Научная статья на тему 'Применение метода освобождения от роялти для оценки стоимости интернет-сайта организации'

Применение метода освобождения от роялти для оценки стоимости интернет-сайта организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2606
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ИНТЕРНЕТ-САЙТА / СТАВКА РОЯЛТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕРНЕТ-САЙТА / ПАРТНЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ПО ПАРТНЕРСКИМ ПРОГРАММАМ / COST OF THE INTERNET SITE / ROYALTY RATE TO ESTIMATE WEBSITE / AFFILIATE PROGRAMS ON THE INTERNET / THE INTEREST RATES ON AFFILIATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плясова Светлана Владимировна

Автором статью анализируются методы расчета ставки роялти для оценки стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. Сделан вывод о невозможности использования предложенных в научной литературе ставок роялти для оценки стоимости интернет-сайта. Проиллюстрирована схема партнерских программ, предлагаемая в сети Интернет. Сформулировано предложение о возможности использования в качестве ставок роялти для оценки стоимости интернет-сайта процентные ставки по партнерским программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF EXEMPTION FROM ROYALTIES FOR THE VALUATION OF THE INTERNET-SITE OF THE ORGANISATION

In this article reviewed the applied methods of calculating the royalty rate valuation of objects of intangible assets and intellectual property. It is concluded the impossibility of using the royalty rates offered in scientific literature for a website value appraisal. The scheme of partner programs offered in the Internet is illustrated. Analyzed and formulated a proposal for possibility to use as royalty rates for the valuation of the website the interest rates for affiliate programs.

Текст научной работы на тему «Применение метода освобождения от роялти для оценки стоимости интернет-сайта организации»

№ 1 (136) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Применение метода освобождения от роялти для оценки стоимости интернетсайта организации

С.В. Плясова

преподаватель кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московского финансово-промышленного университета «Синергия», аспирантка кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (г. Москва)

Светлана Владимировна Плясова, splyasova@mfpa.ru

По прогнозу международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group, составленного по заказу Google [11], к 2015 году вклад Интернета в экономику России может достичь 3,7 процента от внутреннего валового продукта. В 2009 году вклад этой сети в экономику России составил 1,6 процента, или 19,3 миллиарда долларов. По прогнозам журнала «Интернет в цифрах», к 2015 году электронная коммерция составит 3 процента от общего объема розничной торговли по сравнению с 1,3 процента в 2009 году [12].

Таким образом, становится очевидным, что продажа товаров и услуг через интернет-сайты будет постепенно расти. С целью охвата возрастающей и перспективной интернет-аудитории, положительно реагирующей на электронную коммерцию, продавцы товаров будут стремиться использовать этот инструмент для расширения клиентской базы организации и, как следствие, для увеличения сбыта продукции через интернет-сайты. Следовательно, возникает спрос на тематические интернет-сайты с большим трафиком, что способствует увеличению рынка купли-продажи интернет-сайтов. Возрастание

спроса организаций на такой актив влечет за собой спрос и на услуги оценщика, так как интернет-сайт уже является объектом купли-продажи, а также объектом бухгалтерского и налогового учетов1.

Для определения стоимости интернетсайта организации в соответствии с ФСО № 1 [3] применяются методы доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке нематериальных активов (далее -НМА) и интеллектуальной собственности (далее - ИС).

В настоящее время в России оценка стоимости НМА и ИС считается одним из самых трудоемких и перспективных направлений в области профессиональной оценки. В пункте 20 ФСО № 1 [3] закреплено положение об обязанности оценщика использовать три подхода к оценке стоимости имущества, так как комплексное применение подходов дает более точную оценку стоимости объекта оценки. Далее в рамках применения каждого из подходов оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки с обоснованием их использования.

Но в пункте 17 ПБУ 14/2007 [2] закреплена другая норма: при переоценке объек-

1 В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, отраженной в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и разъяснительном письме Министерства от 12 марта 2006 года № 03-03-04/2/54, согласно пункту 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации интернет-сайт является нематериальным активом организации. В связи с этим в настоящей статье интернет-сайт рассматривается как нематериальный актив организации.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

тов НМА по текущей рыночной стоимости оценщик должен применять исключительно сравнительный подход, то есть брать данные для оценки исключительно с активного рынка. Однако использование словосочетания «рыночная стоимость» обязывает соблюдать законодательство об оценочной деятельности, в котором содержится определение понятия «рыночная стоимость». И согласно пункту 20 ФСО № 1 «Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода». Таким образом, формулировка пункта 17 ПБУ 14/2007 противоречит российскому законодательству в области оценочной деятельности.

Проведенный анализ научной литературы по оценке стоимости НМА и объектов ИС показал, что большинство авторов в области оценки стоимости объектов НМА и ИС (Н.Ю. Пузыня, Е.В. Шипилевская,

О.М. Медведева, А.Н. Козырев, В.Л. Макарова, Р. Рейли, Р. Швайс, П.Н. Цибулев, Ю.Б. Леонтьев) считают, что главными и наиболее применимыми при оценке НМА и объектов ИС являются методы доходного подхода, а методы сравнительного и затратного подходов необходимо применять только в качестве проверочных. В учебнике А.Н. Козырева, В.Л. Макарова «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» выделен целый параграф с обоснованием несостоятельности применения затратного подхода к оценке НМА и объектов ИС [19].

Рассмотрим доходный подход к оценке более подробно. Согласно пункту 13 ФСО № 1 доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

Доходный подход применим только в том случае, если объект оценки способен генерировать денежный поток.

В основе доходного подхода лежит принцип ожидания, который гласит, что текущая

стоимость объекта оценки определяется через ожидаемые выгоды, которые могут быть получены правообладателем от владения НМА. Таки образом, суть этого подхода заключается в приведении прогнозных величин к текущему моменту времени, к дате оценки.

Алгоритм оценки стоимости НМА с использованием доходного подхода следующий:

1) определяются денежные потоки, генерируемые НМА;

2) рассчитывается ставка (дисконтирования, капитализации) приведения денежных потоков к дате оценки;

3) определяется стоимость объекта оценки путем приведения денежных потоков от НМА к дате оценки.

В настоящее время существуют две точки зрения по поводу методов, которые могут быть использованы в рамках доходного похода к оценке НМА:

1) в рамках доходного подхода к оценке НМА можно выделить:

• метод дисконтирования,

• метод капитализации,

• метод освобождения от роялти,

• метод преимущества в прибыли,

• метод преимущества в расходах,

• метод выделения доли прибыли,

• метод избыточных прибылей,

• метод бегунка.

Этой точки зрения придерживаются

A. Г. Грязнова и М.А. Федотова [14], Ю.П. Конов и Л.П. Гончаренко [20], А.Н. Козырев и

B. Л. Макаров [19], В.Е. Есипов, Г.А. Ма-ховикова и В.В. Терехова [18], П.Н. Цибулев [33], Е.В. Шипова [36], П.П. Воли-ченко [13], А. Полторак и П. Лернер [29], Джеймс Р. Хитчнер [16], Н.Ф. Чеботарев [34], В.М. Джуха, Л.Н. Усенко, В.Д. Киреев, Г.Г. Попета, Ф.М. Лобов, Г.А. Дреев, Е.Н. Гу-нина, М.В. Климова [17], В.А. Щербаков и Н.А. Щербакова [37];

2) авторы Н.Ю. Пузыня [30], Н.А. Абдуллаева и Н.А. Колайко [28], Е.В. Шипилевская и О.М. Медведева [35], Б.Б. Леонтьев [22],

А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, М.И. Кныш и

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 1 (136) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

М.К. Старовойтов [26], Р. Рейли и Р. Швайс

[31], Г.Г. Азгальдов и Н.Н. Карпова [9], Д.М. Хлопцов [32], А.П. Аксенов [10], Ю.Б. Леонтьев [23], И.В. Косорукова, Д.В. Шишляев

[27] и автор настоящей статьи считают, что для оценки НМА и интернет-сайтов организаций с применением доходного подхода можно выделить два метода:

• метод дисконтирования денежных потоков (DCF - Discounted Cash Flow);

• метод прямой капитализации денежного потока (Direct Capitalization Method - DCM).

При этом в рамках этих традиционных для доходного подхода методов величина дохода от НМА может рассчитываться одним из следующих методов:

• освобождения от роялти,

• преимущества в прибыли,

• преимущества в расходах,

• выделения доли прибыли,

• избыточных прибылей,

• бегунка.

Указанные точки зрения отличаются набором методов доходного подхода. Подводя итог анализу этих точек зрения, можно утверждать, что согласно второй к методам доходного подхода относятся только методы дисконтирования и капитализации, остальные же методы, перечисленные в первом случае, являются способами расчета денежного потока в рамках этих двух методов. Иначе говоря, указанные методы доходного подхода, за исключением метода дисконтирования и капитализации, являются методами расчета величин денежных потоков, генерируемых объектом НМА.

Для определения стоимости НМА чаще всего применяется метод дисконтирования денежных потоков, когда денежные потоки от объекта НМА имеют нестабильный темп поступления. Если же денежные потоки являются аннуитетными, то есть равномерными и поступают с одинаковым темпом, тогда возможно использовать метод прямой капитализации

Рассмотрим более подробно метод дисконтирования денежных потоков с исполь-

56 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

зованием для расчета денежного потока метода освобождения от роялти (Relief from Royalty). Метод освобождения от роялти иногда причисляют к методам сравнительного подхода, так как при этом определяются среднеотраслевые ставки роялти на основе совершенных сделок. Однако в большинстве источников этот метод все-таки относят к методам доходного подхода, поскольку его применение предполагает прогнозирование будущих денежных потоков и приведение их к текущей стоимости с помощью расчетной ставки дисконтирования. Суть этого метода заключается в том, что объект НМА, успешно используемый в производстве, не должен обладать меньшей стоимостью, чем лицензия, которую необходимо было бы купить на его использование, если бы он не был в собственности организации.

В современной научной литературе метод расчета денежных потоков освобождения от роялти называют методикой отраслевых стандартов, или методом приращения стоимости. Применение этого метода расчета величины денежного потока основывается на двух допущениях:

• оцениваемый объект не принадлежит истинному собственнику;

• временный владелец должен платить роялти, поскольку объект предоставлен ему на лицензионной основе.

Другими словами, если объект оценки принадлежит истинному собственнику, которому не надо платить роялти, то происходит псевдоэкономия на расходах, то есть «освобождение от роялти». Формула для определения стоимости объекта НМА методом дисконтирования денежных потоков, рассчитанных с помощью метода освобождения от роялти, будет иметь следующий вид:

где С - стоимость объекта НМА;

Vi - объем производимой с использованием объекта НМА продукции в году i;

4-1950, iovrf@mail.ru

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

С - продажная цена единицы с использованием объекта НМА в году /;

R - размер роялти в году /;

/ - предполагаемый срок заключения лицензионного договора (период, в течение которого сохранится преимущество в прибыли);

г - коэффициент дисконтирования в году /.

Алгоритм оценки стоимости НМА и объектов ИС методом дисконтирования денежных потоков, рассчитанных с помощью метода освобождения от роялти, следующий:

1) определяется прогнозный период;

2) прогнозируется объем продаж, по которому ожидаются выплаты роялти;

3) определяется ставка роялти;

4) производится расчет ожидаемых выплат по роялти;

5) из ожидаемых выплат по роялти вычитают все расходы, связанные с поддержанием объекта оценки в силе;

6) определяется коэффициент дисконтирования;

7) дисконтируются денежные потоки от выплат по роялти;

8) определяется стоимость объекта оценки как сумма текущих стоимостей денежных потоков от выплат процента по роялти.

На первом этапе необходимо определить экономический срок жизни объекта НМА с целью правильного расчета периода прогноза. Возможны случаи, когда экономический срок жизни может быть короче юридического, если, например, изобретение устареет раньше, чем срок действия патента.

В рамках второго этапа оценки необходимо определить доход, с которого будет исчисляться роялти. В качестве такой базы на практике используют себестоимость, чистый доход, дополнительную прибыль (прибыль, которую организация стала получать после введения объекта ИС), валовой до-

ход и т. д. При оценке интернет-сайта можно рассчитать и использовать в качестве базы для ставки роялти валовой доход (доход, полученный от реализации товаров через интернет-сайт) и чистый доход.

При оценке интернет-сайта с использованием доходного подхода следует учитывать, что денежный поток может состоять из двух видов дохода:

1) доход, полученный от реализации товара через интернет-сайт;

2) доход, полученный за аренду, то есть за размещение рекламных баннеров, и от продажи ссылок на интернет-сайте.

На третьем этапе оценки стоимости объекта НМА оценщик определяет ставку роялти. «Термин «роялти» происходит от английского (и французского) термина royal - королевский, от которого и произошел термин royalty - плата, взимавшаяся королевской властью в Англии за дарованное ею своему поданному право на земельную собственность или разработку недр. В последнем случае могла выступать как арендная плата за разработку недр. Термин стал широко применяться с XVI века, когда промышленник, получивший от короля право на разработку угольных копей, должен был ежегодно отчислять в пользу короны часть прибыли - роялти (королевскую долю)»2. В настоящее время ставка роялти - это ставка, которую должен выплачивать покупатель (лицензиат, правополучатель) продавцу (лицензиару, правообладателю) в виде периодически выплачиваемого денежного вознаграждения за использование объекта оценки. Эта процентная ставка закрепляется в лицензионном договоре, заключенном между лицензиатом и лицензиаром. Размер ставки роялти может быть определен двумя методами:

1) эмпирическим,

2) расчетным.

На базе эмпирического метода, то есть на базе стандартных среднестатистических

2 Азгальдов Г. Г., Карпова Н. Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. URL: http://www.valnet.ru/m7-61.phtml

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 1 (136) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

значений, были определены стандартные ставки роялти [27] и представлены в таблицах А.Н. Козарева, В.Л. Макаровой [19], методике ФАПРИД [5] и методике ТПП [7]. В работе Ю.Б. Леонтьева «Техника профессиональной оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов»

[23] стандартные ставки роялти были обобщены и сведены в единую таблицу. После сведения примерных ставок роялти в единую таблицу Ю.Б. Леонтьев делает заключение о том, что основная масса ставок роялти колеблется в диапазоне от одного до пятнадцати процентов. Таким образом, автор делает вывод о том, что если в этой таблице не была найдена подходящая ставка роялти, то в крайнем случае можно использовать среднее значение, то есть 5 процентов (однако, на наш взгляд, такое среднее значение должно составлять 8 процентов).

Помимо стандартных ставок роялти, существуют расчетные методы определения ставки роялти.

1. Метод предельного роялти (расчет величины дополнительной прибыли лицензиата) описан И.С. Мухамедшиным [24]:

Р = А Р,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лр п

где Р- ставка роялти, в % от чистых продаж;

Алр - согласованная партнерами по лицензионному соглашению доля лицензиара

в дополнительной прибыли лицензиата;

Рп- предельная ставка роялти, то есть ставка роялти, причитающихся лицензиару при условии, что вся дополнительная прибыль АП лицензиата достается лицензиару;

Р = АП /С х 100,

п сд п

где АПсд - среднегодовая дополнительная прибыль лицензиата от внедрения лицензии за период выплаты роялти;

Сп - среднегодовая стоимость продаж лицензионной продукции за период выплаты роялти (определяется по бухгалтерским документам).

Применение этого метода расчета ставки роялти для оценки интернет-сайта возможно при условии, если организация ведет раздельный учет данных о доходах, полученных от реализации товаров, услуг через интернет-сайт и с помощью других инструментов реализации.

2. Метод, основанный на учете доли лицензиара в валовой прибыли лицензиата, разрабатывался и И.С. Мухамедшиным

[24], и О.В. Новосельцевым [25]. Методики этих авторов представлены в таблице 1.

Если необходимая информация для расчета рентабельности конкретной организации отсутствует, то можно использовать официальные среднестатистические данные о рентабельности соответствующей от-

Таблица 1

Методики И.С. Мухамедшина и О.В. Новосельцева

Методика И.С. Мухамедшина Методика О.В. Новосельцева

R = АР , e где А - доля роялти (в %) в валовой прибыли лицензиата (от 5 до 50%, определяется по табличным данным) Ре - рентабельность производства лицензионной продукции (определяется как валовая прибыль на единицу стоимости чистых продаж, то есть продаж без учета косвенных налогов на продажи (в %) R = ^ , 1+ Pe где Ре - рентабельность производства и реализации продукции по лицензии (определяется как отношение величины прибыли лицензиата к себестоимости производства и реализации продукции по лицензии) А - доля (часть) прибыли лицензиара в общем объеме прибыли лицензиата от производства и реализации продукции по лицензии (от 5 до 50%)

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Таблица 2

Рекомендуемые доли роялти в валовой прибыли лицензиата, % [22]

Степень ценности технологии Лицензия Нелицензионное ноу-хау

исключительная неисключительная

патентная беспатентная патентная беспатентная

Особо ценная 40-50 30-40 25-30 20-25 25-30

Средней ценности 30-40 25-30 20-25 15-20 10-25

Второстепенной важности 20-25 15-20 10-15 5-10 3-10

расли промышленности в конкретный период времени.

Как видно из таблицы 1, методы определения ставки роялти И.С. Мухамедшиным и

О.В. Новосельцевым похожи, за исключением знаменателя (1 + Ре) в формуле, предложенной О.В. Новосельцевым.

Для определения доли роялти в прибыли лицензиата рекомендуется использовать показатели, приведенные в таблице 2.

Применять такой метод расчета ставки роялти при оценке интернет-сайта автор настоящей статьи считает некорректным, так как для определения доли роялти в валовой прибыли также берутся табличные данные. На взгляд автора, при расчете роялти (табл. 2) учитывался только фактор «степень ценности технологии», который не имеет большого значения для оценки интернетсайтов, и не учитывались другие не менее важные стоимостные факторы, оказывающие влияние на стоимость интернет-сайта организации, например фактор «информационная составляющая» (контент).

3. Метод, основанный на учете показателей удельных затрат [8]:

Р = X КЗ П ,

где X - доля роялти (в %) в валовой прибыли лицензиата (определяется по табличным данным; см. табл. 2);

КЗу - удельные капитальные затраты на единицу продаж (в относительных долях);

Пвкл - валовая прибыль в расчете на единицу капиталовложений, %.

КЗу и Пвкл являются расчетными показателями и определяются по статистическим данным соответствующей отрасли.

Третий метод расчета ставки роялти для оценки интернет-сайта, по нашему мнению, неприменим, так как отсутствуют статистические данные по отрасли, а данные для определения доли роялти также берутся из таблицы 2. На наш взгляд, для определения ставки роялти при оценке интернет-сайта методом освобождения от роялти необходимо использовать эмпирический метод. Но поскольку данные, рассчитанные эмпирическим методом, появились в 1996 году (благодаря выходу переводного издания «Руководства по оценке бизнеса» Г. Десмонда и Р. Келли [15]), а в то время такого объекта оценки, как интернет-сайт, не было, то в данных примерных ставок роялти в принципе отсутствуют ставки, которые можно взять для оценки интернет-сайта.

И.Д. Котляров также считает, что применяемая ставка роялти для оценки НМА и объектов ИС должна учитывать специфику объекта и природу преимуществ, которые получает пользователь таких объектов [21].

Таким образом, автор настоящей статьи считает, что при оценке интернет-сайтов применение стандартных ставок роялти является некорректным, и в качестве такой ставки предлагает использовать ставки по партнерским программам (так называемые «партнерки»), которые позволяют заработать на своем сайте в сети Интернет.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 1 (136) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

ПРОДАВЕЦ

(интернет-сайт продавца)

2. Информирование

о продукции

1. Заключение партнерского договора

4. Сообщение о заказе

7. Перечисление

комиссии

ПАРТНЕР

(интернет-сайт партнера) у

5. Доставка заказа

6. Оплата заказа

КЛИЕНТ-ПОКУПАТЕЛЬ

3. Заказ продукции

Схема взаимодействия партнеров в рамках программы с оплатой за продажу

«Партнерка» - это программа, позволяющая извлекать прибыль в Интернете, по правилам которой участнику производится оплата за каждого посетителя, пришедшего с вашего интернет-сайта на интернетсайт рекламодателя. Такая оплата может производиться за клик, за продажу или за регистрацию нового пользователя.

В настоящее время в Интернете можно выделить три вида партнерских программ (соглашений):

1) партнерские программы с оплатой за продажу - оплата комиссии происходит после того, как покупатель, перешедший с партнерского интернет-сайта, производит оплату покупки;

2) партнерские программы с оплатой за клик - оплата производится за число клиентов, перешедших по ссылке с партнерского интернет-сайта;

3) партнерские программы с оплатой за действие - платеж перечисляется за какое-либо действие, необходимое продавцу, как правило, за регистрацию клиента.

Нас интересуют партнерские программы с оплатой за продажу, так как в этом случае происходит выплата процентов за произведенную оплату товара или услуг. На рисунке представлена схема партнерской программы с оплатой за продажу:

• этап 1 - заключение партнерского договора между продавцом и партнером;

60 Подписка в любое время по минимальной цене (495)

• этап 2 - размещение контента на интернет-сайте партнера, а именно размещение информации о продукции, услуге продавца;

• этап 3 - клиент-покупатель делает заказ на интернет-сайте партнера;

• этап 4 - партнер передает заказ продавцу;

• этап 5 - продавец доставляет товар клиенту-покупателю;

• этап 6 - клиент-покупатель производит оплату продавцу;

• этап 7 - продавец перечисляет комиссионные партнеру по партнерскому договору.

В таблице 3 указаны случаи применения партнерской программы с оплатой за продажу для метода роялти.

Автором было проанализировано более 3 000 интернет-магазинов, часть из которых не предоставляют информации о партнерской программе на своем интернет-сайте в открытом доступе, часть перестали существовать и лишь 97 интернет-сайтов открыто приглашают партнеров взаимодействовать по партнерским программам. Данные, полученные в результате анализа 97 интернетсайтов, были сгруппированы по видам деятельности в 12 групп, определены проценты, которые выплачивает собственник товара или услуги своему партнеру за факт произведения покупки через интернет-сайт партнера, и сведены в таблицу (табл. 4).

4-1950, iovrf@mail.ru

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Таблица 3

Применение партнерской программы с оплатой за продажу для метода роялти

Допущения метода роялти Случаи использования программы

Оцениваемый объект не принадлежит истинному собственнику Товар представляется на интернет-сайте партнера с целью произведения продаж

Временный владелец должен платить роялти, поскольку объект предоставлен ему на лицензионной основе Необходимо производить оплату за использование интернет-сайта партнера (его клиентской базы), но только за совершенные продажи

Объект оценки принадлежит истинному собственнику, и ему не надо платить роялти, следовательно, происходит псевдоэкономия на расходах, то есть «освобождение от роялти» Так как интернет-сайт принадлежит вам, то происходит псевдоэкономия на расходах

Таблица 4

Ставки роялти для интернет-сайтов с разной тематикой, %

Вид деятельности интернет-магазина Процент, выплачиваемый при продаже товара, услуги Количество интернет-сайтов/ респондентов

Детские товары 3-20 5

Книги 8-20 10

Компьютерные игр, CD, DVD 10-20 10

Косметика и парфюмерия 3-10 11

Одежда и обувь 10-25 15

Оружие, ножи 12,5-13 4

Секс-товары 7,5-30 10

Техника 5-35 10

Туризм (бронирование номеров) 2-5 7

Часы 7,5-25 5

Интернет-магазины, предлагающие разную продукцию 5-15 10

Цветы 10 10

Консалтинг 10-30 20

Данные для группы «Консалтинг» (см. табл. 4) были получены по результатам опроса 20 респондентов - консалтинговых организаций о партнерстве в рамках продажи консалтинговых услуг на интернет-сайте партнера. Предлагался вариант сотрудничества, при котором аудиторская компания на своем интернет-сайте представляет ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формацию об оценочных услугах, то есть партнер продает услугу, которую оказывает продавец - оценочная компания. Партнер, в нашем случае аудиторская организация, получает свои комиссионные в момент оплаты по договору об оказании услуг по проведению оценки, заключенному между оценочной организацией и заказчиком.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

№ 1 (136) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

При выборе ставки роялти по партнерским программам необходимо учитывать категорию элитности товара или услуги. Если товар является элитным, то следует брать верхний уровень представленного диапазона.

Таким образом, при расчете денежного потока, генерируемого интернет-сайтом организации, методом освобождения от роялти при оценке с применением доходного подхода следует использовать эмпирический метод для расчета ставки роялти, но с предлагаемыми нововведениями, а именно в качестве ставок роялти брать ставки по партнерским программам.

Достоинством такого метода определения ставки роялти можно считать общедоступность, прозрачность и проверяемость информации о процентных ставках, выплачиваемых партнерскими программами в сети Интернет. Иначе говоря, при использовании метода с определением ставки роялти оценщик придерживается базовых принципов оценки, прописанных в пункте 4 ФСО № 3 [4], а именно принципа существенности, принципа обоснованности, принципа однозначности, принципа проверяемости, принципа достаточности.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ).

2. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н.

3. Общие понятия оценки, подходы и требования к оценке : Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256.

4. Требования к отчету об оценке : Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) :

приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254.

5. Об утверждении Порядка взимания платежей в соответствии с лицензионными договорами, заключаемыми при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, и их предельных размеров : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 72 : в редакции от 13 октября 2009 года.

6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 марта 2006 года № 03-03-04/2/54.

7. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности : утверждены Министерством имущественных отношений Российской Федерации от 26 ноября 2002 года № СК-4/21297.

8. Азгальдов Г. Г., Карпова Н. Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. URL: http://www.valnet.ru/m7-61.phtml

9. Азгальдов Г. Г., Карпова Н. Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М. : Международная академия оценки и консалтинга, 2006.

10. Аксенов А. П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление : учебнометодическое пособие. М. : Финансы и статистика, 2007.

11. Консалтинговая компания The Boston Consulting Group. URL: http://delovoy-kirov.ru/ rubrics/index1274.html

12. Влияние Интернета на российскую экономику // Интернет в цифрах. 2011. № 3 (7).

13. Воличенко П. П. Оценка бизнеса : учебно-методический комплекс. М. : Финансовая академия ; Институт делового администрирования и бизнеса, 2009.

14. Гоязнова А. Г., Федотова М. А. [и др.]. Оценка предприятия (бизнеса) : учебник.

2-е изд. М. : Финансы и статистика, 2004.

15. Десмонд Г., Келли Р. Руководство по

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

оценке бизнеса. М. : Российское общество оценщиков, 1996.

16. Джеймс Р. Хитчнер Оценка стоимости нематериальных активов / научный редактор профессор В. М. Рутгайзер. М. : Маросейка, 2008.

17. Джуха В. М., Усенко Л. Н., Киреев В. Д., Попета Г. Г., Лобов Ф. М., Дре-ев Г. А., Гунина Е. Н., Климова М. В. Оценочная деятельность в экономике : учебное пособие. М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2003.

18. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. 2-е изд. СПб. : Питер 2006.

19. Козырев А. Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М. : Интерреклама, 2003.

20. Конов Ю. П., Гончаренко Л. П. Цена интеллектуальной собственности : учебное пособие для вузов. М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010.

21. Котляров И. Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти [Электронный журнал «Корпоративные Финансы» (EJournal of Corporate Finance)]. 2011. № 1

(17). URL: http://cfjournal.hse.ru/2011--1%20 (17)/30554581.html

22. Леонтьев Б. Б. Методология и параметры оценки нематериальных активов в РФ // Вопросы оценки. 1998. № 3.

23. Леонтьев Ю. Б. Техника профессиональной оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М. : Октопус, 2005.

24. Мухамедшин И. С. Как эффективнее защитить, продать или купить научнотехническую продукцию. М., 1993.

25. Новосельцев О. В. Метод расчета ставки роялти при оценке упущенной выгоды и ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности // Вопросы оценки.

1998. № 3.

26. Оценка собственности. Оценка нематериальны активов и интеллектуальной собственности : учебник / А. Н. Асаул,

В. Н. Старинский, М. И. Кныш, М. К. Старо-

войтов ; под. ред. профессора П. Н. Асаула. СПб. : АНО «ИПЭВ», 2011.

27. Ванданимаева О. М., Дронов П. В., Ивлиева Н. Н. [и др.]. Оценка стоимости имущества : учебное пособие / под ред. И. В. Косоруковой. М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.

28. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учебное пособие / под ред. Н. А. Абдулаева, Н. А. Колайко. М. : Издательство «ЭКСМО», 2000.

29. Полторак А., Лернер П. Основы интеллектуальной собственности / пер. с анг. М. : Издательский дом «Вильямс», 2004.

30. Пузыня Н. Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. СПб. : Питер, 2005.

31. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / пер. с анг. ; научный редактор профессор В. М. Рутгайзер. М. : Квинто-Консалтинг, 2005.

32. Хлопцов Д. М. Оценка стоимости и коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности : учебное пособие. Томск, 2009. URL: http://www.ef-tsu.ru/HlopcovDM-valuation-and-commercial-application-of-intellectual-property/hlopcov-

001-b.pdf

33. Цибулев П. Н. Оценка интеллектуальной собственности : учебное пособие. Киев : Институт интеллектуальной собственности и права, 2005.

34. Чеботарев Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

35. Шипилевская Е. В., Медведева О. М. Основы оценки стоимости нематериальных активов. Ростов н/Д : Феникс, 2011.

36. Шипова Е. В. Оценка интеллектуальной собственности : учебное пособие. Иркутск : Издательство Байкальского государственного университета экономики и права, 2003.

37. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М. : Омега-Л, 2006.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 974-1950, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.