Научная статья на тему 'Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей»'

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5524
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЭТАПЫ / КАТЕГОРИИ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна

Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей»»

Методология НИР :

УДК 159.9 : 02 ББК 78.303+88.4

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ «ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ»

© О.Л. Чурашева, 2007

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.

Ключевые слова: контент-анализ, этапы, категории, эвристические возможности.

Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного изучения документов. Он подразумевает поиск, регистрацию и числовую обработку определенных смысловых единиц, зафиксированных в документе (или в совокупности документов), и дальнейшую интерпретацию полученных данных (описание обнаруженных закономерностей, установление взаимосвязи между выявленными тенденциями и т. д.). В качестве объектов контент-анализа могут выступать как тексты, так и телевизионные программы, кинофильмы, фотографии, аудиозаписи и т.д.

Контент-анализ сегодня приобретает все большую популярность у исследователей, расширяется сфера его применения. Рассматриваемый метод успешно используется специалистами в области рекламы, маркетинга и PR, политологии, психологии, юриспруденции, литературоведения, библиотековедения и других наук.

Теория и методика проведения контент-анализа в целом подробно раскрыты в современной литературе. Опишем процесс и результаты применения метода контент-анализа в конкретном исследовании на тему «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей».

Первым этапом контент-анализа стал отбор документов, формирующих поток по проблеме информационно-психологической безопасности.

В первую очередь были определены источники вторичной информации, необходимые для отбора документов, а также установлены хронологические, территориальные и содержательные крите-

рии такого отбора. При этом использовались следующие подходы:

1. Отбор традиционных и электронных сетевых документов. Отбирались как традиционные документы, отраженные в текущих указателях государственной библиографии (годовые комплекты таких библиографических пособий, как «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись авторефератов диссертаций», указатели ИНИОН, реферативные журналы ВИНИТИ), в каталогах крупнейших библиотек (РГБ, РНБ), так и электронные сетевые документы, найденные с помощью информационно-поисковых систем Яндекс, Апорт, Google, Alta-Vista.

2. Использование различных типов библиографических пособий для поиска и отбора документов. Учитывая особенности потока социальноэкономической литературы и возникающие в связи с этим требования к выявлению документов в потоке, при отборе документов активно использовались не только указатели государственной библиографии, но и прикнижные и пристатейные списки цитированной (использованной) литературы.

3. Хронологические рамки. Хронологическими рамками отбора документов послужил период с

1 января 1996 г. по 1 октября 2004 г. Нижняя граница данного периода обоснована появлением в 1996 г. первого упоминания термина «информационно-психологическая безопасность». Верхняя граница периода отображает момент проведения исследования.

4. Строгие содержательные ограничения в отборе документов. Проблемное поле информа-

ционно-психологической безопасности чрезвычайно обширно, сложно по своей структуре, поэтому встала задача содержательного ограничения в отборе публикаций. Для анализа отбирались публикации, непосредственно содержащие термин «информационно-психологическая безопасность» (во избежание подмены понятий). Кроме того, учитывая такую особенность потока социальноэкономической литературы, как изменение ключевой терминологии с течением времени, а также неоднозначность терминологии в области информационно-психологической безопасности, отбирались документы, посвященные как вопросам непосредственно информационно-психологической безопасности (с употреблением данного термина), так и вопросам информационной безопасности, но лишь в том случае, если в них информационная безопасность рассматривалась не в плане безопасности объектов (как защита информации, технических средств сбора, хранения, распространения информации, т.е. в узком техническом аспекте, рассмотрение которого не входило в тематику данного диссертационного исследования), а в плане безопасности субъектов, их защищенности от информации определенного рода.

5. Отбор отечественных и зарубежных документов. Наряду с отечественными документами для анализа отбирались и зарубежные. Однако ввиду недоступности большинства зарубежных публикаций и, соответственно, невозможности выявить весь зарубежный документальный поток по рассматриваемой проблематике и достигнуть достаточной полноты в отборе документов зарубежные публикации использовались только как иллюстративный материал.

Итогом первого этапа стало создание списка документов, отобранных для контент-анализа.

Вторым этапом исследования являлось выявление категорий анализа текста (смысловых единиц анализа). В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие категории анализа текста:

Первая группа: категории, которые могут быть выявлены путем ознакомления с библиографическим описанием, аннотацией, оглавлением, предисловием, т. е. путем беглого изучения документа:

• страна издания документа,

• год издания документа,

• отрасль знания, к которой принадлежит документ,

• тематика документа,

• тип документа,

• вид документа,

• принадлежность автора документа к определенному научному коллективу,

• научный статус автора документа.

Вторая группа: категории, которые могут быть выявлены только путем глубокого анализа текста:

• определение понятия «обеспечение информационно-психологической безопасности»,

• угрозы информационно-психологической безопасности,

• направления обеспечения информационнопсихологической безопасности,

• средства обеспечения информационно-психологической безопасности.

На третьем этапе были установлены единицы счета, конкретизирующие каждую смысловую единицу. Итогом этого этапа стала разработка классификатора контент-анализа, связывающего воедино все смысловые категории и единицы счета (табл. 1).

Приведем образец бланка контент-анализа

(табл. 2), т.е. таблицы, заполняемой на основе фиксации всех смысловых категорий и единиц счета во всех проанализированных документах. В заголовке таблицы перечислены анализируемые смысловые единицы, в графы заносилось название и автор конкретной публикации, а также единицы счета, присутствующие в ней.

На пятом этапе производилась обработка зафиксированных единиц счета. Проводился частотный и смысловой анализ этих единиц (примером последнего может служить поиск синонимичных определений информационно-психологической безопасности). В соответствии с задачами исследования устанавливались зависимости между определенными единицами (например, между количеством документов, изданных в тот или иной год, и их тематикой - для определения динамики развития тематической структуры потока и т.д.). Данные, полученные в ходе этой обработки, использовались для составления таблиц, схем, диаграмм, наглядно раскрывающих ключевые вопросы исследования.

На шестом этапе эти диаграммы и таблицы интерпретировались с позиций исследовательских задач. Приведем некоторые результаты контент-анализа, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этого метода.

Одной из задач исследования было показать общемировой характер проблемы информационнопсихологической безопасности. Результаты обработки материалов контент-анализа по категории «страна издания» свидетельствуют об обширной географии исследований данной проблемы (рис. 1).

Наряду с российскими специалистами в исследовании проблемы информационно-психологической безопасности в настоящие время принимают участие представители стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), европейских стран (Западной Европы (Великобритания, Германия), Восточной Европы (Чехия, Словакия), Северной Европы (Финляндия), США и Канады, Австралии. Кроме того, проблема информационно-психологической безопасности отражается и в ряде международных

Т а б л и ц а 1

Классификатор контент-анализа по теме «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей» (фрагмент)

Код единиц анализа Смысловые категории Единицы счета

1 Страна издания документа 1.1. Россия 1.2. Зарубежные страны, в том числе: 1.2.1. США 1.2.2. Канада 1.2.3. Великобритания1 1.3. Международные документы

2 Год издания документа 1.1. 1996 1.9. 2004

3 Отрасль знания, к которой принадлежит документ 1.1. Психология 1.2. Юриспруденция 1.3. Библиотековедение

4 Тематика документа 4.1. Государственная информационная политика 4.2. Информационная культура 4.3. Библиотека в информационном обществе

5 Тип документа 5.1. Официально-документальные публикации, в том числе: 5.1.1. Изданные в 1994 г. 5.1.9. Изданные в 2004 г. 5.2. Научные публикации, в том числе2: 5.3. Справочные публикации, в том числе:

6 Вид документа 6.1. Книги, в том числе: 6.1.1. Изданные в 1994 г. 6.1.9. Изданные в 2004 г. 6.2. Статьи, в том числе: 6.3. Тезисы конференций

7 Принадлежность автора документа к определенному научному коллективу 7.1. Московский гос. университет 7.2. Санкт-Петербургский государственный университет 7.3. Институт психологии РАН

8 Научный статус автора документа 8.1. Доктора психологических наук 8.2. Кандидаты психологических наук

9 Определение понятия «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» 9.1. Безопасность 9.2. Информационная безопасность 9.3. Информационно-психологическая безопасность 9.4. Информационно-психологическая безопасность читателей 9.5. Обеспечение информационно-психологической безопасности 9.6. Обеспечение информационно-психологической безопасности читателей

1 Здесь и далее единицы счета в однородных рядах приводятся выборочно.

2 В пунктах 5.2-5.3 повторяется рубрикация, приведенная в пункте 5.1; в пунктах 6.2-6.3 повторяется рубрикация, приведенная в пункте 6.1.

Окончание табл. 1

Код единиц анализа Смысловые категории Единицы счета

10 Угрозы информационнопсихологической безопасности 10.1. Отсутствие необходимой информации, незаконное ограничение доступа к информации 10.1.1. Применительно к читателям библиотек 10.2. Недостоверная информация 10.2.1. Применительно к читателям библиотек 10.7. Другие3

11 Направления обеспечения информационно-психологической безопасности 11.1. Обеспечение свободного и беспрепятственного доступа личности к информации 11.1.1. В условиях библиотек 11.2. Совершенствование информационной культуры 11.2.1. В условиях библиотек 11.9. Другие

12 Средства обеспечения информационнопсихологической безопасности 12.1. Технологии развития информационной культуры 12.1.1. В условиях библиотек 12.2. Описание, классификация, аннотирование, реферирование электронных сетевых документов в целях создания справочных пособий по ресурсам Интернета 12.2.1. В условиях библиотек 12.9. Другие

3 Поскольку трудно учесть все угрозы, направления и средства обеспечения информационно-психологической безопасности, которые могут быть описаны в публикациях, в пункты 10, 11, 12 включена рубрика «Другие» для фиксации неучтенных, но обнаруженных в тексте единиц счета.

документов, имеющих как общеевропейское, так и общемировое значение (документы Совета Европы, ЮНЕСКО, ООН).

Таким образом, обработка материалов контент-анализа позволила доказать, что проблема информационно-психологической безопасности носит международный характер, актуальна в общемировом масштабе.

Данные, полученные в ходе контент-анализа, позволяют судить и о степени разработанности изучаемой проблемы, наличии (или отсутствии) у специалистов интереса к ней. Для этого на основании обработки результатов контент-анализа по единицам «тип документа», «вид документа» и «год издания» необходимо наглядно отобразить видовую структуру научных публикаций (рис. 2), а также динамику развития видовой структуры в научной литературе (рис. 3).

В структуре научных публикаций существенно преобладают статьи и тезисы конференций (51 и 21%, соответственно, рис. 2), а доля книг (выполняющих функцию обобщения, подытоживания имеющегося знания) невелика (6%). Эти тенденции позволяют говорить о том, что проблема информационно-психологической безопасности в настоящий момент находится в стадии активной разработки, быстрого развития (согласно закономерностям развития документального потока, вы-

деленным Г.Ф. Гордукаловой), т.е. свидетельствуют об актуальности проблемы информационно-психологической безопасности на современном этапе.

С помощью анализа категорий «отрасль знания» и «тематика документа» нами доказан междисциплинарный статус исследуемой проблемы и наличие библиотековедческой тематики в ее изучении. К области библиотековедения принадлежит 13% проанализированных документов. При изучении взаимосвязи категорий «отрасль знания» и «вид документа» было зафиксировано, что если в области психологии, информатики, юриспруденции, политологии существуют отдельные крупные работы (книги), в целом посвященные вопросам информационно-психологической безопасности, то в области библиотековедения таких работ нет. Таким образом, контент-анализ позволил установить, что существует значительный разрыв между степенью разработанности вопросов информационно-психологической безопасности в библиотековедении и других науках.

На основании исследования взаимосвязи категорий «отрасль знания» и «тематика документа» выявлено, что библиотековеды в настоящее время затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы в работах, посвященных следующей проблематике:

Т а б л и ц а 2

Фрагмент бланка контент-анализа

№ п/п 1

Автор Грачев Г.В.

Название документа ИПБ личности: состояние и возможности психологической защиты

Страна издания Россия

Год издания 1998

Отрасль знания Психология

Тематика Манипуляции сознанием

Тип документа Научный

Вид документа Книга

Научный коллектив, к которому принадлежит автор Российская академия государственной службы

Научный статус автора Кандидат психологических наук

Определение ИПБ

Угрозы ИПБ в целом Недостоверная информация

применительно к читателям -

Направления обеспечения ИПБ в целом Информирование об угрозах ИПБ

в условиях библиотек -

Средства обеспечения ИПБ в целом Коммуникативный тренинг

в условиях библиотек -

Примечания

Примечания: 1. В графе «Определение» фиксировалось только наличие в документе тех или иных единиц счета («безопасность», «информационная безопасность», «информационно-психологическая безопасность» и т.д. (см. п. 9 Классификатора контент-анализа). Сами определения выписывались на регистрационных карточках.

2. ИПБ - аббревиатура понятия «информационно-психологическая безопасность».

• формирование информационной культуры,

• роль библиотек в создании в России информационного общества,

• библиотерапевтическая деятельность библиотек.

В ходе контент-анализа возможно фиксирование не только наличия каких-либо изучаемых единиц в тексте, но и их отсутствия. Нами выяснено, что такие лексические единицы, как «информационно-психологическая безопасность» и «обеспечение информационно-психологической безопасности», употребляются довольно широко и их содержание подробно раскрыто. В то же время понятие «информационно-психологическая безопасность читателей» употребляется лишь отдель-

ными авторами без раскрытия его сущности, а понятие «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» не употребляется совсем. Таким образом, контент-анализ вскрыл существующий терминологический пробел, показал необходимость создания собственных рабочих определений этих понятий и предоставил необходимые для выполнения такой задачи данные.

Материалы контент-анализа послужили основой для разработки анкеты по проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности для читателей и библиотекарей публичных библиотек. Выявленные и систематизированные в ходе изучения документов угрозы информационно-психологической безопасности, направления и средства

Количество публикаций

украина Литва Германия Чехия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахстан 1%

1% ~

Белоруссия 1%

Финляндия 1%

Канада 1%

Великобритания США 1% 8%

Словакия

Австралия

1%

Международные

документы

8%

Рис. 1. Количественный анализ публикаций по признаку страны издания

Авторефераты

Рис. 2. Количественный анализ публикаций по видам

10'

9-

8-

7'

6'

5-

4'

3-

2'

10

ШШІ

ш

1

ш

□ статьи

■ тезисы конференций

□ главы из книг

□ книги

□ авторефераты диссертаций

□ сборники материалов

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Рис. 3. Динамика развития видовой структуры в научной литературе (1996-2004 гг.)

ее обеспечения были предложены для оценки респондентам. Сопоставление результатов контент-анализа (отражающих мнение специалистов) и результатов анкетирования (отражающих мнение библиотекарей и читателей) позволило выявить расхождения между теоретическим и практическим представлением об обеспечении информационнопсихологической безопасности читателей, а также круг вопросов, не рассматриваемых специалистами, но представляющих интерес для читателей.

Подытоживая изложенное, отметим, что метод контент-анализа использовался по-разному на различных этапах исследования для решения тех или иных задач:

• в качестве основного метода (для анализа документального потока);

• параллельного метода (в частности, при создании рабочего определения «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» он использовался параллельно с методами терминологического анализа и операционализации понятий);

• вспомогательного метода (например, при разработке анкеты для читателей и библиотекарей).

Таким образом, метод контент-анализа открывает широкие эвристические возможности для исследования такой сложной и многоаспектной проблемы, как публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.

Материал поступил в редакцию 9.04.2007 г.

Сведения об авторе: Чурашева Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотековедения и книговедения, тел.: (812) 314-29-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.