п - число фирм, действующих на рынке.
Чем больше различаются доли фирм на рынке, тем выше значение показателя. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, то дисперсия равна нулю. Показатель дисперсии не дает характеристику относительного размера фирм, с помощью этого показателя можно оценить неравенство в размерах фирм и структуре используемой технологии по критерию специфичности, инновационности, связанному с неоднородностью отрасли. При этом границы рынка можно определить, например, с помощью корреляционного анализа тесноты связи между ценами или показателя перекрестной эластичности спроса, если при изменении ассортимента не наблюдается резкого изменения рыночной цены, или анализа изменения издержек производства при видоизменении продукции.
Уравнение, выражающее взаимосвязь между индексом Хиршмана-Херфиндаля и дисперсией рыночных долей, выглядит следующим образом:
. . HHI -1/п
HHI = О2 х п + 1/п, или О2 =------.
п
Таким образом, индекс Хиршмана-Херфиндаля характеризует не только уровень концентрации продавцов на рынке, но и уровень специфичности производства. Зная НН1 можно найти дисперсию рыночных долей производителей (таблица).
Индикаторы структуры рынка отраслей
промышленности России (2009 г.)
ННI О2 II-1
Нефтедобывающая промышленность 1363 113,5 1,05
Машиностроение (электротранспорт) 2591 298,7 1,93
Книжная полиграфия 725 38,16 1,76
С самого начала важно ориентироваться на адаптацию инноваций к условиям конкуренции на внутреннем и внешнем рынках с учетом динамики конъюнктуры в течение инвестиционного цикла, на высокую отдачу от перспективных инновационных проектов, которые в дальнейшем возместят первоначальные вложения [2] .
Поэтому формирование благоприятного инвестиционного климата в зонах стратегического инновационного прорыва является первоочередной задачей предприятий .
На наш взгляд, можно сформулировать следующие условия повышения эффективности российской инновационной политики:
- создание развитой институционально-правовой базы;
- продуманность и целостность инновационной политики, охват всех экономических и социальных процессов;
- серьезные государственные вложения в систему образования;
- тесное взаимодействие вузов, научно-исследовательских институтов и предприятий, а также развитие сетевых структур, продвигающих инновационный продукт;
- координированное взаимодействие между правительством и торгово-промышленными палатами при формировании инновационных политик предприятий различных отраслей народного хозяйства.
1. Вереникин А.О., Волошин Д.И. Теория многоуровневой экономики в контексте современной экономической мысли // Проблемы прогнозирования. 2004. № 1.
2. Ильин И.В. Принципы организации стратегии как траектории динамической системы // Третий всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ. 2002.
3. Костина Г.П., Башмакова М.М. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.
4. Рей Л.В. Стратегия диверсификации компании (теоретические подходы) // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 2009. № 2.
5. Санчес Р Максимизация прибыли путем модульности // Маркетинг. 2005. № 5.
1 Индекс Линда, рассчитываемый, как и индекс концентрации, только для нескольких крупнейших фирм, но учитывающий размеры доминирующих фирм: L = (э/э^ х 100.