Научная статья на тему 'Применение методики школьного экологического мониторинга в преподавании биологии'

Применение методики школьного экологического мониторинга в преподавании биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ECOLOGICAL COMPONENT / ECOLOGICAL ATTITUDE / THE ORGANIZATION OF SCHOOL / ECOLOGICAL MONITORINGS / METHODS / SAPID COMPONENT / PROCESS COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются вопросы использования методики школьного экологического мониторинга при изучении экологической составляющей курса биологии в 6 классе. Приводятся данные об условиях реализации модели мониторинговых исследований в школьном образовании. Результаты экспериментальной работы представлены учебно-материальными средствами обучения образовательной программой и методическими рекомендациями для учителей. Практическая учебная деятельность по изучению природного окружения школы позволяет достичь планируемых целей обучения, реализует намеченное содержание экологической составляющей курса биологии 6 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of school ecological monitoring methods in teaching Biology

The question of the use of ecological monitoring methods during study ecological part of the Biology in the 6 th Form is regarded. There are the statistics a bout the realizing the model of the monitoring reseach at school education. The results of experimental work is presented by school-material means of teachingeducational programme and methodical recomendations for teachers. The practical school activity on study of natural school surroundings allows us to achieve the planned aims, realizes the planned contents of ecological part of the Biology course in the 6 th Form.

Текст научной работы на тему «Применение методики школьного экологического мониторинга в преподавании биологии»

УДК 57 (07) ББК 74.262.8

Курбатова Татьяна Викторовна

аспирант г.Челябинск Kurbatova Tatjyana Viktorovna

Posn-graduate

Chelyabinsk

Применение методики школьного экологического мониторинга

в преподавании биологии The use of school ecological monitoring methods in teaching Biology

В статье рассматриваются вопросы использования методики школьного экологического мониторинга при изучении экологической составляющей курса биологии в 6 классе. Приводятся данные об условиях реализации модели мониторинговых исследований в школьном образовании. Результаты экспериментальной работы представлены учебно-материальными средствами обучения -образовательной программой и методическими рекомендациями для учителей. Практическая учебная деятельность по изучению природного окружения школы позволяет достичь планируемых целей обучения, реализует намеченное содержание экологической составляющей курса биологии 6 класса.

The question of the use of ecological monitoring methods during study ecological part of the Biology in the 6 th Form is regarded. There are the statistics a bout the realizing the model of the monitoring reseach at school education. The results of experimental work is presented by school-material means of teaching-educational programme and methodical recomendations for teachers. The practical school activity on study of natural school surroundings allows us to achieve the planned aims, realizes the planned contents of ecological part of the Biology course in the 6 th Form.

Ключевые слова: экологическая составляющая, экологическое отношение, методика организации школьного экологического мониторинга, содержательный компонент, процессуальный компонент.

Key words: ecological component, ecological attitude, the organization of school, ecological monitorings’ methods, sapid component, process component.

Экологическое образование является социальным заказом современности и должно осуществляться на различных этапах просвещения школьников. Од-

нако в общем образовании Российской Федерации наметилась тенденция к снижению роли экологического обучения, приоритетность которого в 90-е годы ХХ века была провозглашена на самом высоком уровне (Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» №236 от 04.02.1994 г.). Исключение экологии, как самостоятельной дисциплины, из федерального и регионального базисных планов, не способствует формированию экологического отношения подрастающего поколения к окружающей среде. В условиях Челябинской области федеральные и региональные компоненты учебных планов связаны особенно тесно и обеспечивают в комплексе когнитивную, ценностную и деятельностную сферу.

Оптимальное введение в содержание традиционных предметов экологических сведений позволяет организовать учебный материал для понимания экологических проблем и раскрывает противоречие между обществом и природой. Курс «Биология» в основной общеобразовательной школе в этом плане имеет широкие возможности.

В процессе изучения биологии формируется экологическое отношение к живой природе - отдельным растениям и животным, популяциям и видам, природным сообществам, ко всему многообразию видов, к биосфере в целом. От успехов биологической науки во многом зависит и решение многих проблем человечества: обеспеченность оптимального санитарного состояния среды, сохранение её качественного многообразия, повышение биологической продуктивности.

Исчезновение экологических дисциплин из системы обязательного образования должно компенсироваться введением экологической составляющей регионального компонента учебного предмета «Биология», как наиболее приемлемой основы для формирования нового образа жизни необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития общества.

В школьном образовании курса биологии (раздел «Растения») в 6 классе при анализе содержания экологической составляющей в учебниках Сонина

Н.И. («Биология», 6 класс) нами выявлено, что полученные в 5 классе экологические знания дополняются более детальным рассмотрением таких понятий как: факторы природы, адаптации организмов, взаимоотношения животных и растений, основные типы питания животных. Однако отсутствуют экологические знания о различных группах растений, антропогенном воздействии на них.

Мы придерживаемся мнения Т.Я. Ашихминой (2000), что содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные части:

• знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов;

• эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;

• деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем [3].

О.Н. Пономарёва (2000) в своих исследованиях доказала, что состав содержания обучения экологии можно определить как систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности экоцентрической направленности и опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, усвоение которой обеспечивает формирование экологически грамотной личности, способной к экологически целесообразной деятельности [11].

Как отмечают Н.Л. Абрамова, С.В. Алексеев, А.Г. Муравьёв, И.Н. Рыжов, Г. А. Ягодин и др., методика организации школьного экологического мониторинга позволяет детям не только приобрести необходимые экологические знания, но и учит работать в коллективе, правильно собирать, обрабатывать, интерпретировать данные в соответствии с теоретическими знаниями, формирует способность анализировать, обобщать полученные результаты, находить причинно- следственные связи, на основе сделанных выводов прогнозировать развитие ситуации. Это даёт возможность совершенствовать экологические знания в школьной биологии, особенно при обращении внимания на локальный его уровень, то есть на город, село, в котором проживают школьники, что обусловлено современной экологической ситуацией, необходимостью проведения

мониторинговых исследований мира природы городов, отдельных природных объектов, например городской растительности [1,2, 3].

Методика организации школьного экологического мониторинга является эффективным средством в системе практических методов экологического образования. По определению В.В. Латюшина (1992г.), при изучении «...в школе не сведений о природе, а самой природы.», методы мониторинговых исследований помогают формированию экологического отношения к окружающей среде [9].

В ходе нашего педагогического исследования мы пришли к выводу, что методика организации школьного экологического мониторинга предполагает определённую систему обучающих воздействий, в которую входят содержательный компонент - состав содержания образования, реализуемый в процессуальном компоненте - отбор способов деятельности для формирования экологического отношения к природе.

Учитывая, что состав содержания обучения экологии состоит из элементов - система знаний, способы деятельности, в том числе творческой, опыт эмоционально - ценностного отношения к природному окружению, мы предлагаем использовать следующую модель (Рисунок 1) методики школьного экологического мониторинга для изучения экологической составляющей курса биологии в 6 классе (раздел «Растения»).

Организационно-целевой компонент подразумевает совместное с учащимися целеполагание, выявление педагогических задач, организация учебной деятельности.

Определение содержательного компонента экологической составляющей, представленной модели методики организации школьного экологического мониторинга, потребовало анализа системы знаний, общеучебных умений.

В системе знаний, которая передаётся в ходе образовательного процесса учащимся, целесообразно выделить три содержательных элемента: видовой состав древесной растительности, сезонные изменения деревьев и их экологическое состояние.

Организационно-целевой компонент

Определение целей, задач учебной деятельности, организация учебной деятельности

• Видовой состав древесной растительности;

• Сезонные изменения;

• Экологическое состояние деревьев.

• Вид учебной деятельности;

• Способы деятельности;

• Характер деятельности;

• Продолжительность деятельности;

• Результативность деятельности.

Рис. 1. Схема модели методики организации школьного экологического мониторинга как средство изучения экологической составляющей

курса биологии

Первый содержательный элемент включает знания о видах древесной растительности города, определенный нами в качестве объекта мониторинга. Анализируя представленные разными авторами объекты мониторинговых исследований, нами выделены следующие составные части городской среды для изучения экологической составляющей курса биологии:

1. Видовой состав древесной растительности города.

2. Сезонные изменения растительности, влияние на них антропогенных воздействий.

3. Экологическое состояние деревьев, интенсивность листопада.

Другим важным составным элементом содержательного компонента являются сведения о сезонных изменениях растений своего города: листопад, его интенсивность, окрашивание кроны и т.д.

Следующий элемент содержит сведения об экологическом состоянии деревьев. Выделены такие показатели экологического состояния деревьев, как: особенность листопада у деревьев в разных экологических условиях, класс жизненности деревьев, характер повреждения ствола и т.д.

Исследованиями Н.Л. Абрамовой (2000) доказано, что деятельностная сфера опирается на практические работы по изучению окружающей среды различными методами обучения и воспитания [1].

Таким образом, мы считаем, что учебная деятельность по изучению древесной растительности города является основным видом деятельности методики организации школьного экологического мониторинга.

Процессуальный компонент модели методики организации школьного экологического мониторинга определён нами как вид, способ, характер, продолжительность и результативность деятельности.

Анализируя проводимую работу по школьному экологическому мониторингу, мы предлагаем такую этапность учебной деятельности по изучению экологической составляющей с применением методики организации мониторинговых исследований: мотивационный этап, поисковый этап, исследовательский этап, аналитический этап, отчётный этап, практический этап.

Одним из условий организации мониторинговых исследований является выбор методов изучения экологической составляющей курса биологии. Для достижения цели обучения используются следующие методы обучения экологии (О.Н. Пономарёва, 1999): словесные методы, работа с учебными текстами, наглядные, практические методы, интерактивные методы (Д.Н. Кавтарадзе, 1997), методы контроля.

Средствам изучения экологической оставляющей курса биологии, используемым нами в методике организации школьного экологического мониторинга, отводится значительная роль. На основе системы средств, предложенной О.Н.Пономарёвой (2000), нами определены следующие учебноматериальные средства обучения:

- программа - содержит материал, подлежащий изучению древесной растительности города, темы, последовательность их изучение, тематическое планирование по часам, что свидетельствует о содержательной и процессуальной направленности программы;

- учебные тексты о значении растений в городе;

- методические рекомендации для учителя по выполнению экологического практикума;

- учебное оборудование - лупы, рулетки для проведения экологических практикумов;

- наглядные средства обучения - натуральные объекты: объекты живой природы (древесные растения) и фиксированные объекты живой природы (гербарии древесных растений города);

- изобразительные наглядные пособия - плоскостные: фото растений, таблицы, схемы [11].

По продолжительности учебная деятельность по изучению экологической составляющей курса биологии составляет 8 учебных часов, которые в базисном учебном плане предназначены на изучение национально - регионального компонента.

Важной составной частью процессуального компонента методики организации школьного экологического мониторинга является результативность учебной деятельности - овладение системой знаний, учебными умениями, сформированность экологического отношения к природе.

Таким образом, разработанная модель методики организации школьного экологического мониторинга для изучения экологической составляющей курса биологии имеет такие особенности:

- ориентация на систему научных знаний по экологии;

- развитие общеучебных умений;

- построение учебной деятельности с учётом способов, характера, результативности деятельности;

- применение методов, средств изучения экологической составляющей, способных сформировать экологическое отношение к миру природы.

Целостный подход к изучению экологической составляющей курса биологии в 6 классе методикой мониторинговых исследований позволяет достичь планируемых целей обучения, реализовать намеченное содержание экологической составляющей курса биологии 6 класса (раздел «Растения»).

Библиографический список

1. Абрамова, Н.Л. Моделирование и реализация экологического мониторинга в школьном естественнонаучном образовании [Текст]: дис...кан. пед. наук / Н.Л. Абрамова. - Екатеринбург, 2003. - 224с.

2. Алексеев, С.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт - Петербурге [Текст] / С.В. Алексеев, Е.В. Тутынина. - СПБ.: Крисмас+, 2000. - 208 с.

3. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст] / Т.Я. Ашихмина. - М.: АГАР, 2000. - 200 с.

4. Глазачёв, С.Н. Экология: учебная книга [Текст] / С.Н. Глазачёв // Экологические вести. - 2002. - № 15. - С. 13 -15.

5. Груздева, Н.В. Элементы экологического мониторинга в содержании курса «Окружающий мир: Мироздание» [Текст] / Н.В. Груздева // Тезисы докладов Всероссийского научно-методического семинара 29 марта - 2 апреля 1999 г. - СПб.: НПО «Крисмас+», 1999. - С. 99-101.

6. Даниленко, И. А. Методика изучения регионального компонента содержания курса биология (раздел «Растения») [Текст]: дис.канд. пед. наук / И. А. Даниленко. - СПб. - 2003. - 206 с.

7. Зверев И. Д. Концепция общего среднего экологического образования [Текст] / И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Проблемный Совет по экологическому образованию РАО. - 1996. - С.4 - 16.

8. Камерилова, Г.С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования [Текст]: дисс.. ..докт.пед.наук / Г.С. Камерилова. - Санкт -Петербург, 2000. - 292 с.

9. Латюшин, В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии [Текст]: дис....канд. пед. наук / В.В. Латюшин. -М., 1982. - 185с.

10. Миркин, Б.М. Если «экологии» в школе нет. [Текст] / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова // Экология и жизнь. - 2002. - № 3 (26). - С. 32 - 33.

11. Пономарёва, О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе [Текст]: дис..канд.пед.наук / О.Н. Пономарёва. - М., 2000. - 264с.

12. Рыжов, И.Н. Школьный экологический мониторинг: учебное пособие [Текст] / Н.А. Рыжов, Г.А. Ягодин. - М.: Галактика, 2000. - 192с.

13. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. -М.: Смысл, 2000. - 456с.

Bibliography

1. Abramova, N.L. designing and realization in school scientifical education [Text]: diss.kand.ped. nauk / N.L. Abramova - Ekaterinburg, 2003. - 224 p.

2. Alekseev, S.V. The school ecological monitoring in ST. Petersbug [Text] /

S.V. Alekseev, E.N. Tutinina. - SPB: Christmas+, 2000.- 208 p.

3. Aschihmina, T.Ya. School ecological monitoring [Text] / T.Ya. Aschihmina

- M.: AGAR, 2000. - 200 p.

4. Glazachyev, S.N. Ecology: he educational book [Text] / S.N.Glazachyev // Ecological News. - 2002. - № 5. - P. 13-15.

5. Gruzdeva, N.V. Ecological monitoring, s elements in the contents of the course “Yyrroundig World: World Foundation” [Text] / N.V. Gruzdeva. - S.P.B: Christmas+, 1999.- p. 99 - 101.

6. Danilenko, I.A. The Study of regional component method in a course of Biology contents (section ”Plants”) [Text]: diss....kand.ped. nauk / I.A. Danilenko. -SPB, 2003. - 206 p.

7. Zverev, I.D. The conception of common secondary ecological education [Text] / I.D. Zverev, I.T.Suravegina. - M.: The Problem Union on ecological education R.A.E. - 1996. - 1996. - P. 4 - 16.

8. Kamerilova, G.S. Theoretical basis of urboecology as a variant of educational

subject of school geographical education [Text]: diss....dokt. ped. nauk /

G.S.Kamerilova. - ST. Petersbug, 2000. - 292 p.

9. Latyushin, V.V. The methods of natural conditions in cities usage in studying Botany and Zoology [Text]: diss....kand.ped. nauk / V.V. Latyushin. - M., 1982.

- 185 p.

10. Mirkin, B.M. If there is no “ecology” at school [Text] / B.M. Mirkin, L.G.Naumova // “Ecology and Life” - 2002. - № 3 (26). - P. 32 - 33.

11. Ponomaryeva, O.N. The system of methods in teaching ecology in a secondary school [Text]: diss..dokt. ped. nauk / O.N. Ponomaryeva. - M., 2000. - 264 p.

12. Ruzhov, I.N. School ecological monitoring: school equipment [Text] /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.N. Ruzhov, G.A. Yagodin. - M.: Galaktika, 2000.- 192 p.

13. Yasvin, V.A. The Psychology of the attitude to nature [Text] / V.A. Yasvin.

- M.: Smusl, , 2000. - 456 p.

Курбатова Татьяна Викторовна, заведующая эколого-биологическим отделом Центра детского творчества г. Трёхгорного. Адрес: 456080, г.Трёхгорный, ул. Строителей 23-19, телефон 8(35191)64878, сот.т. 89048188054, e-mail: eco.62@mail.ru Статья публикуется впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.