Научная статья на тему 'Применение методологии бюджетирования бизнес-процессов предприятия для оценки эффективности внедрения АСУТП на производство'

Применение методологии бюджетирования бизнес-процессов предприятия для оценки эффективности внедрения АСУТП на производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиганшин Э.Ш.

Рассматривается применение технологии процессно-задачного бюджетирования к процессу оценки эффективности внедрения АСУТП. В основу методологии анализа предприятия положено представление о деятельности предприятия как о множестве взаимосвязанных бизнес-процессов. В основе методологии выделения бизнес-процессов положен процессно-задачный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методологии бюджетирования бизнес-процессов предприятия для оценки эффективности внедрения АСУТП на производство»

се проектирования могут оказаться полезными и другие решения, которые будут порождать новые модели изделий. Фактически на данном этапе осуществляется выделение подмножества перспективных моделей юбок. На следующем этапе можно применить другие математические конструкции с целью более детальной проработки модели изделия.

Для оптимизации выбора подходящих моделей швейных изделий можно использовать еще ряд критериев, например, минимизировать трудоемкость изготовления изделия, повысить эксплуатационные характеристики и другие, т. е. перейти к многокритериальной оптимизации.

Предложенный подход представляется достаточно перспективным для автоматизации проектирования одежды. На его основе можно получать и анализировать модели швейных изделий различной степени сложности. Логические формулы, задачи и методы целочисленного программирования оказались удобными для описания ограничений и оптимизации выбора интересных и разнообразных моделей одежды. Важной чертой разработанных математических моделей является возможность их развития и адаптации к более сложным ситуациям (введение новых составляющих: ассортимент одежды, свойства материалов, сезонность и т.д.). Таким образом, внедрение рассмотренных рекомендаций на предприятиях швейной промышленности позволит существенно модернизировать производственные процессы.

Список литературы:

1. Мокеева Н.С. Системное проектирование гибких потоков в швейной промышленности. - М.: ИИЦ МГУДТ, 2003. - 240 с.

2. Халафян А. А. Статистический анализ данных. - М.: БИНОМ, 2007. - 412 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ АСУТП НА ПРОИЗВОДСТВО

© Зиганшин Э.Ш.*

Камская государственная инженерно-экономическая академия, г. Набережные Челны

Рассматривается применение технологии процессно-задачного бюджетирования к процессу оценки эффективности внедрения АСУТП. В

* Аспирант кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике»

154

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

основу методологии анализа предприятия положено представление о деятельности предприятия как о множестве взаимосвязанных бизнес-процессов. В основе методологии выделения бизнес-процессов положен процессно-задачный подход.

Введение

Внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП) на производственном предприятии способствует снижению себестоимости продукции за счет оптимизации трудовых издержек производства. Для того чтобы произвести стоимостную оценку этой оптимизации необходимо произвести бюджетирование расходов. В современном представлении о деятельности предприятия, как совокупности взаимосвязанных бизнес-процессов, а каждый бизнес-процесс как совокупности последовательно-параллельно взаимосвязанных бизнес-задач (процессно-задачный подход) [1], объектами затрат и бюджетирования являются все продукты бизнес-задач. Поэтому для расчета себестоимости продуктов решения бизнес-задач будет применяться процессно-задачная методология бюджетирования бизнес-процессов [2]. Данная методология заключается в следующем: на основе нормативов (временных, ресурсных) [3] определяется стоимость решения бизнес-задач, а эта стоимость совместно со стоимостью входных продуктов других бизнес-задач формирует себестоимость продуктов решения бизнес-задач.

Бюджетирование

Приведем типовой состав бизнес-задач бизнес-процесса «Основное производство» на промышленном предприятии.

Если предприятие выпускает продукцию по нескольким технологиям, то в составе данного бизнес-процесса необходимо выделить подпроцессы, соответствующие каждой из технологий:

1. Производство по технологии № 1.

2. Производство по технологии № 2.

3. Производство по технологии № 3.

В составе подпроцесса «Производство по технологии № 1» выделим следующие задачи:

2.1. Производство по технологии № 1.

2.1.1. Календарное планирование производства по технологии № 1.

2.1.2. Формирование плана-графика производства по технологии № 1 по рабочим местам.

2.1.3. Формирование плана-графика потребности ресурсов для производства по технологии № 1.

2.1.4. Формирование заказ-нарядов на производство по технологии № 1.

2.1.5. Производство продукции по технологии № 1.

2.1.6. Анализ качества и учет брака производства по технологии № 1.

2.1.7. Складирование продукции производства по технологии № 1.

2.1.8. Учет движения материала в производстве по технологии № 1.

2.1.9. Учет объема НЗП по технологии № 1.

2.1.10. Учет фактических объемов производства по технологии № 1.

2.1.11. Ведение табеля учета рабочего времени производства по технологии № 1.

2.1.12. Расчет показателей эффективности производства по технологии № 1.

Проведем бюджетирование подпроцесса «Производство по технологии № 1» бизнес-процесса «Основное производство» согласно процессно-задачной методологии в случае, когда на предприятии отсутствует автоматизация производства средствами АСУТП. Согласно данному подходу себестоимость продуктов решения бизнес-задачи имеет две составляющие: прямые затраты в виде бюджета решения бизнес-задачи и себестоимости входящих продуктов решения других бизнес-задач. Бюджет (стоимость) решения бизнес-задач включает: материальные, трудовые затраты, амортизацию основных средств, и т. д. Стоимость статьи затрат высчиты-вается с учетом продолжительности решения бизнес-задачи. Процесс процессно-задачного бюджетирования подпроцесса покажем на пример бизнес-задачи 2.1.5. «Производство по технологии № 1». Получим табл. 1. Таким образом, себестоимость задачи «Производство продукции по технологии № 1» составила 1661,75 руб.

Рассчитаем бюджет данной бизнес-задачи с учетом внедрения АСУТП. Составим таблицу расчета себестоимости (табл. 2).

Таким образом, себестоимость задачи «Производство продукции по технологии № 1» с учетом внедрения АСУТП составила 1581,12 руб., а сумма экономии только на выполнении данной задачи за один рабочий день составит (1661,75 - 1581,12) х 48 = 3870,24 руб.

Совокупная стоимость подпроцесса «Производство по технологии № 1» бизнес-процесса «Основное производство» за плановый период (здесь, 1 рабочий день равный 8 часам) составит сумму себестоимостей входящих в него бизнес-задач.

В рассматриваемом случае при расчете совокупной стоимости бизнес процесса следует учесть, что внедрение АСУТП повлечет резкое сокращение затрат на персонал в тех бизнес-задачах, которые автоматизируются средствами АСУТП. Произойдет это вследствие того, что выполнение технологического процесса будет осуществляется не человеком (людьми), а АСУТП. Кроме того, АСУТП будет выполнять часть сопутствующих учетных бизнес-задач. В итоге, затраты на персонал распределятся на весь комплекс бизнес-задач, автоматизируемых средствами АСУТП. Другими словами, если на выполнение задач:

Таблица 1

Процесс бюджетирования бизнес-задачи 2.1.5. «Производство по технологии № 1»

гр и £ Я £ 3! ^ £ Я 2} X аз г X К я 11 Я г-3 _с аз Ч К аз гт> Е- Я Я Ю % =; я о я Ч аз г-3"1 ш зЯ 33 я эт лЗ и О я 3 о □ я д & я 6 щ И = £ р , = 33 £3 £3 аз аз я Я ш я 0} г я К ¡Я я я аз аз г Я Я Я я сЭ з: = -С £ р и >. л г ^ и £3 аз Я эт Я ю л я я а? аз ^^ " я Ё. г 2 ^ >-> 33 X ь ш ъ " 4 сз О аз Я Я гп £ £ Ь зч ° Я 5 Я Я аз О 3 б Е. о ^ о я % ^ о Т X V 3 » 33 Й ±2! я 2; ю о 0 я — Й 5? 3 33 сз аз £ Я ^ 5 я £ ® я Ь 1 Б я о К я л я х аз в. ? аз Ь я г сз 2 Ъ Д Ю 1 аз 1-4. сз о о я ^ и ¿3 аз Е-1 Я сз ет о Я 5 кз я я Ь аз чэ о аз а я

Материал. 4.1.7.2 Мат-техн. ресурсы шт. 10 100 1000 Продукция производ. по техн.№1

затраты 3.2.5.2 К омплектуюгци е шт. 10 50 500 2.1.5.1 90 1495:б

Трудовые Персонал чел. 10 8.3 83

к затраты

Аморт.осн. средств 1.3.6.2 Оборудование шт. 10 3.2 32

я о "Л К \о

И X X аз Освещение КВт/ч 0,3 1=9 0=6

"Л о Я О т а Энергорес. Питание оборудования КВт/ч 1 1=9 1=9 \о

оо Прочие

=с затраты

33 ет Я V 16.3.3.1 Директивы 1 4=5 4=5

о к а н « § м Я и и о 2.1.4.1 Заказ-наряды на произв. по техн. №1 1 37=8 37=8 "Л сч Заявки на

о ^ щ 2« ч и 1.2.3.1 Техно л. нормы 1 2.5 2.5 2.1.5.2 ремонт 10 166.1

И К ю 3.2.6.3 Техно л. оснастка 1 0.1 0.1 оборуд.

3.1.6.3 Ин струменты 1 0.12 0.12

Расчет бюджета бизнес-задачи 2.1.5. «Производство по технологии № 1» с учетом внедрения АСУТП

а 1 о у г Я: £ 1 1 .1 и а £ и ^ 3 | = г ^ 11 г н Л- 3 — — >Ё 5 - = С! М Р и с ; 5 1 - с = г п 1 - О 5 ?й Й | г! СП В С 11 - - а =■ ч § м О я о и и Е а 0 3 1 у с. и к й м = Г Г" 1 Он Сн = и Н и >. Он Й 1 я л и О « ? 5 1С К Е 0 1 £ " =7 1 | 2 § Я и >. С- § Ё § и о А 2 Ё — 3 О 1 л н 1 и 1! ч ^ а й ^ ш С 1 § 1 § 1 1 « - - 11 .2 1. = = 5 = 5 1 — £ С § « о С. н § з —г ® Рч. и | § Б ? 1 ^ 0 5 - ; 1 Г ^ — о =

тЧ И о ^ о = к и н с с о Е и ^ О й 8 с £ о Й и ч в « са Сч И ч- Материал, затраты 4.1.7.2 Мат-техн. ресурсы шт. 10 100 1000 .—1 о т ■—1 »—1 »—1 ЭО ■л •—1 2.1.5.1 Продукция производ гю техн. № 1 90 1428,6

3.2.5.2 Комплектующие шт. 10 50 500

Трудовые затраты Персонал чел. 0,2 8.3 1,6

Аморт. осн. средств 1.3.6.2 Оборудование шт. 10 3.2 32

Энергорес. Освещение КВт/ч 0,3 1,9 0,6

Питание оборудования КВт/ч 1 1,9 1,9

Прочие затраты

м и 11 -£ Е £ 5- ||9 а 16.3.3.1 Директивы 1 4.5 4.5 гч о, ч-

2.1.4.1 Заказ-наряды на произв. по техн. №1 1 37,8 37.8 2,1.5.2 Заявки на ремонт оборуд. 10 158,7

1.2.3.1 Технол. нормы 1 2.5 2.5

3.2.6.3 Техно л. оснастка 1 0,1 0,1

3.1.6.3 Инструменты 1 0,12 0,12

158

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

2.1.5. Производство продукции по технологии № 1.

2.1.6. Анализ качества и учет брака производства по технологии № 1.

2.1.8. Учет движения материала в производстве по технологии № 1.

2.1.9. Учет объема НЗП по технологии № 1.

2.1.10. Учет фактических объемов производства по технологии № 1. требовалось по одному человеку-исполнителю на учетные задачи и 10 человек на выполнение технологических операций, то теперь на выполнение данных бизнес-задач потребуется всего один человек.

Заключение

Итак, внедрение АСУТП уменьшило себестоимость продукции производства по технологии № 1. Полученная сумма экономии показывает, что внедрение АСУТП является важным источником сокращения производственных затрат. Учитывая, что улучшение показателей одного бизнес-процесса влечет за собой изменение показателей эффективности других бизнес-процессов и возникновение синергетического эффекта, то в масштабах производственного предприятия экономический эффект от внедрения АСУТП, интегрированного в информационную систему предприятия, окажется существенно больше.

Экономический эффект от внедрения АСУТП будет также возрастать пропорционально количеству человек, необходимых для выполнения технологических операций без использования АСУТП.

Список литературы:

1. Смирнов Ю.Н. Процессно-задачный инжиниринг бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический журнал «Интеграл». - 2007. - № 5. - С. 54-55.

2. Смирнов Ю.Н. Методология бюджетирования бизнес-процессов предприятия // Научно-практический журнал «Интеграл». - 2008. - № 4.

3. Смирнов Ю.Н. Об экономике бизнес-процессов предприятия // Научно-практический журнал «Интеграл». - 2008. - № 2.

МАРКЕТИНГОВАЯ РАЗВЕДКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АГРОБИЗНЕСА

© Коленцев Ю.В.*

Орловский государственный технический университет, г. Орел

В статье изложены основные направления использования маркетинговой разведки при стратегическом планировании агробизнеса. Также

* Аспирант кафедры Государственного управления и финансов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.