Научная статья на тему 'Применение метода учебного проекта при подготовке учащихся основной школы к межшкольным соревнованиям'

Применение метода учебного проекта при подготовке учащихся основной школы к межшкольным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТА / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / THE METHOD OF THE PROJECT / PREPARATION FOR COMPETITIONS / THE STAGES OF PROJECT IMPLEMENTATION / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пырцаки Наталия Григорьевна, Тихонов Александр Михайлович

Статья посвящена выявлению возможностей метода проекта во внеурочной деятельности школьников основной школы. Целью проекта стало освоение новых видов деятельности за короткий промежуток времени (1 месяц) на уровне, обеспечивающем успешное выступление на соревнованиях. В результате осуществления проекта у учеников сформировалась объективная оценка и самооценка деятельности по подготовке к соревнованиям. Рассматриваются возможности использования проектного метода для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to possibilities of the method of the project in extracurricular activities of pupils of basic school. The aim of the project was the development of new activities in a short period of time (1 month) at a level that ensures successful performance in competitions. The result of this project, the students have formed an objective assessment and self-assessment activities in preparation for competition. Discusses the possibility of using the project method for the formation of personality, regulatory, cognitive and communicative universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Применение метода учебного проекта при подготовке учащихся основной школы к межшкольным соревнованиям»

УДК 796.011.3

Пырцаки Наталия Григорьевна

учитель физической культуры гимназии № 6, Московская область, г. Красногорск e-mail: natalipurtaki@mail.ru

Тихонов Александр Михайлович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры e-mail: al lihonov@mail. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-64-76

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К МЕЖШКОЛЬНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Nataliia G. Pyrtcaki

Teacher of Physical Culture of School № 6, Moscow Region, Krasnogorsk

Aleksandr M. Tikhonov

Professor of the Chair of Theory and Methodology of Physical Culture

Federal Stale Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: aljihonov@mail. ru

USAGE OF EDUCATIONAL PROJECT METHOD IN PREPARING SECONDARY SCHOOL STUDENTS FOR INTERSCHOOL

COMPETITIONS

Аннотация. Статья посвящена выявлению возможностей метода проекта во внеурочной деятельности школьников основной школы. Целью проекта стало освоение новых видов деятельности за короткий промежуток времени (1 месяц) на уровне, обеспечивающем успешное выступление на соревнованиях. В результате осуществления проекта у учеников сформировалась объективная оценка и самооценка деятельности по подготовке к соревнованиям. Рассматриваются возможности использования проектного метода для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

© Пырцаки Н.Г., Тихонов А.М., 2016

Ключевые слова: метод проекта, подготовка к соревнованиям, этапы реализации проекта, универсальные учебные действия.

Abstract. The article is devoted to possibilities of the method of the project in extracurricular activities of pupils of basic school. The aim of the project was the development of new activities in a short period of time (1 month) at a level that ensures successful performance in competitions. The result of this project, the students have formed an objective assessment and self-assessment activities in preparation for competition. Discusses the possibility of using the project method for the formation of personality, regulatory, cognitive and communicative universal educational actions.

Key words: the method of the project, preparation for competitions, the stages of project implementation, universal learning activities.

Развивать физические качества и осваивать технику двигательных действий на уроках физической культуры в современных образовательных условиях уже недостаточно. Выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) становится необходимостью для подавляющего большинства учителей учебного предмета [2].

Изменились цели образования, результатом обучения должен стать ученик, способный к самообучению, вследствие чего сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования -на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдается обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения все больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский). Изменения коснулись и сферы физической культуры, но новые методы обучения большей частью относятся к проведению аудиторных занятий. Инновации в физической культуре и спорте вводятся лишь в организационный компонент занятий, оставляя без внимания другие направления в образовании (развитие личности, интеллекта школьников). Тем не менее требование ФГОС - универсальные учебные действия - должны формироваться на всех предметах без исключения [3].

Исследовательский метод уже внедряется в учебный процесс по физической культуре [1], а работ по проблеме разработки и внедрения проектного метода крайне мало и они не затрагивают основную школу. В связи с этим появилась научная проблема в освоении программ по физической культуре, актуальность которой определяется возникновением противоречий между запросом школьной физической культуры и отсутствием теории и практики применения проектного метода в физкультурной работе в школе.

Цель исследования - выявить возможности метода проекта во внеурочной деятельности школьников основной школы.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа и опрос, тестирование, педагогический эксперимент.

Исследование было проведено на базе гимназии № 6 г. Красногорска Московской области. Перед учителем и учениками восьмого класса встала проблема подготовки к межшкольным соревнованиям «Школа безопасности». За короткий период времени необходимо было подготовиться к соревнованиям, в программу которых входили различные виды дисциплин, среди которых были не только ранее изученные по учебной программе, но и совсем новые виды спорта, незнакомые и учителю.

Целью проекта стало освоение новых видов деятельности за короткий промежуток времени (1 месяц) на уровне, обеспечивающем успешное выступление на соревнованиях.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Распределить обязанности исходя из регламента количества участников по видам, индивидуального желания участников.

2. Каждому ученику взять на себя подготовку по определенной теме.

3. Взять на себя ответственность за определенный круг вопросов, связанных с теоретической, технической, материальной подготовкой, задействуя при этом ресурс по своему усмотрению, и в контакте с учителем подготовиться каждому ученику, который в свою очередь готовит команду.

Для учителя стояли задачи не только успешного выступления на соревнованиях. Он должен был:

1) выявить эффективность метода проекта при формировании универсальных учебных действий (УУД) учеников основной школы;

2) заинтересовать детей прикладными, любительскими видами спорта, наглядно показать на примере, как можно организовать активный отдых;

3) пропагандировать здоровый образ жизни.

После принятия решения о применении метода проекта для подготовки к соревнованиям было проведено собрание участников, где им было объяснено, каким образом будет вестись подготовка к соревнованиям. На этом этапе было проведено распределение обязанностей.

Каждая команда должна иметь единую форму и атрибутику (флаг, эмблему и другие знаки отличия). Для участия в соревнованиях команды должны иметь обязательное групповое и личное снаряжение, медицинскую аптечку и ремонтный набор, необходимый инвентарь для размещения в полевых условиях, самостоятельного приготовления пищи на костре, участия в соревнованиях и конкурсах, спортивную и парадную форму одежды, а также набор продуктов на все дни соревнований.

Работа осуществлялась поэтапно:

1. Погружение в проект - сбор команды, обсуждение, распределение обязанностей.

2. Организация деятельности - подготовка индивидуальная и групповая.

3. Осуществление деятельности - непосредственное участие в соревнованиях.

4. Презентация результатов - награждение, подведение итогов, рефлексия, выводы.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Роль учителя велика на первом и последнем этапе. И от того, как учитель выполнит свои функции на первом этапе - этапе погружения в проект - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе значимость работы учителя обусловлена тем, что ученикам, впервые участвующим в проекте, не под силу еще обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

Результаты исследования и их обсуждение. Распределение обязанностей проводилось коллективно с учетом пожеланий исходя из регламента количества участников по видам, индивидуального желания участников взять на себя подготовку по определенной теме, способностей, опыта участия в соревнованиях. Ученикам необходимо было взять на себя определенный круг вопросов, связанный с теоретической, технической, материальной подготовкой при этом задействовать ресурс на свое усмотрение и в контакте с преподавателем подготовится и подготовить команду.

Все ребята ответственно подошли к индивидуальным заданиям, изучили самостоятельно теоретические материалы с помощью интернет-ресурсов.

С заданием успешно справлялись именно те участники, которые были ответственными за прохождение этапа. Они проявляли инициативу, самостоятельно находили информацию, организовывали других. Часть ребят при помощи взрослых и родителей привлекли дополнительные ресурсы и других людей для достижения цели:

- Ученик Д. договорился об организации занятий в пожарной части.

- Ученица А. договорилась о помощи местного туристского клуба, согласовывала тренировки, отвечала за специальные страховочные системы и технические средства.

Кроме того, успешному прохождению этапов способствовали сплоченность, доверие, взаимовыручка, здоровый микроклимат в коллективе.

В процессе прохождения некоторых этапов были выявлены следующие недостатки: нехватка времени для подготовки к соревнованиям, отсутствие уверенности и самообладания у участниц (ученицы Н. и А.).

Ниже представлены результаты подготовки метода проекта:

Узлы: результат работы команды - 6-е место. По мнению ребят, те, кто не справился с заданием этапа, недостаточно внимания уделили при подготовке и при изучении узлов, к тому же негативное влияние оказало излишнее волнение.

Со стороны учителя отмечается, что успешно справились с заданиями 2 ученика - именно те, кто был ответственным за прохождение этого этапа изначально и обучал других. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, обучая своих сверстников, ученики сами лучше усваивают материал. Задача обучить других повышает степень овладения навыком самим обучающим.

Пожарная эстафета: результат работы команды - 3-е место. По мнению ребят, ответственный за этап ученик Д. подошел к подготовке серьезно.

По мнению учителя, определяющим фактором успешного прохождения этапа была подготовка в пожарной части. Поэтому у нашей команды было преимущество в более глубоком освоении навыка на практике. Другие команды изучали пожарный этап лишь в теории, без практики.

Физическая подготовка: результат работы команды - 1-е место. По мнению ребят, все справились с данным этапом, поскольку было уделено достаточно внимания и времени на подготовку.

По мнению учителя, определяющим фактором успеха был высокий уровень тренированности учеников еще до соревнований, общая физическая подготовка была на высоком уровне, поскольку ученики посещали различные спортивные секции. Критерием отбора для участия в соревнованиях была хорошая физическая подготовка и желание в них участвовать.

Маршрут «выживание» (спортивное ориентирование, спортивный туризм): результат работы команды - 5-е место. По мнению ребят, в соревнованиях с элементами ориентирования, определения азимута справились отлично, но сделали много ошибок при прохождении полосы препятствий.

По мнению учителя, результат мог быть выше в том случае, если занятий было бы больше. С многими техническими средствами ученики знакомились впервые и не смогли успеть отработать навыки за 3 занятия.

Теоретическая подготовка по ОБЖ: результат работы команды - 5-е место. По мнению ребят, были трудности в вопросах по правилам оказания первой медицинской помощи.

По мнению учителя, результат был невысоким, поскольку на соревновании появилось несколько тем, не упоминавшихся организаторами в описании изначально. Подготовка ответственного ученика была на хорошем уровне в тех вопросах, по которым готовились заранее.

В обобщенном виде результаты оценки и самооценки представлены в таблице.

Самооценка участников команды и оценка учителя

Вид деятельности Самооценка Оценка

детей учителя

Конкурс узлов Незачет Незачет

Теоретическая подготовка Незачет Незачет

Боевое развертывание Зачет Зачет

ОФП Зачет Зачет

Маршрут выживания Зачет Зачет

Переправа по параллельным веревкам Зачет Зачет

Надевание (снятие) средств индивидуальной защиты органов Зачет Зачет

дыхания

Бросание спасательного круга Зачет Зачет

Движение по азимуту Зачет Зачет

Подъем - спуск по склону с самостраховкой Зачет Незачет

Упражнение «Бабочка» Зачет Зачет

Навесная переправа Незачет Незачет

Оказание первой помощи Зачет Незачет

Транспортировка пострадавшего Незачет Зачет

Из таблицы видно, что по большинству пунктов оценивания самооценка школьников соответствует оценке учителя (по одиннадцати из тринадцати), что свидетельствует о ее объективности.

Резюме по проекту «Подготовка к межрегиональным соревнованиям "Школа безопасности"».

Предполагаем, что если бы не был применен метод проекта, то результаты были бы намного хуже. Если бы к соревнованиям готовились традиционным методом (беседа, объяснение, демонстрация, лекции), где основную работу по подготовке выполняет учитель, то одного месяца не хватило для того, чтобы подготовиться основательно.

Погружение в проект дало много положительных моментов. Ребята увлеклись - появился стимул к данному проекту, в процессе осуществления которого они смогли реализовать свои личностные потребности и знания в той области, которые им интересны. Возникло желание самостоятельного изучения и обучения своих одноклассников (побыть в роли учителя).

Метод учебного проекта - эффективный метод для подготовки к межшкольным соревнованиям, когда главной целью является не результат «для галочки», не погоня за призами, а воспитательное воздействие на участников соревнований. За короткий промежуток времени ученики научились многому, при этом проявили большой интерес. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьников в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для них, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развивается интеллект ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Выводы. Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на деятельностном подходе, который предполагает освоение учебного материала в процессе создания собственного продукта учащимися. Содержанием образования становится опыт по решению проблем (учебных задач). В этом же ряду лежит и проектный метод. Осуществляя проект, ученики осваивают способы действий, которые находятся в основе их личностного роста.

В результате осуществления проекта у учеников сформировалась объективная оценка и самооценка деятельности по подготовке к соревнованиям. Дополнительным результатом стали возникшие идеи:

- действия команды в процессе реализации проекта должны осуществляться в соответствии со структурой деятельности.

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении.

Исходя из опыта подготовки к соревнованиям проектным методом, мы предполагаем, что в дальнейшем возможно формирование следующих УУД.

Личностные: ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; ученик понимает свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: ученик умеет составлять план действий; ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости; ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ученик способен к волевому усилию; у ребенка развита рефлексия; ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля; ученик перед тем, как начать действовать, определяет последовательность действий; ребенок может адекватно реагировать на трудности, не боится сделать ошибку.

Познавательные: умеет формулировать проблемы и решать их; ученик владеет способами решения проблем; ребенок может строить логическую цепь размышлений; ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; ребенок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; ребенок может проанализировать ход и способ действий; ребенок умеет извлекать нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; у ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: ученик умеет договариваться; ученик умеет вступать в диалог; ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; у ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); ребенок умеет слушать и слышать, может создавать устные и письменные высказывания, умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Необходимо готовить диагностический материал для определения уровня сформированности данных УУД.

Список литературы

1. Волосатых О.О., Тихонов А.М. Исследовательский метод обучения физической культуре в начальной школе // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермспортМед - 2013: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23-24 мая 2013 г., г. Пермь, Россия / под ред. Е.В. Старковой, Т.А. Поляковой; Перм. гос. пед. ун-т; Перм. гос. мед. акад. Пермь: Астер, 2013. С. 49-60.

2. Тихонов А.М., Полякова Т.А., Кечкин Д.Д. Физическая культура в школе с позиций системно-деятельностного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 4. С. 2-4.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт: Приказ об утверждении стандарта начального общего образования зарегистрирован в Минюсте России № 17785 от 22 декабря 2009 г. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.